Гребенщиков

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Ю.Крылов, М.Немиров, И.Плотников и другие

Гребенщиков Борис

Человек из города Ленинград (Санкт-Петербург), наиболее известен в качестве руководителя ансамбля "Аквариум", каковым является с 1972-го года.

В начале 1980 гг. в городе Тюмени, где тогда проживал автор этих строк - да, я думаю и по всей СССР, кроме уж совсем секретных столичных подполий - деятельность Б. Гребенщикова и всего ленинградского рока, возглавляемого им, воспринималась как единственное живое и актуальное из искусств, и была - - -

Как и вся рок-культура.

По порядку.

1.

В Тюмень первые сведения о Г. доходят примерно в феврале 1983-го года.

Человек по имени Струков А., посетив в частных целях неподалеку от Тюмени лежащий город Свердловск, возвращается оттуда с сенсационной новостью: в Ленинграде есть "Зоопарк" и "Аквариум"!

Поясняю.

К тому времени в Тюмени уже имелись юноши, которые были отъявленными любителями такого ответвления рок-музыки и культуры в целом, как "новая волна".

Журнал "Ровесник", порой сообщавший новости этой музыки, читался как подрывная прокламация.

Ибо там, в Англии - происходила Революция!

Мир на глазах менялся и становился другим: и новым, и неожиданным, и дурацким.

И - непредсказуемым.

...

Дело в следующем: это было единственное, что происходило.

Что было новым, неожиданным и удивляющим. Ибо все остальное, что было вокруг, было так, как будто никаких восьмидесятых и не наступало, а после семьдесят девятого наступил семьдесят десятый, затем семьдесят одиннадцатый, и так далее, и так далее: пять лет спустя это время будет обозвано эпохой застоя, и это верное наименование: так оно и было: скука, тоска, неподвижность, уныние, затхлость, дряхлость, и воздух выдышан весь, до последней молекулы.

...

Артурка Струков с осени 1982-го и был главным пропагандистом английской new wave. (И еще Шаповалов Ю. чуть попозже ).

Проживая тогда в сторожке на стройке, которую он сторожил, ночи напролет он крутил ручки коротковолнового радиоприемника, вылавливая в океане эфирного рева и хрипа редкие звуки этой идиотской и замечательной новой музыки, а наутро уже ходил с гитарой по домам, играя со страшной силой услышанное.

Этим он занимался с осени 1982-го года, и к весне 1983-го даже уже знал названия некоторых, самых запавших в душу, исполнителей этой музыки: это были "Стрэнглерз", и еще "Мэднесс", и еще Бэпиисятдвасы "(Б52-с)", и еще - и в самую первую, кстати, очередь - немецкая группа "Трио".

Артурка сочинял и песни собственного сочинения в указанном духе.

Они были даже в еще более этом духе, нежели их английские оригиналы: еще более идиотски и голы; так, одна из песен Струкова того периода, и довольно длинная, минуты полторы, - вся исполнялась на одном аккорде, который передвигался взад вперед по гитарному грифу.

...

А кругом происходило - выше описано, что происходило кругом.

Доходили до нас, конечно, записи всевозможных "Круизов", "Динамиков", "Карнавалов", не говоря уж о "Машине Времени" с "Воскресеньем".

Ничего, кроме недоумения, они не вызывали: да что они там, в чулане живут?

Радиоприемников у них, что ли, нету?

В чулане они живут что ли, закупоренном наглухо, куда никаких сведений из внешнего мира не поступает, почему они и лабают вот уж сколько лет одно и то же, услышанное в ранней юности?

И выходило так, что мы одни в СССР и есть крутые, умные и новые: Артурка - музыкант, Немиров - поэт.

Такую фамилию "Бродский" я лично услышал впервые услышали в декабре 1987-го; о Пригове, Вс.Некрасове и проч. и проч. и слыхом, естественно, никто не слыхал до конца 1980-х; и все были уверены, что современная поэзия - это то, что печатают в журналах: босоногое детство среди просторов полей унылым хореем).

...

Таково было состояние образа мыслей и чувствований в городе Тюмени к весне 1983-го года.

Тут вот Струков А. и привозит из вышеуказанного Свердловска вышеуказанную сенсационную новость: в Ленинграде есть "Зоопарк" и "Аквариум"!

Артурка рассказывает: он слышал в Свердловске пленку с записью, так это - то, самое, что нужно! Вскоре обнаружилась и пленка: смесь зоопаркового "Блюза де Моску" и аквариумовской пластинки "Электричество": действительно, именно то!

Именно то, чего все время хотелось услышать, но только негде было: песни, которые резкие, которые также точные, и также сжатые, и жизненные, и притом - идиотские, и еще и в придачу - скандальные.

- Подай весть! - пристает у Воннегута один безумный персонаж к окружающим.

Так вот: это была именно Весть - то, что мы слышали из магнитофона.

- Сладкая Н.!

- В Сайгоне год назад!

- Который раз пьем всю ночь!

- Когда я знал тебя совсем другой!

- Денег нет, зато есть - - -!

- Тени в углах, вино на столе!

- В этом городе есть еще кто-то живой!

- Я слышу голоса, они поют для меня!

И так далее.

И это было к тому же действительно новой музыкой - современной, не пережевывающей английские изобретения пятнадцатилетней давности, а идущей прямо в ногу с тем, что именно сейчас делается там, в метрополиях рока, где лютует new wave.

...

Наконец, это была вызывающая музыка.

Трудно теперь сказать, что в ней было уж такого вызывающего, но тогда люди, любившие все респектабельное и высокохудожественное, от "Йес" и "Куин" до Окуджавы и "Машины Времени" - предыдущее поколение - ругались матом и плевались слюной, слыша это, и такая их реакция только придавала нам еще больше восторга: она отделяла нас - новых, дерзких и офигительных - от них, которые - теплый лимонад.

(Характерна, например, реакция А.Макаревича, побывавшего на концерте Майка, когда тот впервые посетил Москву в 1981-м году; тот самый концерт, который и был записан под названием "Блюз де Моску", и который есть, несомненно, лучшая из записей Майка :

- Да за такие песни сажать нужно! - был до глубины души возмущен услышанным лидер группы, прославленной своей "философской лирикой"

- Это просто хулиганство, а не рок! - присоединялись к нему издатели московского подпольного рок-журнала "Урлайт").

...

Итог всего вышеуказанного: в Тюмени начинается аквариумомания.

Тем более, что начинают и новые записи появляться, и вполне регулярно: "Табу", затем "Радио Африка", затем - всевозможные акустические записи и концертники.

Гребень с Майком - а потом еще Цой, а еще потом и "Странные Игры", и еще московский "Центр" становятся все равно как Маркс с Энгельсом:

Нам то, да и се, и путь осветил

1983-84:

«Алкогольный клуб» (см.) как центр и рассадник аквариумолюбства в Тюмени (к тому времени уже известно, что лидера А. зовут Борис Гребенщиков: это прочитано в журнале "Юность", где его похвалил - что уж вовсе удивительно - Макаревич.)

И аквариумолюбство – распространяется по ней.

1984, весна:

Выгнанный из университета Артурка перед отправкой в армию едет в Питер - и посещает там Гребня! Поговорить о жизни, о роке, о - - -

Гребень производит на Артурку чрезвычайное впечатление.

А.Струков принимает твердое решение по возвращению из армии становиться все-таки именно звездой подпольного рока – а не кем-либо еще.

1984, лето:

И М. Немиров, автор этих строк, становится оголтелым гребенщиковофаном: его покидает его тогдашняя, скажем так, герлфренд, он всеми способами унывает и убивается, и утешают его лишь песни только-только появившегося в Тюмени альбома "Радио Африка".

1985, 15-20 марта:

Два тюменских человека, М. Немиров и Ю. Крылов, направляются в город Ленинград – и именно с целью встречи с Гр.

По определению Крылова, они едут туда как ходоки к Ленину: Правду узнать.

Они едут в Питер, не зная ни адреса Гребенщикова, ни каков он на вид, однако они уверены - они его найдут.

...

И они его действительно находят!

Более того: они попадают непосредственно в самый разгар III-го ленинградского рок-фестиваля.

Все это производит на них непревзойденное впечатление:

Столица!

Весна!

Рок-фестиваль!

Очаровашка Гребень!

Короче, из кабака - в приличное общество!

...

Вывод, вынесенный М. Немировым оттуда: так вот - и нужно жить.

Здесь!

В Тюмени!

Сейчас!

...

Безумной этой идеей - в Тюмени! - все время! - жить так, как живет рок-звезда БГ в Ленинграде, как ни крути, а мировой столице, да притом во время рок-фестиваля - интересно здесь то, что М. Немирову удается заразить чуть не полсотни молодых людей самого разного пола, социального происхождения, привычек, склонностей и коэффициента умственных способностей стремлением - делать это!

Что и становится главной идеей первых трех тюменских рок-клубов, группы «Инструкция по Выживанию» на раннем этапе ее существования и последующих двух лет бурной и безумной деятельности самого М. Немирова, и еще других людей.

