Ленинградский рок

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Ленинградский рок

1. 30 июля 2006, воскресенье, 14:42

питерский рок придумало КГБ в 1987 году с целью развала СССР!

http://wg-lj.livejournal.com/388929.html:

"В последнем номере русского "Роллинг Стоун" (в статье про "Майка" Науменко) в очередной раз промежду делом сказано, что рок-клубы в начале 80-х гг. создавались КГБ для того, чтобы контролировать рок-музыкантов (кажется, примерно с год назад было скандальное и обсуждаемое в ЖЖ интервью с Троицким на эту тему).

У меня здесь несколько иная точка зрения.

Рок-музыканты 80-х сами по себе не представляли для коммунистической власти абсолютно никакой угрозы.

В этом плане гораздо опаснее для нее были люди, распространявшие тогда в Союзе западную аудио и особенно видео-продукцию. "Иностранный продукт" был тогда гораздо качественней и лучше давал понять о царивших на Западе "свободах" и в этом смысле мог "соблазнить" советское население гораздо успешней, чем гребенщиковы-цои (тем более что последние о таких целях тогда, естественно и не помышляли).

Я уж не говорю о собственно талантах отечественных рок-музыкантов.

Достать сейчас при нынешней вседоступности записи "талантливого" рокера Науменко даже для сильно желающих - огромная проблема, т.к. никакой ценности они не представляют.

Я впрочем как-то слышал его группу "Зоопарк".

В музыкальном отношении Науменко = 0.

Возможно, ему удалось написать два-три неплохих стихотворения, которые хорошо "идут" под гитару, но в принципе каждый второй-третий подросток из интеллигентной семьи писал стихи.

Какими-то "борцами с режимом" Науменко и иже с ним тоже стать никак не могли.

Кстати, Науменко умер в 1991 г. пережив провал августовского "путча" и наступление ожидаемых времен всего на неделю, упав в пьяном виде на улице (он был хроническим алкоголиком и выглядел к 1991 г., как утверждают его знакомые, при своих 36 годах лет на 60).

Если говорить о безусловно более талантливом Гребенщикове, то его, конечно, ничего не стоило при желании как-то дискредитировать и уничтожить как публичную фигуру.

Учитывая, его "опыты" с гомоэротическим подтекстом на сцене на знаменитом фестивале в Тбилисе в 1980 г. (о них писал в прошлом году тот же русский "Роллинг Стоун") и то, что он часто баловался плагиатом (на чем его ловили даже его поклонники), это было легче легкого.

Хотя говорить о какой-то возможной дискредитации талантливого "рок-музыканта" БГ практически нет никакого смысла, т.к. он был целиком создан как публичная фигура еще вполне советскими прессой и ТВ в конце 1980-х гг. Как и вся рок-тусовка в целом.

С года 1992-93-го рокеров, которые ранее года три не слезали с телеэкрана, перестали целенаправленно пропагандировать, и они очень быстро потеряли свою былую популярность.

Дело недавно дошло до того, что бывший рок-"сатанист" и инфант-террибл, а ныне нарочито Православный Костя Кинчев с Юрием Шевчуком на встрече с иерархами РПЦ просили их (?) как-то поспособствовать тому, чтобы их почаще показывали по телеящику. (Кстати, в одном из своих интервью Кинчев называл телевизор "сатанинским ящиком", а тут сам просился в него почему-то у православных священников, вообщем логики никакой, да ее и бессмысленно искать, когда имеешь дело с такими персонажами).

Можно еще упомянуть, что легенда "русского рока" знаменитый СашБаш (Александр Башлачев), которого почти все "любители русского рока" "знают", но почти никто не слышал собственно его песен, был нерядовым комсомольским активистом. Затем Башлачев съехал с катушек, стал сильно пить, принимать наркотики и в окно выпрыгнул вовсе не потому, что "не в силах был больше выдерживать советской действительности" (как то утверждалось), а допившись до чертиков. Об этом как-то поведала его жена/подруга в газете МК.

Юрий Шевчук, который пел в 1989 г. про террориста Ивана Помидорова - "хватит трепаться, наш козырь террор" и винил с этой песней выпускала официозная "Мелодия" (почему сейчас не споешь эту песню, Юра?!) был сыном высокопоставленного партийного чиновника. Здесь, конечно, учитывая этого "Ивана Помидорова" мы имеем дело совсем уж с бесстыдной номенклатурной сволочью...

Учитывая все это, контролировать науменко-гребенщиковых-цоев было совершенно без надобности.

Собирали их, вероятно, в рок-"лаборатории" и рок-клубы совершенно по иной причине.

Их собирали как "агитаторов" на будущее.

Вероятно, уже в начале 1980-х в соответствующих инстанциях стали ходить определенные мысли относительно реформирования системы.

Собственно, рок-клубы были этаким современными вариантами "агитпоезда" на запасном пути.

Собственно в тупичке этому "поезду" было суждено стоять недолго, и уже года с 1988-го творчество наших рокеров стали так активно пропагандировать, как не снилось никаким "совковым" "Песнярам".

Суммируя все вышесказанное, можно сказать рокеры в Союзе были не каким-то опасными смутьянами или влиятельными культур-футуристами, которых было необходимо хоть как-то контролировать, организуя их в рок-клубы.

Они были агитаторами, горланами (но отнюдь не главарями), призванными славить и нести в массы новую политику Партии.

P.S. Естественно, не все люди из рок-тусовки были циниками и ходили в рок-клуб "на работу".

Учитывая огромный заряд нигилизма, который несла эта "субкультура" во второй половине 80-х, туда стекалась, грубо говоря, вся городская дрянь.

Чтобы было понятней, здесь уместно вспомнить творчество небезызвестного Г.Климова, при всех изъянах его системы, такой типаж людей он описал достаточно точно.

