ТМ 1937 12 Говорящее письмо

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Техника Молодёжи 1937 12

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/tm-1937-12-zvuk-pismo-01.jpg

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/tm-1937-12-zvuk-pismo-02.jpg

Статья рассказывает о новом замечательном достижении советской науки, нуждающемся во всестороннем и беспощадном внедрении в жизнь трудящихся масс.

“Говорящее письмо”, вот что это такое.

И нужно вот что: нужно, чтобы в каждом уголке СССР была студия звукозаписи, и чтобы каждый мог зайти и записать письмо. и даже всей семьей — например, приветствие мужу, который полярник.

Интересно, что и в самом деле внедрили, и этих студий звукозаписи действительно имелось чрезвычайно немалое количество, причем в основном на предприимчивом Кавказе.

Не знаю, как насчет приветов мужьям-полярникам, но в истории развращения советской молодежи западной рок и прочей музыкой они сыграли чрезвычайную роль — рок-на-ребрах и все прочее, о котором см. далее.

И дожили они аж до середины 1970-х.

Во-всяком случае, у автора этих строк аж в 1975 году имелось целое собрание таких «звуковых писем» - открыток, на которых были изображены пальмы, чайки, цветки и надпись “Привет из Батуми”.

Правда, если поставить их на проигрыватель, и опустить на них звукосниматель, и включить, то доносился оттуда не рассказ бабушки внучку-полярнику о том, как проходит ее отдых во всесоюзной здравнице, а – раздавались звуки музыки в исполнении зарубежных исполнителей; у меня таких открыток было три, и если одна пела “Лайлу” голосом Тома Джонса, то вторая вопила ужасный “Файерболл” в исполнении “Дип Перпл”, а на третьей был вообще какой-то инструментальный фрагмент из какого-то опуса «Эмерсона, Лэйка энд Палмера».

Такова была музыкальная конъюнктура в СССР в середине 1970-х.

2. Впрочем, цвело это явление – крохотные студии звукозаписи для изготовления “Звуковых писем” не только в СССР.

Нечто подобное, судя по некоторым свидетельствам, вовсю имелось и в США.

И там, кстати, именно действительно люди записывали пластиночки с собственным исполнением песен для себя и друзей. Что сыграло, например, чрезвычайную роль в судьбе Элвиса Пресли, о чем см. опять же далее.

3. Ну и в СССР в конце 1950-х – рок на костях итд.

II.

А вот и фрагмент статьи из ТМ – всю не удалось распознать по техническим причинам:

«Эти маленькие пластинки, особым составом наклеенные на обычные открытки, выкроены из бракованных отходов рентгенопленки.

Пленка эта легко загорается, но, наклеенная, она не огнеопасна.

Оборудование электромеханической записи само по себе не ново.

Кроме микрофона, здесь необходим усилитель низкой частоты, какой применяется во всех радиоприемниках.

По своей частотной характеристике он резко отличается от тех усилителей, какие употребляются для проигрывания граммофонных пластинок, передачи речей и сценических номеров.

Для нижних, басовых, и верхних, скрипичных, тонов он требует значительно большего усиления, чем для средних тонов.

Наконец, нужен записывающий стол, на вращающийся диск которого кладется пластинка для записи говорящего письма.

Мотор, синхронный, трехфазный, мощностью в 80 Ватт, делающий 1500 оборотов в минуту, приводит во вращение диск.

Поворот рекордера — и резец опускается на вращающуюся вместе с диском пластинку.

Резец этот твердый, сапфировый, в латунной оправке.

Электромагнитная энергия, преобразуясь в рекордере в механическую, заставляет вибрировать резец.

Способ записи — так называемый плавающий.

Каретка, подающая рекордер, давит на пластинку своей тяжестью.

Глубина записи регулируется при помощи баланса, грузика, в зависимости от материала пленки. На твердом материале можно писать мельче, на мягком— нужно писать глубже.

2. Вот и все.

Здесь новы не сами приборы, а сочетание их, впервые задуманное и осуществленное работниками Ленинградского дома Красной армии А М. Ясногородским, С Б. Тиршиным и Л. П. Жуковым.

Рассказывают, что некий ответственный работник, услыхав о говорящих письмах, сказал изобретателям, что за границей все это давно известно; поговорив перед микрофоном, можно через час получить готовую пластинку.

Наши изобретатели на это возразили.

Через час?

Нет.

Говорящее письмо можно получить немедленно после того, как закончен разговор в микрофон и пластинка снята с диска записывающего стола.

Письмо можно тут же прослушать на патефоне.

Несомненно, говорящее письмо очень скоро войдет в быт советского человека, станет повседневным явлением, таким же привычным, как телефон.

Такое письмо при массовом производстве будет стоить очень недорого.

4. И не только для личной переписки важны эти маленькие круглые пластинки.

Это великолепное средство рекламы.

Уже сейчас ленинградские магазины посылают эти открытки знатным людям города, предлагая наиболее доброкачественный товар.

Наконец, эти говорящие письма незаменимы для театров и театральных школ: актеры смогут проверять по ним свою дикцию, выразительность своих реплик.»