1985-87:

Посещение Б.Гребенщикова становится обязательным деянием тюменского человека, оказавшегося в Ленинграде.

Городской достопримечательностью, которая обязательна к осмотру: Исаакий, Медный всадник, Гребенщиков на улице Софьи Перовской 5, прямо напротив Казанского собора.

Гребенщиков уже поп-звезда, его уже один раз показали по телевизору, но ходоков из Сибири он все еще принимает, и поит их чаем на огромной кухне своей коммуналки, и ведет ласковые беседы о жизни, дао, Дэвиде Боуи, и покоряет, и очаровывает…

Может быть кому-нибудь будет интересно, что по своим религиозным убеждениям Б.Гребенщиков в это время – ортодоксальный православный: и службы стоит, и к причастию ходит, и на исповедь.

И всем активно того же советует.

1987 и далее:

Б.Гребенщиков в сознании тюменских людей постепенно становится личностью, вызывающей все больше скорее раздражение и неприязнь, нежели прежний восторг и энтузиазм.

Перелом в его творчестве, наметившийся еще в 1984 году, в "Дне Серебра", и состоящий в отказе от резкой музыки с элементами панкухи и в возвращении к тому, с чего начинал, к полуакустической полубардовщине, становится к концу 1987 года имеющим характер полной очевидности.

Тюменским людям совсем не нравится такой "Аквариум".

И чем дальше он погружается в это унылое тягомотство, тем больше тюменские люди доходят до того, что году к 1993-му уже начинают при имени Гребенщикова плеваться и напоминать друг другу, какой умный человек Свин Панов: он всегда Гребенщикова именовал не иначе, как Гробыщенковым.

...

Но и это прошло.

И теперь дела с творчеством Гребенщикова у тюменского народа обстоят так: когда в радиоприемнике начинает задушевно гундеть очередная "Гертруда", никто, конечно, не бросает тут же все дела, чтобы поскорей приникнуть к этим волшебным звукам, но уже и не ругается матом, а без радости и злобы понимает: немолодой усталый человек, не в управдомы же ему подаваться, в самом деле!

Вот и тянет, как может, уныло привычную лямку - зимой-то холодно в России, нужны деньги на башмаки.

3.

Ну, а теперь вот некоторые обрывки из воспоминаний Юрия Крылова о встречах разных людей с Б.Гребенщиковым.

1

Как известно, в марте 1985 года к Гребенщикову из Тюмени поехали два "ходока" (Немиров и Крылов), как в свое время к Ленину ездили правду узнать, - начинает свое сообщение Крылов.

И продолжает:

" - Как известно из истории, они БГ нашли в большом городе Ленинграде, хотя выезжая, знали всего две вещи: что он живет в Ленинграде, и что есть такая группа "Аквариум" которая когда-то выступила в ДК им. Цурюпы.

В лицо они его тоже не знали.

И они нашли его, и долго пытали про правду жизни, которую тот им с удовольствием ведал.

Еще долго спрашивали про англоязычную музыку, и про многонациональную литературу, и про религию, и про социальное происхождение, и про связь творческого настроения со временем года, и кучу других вещей, а БГ, стало быть, удивлялся - приехали, грязные, лохматые, оборванные, небритые из какой-то Тюмени (первый вопрос, который он задал, когда встретились: "Ребят, а Тюмень - это где?") - а такие хитрые штуки спрашивают.

Ко мне, говорит, из Москвы и Таллинна народ приезжает в основном, чтобы спросить: "А что это в песне такой-то означает? "

Тогда Немиров и говорит:

- Ну, раз так, то тогда и мы спросим.

И поведал Боре такую историю:

- Есть у нас в Тюмени такой рок-подвижник, Шапа.

И ему как-то дали на три дня рок-энциклопедию на немецком языке.

И он, хоть по-немецки только "Гитлер капут" знает, но так ему хотелось всю правду про панк-рок и новую волну узнать, что он взял, и стал ее от руки переписывать, в надежде когда-нибудь найти человека, который знает немецкий, и ему все переведет.

Тексты на незнакомом языке переписывать очень трудно, особенно на немецком - в нем слова очень длинные, и в них бывает по восемь согласных подряд.

Но Шапе очень сильно хотелось все узнать, и он писал.

И когда он этим занимался, наткнулся на слово "растафари".

А мы-то думали, это просто некое самим Гребенщиковым для смеха и художественной загадочности придуманное слово.

А тут и человек нашелся, который действительно знал немецкий и все перевел: оказалось вовсе не для смеха.

Оказалось такое слово действительно есть, и имеет вполне реальное значение - и денотат, и сигнификат, и прочую ерунду.

И вот: может, во фразе

... Белый растафари, прозрачный цыган...

"прозрачный цыган" - тоже значит что-нибудь "этакое"?

БГ нахмурился, закурил, задумался. Затем говорит:

- Ну, а вы сами как это понимаете?

- Мы понимаем так, что в ней имеется в ввиду такой человек цыганской национальности, только прозрачный,

- Очень хорошо! - обрадовался Гребень. - Я, в общем, имел в виду много всякого разного, но в вашей трактовке - еще лучше выходит!

2

И еще одна история, рассказанная опять Крыловым.

Она происходит в начале 1987-го года, ее участники - два сподвижника по группе "Аль Джихад аль Ислами", Кирилл Рыбьяков и Валерий "Варела" Усольцев.

- И вот, - сообщает Крылов, - поехали они в Питер к тогдашнему большому другу всех тюменщиков, хиппи по кличке Frank (Фрэнк), с которым познакомились на Исетских прудах в Свердловске.

Ну, приехали они, то-да-се, посидели, и захотелось им песни попеть. А Фрэнк говорит:

- У меня, жаль, гитары нет. Ладно, попробую что-нибудь придумать. - И стал по телефону вызванивать кто бы мог гитару принести.

Через полчаса звонок в дверь - принесли гитару. И кто? - сам БГ! (здесь надо заметить, что к тому времени о БГ начали много говорить, писать, показывать по телевизору, выпускать пластинки, поэтому он уже вроде как "сам БГ ! " стал).

Попели они песни всласть, по этому поводу портвейну купили, а БГ нажрался и спать лег.

И вот, просыпается он утром - на полу, на матрасе, с бодуна дикого (помните? - "Агдам"... завтрашнее похмелье - уже сегодня!"), и спрашивает, озираясь:

- Х..хде я?

У стены сидит мрачный, весь в наколках, совершенно уголовного вида Варела с ножевым шрамом на щеке, и, что-то мрачное наигрывая на БГ-вской гитаре, мрачно отвечает:

- Как где? В Тюмени!

- Как? - поражен БГ.

- Что значит "как"? Концерт у тебя здесь вечером, забыл, что ли? Вчерась мы с тобой в Питере обо всем договорились, да сразу и на самолет. На концерт уже и билеты проданы.

БГ в ужасе хватается за голову, но тут Варела подает ему стакан портвейна, затем второй, и вот Гребень уже приободряется, и уже расспрашивает, что за зал, как в нем акустика, какой аппарат, да все прочие вопросы технического порядка. Вареле уж и совестно стало, он уж и не знает, как эту затянувшуюся шутку побезобидней дезавуировать.

На его счастье, все получилось само собой: в процессе беседы БГ оказался каким-то образом возле окна, да выглянул в него, да увидел машины с питерскими номерами.

После чего, вскричав возмущенно "Козлы!", схватил гитару и убежал.

Вскоре в репертуаре "Аквариума" появилась песня "Козлы", и довольно долго В.Усольцев с гордостью всем объявлял, что она посвящена не каким-то абстрактным нехорошим людям, а именно ему, Вареле Усольцеву.

3

А вот история, рассказанная уже непосредственной мной, М.Немировым, и являющаяся пояснением к некогда имевшейся у меня картиночке, где Б.Гребенщиков и А.Макаревич в обнимку; снимок сделан осенью 1987-го года в аэропорту Шереметьево; Макаревич провожает БГ в Америку, куда тот летит в первый раз полпредом красного рока, Гласности и Перестройки.

Интересным является то, что автору этих строк удалось подслушать состоявшуюся сразу по возвращении А.Макаревича из Шереметьева беседу меж ним и еще одним корифеем советской рок-культуры, А.Троицким.

Причем он сделал это находясь за примерно тысячу километров от места действия в городе Ростов-на-Дону!

Вот как это было.

Я сидел в Ростове-на-Дону в местной рок-лаборатории, располагавшейся тогда в местном же Театре имени Горького, будучи опять же тогда тамошним деятелем мировой революции посредством музыки рок.

Вот что было самое положительное в городе Ростове-на-Дону: в упомянутой рок-лаборатории имелся телефон, который оплачивало местное управление культуры, в том числе - междугородние звонки. И я активно пользовался этим, бесперерывно названивая по всему СССР и устанавливая связи:

- Алло, это Куйбышев? Рок-клуб? Ну, расскажите, как что у вас. Я? Ростов, тоже рок-клуб.

