Евтушенко

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Евтушенко, Евгений

Я бужу на заре своего двухколесного друга Мать кричит из постели: "На лестнице хоть не трезвонь!" Я свожу его вниз. По ступеням он скачет упруго. Стукну шину ладонью – и сразу подскочит ладонь!

Я небрежно сажусь – вы посадки такой не видали! Из ворот выезжаю навстречу воскресному дню. Я качу по асфальту. Я весело жму на педали. Я бесстрашно гоню, и звоню, и звоню, и звоню...

за Москвой петуха я пугаю, кривого и куцего. Белобрысому парню я ниппель даю запасной. Пою коричневый квас в пропылившемся городе Кунцево, привалившись спиною к нагретой цистерне квасной.

Продавщица сдает мокрой мелочью сдачу. Свое имя скрывает: "Какие вы хитрые все". Улыбаясь: "Пока!" Я к товарищу еду на дачу. И опять я спешу, и опять я шуршу по шоссе.

Он сидит, мой товарищ, и мрачно строгает дубину на траве, зеленеющей у гаража. Говорит мне: "Мячи вот украли... Обидно..." И корит домработницу: "То тоже мне страж... Хороша!"

Я молчу. Я гляжу на широкие, сильные плечи. Он о чем-то все думает, даже в беседе со мной. Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет. Юность кончилась вместе с войной.

Говорит он: "Там душ. Вот держи, утирайся". Мы по рощице бродим, ругаем стихи и кино. А потом за столом, на прохладной и тихой террасе, рядом с ним и женою тяну я сухое вино.

Вскоре я говорю: "До свидания, Галя и Миша". Из ворот он выходит, жена прислонилась к плечу. Почему-то я верю: он сможет, напишет... Ну, а если не сможет, я думать о том не хочу.

Я качу! Не могу я с веселостью прущей расстаться. Грузовые в пути догоняю я махом одним. Я за ними лечу в разреженном пространстве. На подъемах крутых прицепляюсь я к ним.

Знаю сам, что опасно! Люблю я рискованность. Говорят мне, гудя напряженно, они: "На подъеме поможем, дадим тебе скорость, ну, а дальше уже, как сумеешь, гони".

Я гоню что есть мочи! Я шутками лихо кидаюсь. Только вы не глядите, как шало я мчусь, - это так, для фасону. Я знаю, что плохо катаюсь. Но когда-нибудь я хорошо научусь.

Я слезаю в пути у сторожки заброшенной, ветхой. Я ломаю черемуху в звоне лесном, и, к рулю привязав ее ивовой веткой я лечу и букет раздвигаю лицом.

Возвращаюсь в Москву. Не устал еще вовсе. Зажигаю настольную, верхнюю лампу гашу. ставлю в воду черемуху. Ставлю будильник на восемь, и сажусь я за стол, и вот эти стихи я пишу ...

1955

Талантливо?

- Талантливо.

Глуповато?

- И это есть.

Плохо это?

Нет, в данном случае - хорошо.

Это Буколическая поэзия наших дней (с оттенком только что - в смысле, в 1955 году - прочитанного Евтушенкой Хемингуэя) - а в буколической поэзии некая глуповатость есть обязательная составляющая.

Которая ее не только не портит, а придает ей шарм.

2.

Или:

Разговорились люди нынче. От разговоров этих чад. Вслух и кричат, но вслух и хнычут, и даже вслух порой молчат.

Мне надоели эти темы. Я бледен. Под глазами тени. От этих споров я в поту. Я лучше в парк гулять пойду.

Уже готов я лезть на стену. Боюсь явлений мозговых. Пусть лучше пригласит на сцену меня румяный массовик.

Я разгадаю все шарады и, награжден двумя шарами, со сцены радостно сойду и выпущу шары в саду.

Потом я ролики надену и песню забурчу на тему, что хорошо поет Монтан и возлюбуюсь на фонтан.

И, возжелавши легкой качки, лелея благостную лень, возьму я чешские "шпекачки" и кружку с пеной набекрень.

Но вот сидят два человека и спорят о проблемах века.

Один из них кричит о вреде открытой критики у нас, что, мол, враги кругом, что время неподходящее сейчас.

Другой - что это все убого, Что ложь рождает только ложь и что, как б ни эпоха, неправдой к правде не придешь.