Эти люди (все эти "свиньи" и т.п. персонажи с подобными кличками) все 1990-е годы догнивали по подвалам и коммуналкам.

Ну, конечно, были в рок-тусовке и вполне приличные люди, все-таки разрешенная и официальная культурная составляющая советского общества образца начала-середины 1980- х была чрезвычайно бедной, поэтому и в "роке" тогда можно было увидеть что-то яркое и интересное."

2. Там ещё и в комментах пачки таких же конспирологических мыслителей и знатоков.

Чуть попозже процитирую.

Цырк!

3. merihlyund Нет дыма без огня )) Доля истины в публикациях о кагебешном учете рокеров есть. С этой же целью и в то же время при мгк влксм была создана и т.н. "Студия им. ВВМаяковского" (писал об этом в рассказе о семинаре Б.Слуцкого), единственной целью которой был учет всех пишущих "неформалов". И правильно поступил Арбузов, ктр сразу увел весь свой семинар (Петрушевскую, Славкина, Коркию, Злотникова и др.) из-под комсомольского надзора на частные квартиры.)))

nemiroff Что питерский рок-клуб был организован в 1981 году при поддержке КГБ - это все знали, кто тогда питерским роком интересовался.

Это нисколько и не скрывалось. В марте 1985 года я был на типа пресс-коференции, подводящей итоги 3 Питерского рок-фестиваля - на эстраде за столом - в президиуме - сидели Гребенщиков и прочие деятели рок-клуба, представитель Союза композиторов, представитель Союза Писателей (Житинский), представитель КГБ. Они все были объявлены и представлены.

Ну и что?

"Литературную Газету" и "Современник" Пушкин издавал по личному разрешению царя и курировались они непосредственно Бенкендофром - значит ли это, что слава Пушкина была организована Николаем Палычем и его Третьим отделением в каких-то таинственных их целях?

merihlyund А я об чем? таковы тогда были правила игры, что нынешней младежи объяснить практически невозможно ))

balalajkin Тут обыкновенная ошибка.

Курировался КГБ - не значит поддерживался КГБ.

В те времена в каждом клубе, в церкви, в секте сидел человечек из КГБ. У кришнаитов, скажем, сидел.

Это не значит, что КГБ поддерживало кришнаитов. Но сведения комитетчики собирали аккуратно.

nemiroff Нет, питерский рок-клуб именно поддерживался КГБ.

Нам, кстати, сибирским панкам, первую точку для репетиций тоже именно КГБ выдало летом 1986. Чтобы мы не орали своих песен под гитары в центре города в сквере напротив, кстати, этого самого КГБ. Я этом в РЖ описал, сообщение Двенадцатое Апреля.

Ну и хуля?

Организовало-то нас не КГБ.

И песни не оно нам сочиняло.

Смешной эпизод был: работал я учителем русского языка, жил в общаге. Утром будят - 4 спортивных молодых человека приятной наружности.

- Гражданин Немиров? Умывайтесь, одевайтесь, поедемте с нами, надо побеседовать.

Ладно, собираюсь.

На столе у меня книги, пачки бумаг, питерский журнал машинописный "Рокси" .

- О! Это и есть тот самый самиздат? - один из КГБшников. - Можно посмотреть?

- А ордер на обыск у вас есть? – рискнул подерзить я.

- Что вы, какой обыск! Просто интересно - никогда не видел.

Привезли меня, стали беседовать. Часа четыре беседовали - выспрашивали, что это за рок и для чего он нужен. Кофеем поили с булочками.

- Так это что - как футбол? Прийти поорать, посвистеть - и всё? - кгбшники были очень разочарованы.

larsen14 Не знаю как от КГБ, а от гопников проблем хватало, в 91 году за майку Metallica и длинный хаер мне чуть голову не отрезали.

перед каждым крупным концертом - гарантированная пиздиловка.

krylov несколько оффтоп

Я вот чего не понимаю.

Ты же по сложению ума самый натуральный энциклопедист. То есть составитель и классификатор, причём с "ярким авторским бекграундом", что особо ценимо именно в таких делах, ибо.

И почему ж тебя нет, скажем, в Википедии?

nemiroff Не знаю.

А что - надо?

Я не умею ей пользоваться. В смысле - не знаю, как в неё писать.

Да и Вербитский пишет всё время, что там пидорасы заправляют, душители всего прекрасного.

Да и, боюсь, времени у меня на неё не будет - с августа резко собираюсь я активизировать Дадохуй, Немировский Вестник опять же, начать издавать, наконец.

А что - нужно? Есть смысл? Хорошее дело?

krylov Вообще-то пидарасов там хватает, что да то да.

Во всяком случае, статьи про всяческую поэзию написаны явно пидарасами, а если конкретно - то Кузьминым, который не только пидарас, но и типа гей.

Хотя бы вот взгляни на статью, тебе же и посвящённую:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Немиров%2C_Мирослав_Маратович

И составлена скверно, и правил её всё тот же Кузьмин.

nemiroff Ну, я же говорю – пидорасы.

И что - думаешь, надо участвовать? А как?

krylov Мне кажется, имело бы смысл подготовить ряд хороших статей про современную поэзию вообще и Осумбез в частности и выложить. Ибо Кузьмин там развёл сплошной Вавилон, а это - - -.

nemiroff Да вот в том-то и дело, что там уже заправляют вавилоны и соваться туда со своим уже, по-моему, нету смысла. Проще свою, параллельную систему завести.

Тем более - если верить Вербиле - они там всё беспощадно модерируют и правят, а то и вообще выкидывают, что им не нравится - ну и хуля? тратить время короткой жизни на убеждение долбоёбов?

Нахуй надо. Я при КПССССР этого нахлебался в достаточной степени.