У меня была толстая тетрадь со списком телефонов деятеей этой музыки по весму Союзу, она была прислана мне по почте кажется, из Саратова, а саратовским деятелям рока мой ростовский адрес дали тоже какие-то рок-деятели, может питерские, а может, свердловские - это было время бурного пложения рок-клубов и попыток - и первоначально небезуспешных - соединить их в сеть и цепь с целью дружбы, координации и прочего того, что нынче осуществляет интернет.

(Скопировав тетрадь, - переписав, собственно – доступ к ксеркосу в те времена - - -, я добавил в неё телефоны, какие знал и каких там не было, и переслал её, кажется, в Донецк. Или в Харьков, не помню.)

И я, занесенный волей судьбы жить в Ростов-на-Дону, активно занимался этим созданием сети.

Я так и концерты организовывал всяких московских групп в Ростове – Ва-Банк, Весёлые Картинки, ещё кой-каких других.

Сначала связывался с музыкантами – их телефоны были в этой тетради – потом со всякими рок-деятелями по железной дороге Ростов-Москва – орловскими там, воронежскими, харьковскими – чьи телефоны были тоже в этой тетради – и договаривался, что вот, мы выписываем в Ростов Ва-Банк – давайте вы организуйте им концерт по дороге – а за это и оплатите им билеты до вашего Воронежа – и сколько-нибудь денег, сколько сможете.

Так было дешевле нам, Ростову - и выгодно и приятно музыкантам, которые выступлениями были не избалованны и готовы были выступать где угодно, лишь бы - - -

И вот: среди прочих телефонов в этой тетрадищи был и телефон Артемия Троицкого также. Я этот номер и набрал.

Междугородняя связь в те времена обладала следующим свойством: если вы звонили по межгороду некому абоненту N, а он в это время беседовал с каким-либо абонентом Z, то ваш звонок вклинивался в их беседу, ибо междугородние звонки важней болтовни внутри города.

И получилось вот что: набрав московский номер Троицкого, я услышал положенный би-бик, обозначающий установление связи, и сразу же оказался внутри беседы, которую Троицкий А. вёл с кем-то еще.

И я уже было собрался повесить трубку и перезвонить позже, как тут услышал очередную фразу беседы:

- А я только что из аэропорта, Борьку Гребенщикова в Америку провожал, - и узнал говорящий это голос, принадлежащий Макаревичу.

И поскольку Борька Гребенщиков в то время был человеком, крайне интересовавшим советскую рок-общественность, то я, замирая от сознания безобразия того, что мной совершается, трубку класть не стал, а, стараясь не дышать, начал всячески эту беседу двух выдающихся деятелей современности подслушивать.

Ничего, впрочем, такого уж секретного я не услышал.

Так, обычный телефонный треп, легкое дружеское злословие:

- Что же он один полетел, братков здесь оставил?

- Что ты хочешь, Боливар не вынесет пятерых!

Или:

- Да, года промчались, бури улеглись, и высоко вознесся он над нами!

- Во-во: когда б земля таких людей бы не давал б миру, заглохла б нива жизни!

И т.д.

И, в общем, трудно даже и сказать, зачем я это рассказываю здесь, да тем более в письменном виде.

В общем-то, - низачем.

Так, картинка навеяла.

4

Ага.

А недавно по радио интервью с Гребенщиковым услышал – и аж за водкой побежал, послушав.

Ибо это уже что-то запредельное.

Манеры, ужимки, ухватки, кокетливые вздохи, заманчивые постанывания – ну точь-в-точь пожилая (сильно пожилая, лет шестидесяти пяти) … чтобы не употреблять грубого слова скажу - «чаровница», которая никак не может осознать, что она уже давно - - -, а уверена что по-прежнему - - -

Тоска!

Что с людьми время делает!

1995, осень

3.

А вот что Игорь Плотников сообщает:

http://www.livejournal.com/users/za_gonzalez/141139.html#cutid1

БГ и смысл жизни

На тюменском дворе стоял август 1986 года - разгар Перестройки.

Многие представители прогрессивной советской молодежи от 16 и старше не знали как и зачем жить дальше.

Но, на их счастье, было в то время в стране Советов место под названием Ленинград, в котором жил человек-полубог с незаконченным математическим образованием, который спустился с мира горнего в дольний и пошел в сторожа, чтобы быть пастырем заблудших, но чистых сердцем овец и пытливых умом отроков.

Человека того звали БГ, в миру Борис Борисович Гребенщиков.

В свои 30 лет и 3 года он памятник себе воздвиг нерукотворный, в то время, как народная тропа на улицу Софьи Перовской, где он тогда проживал в чулане с дырой в кармане, категорически отказывалась зарастать. К нему по этой тропе стремились со всех уголков страны "поштырить за жизнь" в надежде, что БоГ растолкует и на пальцах покажет и научит что к чему.

Говорить ему что-то при этом было вовсе не обязательно.

Одного только присутствия, доброго прищура глаз и улыбки его хватало, чтобы все в этих диких мирах встало с головы на ноги. К нему, как светочу истины и просвещения, из Тюмени периодически направлялись ходоки.

Пришло в августе 1986 года время и мне с Кириллом Рыбьяковым - будущей звездой российского рока - БГ навестить.

А фигля? - первый курс универа пройден, лет нам по 17, водяру хлещем с 12-ти, - самый сенокос духовных мечтаний и поисков, требующих удовлетворения.

А тут пророк-полубог на расстоянии всего в трое суток на поезде живет.

Ну и поехали.

...

Лично я с замиранием сердца ехал в тогдашнюю рок-мекку, "где дворы, как колодцы, небо, как снег, и слушает бессмертный панк-рок человек".

Мне представлялось, что куда ни глянь, будут попадаться на улицах звезды ленинградского рока - Борзыкин, Гаркуша, Цой, Майк Науменко, Рикошет, Свин, и главное, БэГэ!!

Ну если не так вот прямо на улице, то у мифического кафе "Сайгон" на Невском, где они тусуются, - железяка.

Дима Попов, нанесший визит БГ в марте того же года, но забывший при встрече уточнить у него в чем смысл жизни, проводил со мною и Киром инструктаж "как вести себя с Бобом":

- Вы не будьте индифферентными чуваками. Сразу спросите: "Боря, блядь, какую музыку нам слушать?" И на бумажку названия запишите. Будем искать.

...

По приезде в Ленинград мы зависли на квартире знакомых моей матери, которых она разыскала чуть ли ни накануне поездки и сообщила им, что по такому случаю она приедет не одна, а с тремя подростками, которых надо приютить. У тех знакомых был сын - Игорь - примерно нашего возраста. Был он тоже панк-рокером. Имел булавку в ухе, полубритые виски и пожженные перекисью водорода хайры. Типа наш человек.

Места в квартире было мало, и мы с Кириллом и Игорем спали поперек на двух составленных вместе кроватях: Кирилл посередине между нами. Пару дней в гостях пожили. Днем БГ выцепляли, записки об аудиенции ему писали. Тюменский наш дружбан гитарист "Инструкции" Аркаша Кузнецов, который тогда в Ленинграде жил и работал, открывал перед нами ногой двери ленинградского рок-эстеблишмента, который мы принимались поить портвейном.

Короче, мечты постепенно сбывались. Как вдруг через пару дней (вернее, ночей) пребывания в хозяйской квартире, Кирилл мне говорит:

- Ты ночью ничего не слышал?

- Нет, - говорю, - ничего.

- Этот уебень Игорь вторую ночь подряд пытается трахнуть меня в жопу.

- ??!!

- "Кончай, - говорит мне - ломаться, как девочка." Надо отсюда съябывать, как можно скорее.

Мы и съебали резко без предупреждения к Аркаше в общагу на Красногвардейский. Матери только сказал, чтобы не теряла, и дома в Тюмени потом ей объяснил, что Кирилла хотели изнасиловать.

Вот так невольно я тюменских рок-звезд в постель к гомосексуалистам подкладывал.

...

С БГ мы все таки встретились и ходили за ним по пятам по ленинградским улицам часа два. Он что-то вещал, но я, признаться, ни фига не расслышал из-за городского шума, идя у него за спиной. Помню только спросил нравится ли ему группа "Паблик Имидж Лимитед". Он ответил, что да.

Пригласил нас на концерт Аквариума в рок-клуб на ул. Рубинштейна 13 по случаю гибели скрипача Куссуля. Потом двинул речь о том, что все люди - братья, и на меня снизошло озарение, в котором я пребывал вплоть до попадания в дурдом через три месяца.

С вопросом о смысле жизни мы еще не раз ездили к БГ, но вместо ответа на него он либо выжирал весь наш коньяк и портвейн, либо ему было некогда. Последний раз я видел его в прошлым летом в Питере на посвящении в крийя-йогу.

...

