Африка II. Этнографический очерк.

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Африка II. Этнографический очерк.

БСЭ т.4, м. 1930, ст. 108 - 112.

Географические условия Африк. континента наложили отпечаток на распределение культурных провинций.

Слабая расчлененность материка, мало изрезанная береговая линия, отсутствие горных массивов, препятствующих передвижению отдельных племен и народов, соединительное значение таких водных артерий, как Конго и Нигер, - все это обусловливает и слабую культурную расчлененность.

Африк. культуры не отделены между собой резкими границами, и чрезвычайно часто остатки более древних культур как бы вкраплены в области культур более высоких.

Только Сахара сравнительно резко отделяет сев.-африк. область от остальной А.

Поэтому культуры сев. А. (Египет и так называемая. Малая А. - Алжир, Тунис, Марокко), благодаря своим исконным связям с средиземноморскими культурами юга Европы и запада Азии, могут быть отделены от собственно-африканских культур, - что конечно не исключает некоторого взаимодействия тех и других.

2. В лингвистическом отношении Африка делится на три больших части.

Область хамитских флектирующих языков (см.), родственных семитским и в северной Африке вытесняемых последними, захватывает берберские и туарегские племена северной А., фульбе в Судане, массаи в вост. А.

По мнению Лепсиуса, язык готтентотов стоит также в связи с хамитскими.

2.1 Южнее, между границами Сенегал - Верхний Нил с С. и юж. Камерун - Виктория-Ньянца с Ю. лежит область суданских языков.

Их положение является в лингвистике довольно спорным.

Для них характерны односложные корни, соединяемые с префиксами, инфиксами и суффиксами.

К группе суданских племен относятся: ашанти, эве, нупе, иорубы, мандинго, волоф, багир-мя, динка.

2.2 Еще южнее лежит область агглютинирующих языков (см.) банту, характеризуемых делением существительных на особые классы путем прибавления определенных префиксов.

К группе банту относятся племена: бакуба, балуба, бавима, ова-гереро, вагого, акикуйу, вакамба, базуто, бечуаны, баронга и др.

Интересно отметить отсутствие собственного языка у карликовых африк. племен, которые пользуются языками своих высокорослых соседей.

Особо стоят языки бушменских племен с их характерными прищелкивающими гласными.

3. Антропологически А. делится следующим образом.

Ее С. занимают хамиты, которые однако просочились частью в Судан (фульбе), восточную Африку (массаи) и даже повлияли в расовом отношении на юж.-африк. кафров и других южных банту.

Характерными чертами хамита являются: высокий рост, маленькие руки и ноги, светлокоричневый, иногда красноватый цвет лица, узкая голова, длинное овальное лицо с узким, почти орлиным носом, волнистые волосы.

По своему типу хамит из всех африканцев больше всего походит на европейца.

3.1 Второй большой группой африканцев являются негры, распадающиеся на несколько групп.

Прежде всего, негры Гвинейского побережья и центрального Судана, - среди них встречается брахицефалия, хотя для негра вообще характерна долихоцефалия, - особенно отличаются прогнатизмом (см.) лица, крупными губами, приплюснутым носом, темным цветом кожи, курчавостью волос и, сравнительно с остальными неграми, коротконогостыо.

Напротив, негры Верхнего Нила - ярко выраженные долихоцефалы, имеют большой рост, длинноноги и довольно стройны.

Особенно же отличаются стройностью и тонкими чертами лица юж. банту.

Эти различия объясняются повидимому смешением рас, в первом случае с карликовыми племенами, во втором с хамитами.

3.2 Наиболее древним расовым элементом в Африке являются карликовые и бушменские племена.

Для первых характерны: малый рост (145 см в среднем для мужчин, 135 см для женшин), длинные руки, более светлый, чем у негров, цвет кожи, плоский и широкий нос, растительность на теле, напоминающая детский пушок.

Бушмены отличаются как бы приспособленным к фону степи и пустыни желтым цветом кожи, короткостью конечностей, сравнительной ортогпатичностбю (см.) и несколько большим (для мужчин в среднем 153—155 см) ростом.

Особенно характерны для бушмена отсутствие ушной мочки и объясняемая влиянием солнца прищуренность глаз.

Загадочна расовая принадлежность готтентотов; возможно, что мы имеем здесь помесь хамитов с бушменами.

Особенно развита среди них стеатопигия - отложение жира в области ягодиц - и часто вызываемое искусственным образом развитие малых срамных губ у женщин-готтентоток.

