Хайнлайн

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Хайнлайн, Роберт

Классик американской фантастики.

Вот о нём био + полный список сочинений.

Компиляция составлена по материалам с:

Фантлаб.ру -

http://fantlab.ru/autor4

</p>

выделено зелёным)

+

Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хайнлайн,_Роберт_Энсон

выделено голубым

+

Андрей Балабуха. Адмирал звездных морей. http://olmer.ru/heinlein/

выделено сиреневым

+

TIMELINE

This is a CHRONOLOGY of the History of Science and Science Fiction, and the Cosmic/Human

Universe it represents, a virtual encyclopedia oriented towards seeing who wrote what when, and how the field evolved from year to year, decade to decade, and century to century.

http://www.magicdragon.com/UltimateSF/timeline.html

выделено красным.

Мои собственные замечания и наблюдения – выделены жёлтым.


Био и библиография:
1907
"Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 в городе Батлер, округ Бэйтс, Mиссури. Третий сын Рекса Ивара Хайнлайна и Бэм Лайл Хайнлайн, он имел двух старших братьев, Рекса Ивара Хайнлайна и Лавренс Лайл Хайнлайна, и младшую сестру, Луизу Хайнлайн."


"Вскоре после его рождения Хайнлайны переехали в Канзас-Сити, где отец будущего писателя устроился в Мидлендскую компанию сельскохозяйственных машин. Впрочем, самое большое влияние на становление личности мальчика оказал не отец, а дед по матери -- доктор Альва Э. Лиль, врач-терапевт, практиковавший в Батлере.

Воспитание Хайнлайн получил строгое, как это принято в домах методистов: праздность считалась грехом, безусловно, запрещалось употребление алкоголя, нельзя было танцевать, играть в карты (хотя для карточных фокусов колоду Роберту все-таки купили); пуританским, естественно, было и отношение к сексу.

Правда, со временем многие из этих правил Хайнлайн стал нарушать -- не только герои его книг, но и сам он, повзрослев, мог и выпить, и сыграть партию в покер, танцевать же попросту полюбил.

Но ведь это внешние проявления. А вот заложенная тогда, в детстве, внутренняя моральная основа осталась на всю жизнь."


1924


"Хайнлайн закончил в 1924 Гринвудскую школу в Канзас-Сити и поступил в университет Миссури."


"Его брат Рекс пошел в военно-морскую академию в Аннаполисе, и Хайнлайн избрал то же будущее для себя. "


Это было непросто: американская система отбора абитуриентов для академии ВМФ чрезвычайно сложна.

В отличие от гражданских институтов и университетов, куда желающие просто посылают по почте заявления, здесь нужно заручиться рекомендацией кого-либо из конгрессменов или сенаторов (каждый из них имеет право ежегодно рекомендовать одного человека; правом рекомендовать семь кандидатов наделен лишь президент).

Но и рекомендация -- вовсе не пропуск в академию, а лишь право быть допущенным ко вступительным экзаменам.


Он собрал множество рекомендаций и послал их его сенатору, Джеймсу Риду. Рассказывали, что Рид получил сто писем с просьбами назначения в Annapolis... Пятьдесят — по одному на каждого кандидата, и пятьдесят от Роберта Хайнлайна."


"Хайнлайну удалось заручиться нужным ходатайством, экзамены он сдал блестяще, и начались годы жизни в Банкрофт-Холле, общежитии гардемаринов, названном так в память дипломата и историка Джорджа Банкрофта, основавшего академик в кратковременную бытность свою в 1845-1846 годах государственным секретарем по военно-морским делам."


1925 – 29: Аннаполис


"Хайнлайн был образцовым кадетом

Хотя с 1902 года курсантов академии именовали гардемаринами, но в быту старое словечко, освященное более чем полувековой традицией, еще жило; более того, два десятилетия спустя оно возродится в романе Хайнлайна "Космический кадет" (1948), пронизанном чуть ностальгическими воспоминаниями сорокалетнего писателя о курсантских временах в Аннаполисе...

Он стал чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе.

Окончил он двадцатым из выпуска в двести сорок три человека.

Теперь он мог с гордостью носить на груди значок, а на пальце -- золотое с синим кольце выпускника Аннаполиса."


1929 – 1934: флот:


Закончив академию в 1929 и прослужив пять лет на эсминцах «Юта» и «Ропер», а затем на первом американском авианосце «Лексингтон» в качестве офицера-артиллериста, он вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулёз. (фантлаб и вика)


1934


"Несколько недель Х. провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика), имея степень бакалавра, полученную в военно-морской академии; но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой."