Ленинград, август 1986 г. На фото (фотографировал я):

http://jack.vistaquest.ca/pics/len1986/bg-01.jpg

http://jack.vistaquest.ca/pics/len1986/bg-03.jpg

Кирилл Рыбьяков, БГ, Аркаша Кузнецов

http://jack.vistaquest.ca/pics/len1986/bg-02.jpg

БГ с сыном Глебом и тюменщиком Аркашей Кузнецовым.

(Фотки, кстати, сразу приобрели успех и часто воспроизводится. Правда, обычно в кадрированном виде – Рыбьякова и Аркана отрезают, автора не указывают. - мн)

+

http://jack.vistaquest.ca/pics/len1986/kir-01.jpg

Кирилл и Игорь, оказавшийся пидором, если Кирилл не врет, в позе Джаггера и Боуи.

http://jack.vistaquest.ca/pics/len1986/kir-03.jpg

Кир и я (Игорь Плотников)

http://jack.vistaquest.ca/pics/len1986/kir-04.jpg

Аркаша и Кирилл у "Сайгона".

обсуждение

sornyak

История восхитительная, но зачем же в дурдом?

Для меня, кстати, как представителя уже гораздо более молодого поколения, этот мир питерского рока до сих пор наполнен всей этой сказочной мишурой - мне все так и кажется, временами, что знала эта питерская тусовка что-то, чего никто в целом мире не знал...

Хотя постепенно приходит осознание того, что любое искусство творится простыми людьми, а отнюдь не небожителями. Причем очень часто половину корней конкретного произведения можно найти даже не в самом авторе, ибо он "человецы суть" и все провидеть не может, а в его окружении, в контексте и дискурсе этого автора.

Вы вот наглядный пример этого контекста - ведь еще вопрос, кто больше получал от этих встреч ходоков к БГ - ходоки, или сам БГ.

Может они несли ему мысли со всей России, а он только и знал, что поливать их обильно коньяком да водярой, чтобы давали они плоды пообильней, называя это "держаться корней"?

za_gonzalez

В дурдом так, для профилактики.

БГ мне предстал иконой, от которой исходило сияние. Такие, как я, наделили его этим сиянием. Чему он был рад и всячески его поддерживал. Обоюдный обмен энергией. Почти как в сексе.

nu_2004

Живенько так всё..

Для меня мир в 86-м оголился и ощерился. Понял я, что детство кончилось..

По-моему, очень удачно ты.. кон-цеп-ту-ализируешь! во как.. ;) пешы исчо, словом :-)

za_gonzalez

86-ой - да, переломный год.

la_baraka

фотки зыкие.

za_gonzalez

и баские. Спасибо.

gouselle

Хорошо рассказал и фотки отличные. Только вот не 87-й ли это год?

za_gonzalez

Нет, Гузель, август 86-го.

В начале августа "Инструкция по Выживанию" впервые выступила в Свердловске, а в конце мы в Питер с Кириллом поехали.

Аркашу тогда не приняли в ленинградский ВУЗ, и он подался в лимитчики и работал штукатурщиком, живя в общаге.

Посылку с музыкой и чегеваркой получили?

gouselle

Какой 86-ой крутой год оказывается, как много в него вместилось

Посылочку еще не получили, много препятствий оказалось на том пути, прости.

Завтра вроде бы все должно нормализоваться, схожу получу и сразу тебе доложу

za_gonzalez

ПолУчите. Главное, что дошла.

yasha

БГ похож на Боуи. Зыко!

za_gonzalez

Было такое. У него даже была белая электрическая гитара, которая когда-то принадлежала Боуи.

lach_gas

да, точно описан дух времени.

тоже ездил в Ленинград, типа "из Псковa мы, на собачку говорящую приехали посмотреть"

za_gonzalez

Ага, тоже это булгаковское выражение на ум всякий раз приходит. Ну клево же было тогда? В этом и заключался смысл, чтобы именно так жить.

lach_gas

мое открытие Аквариума произошло в 85 году, и это было одним из самых больших откровений юности и увлечение подобной музыкой ставило на 2 план к ужасу родителей все остальное.

тогда я думал, A-универсальный код к пониманию всего остального. и тот, кто въезжал в "А", становился сразу камарадом и соратником. а это просто музыка 1 поколения.

кстати словосчетание БГ тогда еще, если я правильно помню, еще не было, люди продвинутые говорили Боб.

za_gonzalez

Боб, Гребень, БГ.

Пел и говорил диковинно о диковинном.

Было не понятно, но очень круто. Людей так и о таком поющих и разговаривающих в Союзе не жило. Поэтому, воспринимался он, как иностранец. Вечное поклонение перед иностранщиной.

Все остальное, о котором Вы говорите, было в основном с Запада (Дилан, Болан, Боуи, Джетро Талл) и немного с Востока (Дао дэ цзин, буддизм и т.д.). За что БГ отдельная медаль и орден.

Немиров в универе устраивал симпозиумы по Аквариуму. Приходили парубки типа меня и задавали вопросы: а что эта фраза у Гребенщикова значит? а эта? И Немиров растолковывал, что это, мол, из "Степного волка" Гессе, а это из Жан-Поль Сартра, и т.д..

free_jolie

История типичная. У меня подруга так Гребенщиковым бредила и мне было непонятно. А ты все объяснил хорошо.

Мне же только "по крыше сползает старик Козодоев" нравился своей абсурдностью.

Спасибо за рассказ и за фотографии тех времен.

za_gonzalez

Не, ну БГ был тогда БоГ и пророк. Его увидишь, и сглузду сдвинешься. Его подъезд был расписан поклонниками. Одна надпись гласила: Боб ты делаешь рок! Где-то фотка была.

shapur

Были мы с Р.Неумоевым в Питере в июне 86-го.

Ромыч пошел к БГ, а я сидя у Казанского собора и терзался что не пошел, и пойти не мог, не представлял я себя в его обществе, не видел так сказать. К кому другому - запросто, так мне казалось, но к НЕМУ - нет.

Очень смешная история была с Костей Елисеевым.

Приехал. Как быть, что сказать? Пузырь купить? Нет для такого случая нужно было другое, иное.

И купил Константин огромный букет роз, которые и вручил изумленному Кумиру.

za_gonzalez

Вот так вот всегда с кумирами.

В личном общении тот факт, что они еще и люди, а не просто мифические персонажи, кумирство это их подтачивает.

Это как если к незнакомому человеку подойти и завести с ним беседу. Иногда не знаешь о чем, и главное - зачем?

Ну с Буддой понятно - встретил, убей - но что ты, Шапа, Христу-то скажешь, когда его повстречаешь?

...

Костя Елисеев записку от БГ демонстрировал как-то. Рассказывал, как они с ним творчество Джетро Талла обсуждали. БГ Андерсена большой любитель и ценитель.

drugie_berega

замечательная история! И фото очень интересные.

(Анонимно)

Prikol. Ja v 1987 tozhe byl pryshhavym podrostkom. A Tsoja tam ne vstrechali? Mne kazhetsja, Tsoj namnogo kruche BG i Co.

za_gonzalez

Цоя не встречали. Борзыкина и др. видели на неких дебатах "Рок - искусство или нет" или что-то в этом роде. Нас на них Алек Зандер редактор журнала "Рокси" завел. Там тогдашняя рок-тусовочная братия собралась и серьезно это обсуждала. Кажется, был там Рекшан и Житинский тоже.

t_sluhoff

вы знаете, вы счастливчик

я с Ним, с сиянием, БГ, только во сне общался

он, помню, тоже мудро улыбался и говорил что-то о вселюдскОм братстве

мы даже что-то (во сне) под гитарку с ним спели...

za_gonzalez

Ну, в общем, да. Жизнь удалась.

raconteur

Вот я не врубаюсь, ну что народ в БГ находит? Мне он кажется каким-то совковым в плохом смысле, с его философскими нравоучениями. Но на этих фотках он выглядит классно.

Цой - вот мне кажется квинтэссенция нашего рока. Да и исполнение в Последнем герое даже по западным меркам отличное. Спокойная ночь - это же гимн восьмидесятым (я застал кусочек 80-х)

za_gonzalez

Цой был подростком, а БГ - не мальчиком, но мужем. На его его философских нравоучениях Цой и воспитался. БГ его в люди вывел.

Цой, начиная с "Группы крови" плакатно соответствовал времени - Перемен, хуе-мое. БГ на этой перестроечной телеге тоже пытался проехать - Поезд в огне, Козлы, но лучше бы он этого не делал. Просто время было такое.

raconteur

Да не, я имел в виду, что как-то скучно от БГ.

Может, в 80-х он и был крутым парнем, но то как он вел себя при ельцине и сейчас - это же позор. Все эти ребята (ленинградская тусовка) - как говорится "на службе у режима", ну и бабки делают (хотя это в принципе неплохо)

za_gonzalez

На службе или нет, но ленинградская тусовка утратила свою актуальность с наступившими переменами.

Получается, что в этом плане БГ выдающийся маргинал. Музыка - фасад, проявление одной из его личных ипостасей. Через нее видно, кто он и что он.