4. Чрезвычайно мало разработана африканская археология.

Сравнительно лучше исследована сев. Африка по причине своей связи со средиземноморскими культурами.

Здесь обнаружены богатые остатки как палеолита, так и неолита.

Каменные орудия Сахары, Судана и зап. Африки принадлежат по большей части к неолиту.

Почти вовсе не имеется находок из каменного века в вост. А.

Зато юж. А. чрезвычайно богата остатками каменных орудий различных эпох, тем более, что бушмены еще до сих вор пользуются камнем.

Находка в северное Родезии (в 1921) черепа «родезийского» человека, представляющего собой нечто среднее между неандертальцем (см.) и современным человеком, показывает, что археология А. заслуживает самой тщательной разработки.

5 Носителями самой древней и самой первооытной культуры в А. могут считаться карликовые народы, живущие в более доступных для человека местах девственного леса центр. А., и бушмены, жители юж.-африк. пустыни Калахари.

Они существуют первобытной охотой и собирательством.

Метод охоты, состоящий в выслеживании дичи, иногда даже при помощи маскировки, достиг уже известного развития.

Охота производится при помощи метательных дубинок, деревянных копий и круглого лука с обычно отравленными стрелами без оперения или с простейшим оперением.

Социальной единицей является состоящая из нескольких семей орда; у бушменов эта орда иногда не выходит за пределы одной парной семьи.

Духовная культура исследована плохо; можно с несомненностью утверждать существование магических обрядов и страха перед мертвецами.

Особый интерес представляет бушменская живопись на скалах, очень приближающаяся по своей технике и значению к пещерной живописи европейского палеолита.

Следует отметить, что в современной этнологии (некоторые представители культурно-исторической школы, Вундт) делался целый ряд попыток доказать, что описанная нами культура является самой архаичной из культур так наз. первобытных народов.

Действительно, если исключить употребление этими племенами получаемых от соседних племен железных наконечников для копий и стрел, то их культуру следует отнести к культурам каменного века.

6. Наиболее интересную проблему африк. этиологии представляет зап.-африк. культура.

Ее центрами являются область Конго и область от Гвинейского залива до Сенегамбии.

По мнению целого ряда исследователей (Фробениуса, Анкермана, Гребнера), эта культура - пришлая, и по некоторым данным имеет связь с культурами Тихого океана.

Экономически - это культура тропического мотыжного земледелия.

Из домашних животных для нее особенно характерна свинья.

Техническое своеобразие зап.-африк. культуры состоит в преобладании растительного материала - дерева и растительного волокна - над остальным.

Щиты из дерева и растительного плетения, простой плоский лук с тетивой из ротанга или бамбука, одежда и цыновка преимущественно из волокон рафии (см.) чрезвычайно характерны для этого культурного круга.

Однако в область западно-африк. технологии уже успело проникнуть железо. Вообще необходимо иметь в виду, что культура железа чрезвычайно характерна для Африки и не исключена возможность (гипотеза Лушана), что железо есть собственно африканское изобретение.

6.1 В области обмена для зап.-африкан. культуры характерно сосредоточение торговли в руках женщин; она производится довольно регулярно через промежутки в 4—5 дней на особых базарах, причем меновой единицей служат различные железные изделия.

В социальном устройстве следует отметить слабое развитие власти вождя, редко выходящей за пределы одной деревни, и материнское право в области семейных отношений.

В духовной культуре характерно соединение культа мертвых (жертвы на могилах, культ черепов) с очень развитым чародейством.

Сильно развиты тайные общества и церемонии, главным образом танцы, с употреблением масок.

7. Третий характерный для Африки культурный комплекс представляют пастушеские народы.

Происходя повидимому с северо-востока, этот культурный комплекс, затрагивая Судан, занимает травяные степи В. и Ю. А. и так. обр. обходит лесистые области центр. А. и зап.-африк. культуры.

Уже самое название этого комплекса дает его основную характеристику.

Экономическим базисом культуры африк. пастухов служит своеобразная форма скотоводства - экстенсивное молочное скотоводство.

Рогатый скот - основное богатство африканского скотовода - только в исключительных случаях употребляется в качестве мясной пищи, а эксплоатируется для добывания молочных продуктов.

Наряду с этим в отношении скотовода к животному можно усмотреть много элементов нехозяйственного характера, отчасти черты забавы, отчасти черты, несколько напоминающие тотемизм.

7.1 Скотоводство находится в руках мужчин.

