Фанк

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Фанк
1. 2008 04 википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Фанк

Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки.

Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соул составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку.

2.

Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза.

Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон.

Название стиля произошло от слова «funky», что на жаргоне джазистов обозначает «причудливая, замысловатая манера исполнения».

3.

Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз.

Larry Graham часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка.

Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah.

«Мертвые» или приглушенные ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы.

Джими Хендрикс был пионером фанк-рока.

Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.

История

1.

Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул.

Характерно, что изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза.

Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года.

2.

Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.

3.

Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire.

4.

В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили.

Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen).

5.

В середине 1970-х выхолощенный и электризированный фанк даёт рождение диско.

6.

Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. (во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Faith No More, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, Spin Doctors и Red Hot Chili Peppers).

7.

В 1980-е гг. короли фанка (Майкл Джексон, Джордж Майкл, Принц) царят на олимпе не только (и не столько) ритм-энд-блюза, сколько мировой поп-музыки, что свидетельствует о способности стиля отвечать на музыкальные запросы самой разношерстной публики.

8.

В 1980-х сэмплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е гг. такими влиятельными продюсерами, как The Neptunes.

9.

А ещё фанк используют в основе такие Hip-hop продюсеры как Madlib , Dj Premier , Pete Rock, J Dilla и DR Dre.

Музыкальные стили
родившиеся от традиционного фанка и использующие его элементы

Rap

House

Urban

Acid-jazz

Jazz-Funk

Soul funk

Philly soul

Funk metal

Funk rock

G-Funk

Bass music

Quiet storm

Smooth soul

Blaxploitation

Некоторые группы и исполнители фанка

Average White Band / AWB

Bar-Kays

Bloodstone

Bobby Womack

Charlie Wilson

Chic featuring Nile Rodgers

Commodores

Con Funk Shun

Dazz Band

Dirty Dozen Brass Band

Earth, Wind & Fire

GAP Band

George Clinton

Isaac Hayes

Isley Brothers

Jeffrey Osborne

Jesse Powell

Jill Scott

Klymaxx

Kool and The Gang

Lakeside

Maze featuring Frankie Beverly

Mint Condition

Morris Day and The Time

Neville Brothers

Ohio Players

Party Nation

Red Hot Chili Peppers

Rose Royce

Slave

S.O.S. Band

Stevie Wonder

Teena Marie

Tower of Power

WAR

II. ещё:

http://ameli-hon.livejournal.com/128903.html

Материал: www.funk-terra.ru

"Один из основополагающих стилей в музыке второй половины ХХ века.

Является составной частью таких стилей как джаз-рок, фьюжн, хип-хоп, эйсид джаз, джангл, диско, драм-н-бейс и многих других.

Музыка стиля “funk” является прямым продолжением музыки соул. Подчас даже специалисту непросто провести четкую грань между ними.

2.

Термин «соул» («душа») обозначал движение американских негров в борьбе за свои права еще во времена рабовладения в США.

Верующие американские рабовладельцы пытались тогда узаконить убийство негров, утверждая, что они, как животные, не имеют души и поэтому Первая заповедь Христа не нарушается.

Черные идеологи сделали факт наличия души у негром основным моментом в борьбе за выживание.

В результате возникли «соул-братства», а американские негры стали называть друг друга соул-братьями или просто словом «соул».

3.

Как новый вид музыки “soul” появился в середине 50-х годов ХХ века.

Зародившийся в конце 30-х ритм-энд-блюз – черный городской электрифицированный блюз – получил название рок-н-ролл для удобства его распространения среди белой аудитории.

Некоторые представители «ритм-энд-блюза», объединив эту музыку с идеями духовных негритянских песнопений “spirituals” («спиричуелз») и “gospels” («госпелз»), придали ей новое звучание.

Так возник “soul”.

Его основателем считается певец Рей Чарлз (Ray Charles), а первыми, наиболее яркими представителями – Джеймс Браун (James Brown) и Сэм Кук (Sam Cooke).

4.

Если Рэй Чарлз придал музыке «соул» лирический, бытовой характер, то Джеймс Браун начал вкладывать в свою музыку более серьезные проблемы.

В 1962 году он открыто объявил себя «Соул-братом номер один».

Таким образом, с самого начала музыка «соул» стала развиваться по двум направлениям – как социально наполненная, обращенная к неграм, и как облегченно-развлекательная, красивая и лирическая.

5.