В недавних двух альбомах БГ достиг того момента, когда может петь как угодно и о чем угодно без какого бы то ни было напряга.

Очень легко получается. Поет, как живет. Будда.

shapur

Вот, набрёл

http://www.livejournal.com/users/grebentshikov/

мне интересно.

(Анонимно)

Шапа, grebentshikov - виртуал.

shapur

Че то недопонял.

za_gonzalez

Кто-то завел журнал и прикидывается Гребнем, помещая статьи с Аквариумного сайта.

shapur

Скажи, заче-е-е-м? Правда, на кой ляд?

za_gonzalez

Измываются над страждущими. Боги спустились на землю.

mor77

такое ощущение, что скоро я перестану читать свою фрэндленту, оставлю только тебя.

espionne

какие все малолетние тут, на фотках...)))

Мы в Питер на хадж ездили в 1988... В итоге мои красные штаны сверкнули в фильме "рок-культ" тов. Мейннерта (если я не ошиблась в написании). Мама была очень недовольна...)))

za_gonzalez

На хадж ага. Клевый термин. Надо упо.

nemiroff

А список-то Гребень вам надиктовал?

Я помню, уже в 1987-м мне в Ростов из Тюмени присылали список, чего надо нынче слушать, согласно БГ.

Там были:

Дэд Кэн Дэнс

Дэд Кеннедиз

Баухауз

Джой Дивижн

Нью Ордер

Кабаре Вольтер

Кокто Твинз

Р.Е.М.

Скримин Джей Хокинс

и ещё что-то, всего 10 наименований.

Ничего этого в Тюмени не было и даже названий таких мы тогда ни разу не слыхали, и мы в очередной раз охуели от Гребня - насколь передовой и продвинутый.

А в Ростове-на-Дону, кстати, ни Гребень, ни весь ленинградский рок тогда особенно не уважались. Ростов - довольно специфический город, да.

za_gonzalez

Именно этот список и был. Плюс Лу Рид и еще кто-то. У меня дома в записной книжке тех времен этот список есть. Приеду, проверю.

kefafarafudej

Скримин Джей Хоукинс, wow!!!

Не ожидала почему-то, класс:)

nemiroff

Да.

А Дэд Кэн Дэнс, Нью Ордер и Кабаре Вольтер я и до сих пор так и не слыхивал.

Ох-эх.

b0ris

дэд кэн денс - не слышали? не может быть. может просто не помните?

они довольно попсовы по нонешним временам уже.

nemiroff

Нет, не слышал.

Причём как-то этой весной видел у себя дома неизвестно откуда взявшуюся кассету (какие-то гости забыли) на которой было написано "Дэд Кэн Дэнс".

А недавно выпивал, захотел, конечно, громкой музыки, решил этот ДКД наконец и послушать - перерыл все свои кассеты - хуя!

Неизвестным путём появилась, неизвестным путём и исчезла.

infanticida

DCD чудесные

simulacre

Чихнул от этого вашего тезиса...

infanticida

Не согласны? Ну, каждому свое, конечно.

za_gonzalez

Лу Рида еще указывал БГ в списке. Первым надыбали его "Мистрайал" на пластиночной туче возле училища искусств. Послушали и решили, что хуйня этот ваш Лу Рид. Но раз БГ сказал, надо слушать.

Еще Бостон (или не Бостон?) из Питера кассету с Кокто Твинзами от БГ привез.

Помню было мне от Викторияленда просветление на Шапиной кухне в 5 часов утра, после того, как мы с Анкой Максименковой и Сашей Ковязиным всю ночь перепечатывали на машинке Дао Дэ Цзын, коим меня снабдила на один день моя будущая жена.

Все обломалось в доме Смешанских.

olhanninen

Спасибо. Но какие же Вы и Ваши друзья... незакомплексованные. К БГ поехали за смыслом жизни... И доехали-таки. И приобщились (пусть даже без уточнения).

А я так и не смогла себя пересилить - хоть и в Питере всю жизнь прожила.

Приятели звали пойтить приобщиться, а я даже на пьянках в Рок-клубе подойти не могла: "Да неудобно, да и вообще как же так к человеку соваться ни с того ни с сего..."

Так что, честно признаюсь, не знаю я смысла жизни. Придется так доживать.

insar

Почему же Вы считаете, что его математическое образование было незаконченным?

za_gonzalez

Не знаю. Для красоты, может, приврал: маргинал, бросил учебу, ушел в сторожа. У него законченное математическое образование?

insar

Институт он, вроде, закончил. Вот с аспирантурой не очень вышло.

kefafarafudej

История замечательная.

Но жутко абыдно, всегда знала, что надо было родиться лет на 20 раньше:/

Теперь-то его где выцепить?

Когда едет в поезде и пьёт шато-лафит из горлА? )

...

http://www.ljplus.ru/img/z/a/zagonzalez/0.jpg

http://www.ljplus.ru/img/z/a/zagonzalez/1987-2.jpg

Концерт, на котором побывали Плотников с Рыбьяковым.

Того ли они ждали?

Нет, не того.

4.И ещё:

transzit

http://www.livejournal.com/users/transzit/10862.html?view=8046#t8046

Всё, что ниже - это из-за Загонзалеса.

Понарассказывал, мне вот тоже захотелось. У меня, конечно, не так цветасто получится, но всё же.

Первый раз я попал в Питер в январе 89-го.

Историческими памятниками Санкт-Петербурга на тот момент для меня были:

Сайгон,

Рубинштейна 13

и последний этаж дома на ул. Софьи Перовской, то бишь место проживания БэГэ.

Про Гребенщикова у меня в голове остались две картинки.

№ 1.

Подхожу к его подъезду. А там арка такая андеграундная, что зимним вечером ни хрена не видно. Захожу внутрь, и сталкиваюсь там с каким-то солидным мужиком в добротном цивильном плаще и меховой шапке.

Темно, лица не видать. Через несколько секунд врубаюсь - " Это ж ОН!" Естественно, прусь за ним.

Иду по следу, а в голове только одно - "Ё-моё, в ОНДАТРОВОЙ! Прям как Громыко!"

От такого прикида рок-звезды падучей со мной, к счастью, не случилось, но переварил я это тогда с трудом.

№ 2.

В Питер я приехал с тубусом. Зачем тубус? Для плакатов! В Москве ещё их не было, а в питерской "Мелодии" – бери не хочу.

Ну вот мы и решили раскрутить Гребенщикова на автограф. Тем более плакат БэГэ с собственноручной росписью - по тем временам круче могли быть только барабанные палочки Ника Мейсона. Только палочки - это другая история.

Для того, чтобы Боб расписался на плакатах, был куплен специальный супер-фломастер за какие-то сумасшедшие деньги, кажется, рубля за два (половина стоимости школьного билета Москва-Питер).

Cидим под дверью квартиры. Тактика как на рыбалке. От скуки один из нас начинает поплевывать в лестничный пролёт. Слышим шаги. Клюёт!

Мы к нему - " Борис-Борисыч, не могли бы вы расписаться на плакатах. А он - "Здесь не сцена. И мне вообще неприятно возвращаться домой под градом плевков".

Выходили из легендарного подъезда шестнадцатилетние поклонники питерского рока молча. Первая фраза прозвучала минут через двадцать в столовой на углу с Невским, обращённая в адрес плевавшего в пролёт - "А с тебя - два рубля за фломастер!"

Через пару месяцев Гребенщиков с этой квартиры съехал.

za_gonzalez

Про фломастер офигительно!! Представляю размер фиаско. Но Гребень-то каков гусь?! У него весь подъезд исписан, изрисован, исплеван, и все ради него одного, а не просто так бомжи погреться-испражниться зашли. Сам же виноват. Вернее, не виноват, а по рангу, как рок-звезде, проживавшей в советском коммунальном быте, полагается.

Свои же поклонники, родные, не моржовые. Плюют на пол из лучших побуждений и преданности. А он их еще стыдит за это. Что ж им тогда - евроремонт ему было делать? Странные эти кумиры. Не угодишь.

У меня его автографов несколько штук есть. Вернусь домой, отсканирую, выложу.

transzit

Размер фиаско был огромен. И послал, и деньги зря потратили.

nemiroff

Это что за фломастер за 2 рубля? 35 копеек они стоили!

transzit

Я ж написал "кажется". Наверно, действительно 35 коп.

Но при бюджете поездки в десять рублей, из которых восемь - это билет туда-обратно в сидячем вагоне - цена не запомнилась, но ощущение огромной финансовой потери осталось навсегда.

megakhuimyak

прикольно!!!

webmechanics

тут некоторые товарищи сильно нахваливают последний БГшный альбом... качать мне его лень, почитал "лирику" в инете - типичная гребневская херня...

к чему это я? а хз...

5.

Ш-в 20 мая, 2003 - 18:31:

А помнишь ли ты, Немиров, катушку со Стрэнглерз замултузеную тобою в 1985 году у Самого Б.Г.? Долго он не мог забыть обиду, в Тарту аж письма писал, какие в Тюмени гады живут.