"Между 1934 и в 1939 Хайнлайн занимался разными работами в Лос-Анджелесе и в Колорадо Спрингс."


"Он сменил множество специальностей, включая должность риэлтора недвижимого имущества."


"Он был совладельцем серебряной шахты, но дела пошли совсем насмарку, когда другой совладелец застрелился. Он также работает маклером, и, возможно, как художник, фотограф и скульптор, хотя детали этих его занятий полностью не известны."


"В третьей четверти 1930-х он вступил в движение Э. Синклера «НЕТ — бедности в Калифорнии!», популярной в начале 1930-х годах в Калифорнии."

Эптон Синклер был тогда уже классиком американской литературы, движение его было социалистическим.


"Когда Синклер баллотировался в губернаторы от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании."


1938


"К 1938 Хайнлайн работал редактором и штатный автор в Upton Sinclair's EPIC News, органе партии Синклера.

В ноябре 1938 он сам баллотировался в Калифорнийскую ассамблею от республиканской партии, но был побежден, сломался, женился и продолжил жить на свою маленькую морскую пенсию.

Жену его звали Леслин МакДональд. Впсоледствии Хайнлайн никогда не рассказывал ни о Леслин, ни о более позднем разводе."


"Позднее Хайнлайн стыдился своих тогдашних социалистических идеалов.

В 1954 году он писал:

«Множество американцев заявляют, что МакКарти создал царствование террора. Вы этим испуганы? Я — нет, хотя я имею в моем прошлом много политической деятельности, которая была гораздо левей позиций сенатора МакКарти»."


1939: первый рассказ


"В конце 1938 журнал «Thrilling Wonder Stories» объявил конкурс на лучший рассказ.

Они предложили полные ставки (половина цента за слово, до $50) любому предварительно неиздававшемуся автору, чья история отбиралась для печати.

Хайнлайн написал в апреле 1939 за четыре дня рассказ «Линия жизни» и представил на рассмотрение не в TWS, который, как он думал, будет завален рукописями, а к Джону Кемпбеллу в «Astounding Science Fiction».

Кемпбелл сразу купил рассказ, заплатив по одному центу за слово, за $70. И опубликовал в августовском номере Эстаундинг."


"Это показалось начинающему фантасту вполне приличным заработком за те шесть дней, что работал он над рассказом.

Впрочем, по тем временам так оно и было. В Аннаполисе Хайнлайн получал, например, пятьсот долларов в год...

С тех пор он, по собственным словам, "никогда больше не искал честного заработка".


1939


повести и рассказы:

1939 Неудачник / Misfit

1939

Линия жизни / Life-Line [= Hить жизни]

Тогда же, в 1939, Х. написал и первый свой роман - «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов».

Роман оказался неудачным и был опубликован только в 2003 году, через 15 лет после смерти Хайнлайна.

1940

жизнь:


"В 1939-1940 годах Хайнлайн жил на Западе, в Калифорнии, где сложился кружок фантастов, сплотившихся вокруг библиотеки "Манана".

В него входили Эдмонд Гамильтон и Энтони Бучер, сам Хайнлайн, Генри Каттнер и Клив Картмилл; впоследствии Бучер увековечил это общество в своем романе "Ракета к Моргу".

Уже в эти первые роды литературной деятельности Хайнлайн выработал свою систему работы: что бы ни случилось, он писал по четыре страницы текста -- изо дня в день, с того момента, как созрел замысел, и ею тех пор, пока не заканчивал рассказ или роман.

Потом он правил текст -- правил жестоко, иногда сокращая на треть и даже больше.


повести и рассказы:

1940, январь, Эстуандинг

Реквием / Requiem

1940 , февраль, Эстаундинг

Если это будет продолжаться... / If This Goes On —

- скорее роман, чем повесть.

Первая из революций, описанная Х. Потом ещё - на Марсе, Венере и Луне."


На Венере - что-то не припомню. В Логике Империи? Но там не революция, а партизанская война беглых рабов с рабовладельцами – с отдельными освобождёнными территориями. Там и государства-то нет – нечего свергать. Отдельные рабовладельцы с дворней против отдельных коммун рабов.


1940, сентябрь, Эстаундинг

Взрыв всегда возможен / Blowups Happen

1940

Да будет свет! / Let There Be Light

1940 Успешная операция / Successful Operation [= Heil!] [под псевдонимом «Lyle Monroe»] 1940

Дороги должны катиться / The Roads Must Roll

1940

Ковентри / Coventry [= Один в поле]


"Ранние рассказы и романы Хайнлайна ("Если это будет продолжаться...", 1940; "Пасынки Вселенной", 1941; "Дети Мафусаила", 1941;) образовывали единую серию "История будущего".