Я закурю опять, я встану, вновь удеру гулять к фонтану, наткнусь на разговор другой... Нет, - в парк я больше ни ногой!

Все мыслит: доктор медицины. что в лодке сетует жене, и женщина на мотоцикле, летя отвесно по стене.

На поплавках уютно-шатких, в аллеях, где лопочет сад, и на раскрашенных лошадках, - везде мыслители сидят.

Прогулки, вы порой фатальны! Задумчивые люди пьют, задумчиво шумят фонтаны, задумчиво по морде бьют.

Задумчивы девчонок челки, и ночь, задумавшись всерьез, перебирает словно четки, вагоны чертовых колес...

1955

То же самое.

3.

Да жаль, мало у него такого.

Ибо Евтя буколической поэзией ограничиваться не желал, а, науськиваемый советской критикой и воспитанием, все норовил быть агитатором-трибуном-главарем, а также и мыслителем, а также и поэтом "беспощадной искренности".

Тут наружу лезла уже не милая глуповатость, а самая махровая глупость самодовольного ("бесстрашно искреннего!") совка; и вот это-то - а это 90, если не 99, процентов сочиненного Е. - читать теперь совершенно невозможно.

4.

Вряд ли это его персональная вина.

Вознесенский, Марлен Хуциев, Окуджава, прочие, прочие, вплоть даже и самого Венички Ерофеева тоже - - -

Потому что очень уж трудно, будучи совком по воспитанию, живя всю жизнь в совке, совковые книги читая, совковой морали придерживаясь - суметь это в стихи - не пускать.

Нужно было или на фиг бежать, пока не пропитало до мозгов костей, - Лимонов, Бродский, Соколов, др., - или быть совершенным внутренним диссидентом - лианозовцы, - или уж полным циником, который - - -

Ни на то, ни на другое, ни на третье у всех этих шестидесятников ярости не хватило, и вот - - -

И результат: Евтушенко, человек, который (из тех, кто является сочинителями стихотворений) имел в XX веке самое большое количество прижизненной всенародной славы (настоящей славы, а не популярности среди ценителей), - ну, может быть, деля первое место с Высоцким, - уже сейчас находится в полном забвении и презрении; фамилию и морду лица, конечно, все помнят, но чтобы кто-нибудь читал его стихи - из представителей нынешних поколений, я имею в виду, тех, кому меньше сорока...

5.

И далее, я думаю, будет более.

Прецедент имеется: сумасшедшая прижизненная слава Надсона - и через двадцать лет одна фамилия, притом переполненная негативными коннотациями.

Ну, вот я пару стихотворений и воспроизвел.

Ради справедливости; чтобы показать: кое-что в Евтушенке все-таки было.

6.

Тем более что если уж совсем по справедливости, то вообще-то Е. должен быть признан одним из немногих людей, сумевших самостоятельно внести в русскую поэзию одну из очень важных и полезных формальных новаций.

Он изобрел "корневую "рифму", когда рифмуются начала слов, а не их концы.

В приведенном стихотворении "Парк":

тени - темы,

стены - сцене,

медицины - мотоциклу,

вреде - время,

фонтаны - фатальны,

и проч., и проч.

Может, изобрел ее и не лично Е., но регулярно и систематически везде и повсюду стал ее применять именно он.

И с его подачи так стали в 1960-е рифмовать абсолютно все, и чуть ли не в обязательном порядке - "это так современно!" - и такая рифма стала одним из зримых символов ранних (1955 - 1964) шестидесятых.

"Враг - враль", например, у Ахмадулиной, и проч.

Сейчас мода ушла, а рифма - осталась.

Я например - вполне охотно так при нужде рифмую, находя подобную рифму ничем не хуже любой другой.