Коммерческий бум музыки «соул» привел к возникновению множества компаний, две из которых стали основателями целых направлений в черной поп-музыке.

Это фирма “Motown” в Детройте и “Stax” в Мемфисе.

Характерно, что первая, созданная негром Берри Горди, взяла курс на создание развлекательной соул-музыки для белых, и поэтому впоследствии получила всемирную известность.

Направление «Мотаун» представляют такие выдающиеся артисты как Дайана Росс (Diana Ross), Марвин Гей (Marvin Gaye), Стиви Уандер (Stevie Wander), Майкл Джексон (Michael Jackson) и множество других.

Фирма “Stax”, созданная белыми предпринимателями, наоборот, пыталась сохранить истинно-черный дух музыки «соул».

Ее представителями были такие яркие фигуры как Уилсон Пикетт (Wilson Pickett), Руфас Томас (Rufus Thomas), Отис Реддинг (Otis Redding).

6.

К 1968 году в США накалилась политическая обстановка.

После убийства черного лидера Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в черных кварталах многих городов, а в крупных городах – Чикаго, Детройте, Бостоне, Вашингтоне негры устроили массовые демонстрации, которые были разогнаны с большим количеством человеческих жертв.

Борьба за права негров в Америке приобрела более активный, а местами агрессивный характер.

Развернули свою деятельность такие организации как “Black Panther” (Черные Пантеры) и ”Black Muslims” («Черные Мусульмане»).

Некоторые негры, разочарованные в христианстве, в знак протеста принимали мусульманскую веру, меняя свои имена.

7.

Некоторые из популярных соул-музыкантов поняли, что находиться в стороне от этих проблем, оставаясь простым развлекателем, уже нельзя.

«Леди Соул» - певица Арета Фрэнклин ( Aretha Franklin ), отвечая требованиям назревшего «черного самосознания», выпустила в 1968 году ряд песен, где открыто прозвучала тема протеста и было произнесено слово «свобода».

Тогда же и Джеймс Браун записал ставшую хитом песню – “ Say It Loud, I'm Black and I'm Proud!” («Скажи это громко - я черный, и горжусь этим!» ).

Именно с этого времени и появляется слово “funk”, как символ нового, более жесткого направления в черной музыке.

Да и сама эта музыка становится гораздо жестче и острее, чем “soul”.

8.

Слово «фанк» давно употреблялось как часть бытового жаргона жителями негритянских гетто.

Согласно некоторым источникам, оно обозначает запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения.

Слово это появилось в музыкальном обиходе с легкой руки джазового композитора и пианиста Хораса Сильвера (Horace Silver), выпустившего в 1952 году свою пьесу с названием “Funky Hotel”.

Позже этот термин был использован группой “Dyke & the Blazers” в их хите “Funky Broadway”.

Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную популярность, придав ему социальный смысл.

9.

Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке «фанк», были джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный, специфический вид джаза, близкий к музыке SOUL.

Прежде всего, это Хорас Сильвер (Horace Silver), Квинтет братьев Эддерли (Adderley), Арт Блейки (Art Blakey) и “Jazz Messengers”, Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Доналд Берд (Donald Byrd), Грант Грин (Grant Green) с диском “His Majesty King Funk”, а также звезды хаммонд-органа Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джек МакДафф (Jeck McDuff).

10.

Если говорить о различии между FUNK и SOUL с чисто музыкальной точки зрения, то в первую очередь надо отметить, что в музыке FUNK используются совершенно иные ритмические структуры.

Соул, как и ритм-энд-блюз, музыка триольная, когда каждая четверть такта мысленно делиться на три восьмых.

Фанк – это музыка на «восемь восьмых», когда четверть делится точно пополам, или с небольшим смещением ( такой ритм называется «шаффл» - “Shuffle” ).

Кроме того, здесь более острые синкопы и более разнообразная фактура, создаваемая аккомпанирующими инструментами.

11.

Гармонические конструкции в музыке «фанк» чрезвычайно просты, обычно все держится на одном аккорде, но зато ритмическая ткань достаточно сложна.

Она как бы соткана из нескольких самостоятельных линий, накладываемых друг на друга и заполняющих все ритмическое пространство.

12.

Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-звезды пришелся на конец 60-х, начало 70-х годов.

Продолжателями его дела стали его же партнеры, отделившиеся в последствие от него.

Это гитарист Джордж Клинтон (George Clinton), создавший такие группы как “The Parliament” и “Funkadelic”, популярные до сих пор, а также басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и его “Bootsy's Rubber Band”.