Да, Немиров, пусть узнает общественность как ты обманул доверчивого Гения.

Ну шучу, ты ж думал это подарок. Или не думал?

Немиров 21 мая, 2003 - 07:53:

Гребенщикову я объяснил - у нас в Тюмени трудно с новейшей музыкой, давай мы ему будем высылать ежемесячно по 300 рублей, а он на ту сумму будет для нас записывать все, что по его мнению замечательное - и высылать

- 300 рублей? - не поверил ушам своим Гребень. - Да я буду теперь как сыр в масле кататься! - И тут же, в виде аванса сбегал домой и принес две катушки - "Стренглез” и еще что-то.

По приезду в Тюмень, в рок-клубе было постановлено - ежемесячно собирать по 10 рублей с носу и посылать Гребню на записи.

И собирали.

Да тут же и пропивали

Наконец, насобирали 170 руб. и решили послать хоть столько - стыдно уже было.

Но тут один человек спиздил эти общественные, по копеечке собранные деньги и прогулял их с тогдашней тюменской Настасьей Филипповной.

Так было.

Интересно, что человек этот даже не был сильно осужден рок-общественностью: африканские страсти, что поделаешь. С понятием отнеслись.

А потом пришло письмо из Тарту. Некие эстонские деятели культуры прислали каким-то тюменским бардам ксерокс с письма Гребенщикова. В письме Гребень писал: "А если к вам приедут два тюменских деятеля сибирского панка, один рыжый с вклокоченной бороденкой и в очках, второй тощий и тоже в очках - гоните их на хуй: это жулики и кидалы".

Письмо долго бродило по Тюмени, пока не добралось до нас. Было очень стыдно.

Немиров 21 мая, 2003 - 08:16:

Уточнение.

Не через бардов письмо пришло.

А это была еще одна группировка любителей ленинградского рока, отдельная от нас - Волчара, Хищник и др.

Они даже побить нас собирались за то, что мы позорим Тюмень в глазах питерской общественности.

У них были обширные связи с Питером, Москвой, Тарту и пр. - не знаю откуда.

Они постарше нас были.

Немиров 21 мая, 2003 - 11:29:

Денег у нас по-прежнему не было, тогда мы, чтобы хоть как-то загладить вину, послали Гребню посылку с обратным адресом "От подлецов из Тюмени": штук пять пластинок, с десяток катушек с самой модной, по нашему мнению музыкой (тот же Софт Селл, Боуи, Нью Модел Арми итп) плюс огромный его самого Гребня портрет, изготовленный фотоспособом, метра полтора в высоту.

Так что Б.Г. потом тюменских людей принимал, не гнал. Даже хихикал, когда ему звонили: "А, Тюмень? Знаю-знаю! Удивительный город...".

Пока его не посетил Валерий Усольцев с К.Рыбъяковым – см выше.

6.

Гребенщиков Б.: декабрь 1986, первое его появление на центральном телевидении - целая часовая программа с ним Музыкальный Ринг:

http://www.ljplus.ru/img2/z/a/za_gonzalez/bg-04.jpg

Там же - писатель Житинский А., в те времена - яростный популяризатор питерского рока в официальной печати (рубрика "Письма рок-дилетанта" в ленинградском (но распространявшемся по всему Союзу) молодёжном журнале "Аврора"):

http://www.ljplus.ru/img2/z/a/za_gonzalez/bg-02.jpg

Ловкий как провод Аркадий Кузнецов, пробравшийся и туда:

http://www.ljplus.ru/img2/z/a/za_gonzalez/bg-07.jpg

http://www.ljplus.ru/img2/z/a/za_gonzalez/bg-08.jpg

7.

На Радио России он взялся передачу вести - разную редкую музыку ставить. Такой дерзкий! Даже, говорит, может быть раннего Летова поставлю!

manaev

Охуеть! Вот это да! Революционер, ебать конём!

aqualung

Нет, все слышали! Может быть даже и раннего Летова! Я чуть со стула не пизданулся от такой дерзости!

za_gonzalez

А Ромыча с Рыбьяковым слабо поставить?

nemiroff

Я думаю, он про них и не слышал никогда.

(Anonymous)

из-за русского радива руку однажды сломал

в автобусе из загорода ехал -- насильственный передоз его случился -- на психику дурно повлияло, вышел и ебнулся на льду...

может конешно и бодун повлиял...

za_gonzalez

Не, с бодуна такого не бывает. От радио, однозначно.

ded_mitya

Ну, не думаю, что не слышал. Особенно о Неумоеве.

Другое дело, что знаем мы его художественные ориентиры, он как-то составил список того, что слушает - 50% это тупое МТВ-шное говно вроде Blur или Radiohead, а остальное - западный "классический роцк", который интересен исключительно из академических соображений.

tyrik

..если какая-то музыка Вам не нравится, это еще не означает, что .."интересен исключительно из академических соображений"..

juliy

самого Летова, да еще и раннего? ахуеть

shacal

йобанный олигарх!

youstas

Вот так вот.. Сначала на радиу, потом в ящик.. ток-шоу вести.

Бренд должен работать:)

8.

ника дубровская пишет:

«Прочитала интервью с БГ.

http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=reviu&id=64054900000051907

Когда я занималась разнообразным продюсированием мне пришлось столкнуться с БГ.

Он милейший человек, мягкий и интеллегентный, с ним интересно разговаривать, он внимателен и доброжелателен к собеседнику и всегда предполагает хорошее.

Ничего не понимая и не желая понимать в коммерции, раздает права направо и налево кому угодно, чем нас в свое время очень подставил, передав права на производство своего сдрома одновременно и нам и еще 2-ум другим компаниям, заявив в последствии, что это не он, а его продюсер виноват, а он-то «теперь нашел по настоящему честную буддийскую женщину, которая все устроит».

Человек практически святой.

Он ни на кого не злился, не пытался выторговать себе супер условий, относился к коммерсантам и вообще организаторам чего бы то ни было снисходительно, полагаясь на волю божию: Если пойдет, то и пойдет, а нет, ну так и нет.

Примерно в тоже время я работала с Филиппом Киркоровым.

Этот, естественно, был полной противоположностью БГ: настоящий эффективный менеджер.

Лично прозванивал клиентов, подрядчиков, друзей и партнеров, прочитывал все документы, давал пинков нерадивым менеджером по рекламе, которые не вовремя передавали нам информацию. Четко выполнял все обязательства. Удивительно много работал, я даже не знаю, когда он спал.

Как-то мы с ним встречались во время его концертов в Юбилейном, которые шли аж 30 дней подряд.

Киркоров пахал как лошадь вечером, репетировал днем, а утром и ночью после концерта у него сплошным потоком шли деловые переговоры. Я прикинула, что на его месте давно бы оказалась в больнице с нервным истощением.

БГ к своим поклонникам относится очень доброжелательно, даже любовно.

Киркоров с ужасом и презрением. Однажды, когда он выходил из Юбилейного, его поджидала на морозе агрессивная толпа влюбленных девиц.

Охранники как могли сдерживали напор. Одна из фанаток запустила в него увесистой доской, на которой она выжигательным прибором изобразила свое пораженное любовью к Филиппу сердце. Если бы не проворный телохранитель, отразивший удар, Киркорову вполне могло бы распороть череп.

Однажды Киркоров меня спросил: а вы сами какую музыку слушаете. Я замешкалась, соображая, чего бы ответить и промямлила: «Леонарда Коэна».

Филипп меня успокоил : "Да вы не смущайтесь, я знаю, что такие девушки как вы, Филиппа Киркорова не слушают".

Он ужасно закомплексованный человек, который страшно хочет стать хорошим артистом, готов для этого из штанов выпрыгнуть, старается как может, но в успех мероприятия верит не очень сильно.

Главное, что они оба: и БГ, и Киркоров живут в своих, конечно, очень разных, аквариумах.

Филипп проживает в гламурном, простенько скроенном и увешанном «фирменными побрякушками» аквариуме «евростандарт», куда он успел как ворона натащить свои, довольно детские представления о большом, высоком, настоящем и подлинном.

БГ, напротив, обладатель окутанного туманами восточного жилища, увешанного колечками с черепами, буддийской символикой и фенечками. За долгие годы, действительно успешной и плодотворной работы, БГ сумел выстроить сложную и запутанную конструкцию, которой многие могли бы позавидовать.

Эта "аквариумность" появляется, как результат их отношения к политике.

Они оба считают общественное пространство чем то вредным, далеким, и не имеющим к ним никакого отношения. Они оба хотят, чтобы власть никогда не менялась, чтобы она не мешала их успеху, покою, счастью.

Они оба считают, что есть какое то отдельно-стоящее искусство. Подозреваю, что под этим словом, каждый из них имеет ввиду свой собственный мир-аквариум.

Очень порочное, на мой взгляд, отношение. Вредное, прежде всего для искусства, которое живо только обитая в пространстве общественного.