7. адреса

7.1 Стихи Е.Евтушенко на сайте Рутения.ру -

http://www.ruthenia.ru/60s/evtushenko/index.htm

7.2 Cтраничка Е.Е. на "Стихия - лучшая поэзия"

http://www.litera.ru/stixiya/authors/evtushenko.html

Евтушенко 2005 02 жжот:

   ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА
   Любиночки - что за словечко...
   На посиделках у крылечка
   шепнула ты: "Смелее будь.
   Зайди под кофту... Там как печка", -
   и пригласила руку в грудь.
   Медведь тряс цепью во дворе.
   Изба встречала, скрипнув глухо.
   "Я,коль сравнить с тобой, старуха.
   Шестнадцать есть?" Набравшись духа,
   я сдунул с губ небрежней пуха:
   "Давно уж было…В январе..." -
   и золотилась медовуха,
   шипя в брезентовом ведре.
   Как танцевали мои зубы
   по краю острого ковша,
   когда поверх овчинной шубы
   я ждал тебя, любить спеша.
   И ты сказала: "Отвернись",
   а я совсем не отвернулся
   и от восторга задохнулся,
   взмывая в ангельскую высь.
   Ты пригрозила, вскинув ступку:
   "Бесстыжий... Зыркать не моги!",
   и, сделав мне в душе зарубку,
   легко переступила юбку,
   и трусики, и сапоги,
   став нежным ангелом тайги.
   Давно вдова, а не девчонка,
   белым-бела, лицом смугла,
   меня раздела, как ребенка,
   рукой голодной помогла.
   На пасеке в алтайской чаще
   смущался я того, что гол,
   но я в тебя, дрожа от счастья,
   как во вселенную вошел.
   И стал впервые я мужчиной
   на шубе возчицкой, овчинной.
   Тебе с отвычки было больно -
   пять лет назад был муж убит.
   Закрыла ты глаза невольно,
   его представив, может быть.
   Был пчелами твой лоб искусан.
   Узнав, что мне пятнадцать лет,
   упала ты перед Исусом
   рыдая: "Мне прощенья нет..."
   И он простил тебя, конечно,
   за то, что ты, почти любя,
   стекляшкой бедного колечка
   в меня вцарапала себя.
   И всею истовостью тела,
   грудей нетроганно тугих
   ты наперед тогда хотела -
   чтоб я любил тебя в других.
   17-25 января 2005

Позднее зажигание у Евти. Такое дерзкое резание эротической правды надо было в 1989-м году осуществлять - был бы ещё более героем Литературной Газеты и Прорабом Перестройки, чем которым он и без того был.

   Ср. меня тех времён:
   Люблю сношаться я порою!
   Признаться в этом нет стыда!
   Естественное и простое
   Есть это дело, господа!
   Ханжи, конечно, возмутятся,
   "Да как посмел", -- начнут вонять,
   Но хватит Правды нам стесняться!
   Всего важней нам Правду знать!
   Возьмем, к примеру, проституток.
   Конечно, мерзок их разврат,
   И тут уж нянчиться не нужно,
   Одна дорога здесь - тюрьма;
   Но ежели девчонка парню
   Отдастся честно, по любви,
   Плохого нету в том ни капли, -
   Один здоровый эротизм!
   И люба коль тебе девчонка,
   И ей притом по нраву ты,
   Иди совокупляться гордо!
   Довольно всякой ссать хуйты!
   1990, январь, Тюмень

"Сексологи попозли по Руси, сексологи!" - восклицал в ужасе в 1988 году В.Белов в романе "Все впереди". И это было: сексологи поползли, и приведенное стихотворение есть как раз типичная проповедь такого перестроечного сексолога.

Евтушенко 2006 02

15:35


Это, конечно, очень древний баян - но всё равно помещу - может, кто не видел.

====

podrjadchik а чё это за хуй слева?

nemiroff Евтушенко, ёлки!

kunshtuk Зупер гуд! А кто кажет евтушенке кукиш?

sovok павловский какой-то

lawyer_x На самом деле, П. показывает кукишь Марку Розовскому. Всё остальное - обман зрения.

iris_sibirica Охуел он что ли кукиши показывать!

lula_and_chira Ну, Евте и Розовскому можно не только кукиш показать - от них не убудет.

iris_sibirica Надо письмо ему на телевидение написать: "Уважаемый товарищ Павловский, просим Вас теперь показать Евте и Розовскому Жопу ".

nemiroff Вроде бы это было в ходе дискуссии о новом русском гимне, - Евтушенко вызвался его написать лучше Михалкова - а Павловский вот как ответил.

bis032 Какая странная ситуация. Во-первых, действительно, вряд ли у Евтушенко получилось бы так державно, а во-вторых, всегда представлял себе Павловского таким интеллигентным человеком.

mixjam жЫды блядЬЪ