Хайнлайн повесил у себя в кабинете схему этой истории, каждый из узлов которой становился сюжетом очередного произведения.

Позже Кэмпбелл опубликовал эту схему в "Поразительной научной фантастике"; к немалому огорчению любителей НФ, многие рассказы, обозначенные на схеме, так никогда и не были написаны...

Но и без них картина "Истории будущего" оказалась достаточно впечатляющей."


1940

Магия, Inc. / Magic, Inc. [= The Devil Makes the Law; Монополия нечистой силы; Магия, Инкорпорейтед; Магия инкорпорейтед; Магия, Инк.; Корпорация «Магия»]
Большая повесть, почти роман.
1941

жизнь:

"Уже после публикации нескольких первых рассказов Х. стал признанным лидером и законодателем мод.

Именно тогда было положено начало золотому веку американской НФ.

Творцами этого Золотого века были фантасты, сгруппировавшиеся вокруг Кемпбелла и его журнала, -- Альфред Ван Вогт, Лайон Спрэг де Камп, Теодор Старджон, Пол Андерсон, Лестер дель Рей, Айзек Азимов. И конечно Роберт Энсон Хайнлайн."


"Всё они (ну, за частичным исключением Спрэгг де Кампа) ыьаои мастерами самой что ни на есть "твердой", научной в полном смысле слова фантастики.

Правда, в отличие от предыдущего периода, символом которого был Хьюго Гернсбек, кемпбелловский клан в НФ интересовали не столько научные предсказания, фантастические изобретения или открытия сами по себе, сколько их социальные последствия.

Однако фантастическая идея пока еще чуждалась условности, она была конкретна и продуманна -- порой буквально на уровне инженерного расчета.

Хайнлайн стал в этой области законодателем мод ("В три феноменальных года он полностью преобразил наше понимание того, как следует писать фантастику, и эта трансформация оказалась необратимой", -- признавался Роберт Силверберг) благодаря тому, что в старые гернсбековские мехи влил новое вино -- свой, хайнлайновский стиль.

Язык его книг был результатом мастерского смешения сленга, сочной народной афористичности, вынесенной им еще из детства, из Батлера, с берегов Миссури (недаром его любимым писателем всю жизнь оставался Марк Твен), и того технарского жаргона, который называют "инженеритом".

А его герои из чудаковатых, а то и вовсе сумасшедших яйцеголовых ученых и картонных опереточных злодеев превратились в людей действия, но действия мыслящего, в тех, кто одинаково легко управляется с винтовкой и логарифмической линейкой.

И, наконец, изображенное им будущее, благодаря продуманности социальной модели и деталировок, с одной стороны, и живости языка, с другой, оказалось на удивление достоверным, реальным и представимым."

"Вот как формулирует это Айзек Азимов:

"Понадобилось совсем немного времени, чтобы поток рассказов Хайнлайна сделал ясным: вся фантастика может быть разделена на две части: первая -- Хайнлайн, вторая -- все остальное",

"Его роль в нашей области, -- утверждал Роберт Сильверберг, -- подобна роли Хемингуэя в реалистической литературе. Потрясающий технический новатор, преобразователь и творец форм, Хайнлайн показал, какой может и должна быть фантастика.

Никто из пишущих художественную литературу после 1927 года или около того не может не принимать во внимание теории и практики Хемингуэя, не рискуя при этом показаться архаичным и до невозможности наивным.

И никто после 1941 года не написал первоклассной фантастики без понимания теоретического и практического вклада Хайнлайна".


жизнь:

Denvention I, Третья мировая Science Fiction Конвенция, в Денвере (Ширли-Савой Hotel), под председательством Олон F. Виггинса. Роберт А. Хайнлайн в качестве Почетного гостя"

(Также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов. Это рекорд.)


"К участию в Уорлдконах Хайнлайн опять-таки относился серьезно, каждый раз готовил программную речь, посвященную природе и задачам фантастики, и держал там, как говорится, открытый дом - в апартаменты, которые он занимал в отеле, в любое время мог прийти любой из коллег или любителей НФ, зная, что будет встречен как жданный гость. И это было не просто данью вежливости и хорошему воспитанию, а проявлением все того же чувства ответственности -- на этот раз перед читателями. Хайнлайн поставил себе за правило отвечать на каждое; присланное ему письмо, ставить автограф на любую присылаемую книгу, потому что все это были разные способы общения с Читателем."