В 70-80-тые, когда БГ был органичен, личное и общественное схлопнулось, стало на какое то время единым. Самые главные события происходили "внутри". Сейчас это уже не так.»

nemiroff

Это правда.

Гребешок - очень сильный очаровашка.

В своё время это было очень полезно для пользы общественности людей: весь тюменский панк начался, как известно, с того, что мы с Крылов поехали в Питер с вопросами к Гребню, он нас за три часа беседы очаровал до последней степени, вернувшись в Тюмень, мы рок-революшен и запалили.

Плохо то, что сейчас он это - умение быть очаровашкой - в свою главную профессию обратил: драйв и сила жизни в нынешнем Аквариуме отсутствует напрочь, а все таланты Гребня направлены на то, чтобы очаровывать окружающих.

И причём тратит он эти свои таланты не на юных любителей панкрока из Сибири, что было бы полезено, а - на всякую позорную гомосексуалиству, типа газетчиков, кремлёвских администраторов и прочий сраный истеблишмент.

Тырц-тырц.

xanzhar

Все бы Вам желчью плеваться.

Не "тратит" БГ ничего ни на кого прицельно.

"Сраный истаблишмент" сам неизбежно "очаровывается" любым явлением, которое по каким угодно причинам существует долго.

А БГ ко всему равнолюбопытен, за что честь ему, на самом деле, и хвала.

nemiroff

Да я желчью нисколько не плююсь.

Прицельно не направляет очарования, да - эманирует во все стороны на окружающих.

Только окружающие его уже лет двадцать - Макаревич да всякие тому подобные.

Чтобы он с молодыми радикалами дружил, как когда-то - про это что-то не слыхал.

Вот и результат - вялые полуживые попевки.

mustt

а кто у нас молодые радикалы-то?

nikadubrovsky

ну уж не Макаревич.

9.

Очаровывал в семидесятые-восьмидесятые Гребень не одних сибирских лохов.

Я читал переписку 1981 года Курёхина с английским джазовым издателем пластинок фирмы "Лео Рекордс", который удивлялся, зачем Курёхин, офигительный джазовый музыкант, связался с какими-то тёмными рокерами.

"Да вы не знаете, это поразительные люди, у них такие невероятные идеи!" - отвечал в ответ Курёхин и слагал эпистолярные оды в честь Гребенщикова.

Курёхин! Не хухры-мухры!

Такова была сила очарования Гребня - и направленная в правильную сторону. Весь ленинградский рок начала 1980-х - продукт эманации этого очарования.

Но с 1985 - 1986 года...

Залезли в золотую клетку, где каждый день - полная кормушка и делать ни фига не надо - и обрюзгли, и разжирели, и обратили жизнь себя в сытую дремоту. Соответственные и песни.

nikadubrovsky

Первый раз я увидела БГ в рокклубе в 1985 году, я тогда еще училась в школе и меня привел приятель, который там кем то работал.

БГ был абсолютной звездой, толпа буквально выла, когда его увидела.

Он выступал в красных боксерских ботинках и в каком то комбинезоне.

Я была замкнутой девочкой, читавшей самиздатовские журналы и мне БГ страшно не понравился.

Не понравился тем, что он был наглый, высокомерный, тем, что он был звездой.

Он, действительно, вел себя "как хотел" и клал на всех, потому что его обожали в любом случае.

Курехин же был веселый, мощный (я ходила на его концерт в спорт комплекс у Парка Победы, с коровами и арфистками), настоящий Моцарт.

Может быть человек перестает быть значительным, когда добивается успеха? если он считает, что он его добился?

Но требовать от кого то неустроенности, конечно, нельзя. Это слишком болезненно.

nemiroff

Не на фестивале ли в марте 1985-го? Я там тоже был!

10.

Сегодня день Гребенщикова получается.

Вот рисер удивляется:

http://www.livejournal.com/users/riser/172047.html?nc=1

"Все ж совершенно непонятно почему все носятся с БГ как с писанной торбой. БГ ведь не музыкант вовсе. (...)

Музыкант то БГ всегда был хуевый никакой, достаточно заметить, что собственно музыка была в Аквариуме лишь тогда когда БГ окружали нормальные музыканты.

Недаром лучший музыкальный альбом, по мне так единственный - Радио Африка сотканное Курехиным, Титовым, Гакелем и Романовым.

Остальное сотворенное к музыке отношения не имеет или точнее имеет очень мало - даже любимая многими Акустика, Треугольник, ведь просто является песнями для менестреля с оркестром.

Ничего самостоятельно музыкального.

Причем оркестр обычно играл писженные чужие гармонии - услышанные у Джетро Талл, Ролингов, Танжерин Дримз, Пинк Флойд и так далее.

Я так думаю что именно эта музыкальная неприхотливость в итоге и сотворило это чудО под названием русский рок в котором слова важнее музыки.

И только два исключения из правил я знаю. Аукцион и Текиладжаз.

Ну может еще панки, правда является ли панк музыкой тот ещё вопрос."

Отвечаю:

1: в том и значение Гребенщикова, что он смог привлечь и увлечь Курёхина, Титова, Ляпина и прочих; через Курёхина втянул в рок на какое-то время джазменов - Бунтмана, Чекасина, Ганелина - и множество самых разных других людей.

Майк, Цой, сибирские панки - все сформировались под прямым влиянием Гребня, хотя и играли совершенно иную музыку.

2: в 1970-е и 1980-е Гребешок был чрезвычайно продвинутым музыкальным юзером: вся страна слушала Квин, Назарет, Дюпарпол, прочий хардрок, Пинк Флойд, самые продвинутые - Лед Зеппелин, Йес и Генезис.

А Гребень был знаток и любитель Боуя, Лу Рида, Троггз, Велвет Андерграунда, Игги Попа, Марлея, панка и нювайвы - чего на весь СССР в начале 1980-х любило 20 человек - и из них ни одного музыканта.

А Гребень всё это тащил в свою норку и делал из этого свои песни - миксы.

То есть, в начале 1980-х - "Электричество", "Табу", "Радио Африка" - его музыка - к тому же при огромном участии Курёхина в ней - была очень новой, модной, резкой и шокирующей.

Да.

А ещё же и его огромная "общественная деятельность" - основал его и активно писал в нём - питерский журнал "Рокси", активно, кстати, пропагандировавшего панк и нювайву; был одним из главных основателей рок-клуба; принимал делегации ходоков из провинции и с ними всячески беседовал и даже снабжал их записями (нас, например); разъезжал с "Аквариумами" с концертами по стране в начале 1980-х - что было весьма чревато - играя с самыми разными людьми - с теми же Чекасиным и Ганелиным например, или с Пономарёвой.

Заслуг, конечно, до фига.

Только это всё на некролог смахивает: всё это заслуги двадцатипятилетней давности. А потом, после 1986 примерно - уютная дремота в золотой клетке.

Эх.

youstas

А в начале 90-х БГ завёз в Россию кельтику. Хотя, может это всё таки был Сева Гаккель… Ведь мы у него брали винил с Аланом Стивеллом, Силли Визардом. Тогда были в культурном шоке от услышанного..

По этому я и не удивился, когда через год услышал Русский Альбом с его явными аллюзиями Silly Wizard:)

Да, и думаю, что тот же Курёхин посмеялся бы над человеком, назвавшим БГ - не музыкантом. Можно ведь и дирижёра в симфоническом оркестре назвать по такой логике не музыкантом.

Харизма БГ и была его основным качеством музыканта. И мало у кого ещё в этой стране она присутствовала в такой мере.

riser

лейбл личности да, гигантский. селф мейд гуру.

музыку не гребень тащил не гребень.

севка гакель, тит, ляпин (вот запамятовал), джазменов курехин подтянул.

roll10

с текиладжаз на разогреве Моторхэд отказались играть во время русского тура 2000г.

прослушав их хуёвую музыку Лэмми сказал "но вэй"...

так перед концертом просто записи какие-то ставили (в дк горбунова ац/дц кажется), а на билете так и осталось "спец.гость - текиладжаз"...

"... в начале 1980-х - "Электричество", "Табу", "Радио Африка" - его музыка - к тому же при огромном участии Курёхина в ней - была очень новой, модной, резкой и шокирующей..."

- уссывались все над этой музыкой уже в начале 80х, сравнивая с реально модными тогда ПИЛ, Джой Дивижн, ОМД, Блонди, Б52с, Дюран Дюран, Мэднесс и пр..

+ калькирование джетро талл и пр. великих семидесятошных пережитков 60х...

...но в пубертатный период лицам с некоторым общекультурным уровнем тексты гребенщ., всеж казались трогательными

хотя как правило очень недолго, осознание жуткого лоховства Аквариума приходило как правило быстро...

хотя бывают индивиды - упорные и верные любители аквариума... но это уже аналогично известному в конце 80х - нач.90х московскому типу "чувак типа дип пурпле"...

nemiroff

Это где ж такие модные парни жили в начале 1980-х?

Б-52сов, допустим, дюранов, мэднесс, стрэнглерз допустим, мы слышали в 1982 году - но нас было 15 человек любителей.