Ты лучше вот чего скажи: мы готовим мощный ракетный прорыв на дадаохуйном фронте и, я надеюсь, этой осенью уже захватим господствующие высоты - и мы сильно хотим издавать Диогена и Харитонова. Что они думают по этому поводу?

krylov Параллельную, говоришь, систему? Ну, "и это можно": http://wiki.traditio.ru/index.php/Заглавная_страница

Диоген и Харитонов готовы, да.

nemiroff Вот, это куда симпатичней. В этом я готов участвовать - только нужно понять, как это делать.

Харитонов и Диоген - в каком смысле готовы? Теоретически хотят - или уже практически собраны книжки?

Как бы нам состыковаться да всё обсудить? Может, приедешь? Можно с ночёвкой - спальное место есть.

krylov Диоген – вот: http://wiki.traditio.ru/index.php/Сетевой_проект:ЖЖ_Диогена_Лаэртского:К_читателю

Снять отсюда и перевести в ворд-формат - сделаю "как скажешь". Там, правда, хочу ещё несколько персонажей добавить. Там они красненькими ссылочками обозначены.

Харитонов, опять же, вполне собран. Для "стругацкого цикла" не хватает, правда, завершающего рассказа, правда - а написать его не могу, пока не выясню некоторые детали, касающиеся тонкостей учения о Мошиахе.

Но выясню и напишу.

nemiroff Ну, тогда добавляй. Пока не горит - пока есть чего издавать.

3. 15:13 ебланы о питерском роке - продолжение: http://wg-lj.livejournal.com/388929.html

выделения самых ударных мест - мои:

polian В общем согласен, хотя "Хотя говорить о какой-то возможной дискредитации талантливого "рок-музыканта" БГ практически нет никакого смысла, т.к. он был целиком создан как публичная фигура еще вполне советскими прессой и ТВ в конце 1980-х гг."

В начале 87-го отец, будучи в Ленинграде, купил пластинку БГ во вполне себе свободной продаже. А это означает, что "проект БГ" был наверняка запущен как минимум за год до этого. Т.е. речь идёт скорее о середине 80-х

wg_lj Забавный факт, я был как-то в 1990 г. в поселке "Заветы Ильчиа" в Московской области, вот там в сельском магазине, наряду с очень скудным набором товаров, типа резиновых сапог и т.п. была пластинка Гребенщикова, кажется "Равноденствие".

atrey Да, помню пластинку "Аквариум" в белом конверте.в середине 80-х. Её особо никто тогда не покупал в отделе эстрады.

_iga Да, я примерно так себе это и объясняю. С небольшой поправкой:

> Собственно в тупичке этому "поезду" было суждено стоять недолго, и уже года с 1988-го творчество наших рокеров стали так активно пропагандировать, как не снилось никаким "совковым" "Песнярам".

С 1987 года - с фильма "Игла".

Что касается Башлачёва - я слышал мнения, что он был всё-таки талантлив. А вот про "допившись" и "наркотики" - не слышал (можно ли тут верить МК?).

wg_lj Но сейчас я бы не сказал, что Башлачев талантлив. Вот Курехин в каком-то смысле да, талантлив. А Башлачев нет.

vindom_lj Казалось, что благодаря гласности в СМИ вместо всяких "совковых эстрадных певцов" и "продавшихся режиму" ВИА, появилось то, что действительно нравится народу.

Да почти в открытую утверждалась, что "рок" очень уж популярен у молодежи.

А на самом деле их в приказном порядке "впихнули" в экран.

_iga Угу, именно впихнули.

vindom_lj Да все правильно

Могу добавить от себя, что Цоя впервые услышал осенью 89 года, когда появился "первый советский коммерческий" канал "2x2", он тогда жил на общесоюзной третьей кнопке, где сейчас лужковский ТВЦ.

Я к року, в общем, равнодушен, но Цой был мужик с хоризмой и не запомнить его было просто нельзя.

Потом стал обращать внимание, что ребята, а мне было 12 лет, с которыми я дружил увлекаются Цоем, достают его кассеты и много слушают. Так что Цоя сделал популярным "Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию", как это не дико звучит:)))

_iga А я с Цоем познакомился косвенно.

В конце 80х был в пионерлагере. Если помните, в них было такое здание - "чемоданная", для хранения чемоданов с личными вещами пионеров. В чемоданной были дежурные - для выдачи вещей и охраны чемоданов.

И вот однажды выяснилось, что эти дежурные, злоупотребив своими обязанностями, стали сдирать с чемоданов "заклёпки". Для напульсников. Скандал оставил у меня неприятные впечатления о поклонниках рок-музыки. На что они ещё готовы пойти?

И только позже я увидел эти напульсники на Цое в фильме "Асса". А потом и статьи о нём в молодёжном журнале "Мы".

vindom_lj В пионерском лагере не был никогда, а вот "Мы" выписывал. Это был 90-й год и там в каждом номере печатали статью, про какую-нибудь рок-группу, в том числе и про "Кино".

_iga Издавался он, кстати, на деньги Советского Детского Фонда им. Ленина (создан в 1987 г., председатель правления Альберт Лиханов).

Но по слухам журнал был яковлевский.

atrey Цой тоже был из мажоров. Его папа был главным инженером одного из ленинградских НИИ союзного подчинения, т.е. номенклатурная должнось.

_iga А какого? Что-то яндекс не находит.

leftjab "Юрий Шевчук, который пел в 1989 г. про террориста Ивана Помидорова - "хватит трепаться, наш козырь террор" и винил с этой песней выпускала официозная "Мелодия" (почему сейчас не споешь эту песню, Юра?!)"

Года 3 назад по случаю был я на концерте ДДТ. Пел там Юра про "Ивана Помидорова". С выражением пел.

ingas Как-то совсем странно советские времена у Вас предстают.

Серьезная популярность у БГ, Майка и Цоя была и до 87-го года.

Без всякой раскрутки катушки и кассеты расползались по всей стране.

Так же как перепечатывалась "Мастер и Маргарита", как Мамлеев и, черт побери, долбаный Солженицын.