Джордж Клинтон на обложках своих пластинок изображал знак черных борцов за свободу («коза» - кулак с поднятыми мизинцем и указательным пальцем – образ буквы ”U” – от слова “Unity” – единство, в ответ на знак хиппи “V” – “Victory” – победа ), а также популяризировал лозунг – “One Nation united under the Groove” («Одна нация, объединенная чувством ритма»).

13.

Жесткость истинного фанка в лице Ларри Грэма (Larry Graham), групп “Kool and the Gang”, “Ohio Players” , братьев Джонсон (“The Brothers Johnson”) – с одной стороны, и агрессивность черного атонального джазового авангарда в лице Арчи Шеппа (Archie Shepp), Альберта Айлера (Albert Ailer) или Фарао Сандерса (Pharaoah Sanders) – стали созвучны движению черных националистических движений.

14.

В это же время в самом расцвете находилась и рок-культура, которая объединяла в основном белую молодежь.

В среде рок-исполнителей возникли разновидности белого блюза (“British Blues”) и музыки соул, которая была названа “Blueyed Soul” («Голубоглазый Соул»).

Ее ярчайшими представителями стали Джо Кокер (Joe Cocker) и Дженнис Джоплин (Jennis Joplin), а также группы “Righteous Brithers”, “Young Rascals”, “Delaney and Bonnie”, “Averige White Band” и многие другие.

15.

В Калифорнии, где движение хиппи было представлено особенно ярко, зародилось направление “Psyhodelic-rock” («психоделический рок» ), переросшее после запрета галлюциногена ЛСД в так называемый “эйсид рок” ( «кислотный рок», поскольку LSD, лекарство, относящееся к разряду кислот, но не наркотиков, оказалось крайне опасным для здоровья).

Внутри этого движения появилась черная рок-группа “Sly and the Family Stone”, руководимая Сильвестром Стюартом (Sylvester Stewart), которая фактически стала основателем направления “Psyhodelic Funk”, поскольку они стали проповедовать идеологию черного фанка.

16.

В сфере атонального джаза, среди последователей Орнета Коулмена (Ornette Coleman) нашлись молодые мастера фанка, в частности, гитарист Джеймс Блад Алмер (James Blood Ulmer) и барабанщик Рональд Шеннон-Джексон (Ronald Shannon-Jackson), заложившие основы течения панк-фанк (“punk funk”), получившего в свое время достаточную популярность.

17.

Но постепенно «фанк» отошел от политической борьбы, развиваясь как собственное направление, а также оказывая влияние на другие жанры.

Как результат возникли поп-ансамбли нового типа, использующие достаточно сложные ритмические и гармонические структуры (например – “Earth, Wind & Fire” или “Tower of Power”).

Ключевые места на арене мировой популярности надолго заняли такие артисты как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принц (Prince) или Стиви Уандер (Stevie Wonder), чья музыка пронизана концепцией фанка.

18.

С другой стороны – именно «фанк» с его изощренными синкопами породил диско, свою противоположность, музыку предельно упрощенную в ритмическом отношении.

И в этом деле немаловажную роль сыграла музыка одного из выдающихся представителей музыки «фанки-фьюжн» Хэрби Хенкока (Herbie Hancock).

19.

Почти одновременно с этим, в начале 80-х, «фанк» занял свое прочное место в культуре хип-хоп, вышедшей из недр черных гетто.

20.

В настоящее время «фанк» лежит в основе таких направлений как “Aсid Jazz”, “Jungle”, “Drum&Bass”, а также вкраплен даже в некоторые разновидности музыки “new age”.

21.

Наибольшее влияние «фанк» оказал на такое многогранное музыкальное явление как джаз-рок / фьюжн.

Среди джазовых критиков и самих джазменов, негативно относящихся к рок-культуре, издавна существует банальное заблуждение, что джаз-рок это джаз с его импровизационностью, но коммерческий и построенный на рок-ритмах.

Если бросить взгляд назад, в 1967 год, когда появились две первые джаз-рок группы – “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”, то даже в их ритмической основе можно увидеть паттерны, относящиеся не к триольному рок-н-роллу, а к тому, что называется словом шаффл (shuffle), то есть к музыке FUNK.

А последовавшие за ними эксперименты Майлза Дэйвиса, Джо Завинула, Чика Кориа, Махавишну, Билла Чейза, Хэрби Хенкока и других укрепили фундамент фанка в джаз-роке.