Но ПИЛ только в 1986 году услыхали, джойдивижен в аж 1989-м.

В Тюмени, в смысле.

А тут - то же самое - но по-русски!

Наши чуваки делают!

И - доходит до нас!

Значит - и правда, можно! (А мы сами как раз это пытались играть.)

Это было чрезвычайным стимулом.

roll10

да бросьте… в москве проживали и было все доступно более-менее при интересе…

ОМД и блонди годах в 81-83 из радиоприемников не вылезали (я тогда ребенком был, так у меня они типа воспоминания детства и подросковости)…

а в 86 пил почти кончился (типа Лайдон стареть стал)…

вот ХТС - реально только знатоки слушали…

кертиса знали как «папу джима моррисона»…

как сейчас помню джойдивижена в 88 большое распространение получил мемориальный сборник «сУбстанс»

кстати часто - на волне интереса к «невордер», пускавшего тогда неоромантизм

(в нашей стране в этом стиле реально актуальны были ранний альянс и НРГ, хоть и гавнецо, но б-м своевременны…

типа «на заре голоса зАавут меня») …

а «моторхЭд» было крупно на стене на дорогомиловской написано еще в 81м…

а в 89 уже надо было баррета по новой слушать или ледзЭппелин, и типа тогда уже продиджи были, не говоря уж о блуре и прочем бритгавне…

…а кстати, в саундтреке теперь уж забытого фильма «Асса» единственный прикол вещь «ВВС» – точно спилена с «релижн» ПИЛ…

riser

Именно поэтому Радио Африка единственный музыкальный альбом.

Именно потому что Курехин Тит Ляпин Чекасин сделали звук. Без калек и гребня отличный синтетический арт-рок-джаз.

Почему из этого потом ничего не развилось? А на мой взгляд - именно из за гребня, из за того что гребень становясь гуру не на звук обращал внимания (будучи модным не понимал его по сути) а на милые песни Вити Цоя. Как уж Аукцион посреди этого выжил я удивляюсь.

А Моторхэд это конечно не показатель это вообще не музыка никакая - гитарные рифы хуячить, очищенный кам тугезе хе битлз.

roll10

«гитарные рифы хуячить, очищенный кам тугезе хе битлз»

так в этом же и крутизна творчества лЭмми, начавшего, кстати, в эпоху мерси бита, продолжившего в психоделическом «Сэм Гопал Дрим», достигшего успеха в величественном кислотном Хоквинд и срубившего величия в моторхЭд, коий в простоте своих звука, формы и концепции есть одна из недостижимых вершин рок и поп музыки…

типа суть не только в музыке, которая после панка «чем хуже, тем лучше», суть в чистоте и масштабе идеи проЭкта…

«Курехин Тит Ляпин Чекасин» и проч. подобное могли сколь угодно «делать звук», оставаясь в мировом масштабе ничем (или почти ничем) – идея мутная или мелкая…

ПС …зашел я как-то года полтора назад в одну лавчонку на манхеттене, специализировавшуюся на продаже специалистам и музыкантам КД с арт- джаз- и пр. «продвинутым» роком.

- Типа говорю российское есть у Вас?

- Есть только одна, но очень интересная старая группа! - отвечают и протягивают пару юбилейных изданий старых «песняров»…

Порадовавшись совпадению личных пристрастий с интересами профессионалов поддержал трудовым долларом белорусских артистов…

slim_baby

Да, творчество БГ в значительной степени держалось на закрытости Советского Союза.

Союз загнулся - загнулся и БГ.

roll10

точно. Именно так и я считаю, только не мог сообразить так сформулировать.

живучий пережиток…

ddanilov

>И только два исключения из правил я знаю. Аукцион и Текиладжаз.

Еще Вежливый Отказ. Правда, к "року" они, скорее всего, отношения не имели...

Еще Урфин Джюс свердловский (начало 80-х) явно делали акцент на музыку и неплохо получалось, мастеровитые люди там играли (при посредственных, если не сказать больше, текстах).

guest_informant

Урфин Джюс — это все-таки уже осколки Сонанса и Трека, вот там для начала 80-х действительно крайне любопытно было.

ddanilov

Их я так и не послушал.

Но Урфин тогда тоже впечатлял.

Да и не только тогда: я недавно после многолетнего перерыва послушал их альбом "15" - небезынтересная музыка.

ded_mitya

"И только два исключения из правил я знаю. Аукцион и Текиладжаз."

Аффтар должен выпить йаду.

Фраза "Аукцион и Текиладжаз" вообще грамматически неверна, если речь не идет о месте расквартировывания группы.

Текиладжаз - совершенно скучная и унылая и никому не нужная команда.

И потом, главное заблуждение аффтара - попытка мерить явление, относящееся к категориям качественным, количественными мерками. Это, кстати, беда всей западной муз. критики.

БГ сделал из дурацкого западного "классического рока", который был в большинстве своем скучен и никчемен, нечто интересное (речь идет о периоде до Радио Африка включительно, затем некоторое время была инерция).

То есть, он создал даже не культурный эквивалент западного рока, а материализовал представления людей о якобы содержащейся (а на самом деле нет) в нем божьей искре.

polittechno

БГ - великий учитель. Смешно оспаривать это, хотя когда мои друзья пытаются это делать, мне становится грустно.

Я не знаю, кем бы вырос, если бы в 16 лет не подсел бы на "Синий Альбом"

Спасибо тебе, что заступился за него.

10. 2005 04

У Гребня Питерского новая пластинка выходит - за два дня уже четыре интервью его видал.

Вопрос общественности: у него за последние пятнадцать лет хоть одна боевая песня была?

Чтобы волосы дыбом?

Как типа раньше "Никто из нас не выйдет отсюда живым" или "Глаз"?

urasmi

Вот "Растаман" из последних, например.

graf_g

Ну, такого уровня разве что "Ласточка".

mustt

"русский альбом" был сильнейший, это 1992-й, что ли.

guest_informant

Русский альбом 91-го в целом очень хорош, потом Любимые песни Рамзеса IV (93) довольно интересны по саунду, но это скорее благодаря гитаристу Зубареву.

Все остальное — отраженный свет в чистом виде.

ded_mitya

В "рамзесе" кроме Царя Сна и Иерофанта ничего достойного внимания нет.

guest_informant

А у меня он как-то на отдельные вещи не так чтобы делится в памяти.

Общее ощущение скорее в плюс — уже, значит, хорошо, на фоне прочих его безобразий с 87-го и до сих пор.

Одна песенка там, кстати, сама по себе сравнительно старая — Как нам вернуться домой, — я ее на концерте году чуть ли еще не в 86-м слышал.

11. ещё картиночки:

11.1

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-2006-11-30-5-greben-1.jpg

Майк и БГ летом 1978.

Что-то ни фига они не модные парни - клеша, волосня...

Продвинутые личности в 1978 все эти хипповые атрибуты уже презирали.

riser

А что не презирали? что носили в Тюмене в 78?

nemiroff

Отдельные радикальные личности, прочитав в журнале Крокодил статью про новомодный "шпана-рок", стриглись в шашечку и прочим образом бесчинствовали.

Штаны ушивали в дудочку.

riser

ахуеть..))

kurbatov

А что за книжка у БГ?

И ещё: всё-таки есть там на фотографии один предмет, колебаниям моды не подверженный, - внизу у ног стоит.

nemiroff

Сборник текстов Дилана.

11.2

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1985-ya-1983-greben-85-podaril.jpg

Аквариум весны 1985.

Фото подарено Крылову и мне (Немирову) тогда же, в марте 1985.

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1985-02-2006-10-28-1-greben-1.jpg

Ещё фотка, подаренная нам Гребнем, и в Тюмени размноженная в значительном количестве экземпляров.

С одним из них Плотников ездил к Гребню же в Питер – и он ему её подписал.

11.3

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1985-11-2006-10-28-1-greben-5.jpg

Гитара, подаренная Гребню Боуем.

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1985-12-2006-10-28-1-greben-2.jpg

Гребень с указанной гитарой.

Судя по очкам и причёске – это год, наверно, 1983-й.

Когда Аквариум был ещё передовой волновой группой, а не тем, в качестве чего он нам сейчас известен.

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1985-13-2006-10-28-1-greben-3.jpg

Он же с ней же.

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1985-14-2006-10-28-1-greben-4.jpg

И ещё.

11.4.

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1988-2006-10-28-1-greben-6.jpg

И вот сбыча мечт: устроился куафёром к настоящему Боую.

11.5

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1996-ya-1983-greben-97.jpg

Середина 1990-х.

http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebentshikov-1996-ya-1983-greben-98.jpg

Опять же середина 1990-х.

Пиво – из рюмки пьёт.

Джексон Кокорин из «Чернозёма» имеет такую же питьевую особенность.

11.6 http://www.ljplus.ru/img3/n/m/nm_3/grebni-2006-03-11-petuhi.jpg

Ну и ещё пара гребешков.