Да и Битлов у нас никто не пропагандировал, однако у всех они были.

aricula Популярность Гребенщикова и Цоя в 85-87 была колоссальна, поверьте человеку, который жил и работал тогда в далекой деревне, за 360 км от города.

А в городах магнитофонные записи слушала вся молодежь поголовно.

wg_lj Да, бросьте. Я жил в Москве. Магнитофонные записи молодежь в 85-87 гг. слушала, но не БГ и Цоя, естественно.

4. Вот они, младопатриоты выросли.

Еблан на еблане сидит и еблана погоняет.

И ведь они всё своими глазами видели! В 1990-м году в пионерском лагере.

5. guest_informant Ой.

r_l Ой, бля.

Проект "БГ", ага.

Можно даже реконструировать источник этой ахинеи: разговоры про рок-клуб и его кураторов. Но они даже их воспроизвести не могут, а лепят что-то уже совершенно фоменковское.

Вообще Фоменко - это не только НХ, конечно.

У них у всех, младопатриотов, свой Фоменко внутре.

Тайная наработка ельцинских технологов, как скажет следующее поколение мудаков.

mama_ari просто памяти не существует. вообще. я уже и волноваться перестала по этому поводу.

вон где-то недавно попадалось обсуждение событий дефолта 1998 года! - и уже все жили в разной стране и помнят разное.

не то что версии разные и конспирология, а непосредственно факты типа "проснулся, прочитал в газете, увидел на улице" - картины несопоставимы.

думаю, уже что-нибудь о 2003 годе можно опросить и обнаружить существенные расхождения.

какие-нибудь пластинки в белом конверте найти.

ruventrip стараюсь не задумываться, и в споры не ввязываться о памяти\истории. только с близкими мыслями, чувствами, годами, культурной дырой, можно лазить на этом минном поле.

остальные будут "е%ланы".

олени что ли?

gardenerm Ебланы - точное слово.

svijaga Читала и плакала. Повеселили, мерсибо за ссылку. А шо это за люди?

nemiroff Пойдите по ссылке, загляните им в юзеринфы.

Я одному заглянул - сведений ноль, даже год рождения стесняется указать.

Остальных смотреть поленился.

nelson_mandela1 Да нет, это при модернизации ЖЖ-движка у всех пропала дата рождения. В том числе, и у вас, кстати :-)

(Анонимно) (от 83.237.241.232) А вот меня с так называемым русским роком познакомили семиты. Попрошу эти слова занести в протокол!

nemiroff Студенты-палестинцы из лумумбария?

(Анонимно) (от 83.237.241.13) Скорее, обитатели писательских домов в районе Ипподрома.

ded_mitya [lj.rossia.org] > (можно ли тут верить МК?).

Какие однако нечеловеческой глубины проблемы решает сей человечище.

vadimovi Антон Палыч Чехов. "Письмо к ученому соседу"

iris_sibirica Каких ты фантастических людей находишь, Мирослав Маратович!

nemiroff Люди - йя, дас ист фанатстищ. Надо сборник сделать - "Ебланы". Или "Люди Освобождённого Разума". Или что-то в этом духе. Материала я уже до фига насобирал.

Ты это - электроадрес Журавкова узнай. Или факс куда ему слать. С начала августа резко будем активизировать деятельность Ракеты и Дадохуя. Всё лето готовили плацдармы - и подготовили-таки - и начнём.

iris_sibirica Люди Освобождённого Разума - хорошее название. Журавкова адреса узнаю.

nemiroff Это меня обогуев навёл. Он фрагмент процитировал и дал ссылку. Очень одобрив: вот, наконец, сказана правда о так называемом "русском роке".

iris_sibirica Вот и хули придумывать что-то, стараться… Вот этим всё и кончится. Придут настоящие знатоки и скажут всю правду-матушку...

nelson_mandela1 Вы просто, скажем так, пожилой уже. Другое поколение. Ну, неужели, вы серьёзно думаете, что психически здоровая молодежь будет испытывать пиетет перед давно поросшими мхом БГ, Цоем, не говоря уже о прочей шелупони помельче, типа, всего вашего седого "тюменского рока" чохом?

Да, конечно, кое-кто несомненно ещё фанатеет по инерции, я даже лично знаком с несколькими такими индивидуумами. Но подавляющее большинство всё-таки люди более-менее адекватные, современные и болтали на елде весь этот натужный и неумелый совковый "русский рок".

Короче, не стоит удивляться, что "молодые" плохо разбираются в подобных материях, в которых вы варились лучшую часть своей жизни.

Для вас всё это много значит, но для них вся эта музычка не значит ничего. Глупо надеяться на их трепет и почтение, ибо у них сейчас иные кумиры, необязательно лучше, чем были в ваши времена, но другие - точно. Чему яркое свидетельство приведенная вами беседа, из которой абсолютно ясно, что они страшно далеки от совковой музыки на которой вы выросли.

В общем, мне не кажется справедливым ваше утверждение, что они-де "ебланы".

По-моему, совершенно нормальная молодежь.

Вы слишком строги :-)

nemiroff Ебланы они не потому, что не любят Майка или Цоя - нынче их, действительно, довольно трудно любить (впрочем, если перезаписать по уму, то - - -), а потому что берутся в апломбом рассуждать о том, чего не знают абсолютно.

С тем же успехом они могли бы аналитическую геометрию обсуждать - талантлив был Лейбниц или нет? - Мне говорили, что нет. - А Гаусс? - Гаусс в некотором отношении талантлив.

А ещё больше ебланы - из-за того, что детски уверены, что всё в жизни делает начальство (взрослые дяди) ради своих тайных целей посредством "пеара".

"Проект БГ" КГБ запустило в 1987 году!

А само по себе, дескать, ничего произойти не может, без "проекта", "пеара" и "бюджета".