За редкими исключениями, например гереро, скотоводческие культуры А. являются в то же время и земледельческими.

Земледелием обычно занимаются женщины и подчиненные скотоводами племена.

Интересно отметить, что скот как рабочая сила не применяется, и женское земледелие пастушеских культур Африки остается мотыжным.

7.2 Эти пастушеские народы хорошо знакомы с употреблением железа, а специфической особенностью их культурного богатства является широкое употребление шкур и кож.

Их социальная организация довольно развита.

Часто встречается столь характерная для скотовода полигамная семья с покупкой жены.

На почве военных столкновений развилась власть вождя и создались крупные политические организации полуфеодального характера, как у юж.-африкан., напр. кафров.

7.3 Резко выраженный военный характер имеет политическое и социальное устройство массаи.

Некоторые черты общественной культуры массаи напоминают спартанские.

Соответственно этому в религии пастушеских народов Африки играет видную роль почитание знаменитых вождей.

Нередки также представления тотемистического характера.

7.4 Уже в этих культурах пастушеских народов А. очень заметны азиатские влияния, хронологию к-рых не всегда легко установить, но наиболее трудной для определения взаимоотношений различи, культур является культурная область Судана.

Если культурное движение в среде пастушеских племен идет по направлению С. - Ю., то в Судане мы можем установить две культурных оси - С. - Ю. для зап. Судана и В. - 3. для центрального и восточного.

В виду этой сложности, установление культурных напластований в Судане чрезвычайно затруднительно, тем более, что племенные миграции продолжались здесь до последнего времени (продвижение фульбе и манде в зап. Судане).

8. Фробениус различает в Судане четыре культурных слоя.

Это прежде всего - земледельческая культура рассеянных по Судану «эфиопских» племен, которые как бы вкраплены среди культур более развитых.

Затем так паз. «атлантическая» культура, занесенная, по его мнению, из Средиземноморья и родственная этрусской; ее несколько выродившимся носителем является зап.-африканское племя иорубов.

Наконец в культурах суданских феодальных государств Фробениус различает два слоя: один, сложившийся под византийско-персидским влиянием, другой, самый молодой, возникший вследствие позднейших миграций племен, принявших мусульманство.

Трудно сказать, насколько удачна эта попытка.

8.2 Суданские культуры достигли чрезвычайно высокого развития в социальном отношении.

Монархии феодального типа, сословное деление, кипучая городская жизнь с развитым ремеслом, оживленная торговля в таких центрах, как Тимбукту, - все это показывает и жизнеспособность суданских культур и заложенные в них богатые задатки исторического развития.

Наиболее интересную проблему суданских культур представляет бенинское искусство бронзового литья (см. Бенин), которое после захвата Бенина англичанами в 1897 вызвало изумление европейских ученых целым рядом замечательных произведений скульптуры.

9. Приблизительно с 900 христианской эры на А. начинает оказывать влияние мусульманская культура арабов.

Это влияние проникает в Судан из Марокко, Египта и Триполи, а в восточную А. - морским путем, с берегов Персидского залива.

Особенно ревностными носителями этой культуры в Судане являются племена манде, фульбе, гаусса.

9.2 В культурной роли мусульманства характерно следующее.

В вост. А. (область скотоводческой культуры), несмотря на то, что в нек-рых случаях арабские и персидские выходцы получали власть вождя, влияние ислама ничтожно - еще до сих пор его главными носителями оказываются иммигрировавшие арабы, индусы, персы.

Зато в Судане, с его богатой туземной культурой и густой сетью торговых путей, мусульманская культура нашла для себя богатую почву.

Так, мы встречаем арабские формы щита и меча, кожевенную индустрию по арабским образцам, право наследования дочерей, судопроизводство кадиев, чрезвычайное распространение обрезания.

Однако само мусульманство в значительной степени приняло специфически африканскую форму смешения со старыми религиями Судана, главным образом с колдовством.

Это не помешало ему при случае принимать весьма фанатический характер (движение махди).

Культурное значение ислама для А. спорно - он является преимущественно городской религией, а его главным носителем - торговец.

Во всяком случае, суданские культуры дают нам полное право говорить об африканской «истории» и выводят Африку из роли простого вместилища различных «первобытных» культур.

10. К эпохе империалистического расширения европейских государств и социалистических революций А. показала Европе, что она не есть только материал для европейских «цивилизаторов», но обладает и своими собственными культурными традициями.

П. Преображенский.