Матисс
Матисс, Анри
Примерно в 1988 году я Тер-Оганяна А.С. и спрашиваю:
- Ну, а вот ежели на самом деле, как оно есть, то - кто лучше художник, ты или Матисс?
- Конечно, Матисс, - не раздумывая ответил О. - тут и сравнивать смешно!
Я был весьма поражен такой скромностью.
Спроси меня в те времена, кто лучше поэт, я или Пастернак, я бы, конечно, признал бы, что Пастернак, но добавил бы - "пока".
А вот со временем, дескать, я окончательно развернусь, и вот тогда-то …
2. 22 июня, 2003 - 20:49:
Читаю переписку Матисса - толстенный талмуд, любил человек писать письма.
Из предисловия с изумлением обнаружил, что в родной Франции настоящим почтением к Матиссу прониклись лишь после Второй Мировой Войны.
До этого он считался не более, чем одним из фовистов - много их, Вламинк, Дерен, Дюфи, Марке, кто-то еще - неплохие, но так, декоративные, красивенькие и салонные.
Почему?
Да потому что весь настоящий Матисс был в России-СССР: Щукин скупил все самое - - -, и причем в количествах - огромных.
И только ознакомившись с содержимым Эрмитажа и Музея им. Пушкина французы осознали, наконец, что - - -
Так-то.
А из советских художников Матисс более-менее признавал одного Дейнеку.
Вот так-то.
3. 23 июня, 2003 - 20:24:
Еще про Матисса что узнал.
Его знаменитые рисунки одной линией жестким пером, черным по белому листу.
Оказывается, сначала он делал массу набросков углем, так, сяк, рисовал все как положено и даже со светотеневой растушевкой.
И, только поняв в процессе этого, как же оно должно быть, все стирал и проводил эту знаменитую одну кривую.
Вот как на самом деле изготавливаются минималистские произведения.