Вот потому и уебаны.

nelson_mandela1 А-а-а, в этом смысле, тогда - да.

Разумеется, лучше не браться рассуждать о том, в чём плохо осведомлен, иначе будешь выглядеть полным посмешищем.

Согласен с вами. Извините, что неправильно вас спервоначалу понял, ибо писал впопыхах, особенно, не вчитываясь.

russ_dilettante Ну так у нас целые философы, причем не бездарные, пишут, что проект "украинский язык" секретный отдел австрийской контрразведки запустил и т.п.

А почему для меня в 80-е годы какие-нибудь там Лед Зеппелин были авторитет, хотя время было -- новой волны? От старших товарищей, думаю.

(Анонимно) (от 83.237.241.13) >А само по себе, дескать, ничего произойти не может, без "проекта", "пеара" и "бюджета".

Так это же господствующее убеждение масс. Активно подогреваемое "элитами".

asocial_man Поведай, кто ты б., такой, чтоб решать че типа перезаписать, а че - нет? Ну возьми и сделай, зачем в инете-то клаву дрочить? Но судя по всему, ты никогда этих песен не перезапишешь ни по уму, ни по дури. Тогда нехер и судить.

>>А ещё больше ебланы - из-за того, что детски уверены, что всё в жизни делает начальство (взрослые дяди) ради своих тайных целей посредством "пеара". "Проект БГ" КГБ запустило в 1987 году! А само по себе, дескать, ничего произойти не может, без "проекта", "пеара" и "бюджета".

Например что? Я могу тебе сказать пользуясь твоей же ебланской логикой, что ты сам еблан потому что по-детски уверен в обратном. А что, что ты, ноль без палки в этой стране можешь сделать БЕЗ разрешения? Ответь за базарчик-то, назови, что?

6. _iga > И ведь они всё своими глазами видели! В 1990-м году в пионерском лагере.

Простите, в этой фразе что "всё" я видел в пионерском лагере?

nemiroff То, например, как КГБ взял никому не известных бесталанных парнишек БГ, Майка и Цоя - номенклатурных сынков, само собой - и раскрутил их в рамках "проекта БГ" для развала СССР.

А без раскрутки гебнёй их никто до 1987 года в СССР не знал и не узнал бы.

_iga 1. Нет, не "никому не известных". Они были известны, но ограниченному кругу. Не сравнимому с популярностью после 87-88 гг.

2. Не уверен, что "бесталанных". Не могу сказать, но это и не важно.

3. Ну да, номенклатурных сынков или типа того. Приводились факты биографии.

4. Да, раскрутили - но не столько КГБ, сколько вообще госаппарат, подчинённый "прорабам перестройки"

5. Не уверен, что делалось это специально "для развала". Целью являлось коренное переустройство общества (в интересах "прорабов", разумеется). А то, что оно при этом развалилось... может быть, и не было изначально таких целей.

6. Да, вполне вероятно, не стали бы они так популярны без раскрутки. Но проверить это, к сожалению, невозможно.

Зато факт "раскрутки" - имеется. Может быть, время "прорабов" поджимало, может быть, не верили они в "самостоятельный" успех своих рок-агитаторов, может быть, контролировать и направлять хотели, - но факт, что раскручивали. Такова объективная социальная функция позднесоветского рока.

nemiroff Вот был такой малоизвестный поэт Пушкин.

Никто его не знал, кроме соучеников по лицею.

Но его начали раскручивать близкие к царю Александру 1 Карамзин и Жуковский, и, с другой стороны - противуправительственные заговорщики, будущие декабристы.

Потом его в каких-то своих целях раскручивали царь Николай 1 и Третье отделение его канцелярии, а с другой стороны – противуправительственный публицист Белинский.

Потом раскручивали остальные цари и примкнувший к ним Достоевский.

Но этого было мало: при советской власти раскрутка продолжилась - всею силой советского государственного аппарата! И продолжается до сих пор.

А если бы не сила госаппарата - никто Пушкина бы и не узнал.

Ибо ничто никогда не происходит само по себе, естественным путём - всё умышленно кем-то организовано в каких-то тайных зловещих целях.

Вы мыслите примерно таким вот образом.

_iga А Вы, похоже, считаете, что умышленное и естественное в обществе исключают друг друга.

Хотя сформулировать разницу между ними - наверное, не возьмётесь.

wg_lj Вот был такой малоизвестный поэт Пушкин...

Немиров, пишите уж сразу, что вы с товарищами - новые пушкины, пушкины 20 века, так сказать. Хули уж тут стесняться.

nemiroff Мы-то нет, а вот Гребенщиков какое-то время - 1978 - 83 примерно - выполнял да, примерно ту же социальную функцию, что и Пушкин.

Пушкин создавал русскую литературу посредством пересадки русскую почву французских образцов - Гребень создавал русский рок посредством пересадки образцов английских.

Масштабы личностей - Пушкина и БГ - были разные, разный и результат: рочок (в отличие от литературы) получился очень так себе.

Но социальная функция обоих была одна и та же.

pilgrim_girl ну и коллекция...

только вот ебланов-то, мне кажется, всегда достаточно, в смысле любителей порассуждать о том, о чем понятия не имеют.

vad_nes на днях на ту же тему возмущался...

II. 19 августа, суббота 15:58 и ещё о питерском роке:

кирилл анкундинов, мыслитель из майкопа: http://kirillankudinov.livejournal.com/149482.html?nc=2

«Рокеры были нормальными подростками. Разными. Обаятельными (как Б.Г. или Цой), менее обаятельными (как Летов или Шумов), истеричными (как Башлачёв), неприятно инертными (как Майк Науменко).

До определённого момента они сидели себе "в своём углу" - но рано или поздно должен был наступить "момент сборки".

И таким "моментом сборки" стало знакомство с дядечкой Сергеем Соловьёвым и появление фильма "Асса". До этого были... "опыты". После - начался собственно "рок за перестройку".»