романы:

1941, январь, Эстаундинг с продолжением:

Шестая колонна / Sixth Column [= The Day After Tomorrow]

под псевдонимом Ансон Мак-Доналд

- книж вариант - 1949

1941 , июль, Эстаундинг: Дети Мафусаила / Methuselah's Children

повести и рассказы:

1941 май, Эстаундинг :

Вселенная / Universe


В книжной версии – Пасынки Вселенной, и уже роман. Это аж уже в 1963.


"Для НФ роман этот стал эпохальным, ибо в нем впервые была высказана идея звездолета со сменяющимися поколениями. Впоследствии она разрабатывалась во множестве фантастических произведений, из которых упомяну лишь "Поколение, достигшее цели" Клиффорда Саймака, "Магелланово Облако" Станислава Лема и "Нон-стоп" Брайена Олдисса."


Я тоже долго думал, что первый.

Нет.

Первый – Лейнстер, Проксима Центавра, 1934.

Перевода его на русский – не нашёл в сети.

1941, май, Эстаундинг: Никудышное решение / Solution Unsatisfactory [под псевдонимом «Anson MacDonald»]

1941, ноябрь, "Super Science Сториз" - Утраченное наследие / Lost Legacy [= Lost Legion]

Возможно, лучшая из историй об Extrasensory Восприятии.

1941

...И построил он себе скрюченный домишко / «--And He Built a Crooked House--» [= Дом, который построил Тил; Дом четырёх измерений; И построил он дом...]
Дом оказался многомерным.


1941

Логика империи / Logic of Empire

1941 Вне всяких сомнений / Beyond Doubt // Соавтор: Элма Венц [под псевдонимом «Lyle Monroe»] 1941 Они / They

1941

...А еще мы выгуливаем собак / ...We Also Walk Dogs [= А еще мы выгуливаем собак] [под псевдонимом «Anson MacDonald»]

1941 Иноздесь / Elsewhere [= Elsewhen; Однажды; Где-нибудь, когда-нибудь; Когда-то там; Иное время] [под псевдонимом «Caleb Saunders»]

1941 По собственным следам / By His Bootstraps [= The Time Gate; По пятам; По замкнутому кругу] [под псевдонимом «Anson MacDonald»]

1941

Здравый смысл / Common Sence

Продолжение Вселенной.

1942

романы:

1942, апрель, Эстаундинг. Там, за гранью / Beyond This Horizont

"Неоднозначные последствия генной инженерии"


повести и рассказы:

1942 My Object All Sublime [под псевдонимом «Lyle Monroe»]

1942 Аквариум с золотыми рыбками / Goldfish Bowl [= Аквариум для золотых рыбок; Стеклянный шар с золотой рыбкой; Аквариум] [под псевдонимом «Anson MacDonald»]

1942 Pied Piper [под псевдонимом «Lyle Monroe»]

1942

Уолдо / Waldo [под псевдонимом «Anson MacDonald»]

В 1950 году переработан в роман

"Уолдо: гений на орбите" / Waldo: Genius in Orbit;

1942 Неприятная профессия Джонатана Хога / The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag [= Неприятная профессия Джонатана Хоуга; Странная история мистера Джонатана Хога] [под псевдонимом «John Riverside»]

1943

жизнь:

Война.

Хайнлайн пытался вступить во флот, но по здоровью был отвергнут. И, вместе с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе.


"Неизввестно, принадлежит ли эта идея Хайнлайну, или его однокашнику по Аннаполису лейтенант-коммандеру Скоулсу, или Джону Кемпбеллу. Похоже, в той или иной степени замешаны все трое, хотя Спрэг де Камп утверждает, что идея посетила все- таки именно Скоулса и могла бы быть сформулирована примерно так:

"А почему бы не собрать воедино несколько фантастов -- из тех, кто имеет техническое образование, естественно, -- и посмотреть, что смогут сделать на практике эти изобретатели лучей смерти, роботов и звездолетов".

В итоге в стенах Экспериментальной станции морской авиации в Филадельфии собрались три писателя: офицер ВВС Спрэг де Камп и гражданские специалисты Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Кстати, в качестве гостей (не почетных -- деловых) там за время войны побывали Джек Уильямсон и Артур Кларк, служивший в королевских ВВС...

Они занимались борьбой с обледенением самолетов на больших высотах, разработкой аппаратуры слепой посадки и компенсирующих гермокостюмов, прообразов и прототипов будущих космических скафандров.

Замечу, что идею одного из них Хайнлайн позаимствовал из фантастического рассказа Эдмонда Гамильтона "Саргассы в космосе" (1931), а другой, разработанный Спрэгом де Кампом, несколько лет спустя был использован при съемках фантастического фильма по роману Хайнлайна "Место назначения -- Луна".

Но, естественно, литература в военные годы отступила на второй план.