22.

Работы саксофониста Гровера Уашингтона (Grover Washington Jr.) начала 70-х годов, явили собой яркий пример альянса традиций «фанка» и «соул-джаза».

Ну, а поздняя музыка М. Дэйвиса 80-х годов, начиная с диска “Man with a Horn”, это пример концептуального фанка, вобравшего в себя много слоев музыкальной культуры.

23.

Важно отметить и тот факт, что в лице джазовых звезд, пришедших в «фанк», эта музыка получила чисто инструментальное воплощение.

Одним из первых, кто откровенно применил ритмику “pop-funk” в джазе, в соединении с современными электронными инструментами, был Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock).

Его диск “Headhunters” (1973 год) стал основополагающим в процессе дальнейшего развития стиля “funky-fusion”, а также заметно повлиял и на то, что сейчас называют словом кул джаз (“Cool Jazz”) или смуф джаз (“Smooth Jazz”) (David Sanborn, Grover Washington, Kenny G., Bob James).

В дальнейшем Хэнкок не раз обращался к фанку в сочетании с такими направлениями хип-хопа, как “брейк данс” (break dance) – “Future Shock” (1983), ‘Sound System” (1984), и рэп – “Dis Is Da Drum” (1994).

Его знаменитый видео-клип, снятый на основе пьесы “Rock It”, стал всемирно известным хитом и получил приз Grammy.

24.

«Фанк» не является признаком расы или нации.

Это особое ощущение ритма, которое, очевидно, можно считать врожденным, независимо от того, белый ты или черный.

Это – как любой талант.

Я встречал чернокожих людей, абсолютно лишенных способности воспринимать «фанк» адекватно.

Даже некоторые джазмены, люди, наделенные самой Природой повышенной чувствительностью к «драйву», равнодушны к «фанку».

Именно они не воспринимают музыку «фанки-фьюжн».

А некоторые люди, выросшие в странах Севера, играют в стиле «фанк» совершенно естественным образом.

Чтобы убедиться в истинности этих утверждений, достаточно послушать исландскую группу “Mezzoforte” или канадскую “Uzeb”.

Казалось бы, далекая от американской черной культуры Британская «новая волна» ( New Wave) 80-х, породила замечательные образцы современного поп-фанка - записи Томаса Долби (Thomas Dolby), группы “Level 42” или, хотя бы, “Slangehammer” Питера Гэбриэла (Peter Gabriel).

25.

Наличие или отсутствие чувства «фанка» является серьезной причиной разногласий между такими молодежными группировками как «хип-хоперы», с одной стороны, и «металисты» и «скинхэды» - с другой.

26.

Особенно часто встречающейся и досадной ошибкой, которую допускают даже маститые критики, не говоря уж о простых обывателях, является путаница между понятиями «рок» и «фанк».

Здесь кроется недопонимание как музыкальных, так и социальных различий в истории развития этих направлений.

III. Горохов, "Музпросвет":

"Фанк - это довольно старая и хорошо известная разновидность черной американской поп-музыки. Отцы, классики и столпы фанка - Джеймс Браун и Джордж Клинтон. Именно они - наиболее часто семплируемые (то есть обворовываемые в модно-музыкальных целях) музыканты нашей цивилизации.

Впрочем, существует мнение, что фанк - никакая не разновидность, абсолютно вся черная поп-музыка и есть один сплошной фанк.

Слово "фанк" - как и "джаз", и "рок-н-ролл" - обозначает бесшабашное веселье с некоторым эротическим оттенком, проще говоря - половой акт. Но не только: funky - это и классный, и клевый, и прикольный, и оттяжный, и отвязный, и улетный, и крэйзовый, и убойный. Во всяком случае, не суровый и не серьезный.

Фанк как самостоятельный музыкальный стиль сформировался к концу 60-х.

Он вышел из джаза, соула (то есть певучей и задушевной черной эстрады) и ритм-н-блюза. Я думаю, без особой натяжки можно утверждать, что фанк - это черная реакция на 68-й, на хиппи, психоделику и тяжрок, который сам по себе - седьмая вода на киселе от черного ритм-н-блюза.

В ритмическом отношении фанк был устроен куда элегантнее, чем вся белая эстрада вместе взятая - от The Beatles до Led Zeppelin. Как сказал бы специалист, для фанк-музыки характерен сдвоенный метр.