- Вот как много людей, уверенных, что славу Гребню и Цою (и Майку с Летовым и Шумовым!) сделал фильм "Асса".

2. piramida ну не сделал, но не последнюю роль сыграл все же, а?

nemiroff Да никакой роли не сыграл.

Примерно как телевидение для распространения футбола.

Играет большую роль?

Да, сейчас играет. Но и до телевидения и независимо от него футбол был и собирал стотысячные стадионы.

Сейчас по ТВ, конечно, футбол смотрит больше народу - на несколько порядков даже больше народу, чем раньше ходило на стадионы - но в 1940е - 1960-е на каждый матч собиралось полное "Динамо" - 70 тысяч - и потом Лужники - 100 тысяч - и ещё толпы спрашивали лишний билетик.

Так же и с Ассой и прочей перестройкой - людей, вообще узнавших о существовании советского рока, стало, конечно, больше, и намного. Но яростных поклонников - отнюдь не прибавилось: все, кто были склонны к этому, были ими уже к 1985-му. а то и 1983-му.

И уж тем более смешно утверждение, что Асса - а также телевидение и всё такое - хоть как-то посодействовали популярности Шумова, Летова, Майка.

Их там просто не было - ни в Ассе, ни в ТВ.

piramida Наверное, тут не о чем спорить.

Понятно, что летов и цой - сами по себе ценны и замечательны независимо от сми. это понятно. но насчет "ассы" - мне кажется, что фильм в определенно концентрированном виде вобрал в себя некий срез того времени.

В этом, скорее всего, даже не Соловьева заслуга.

И не БГ, и не Цоя, а просто так сошлись звезды. Но то, что это был концентрат и в общем манифест - популярности и Цою, и БГ популярности прибавило.

И в этом смысле "славу" отчасти сделал им фильм «Асса".

nemiroff Не знаю, на меня Асса никакого особого впечатления не произвела. Ну кино и кино - не более.

Вероятно, потому что я тогда в самой гуще всего этого рока варился и видывал уже виды куда как повпечатляющей.

Тех же "Перемен" Цой весной 1986 впервые исполнил - и в контексте всей его тогдашней программы они гораздо мощнее звучали.

А вообще раннеперестроечный рок гораздо убедительней - и по музыке и по текстам - выражен Телевизором.

Я на ленфестиваль 1986 года не попал, а мой дружбан Шапа - был. Он рассказывал: когда вышел Телевизор и начал со страшной силой с

Выйди! Из под контроля, Выйди! Из под контроля, И пой О том, что видишь, а не о том что дозволят - Ты не домашний скот -

Шапа охуел: всё, нафиг! допрыгались! Сейчас всех повяжут, не только тех, кто пел, но и тех, кто такое слышал!

Это май 1986.

А зимой 1987 было уже

.. И дело совсем не в цвете знамён, Он может тебе говорить что угодно, Но ты посмотри: его руки - в крови -

Твой папа - фашист!

Я был на нескольких тогдашних концертах Телевизора - это был полный пиздец.

При крайне крамольности текстов, они ещё и играли очень мощно, слажено, натуральный русский Депеш Мод , а Борзыкин, возможно, был вообще лучший певец русского рока - с голосом и интонированием самыми мощными, при этом самыми гибкими и точными.

Так что фиг ли та Асса.

3. berezin Я бы сказал, что тут некоторая натяжка.

Чтобы её снять, нужно выяснить:

а) каков был прирост рокеров и интересующихся по годам - не были ли они замкнутым движением? Потому что никаких гигантских концертов рока в 70-е быть не могло. Поэтому аналогия с футболом - лишняя.

б) как рекрутировались поклонники.

Ну, а то, что телевидение способствовало известности симулякра "рок/панк" у обывателя - бесспорно.

nemiroff В семидесятые рок играли всякие ВИА часто - в небольших городах - на стадионах. Я сам был на таких концертах. И играли они часто - по просьбе публике - за всю мазуту всякий дюпапол, машинхед и назарет.

Особенно Цветы Стаса Намина этим славились - они вообще - по рассказам очевидцев – бывало, что играли целый концерт один Лед Зеппелин.

Весной 1980 уже была легализована Машина Времени. Я был на концертах в Ростове - во Дворце Спорта - три концерта в день три дня - дворец набит битком. И это был рок! И очень даже энергичный.

В 1981-82-83 был легализован всякий советский хард-рок - Круиз, Динамик, Карнавал итд. Играли они точный юрайхип и всё такое; этими я не интересовался, но стадионы, думаю, они собирали. Во-всяком случае осенью 1982 я жил в общежитии ПТУ в Тюмени - "Крутится Волчок" и прочие их шедевры гремели со всех сторон с утра до ночи.

В марте 1985, наконец, я был на фестивале в рок-клубе в Питере - улица Рубинштейна была битком набита фанатами, пытающимися попасть на концерт.

Осенью 1986 Птичка моя Гузель привозила в Тюмень разные банды, Наутилус и АУ в том числе, договаривалась с окраинными ДК - и устраивала концерты. Без всякой рекламы, только посредством телефона, были собираемы полные залы.

Это дикая Сибирь!

В культурных же столицах такой подпольный, но за деньги, рок практиковался с середины 1960-х. Санкт-Петербург, Мифы, Россияне и др. и др. Та же ранняя Машнна Времени. Тот же Аквариум с Зоопарком - активно выступавшие в Питере с середины семидесятых.

А в начале семидесятых, рассказывали мне в Ростове, местные банды и их поклонники выезжали на Левый Берег Дона, где пляжи и турбазы - и ночи напролёт лабали опять же паплов, цеплов, хендрикса и дорзов. Используя аппаратуру этих самых турбаз.

Так что - всё было!

А записи стали распространяться лавинообразно года с 1978-го.

