В самом стало быть конце восьмидесятых
В самом, стало быть, конце восьмидесятых,
В их последние безумные недели,
Меланхолией безжалостной объятый,
Гибну я, точно шакал последний!
Что-то выдохся, йез. Что-то нету ни мочи, ни сил
Ни водяры хлестать, ни прекрасных стихов сочинять, —
Утешай меня, ласточка! В гости меня пригласи!
И, конечно, оставь ночевать.
Пригласи меня в гости, эх, в кресла меня усади,
Улыбайся загадочно мне,
Напои меня кофьем, беседу скорей заводи
О таланте моем и уме, —
Делай это, подруга! Плохого ни капли в том нет!
Ты подумай сама:
Это ж не просто так! Это чтоб же родной же стране
Сохранить же чудесный талант!
Тюмень, декабрь 1989 г.
Первая строфа - пятистопный (в основном) хорей, далее – анапест.
Обращено к некоей Стелле, подробно о которой см. в "Тюменщиках". Шаповалов Ю., прочтя это стихотворение спросил с завистью:
— Так вот так прямо сразу именно — о таланте твоём и уме?
— Конечно! О чем же еще!
— Не додумается, — с надеждой сказал вообще-то не завистливый, но тут явно позавидовавший, Шапа.
— Додумается! Она — умная, она — додумается! — уверенно отвечал я.
— Умная?!! — в гневе надежды вскричал Ю. Шаповалов.
— Уж в чем в чем, а в этом — умная! — с торжеством ответил я, ставя последнюю точку, вбивая последний гвоздь, водружая победный флаг итд итп в победное завершение диалога.
2. На самом деле, если уж бы быть честным, и тем более теперь, десять лет спустя — 24-го августа 2000 сегодня, 7.52 утра, имея прожитый опыт и того, и сего, и в том числе и регулярный — да вот сейчас именно, вот весь этот август — опыт состояния «гибели точно шакал последний», — сейчас скажу, что правдиво, конечно было бы Шапе ответить так:
— Шапа, это ж стихи! Это ж идеальный случай описан, а не как оно на самом деле. Это ж описано то, как оно должно быть, а не — — —
3. То есть, это, выходит, не просто стихи, а это стихи, соответствующие идеологии социалистического реализма: в них описана не просто жизнь, а жизнь, данная в оптимистическом преломлении, очищенная от случайных наносных черт, и т.д. и т.п.)
4. "Оставь ночевать" – регулярно всплывает идея в стихах этого периода. Почему? Объясняю.
1: весьма часто просто-напросто было ночевать негде – совсем. Только на вокзал идти.
2: если и было где ночевать – но из тёплых гостей идти туда, где ночлег, в лютый холод минус тридцать семь, мрак, ветер; дожидаться автобуса может и час, а и до остановки ещё добрести надо, и от неё – о! о! Постелите мне где-нибудь, короче, тряпочку, я тут в уголке прикорну безобидно!
В таком аспекте, да.
Среди прочего.