Впрочем, Марина Рахманова отметила, что специалист как раз так бы не сказал - скорее следовало бы говорить об учащенном ритме.

Имеется в виду, что в одном и том же ритмическом пассаже фанк-барабанщик сделает в два раза больше ударов, чем его белый коллега. Музыка в целом от этого не становится быстрее, но делается разнообразнее и подвижнее.

Наслушавшись хорошего фанк-барабанщика (а еще лучше - джазового), приходишь к выводу, что искусство белого рок-н-ролла - это битье ложкой по кастрюле, степень ритмического разрешения здесь в два раза меньше. Во второй половине 70-х из фанка возникло диско.

С конца 60-х Джордж Клинтон со своими группами Parliament и Funkadelic продвигал довольно своеобразную музыку, а заодно и стоящую за ней не менее дикую концепцию.

Музыканты наряжались в вычурные костюмы-балахоны, носили чудовищных размеров парики и громадные очки; все вместе должно было блестеть, переливаться и изображать - ни много ни мало - корабль инопланетян, одержимых музыкой и сексом. Клинтон был поклонником телесериала Star Trek и, по-видимому, ставил перед собой задачу реализовать на сцене мир научно-фантастических комиксов.

Фанк-музыка состоит из очень плотного, крепко сбитого и порубленного на небольшие ритмические и мелодические куски бита, под которым упруго перекатывается довольно подвижная и живая бас-партия. Все музыканты играют по возможности синхронно, чтобы уханье не расплылось в вялое многоголосие.

Космический фанк Джорджа Клинтона был явной параллелью к глэм року.

Когда оркестр свингует, музыка летит вперед.

Этот эффект связан с легкой асинхронностью баса и ритм-партии.

Музыканты добивались свинга на слух, начинали и обрывали свои аккорды с фантастическим чувством неточного ритма, музыка становилась упругой и плыла.

Разумеется, эффект "движущейся" музыки не является исключительной принадлежностью одного лишь американского джаза 30-х - 40-х годов. Не стоят на месте и традиционная арабская музыка, в которой бас-партию ведут большие бубны, и африканская барабанная музыка, и марокканская гнава, базирующаяся вокруг партии бас-лютни.

Движется практически вся традиционная вокальная музыка - от песен пигмеев до индийских раг, только все это в глазах представителей западной цивилизации не имеет никакого значения. Зато возникновение свинга воспринимается как чудо и загадка.

Очевидно, что свинг - это пережиток черной музыки, традиционного шаманского энергетизма, который совершенно чужд и пуританской Америке, и полумертвой Европе. Чудо состоит, собственно, в том, что движущаяся музыка смогла выжить в довольно антитрадиционно ориентированной цивилизации. (Вторая инъекция традиционной движущейся музыкой произошла, когда в конце 50-х американский джаз был шокирован феноменом индийской раги).

Позже тот же свинг-эффект стали называть фанком, грувом, а в рок-н-ролле - драйвом.

...

Groove (длинное "у-у-у") - это очень интересное слово.

Оно характеризует способность музыки покачиваться и тянуть за собой. Грув - не музыкальный стиль, это - качество музыки. Оно определяется, грубо говоря, тем, хочется под нее двигать бедрами или нет.

В неформальном словоупотреблении фанк - это веселое и довольно быстрое уханье, а грув - неспешное, но настойчивое извивание.

...

Казалось бы, человек-машина Kraftwerk - полная противоположность пестрому и наивно-игрушечному фанку Джорджа Клинтона: ведь Kraftwerk - холодный, бесстрастно научный и ужасно прогрессивный коллектив. Но так ли это?

Джордж Клинтон довел до абсурда свои шоу, комбинируя секс, научную фантастику и комиксы. Kraftwerk с аналогичным фанатизмом изображали из себя роботов, наряженных в униформу, и, словно малые дети, играли в атомные электростанции, радиоантенны, неоновые надписи, люминесцентные лампы, карманные калькуляторы и трансевропейские экспрессы.

Положа руку на сердце, следует признать, что земляне и инопланетяне из телесериала Star Trek, затянутые в некое подобие нейлоновых лыжных костюмов и марширующие на негнущихся ногах, - это скорее Kraftwerk, чем Джордж Клинтон и его коллеги.

Если Клинтон со своим межгалактическим фанком нажимал на яркость, звучность и пестроту, то Kraftwerk - это сухой и скромный вариант того же самого утопического мировосприятия."