Машину Времени в Надыме на танцах крутили уже в 1978-м - точно.

А с года 1983 уж…

Аквариум, Зоопарк, Центр, Кино, Наутилус, Урфин Джюс итд итп - в Тюмени это всё появилось именно весной 1983-го, причём сразу во многих местах и из разных источников.

Вот.

Уф.

berezin Нет, это всё не то.

Это воспоминания человека, что сидит (условно) на квартирном концерте, и ему кажется, что людей очень много. Кто-то сидит на шкафу, стоят люди в коридоре. А пришли менты, описали всех - и оказалось, что двадцать человек.

Пока ничто не опровергает идеи очень узкой прослойки рокеров - а то, что рок какой-то был - спору нет.

nemiroff Повторяю: на концерте Машины Времени в 1980-м я был сам. Три раза. Все три - полный Дворец Спорта. Сколько он вмещал? Тысяч пять уж вмещал, наверно.

На концерте Весёлых Ребят на стадионе в городе Альметьевске году так в 1970-м - я тоже был лично. Пацаном. Играли и пели они своё - в том числе свои перетекстовки битолзов – и просто битолзов по-английски. Стадион был полный.

На танцах у нас в школе в Надыме школьный ансамбль играл опять же всевозможный рок.

Считаем - седьмые-восьмые-девятые-десятые классы от А до Д (школа большая была), т.е. 20 классов - по 35 человек - пусть не все на танцы ходили, пусть по 20 человек из класса = 400 старшеклассников плясали под рок за всю мазуту, считая это нормой жизни и зная, что вот это заиграли ролиннгов, а это - слэйд.

Так что - был спрос на рок в СССР.

Только его легализовали как раз тогда, когда он уже начал увядать, причём быстро.

Одни уже стали взрослыми, и им было нее до рока, другие росли уже в эпоху диско - и рок им был уже не интересен.

Вот он и - - -

Ну, питерский рок - Кино в первую очередь, Алиса, ДДТ, и ещё Наутилус - чуть-чуть зацепились, но ненадолго. Тем более, что сами авторы его в это время уже были отработанным паром.

И с тех пор аудитория рока - клубы.

По 200 - 400 человек.

Что и вполне достаточно, на мой взгляд.

berezin Мы говорим немного о другом: ваш заочный разговор с Анкудиновым выглядит со стороны так:

А. "Рокеры - хорошие люди, но до середины восьмидесятых - маргиналы".

Вы: "Неправда! Нас было дохуищи и мы не маргиналы".

И для стороннего наблюдателя во втором случае видно, что аргументации не хватает - потому что ясно, что рок был, но его весовое отношение в огромном инерционном механизме не ясно.

nemiroff Анкундинов говорит, что рок вывел в люди кинорежиссёр Соловьёв фильмом Асса.

Я говорю, что спрос на рок был огромный, и рокеры вышли в люди тогда независимо от Соловьёва - собственно, это Соловьёв удержался в центре внимания в восьмидесятые благодаря своей "приближенности" к року и рокерам.

Наутилус, Алиса или ДДТ, никак с Соловьёвым не связанные, были, кстати, тогда не менее популярны. Если не более.

Да.

Но только рок-н-рол этот самый был к тому времени именно что мёртв.

nemiroff Тоесть, это если говорить о роке вообще - и о металле, и о Земфире, и о Машине Времени, и о МумийТроле, и о Би-2, итд итп. Нашествие какое-нибудь и сейчас по 70 тысяч собирает, между прочим. Во времена переизобилия развлечений и упадка.

А вот панк и прочие всякие инди - это да, секта. Тут я не спорю и сам об этом много раз писал.

berezin Мне кажется, что спрос на собственно рок одно, а вот симулякр рока в общественном сознании действительно пришёл вместе с АССОй.

При этом (я думаю) 246 миллионов граждан СССР путали рок с панком, а Цоя с Б.Г.

И Анкудинов прав в той части, что с АССОй этот симулякр претерпел качественный скачок в популярности. Так что я не стал бы топать на него ногами.

za_gonzalez В декабре 1986 г. по центральному тв показали Музыкальный Ринг с Аквариумом. Потом с Центром, Звуками Му, АВИА и т.д..

С весны 1987 г. Градский на ночном Маяке вел ежененедельный рок-хит-парад. В десятке были "Пока не начался джаз" Аквариума, "Фильмы" Кино, "Она идет по жизни, смеясь" Кутикова.

В июле 1987 г. (до Ассы еще) я отдыхал в Сочи, и тогда многотысячные толпы туристов развлекали под открытым небом солянкой из хеви-метала (Мастер), остатков Воскресенья и хита тогдашнего сезона - Агузарова с Браво.

В августе 1987 г. Ник Рок-н-Ролл появился в Тюмени. А осенью на том же Маяке в популярной передаче про музыку обсуждали его высказывание о том, что ему хотелось бы выложить на дороге младенцев и проехаться по ним катком.

Народ звонил в эфир и высказывал свое негодование по этому поводу, дабы определиться какой рок советской стране нужен, а какой нет.

Однозначно решили - БГ, Цой, Макаревич - нужны, а Коля Рок-н-Ролл и Свин Панов - нет.

gouselle >симулякр рока в общественном сознании действительно пришёл вместе с АССОй.

В ноябре 87 (до Ассы обратите внимание) была у меня договоренность с Обкомом Комсомола Тюменской области привезти в Тюмень кого-нибудь из питерских рок-звезд. (Почему через комсомольцев? А нельзя было билеты продавать на концерты не сертифицированных групп, но комсомолу разрешалось)

Комсомольцы мне говорили: "Ну если Цоя привезти - никакой рекламы не надо, на заборе объявление напишем - и город наш".

Цоя мне не удалось заполучить - у него концерты были расписаны на год вперед, а в период между концертами он скрывался на конспиративной квартире, где именно, знала только его жена

Зато удалось привезти Зоопарк.

Неделю они давали по два концерта в день в зале на полторы тысячи. Практически без рекламы - вышло одно объявление в местной газете и на самом ДК световая газета бежала строками: группа Зоопарк, концерты тогда-то, тогда-то - и этого оказалось достаточно

4. berezin Кстати, а вот когда вышла в "Роднике" книга Троицкого?

nemiroff Какая книга?

berezin "Рок в СССР" Или Рок в USSR - я не помню точно как она была в журнальной публикации.

nemiroff Не знаю, не читал. "Родник" в 1987 году выписывал - не было там её вроде бы.

berezin Она называлась «Рок в СССР» и была сделана по заказу «Omnibus Press». Напечатали в Лондоне в ноябре 1987 г.

В "Роднике" печатали отрывки - в нескольких номерах.

nemiroff Не читал.

berezin Бывает.

Но вам, как человеку пишущему о роке, должен доложить, что АССА тоже вышла в 1987.

nemiroff Асса вышла в ноябре 1987, да.

poor_ju да это бред. и досадное недоразумение.

и ведь это пишет парень не совпавший ни во времени ни в пространстве - молодой и не итерский.

и вот как такому объяснить что он совсем неправ.

ВСЕ БЫЛО НЕ ТАК.

adolfych фтопку

ivanov1 Помню Машину Времени в начале 80-х. Действительно было несколько концертов в день и к МВ в нагрузку какой-то диксиленд был и еще что-то. Дворец спорта вмещает ок 4 000 народу.

Помню еще группу Интеграл и Индекс 389(?) там же. Давали рок со светом и всякими эффектами. Тоже зал набивался до отказа. При том что их знать никто не знал, просто на афише было "рок-группа" и все перлись на рок.

nemiroff Вот. Всё так.

5. kirillankudinov Вообще в таких случаях надо разобраться, о чём, собственно, шла речь.

Разве я говорил о том, что славу Гребню и Цою сделал фильм "Асса"?

Я говорил об ином.

Представим себе какое-либо замкнутое общество по интересам (общество филокартистов или эсперантистов). Также представим, что филокартизм вошёл в моду - и собирает большие аудитории заинтересованных почитателей (и любопытствующих). Это слава? Безусловно. Но это - слава внутри своего круга - пускай даже филокартисты-эсперантисты будут собирать стадионы.

Бесспорно необходимо:

1. Отделить от "русского рока" советских эстрадников, баловавшихся иностранной музыкой: на русском языке те же "Весёлые ребята" (группа) пели совсем иное.

2. Определить историю собственно "русского рока".

Тот же Б.Г. был хорошо известен в узких кругах с начала восьмидесятых. Помню его появление в "Весёлых ребятах" (в передаче). Помню гораздо более поздний "Музыкальный ринг" (от которого у меня осталось впечатление, что Б.Г. - странный человек). Помню статью Андрея Вознесенского.

То есть до поры до времени Б.Г. воспринимался (и пиарился) как лидер нового культурного явления.

"Асса" сплавила "русский рок" с конкретным политическим движением - и это даровало "русскому року" совсем иную славу.

Как только некое явление искусства становится "политическим", у него в несколько порядков увеличивается количество поклонников.

Ну да, Борзыкин. Но Борзыкина не пускали на советское ТВ или в кино. То есть он - оставался "филокартистом".

Соловьёв же превратил "русский рок" в достояние "широких советских кругов". Как бы это ни возмущало "узкие круги заинтересованных".

nemiroff ""Асса" сплавила "русский рок" с конкретным политическим движением"

Не согласен.

Уже в 1986 году русский рок был крайне политизированным, а с начала 1987 - политизирован до предела.

ДДТ, Наутилус, Телевизор, ГрОб, Инструкция - и огромное число менее известных, Алиби всякие, Объект Насмешек, итд итд итп. Даже ничтожный какой-нибудь НИИ Косметики обличал лицемерие властей.

Немаловажной причиной было то, что все рокеры знали: рок - музыка бунта.

Вот и бунтовали, как умели.

Не затем, чтобы прослыть настоящими революционерами - а чтобы быть НАСТОЯЩИМИ рокерами! Ибо настоящим рокерам ПОЛОЖЕНО обличать систему - в шестидесятые все обличали, и английские панки обличали - итд.

Тут одни ебланы в июле вообще с апломбом конспирологировали на тему русского рока и пришли к выводу, что он был проект КГБ с целью одурманивания молодёжи на предмет последующего свержения советской власти и развала СССР. Копия и обсуждение - см. где-то у меня в ЖЖ в конце июля.

Ваши рассуждения о роке - немного в том же ключе. Поэтому я их себе и скопировал.

Не то, чтобы я был яростным поклонником советского рока восьмидесятых - я как раз из-за его политизации от него и отошёл, неинтересно стало - но когда пишут явную ерунду, не имеющую никакого отношения к действительности, - я это с интересом копирую к себе в журнал.

Всевозможные фантастические нелепости я коллекционирую.

kirillankudinov Наша разница позиций объясняется тем, что вы - "наблюдатель изнутри", а я - "наблюдатель извне". Иногда глядеть извне очень полезно.

Разумеется "русский рок" 1986-1987 гг предельно политизирован.

Но дело в том, что эта политизация - феномен "внутреннего круга". Кто из широкого советского населения знал "Телевизор" или "Объект Насмешек"?

А после "Ассы" Б.Г., Цоя (да и Бугаева) стали знать очень хорошо.

Плюс к тому Соловьёв замкнул "русских рокеров" и "советско-артистические круги (у которых, кстати, был "пакет контрольных акций"). До "Ассы" Бугаев и Говорухин не могли встретиться никогда. В следующих фильмах рокеры братались с "актёр актёрычами" (вроде Абдулова или Ульянова).

nemiroff Ну хорошо, Асса так Асса.