1944

Жизнь:

"Здесь же, на Экспериментальной станции, Хайнлайн познакомился с молодым лейтенантом ВМС Вирджинией Дорис Герстенфилд.

К тому времени он уже понял, что первый брак (в середине тридцатых годов он женился на Лесли Макдональд, чему обязан, кстати, своим происхождением один из его псевдонимов -- Энсон Макдональд) при всем желании не назовешь удачным.

И дело было не только в несходстве характеров и интересов. Хуже другое: Лесли пила, и Хайнлайн ничего не мог с этим поделать.

Методистское воспитание заставляло его тянуть с разводом до последнего, но на десятом году их совместной жизни Лесли спилась окончательно, и брак все-таки распался."


Первая жена – не она ли выведена ли двадцать лет спустя в "Свободном владении Фарнхэма"?


1947

жизнь:

"В 1947 году Хайнлайн во второй раз развёлся и в следующем году женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни.

Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна.

Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти).


Но это был не обычный консерватизм, это было радикальное либертарианство.

Бережной:

"именно Хайнлайн стал ключевой фигурой в организации Либертарианского общества США, которое, отталкиваясь от концепций в значительной степени романтических, приобрело, тем не менее, определенный политический вес в 80-х годах... "

"Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудками и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифицировать его идеологию (включая и либерарианство)."

"Интересно, что все женские персонажи Хайнлайна обладают явно рациональным умом и характером. Они неизменно компетентны, умны, интеллектуальны, храбры, и всегда контролируют жизненные обстоятельства, насколько это вообще возможно.


Вполне похоже на его подругу дней суровых.


"Вирджиния Герстенфилд была изящной женщине, которая к тому же не только была биохимиком по образованию, летйентантом ВМС, а еще и занималась культуризмом, работала инженером-испытателем в авиации и свободно владела семью языками. Этот союз оказался уже на всю жизнь."


романы:

1947 Ракетный корабль «Галилей» / Rocket Ship Galileo [= Ракетный корабль «Галилео»]

Первый из Хайнлайновых романов "для несовершеннолетних", целому поколению которых он этими романами он привил восторг по части науки, либертарианского капитализма, и которые, выросши, стали заниматься реальной космической программой. Стал основой сценария фильма "Направление - Луна" (Хайнлайн в нём выступал в качестве технического директора)."


"Романы он подрядился писать для крупного Нью-Йоркского издательства "Скрибнерс". И это был первый случай в истории амер. НФ, чтобы издательство рискнуло издавать сразу книгой НФ-романы, не прошедшие предварительно через журнал – да и не один случайный раз, а сразу серию.

Это был прорыв, на НФ-сообщество это подействовало чрезвычайно (см. в сообщ. Азимов), вслед за Х. такой же контракт заключил Азимов с Даблдей, затем и другие издательства подтянулись – и в течение пятидесятых журнальный период американской фантастики закончился. Журналы остались, их роль была по-прежнему не мала, но они уже не были единственным светом в окошке и авторов и любителей фантастики.

Да, важно ещё, что ни Скрибнерс, ни Даблдей не были специализированно фантастическими издательствами. Это были крупные книгогиганты, которые издавали всё самое разное. Это было важно: сайфай таким образом выходила из гетто."


"Романы Скрибнерс выпускало под Рождество – подарок подростку.

Восемь книг в этой серии были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери.

Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс»."

"Ранние романы Хайнлайна интересны и детям и взрослым. Его главные герои этого периода — обычно очень неординарные интеллектуальные подростки, пробивающиеся наверх в обществе взрослых. По форме эти романы просты — это рассказ о приключениях, конфликтах с учителями и родителями и т. д. Однако Хайнлайн полагал, что юные читатели гораздо более искушены, чем это обычно считается. Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что позволяло ему проводить идеи, невозможные в тинэйджеровской фантастике других авторов тех же лет."


повести и рассказы:

1947

Зеленые холмы Земли / The Green Hills of Earth

1947

Космический извозчик / Space Jokey

1947

Колумб был остолопом / Columbus Was a Dope [= Колумбу не сиделось дома; Лопух был ваш Колумб...]

1947 Что вытворяют с зеркалами / They Do It With Mirrors [под псевдонимом «Simon York»]

1947

Как здорово вернуться! / It's Great to Be Back!

1947 Джерри — человек / Jerry Was a Man [= Jerry Is a Man]

1947 Вода предназначается для купания / Water Is for Washing

эссе:

1947 Back of the Moon

1947 On the Writing of Speculative Fiction

1948

романы:

1948

Космический кадет / Space Cadet [= Космический патруль]

(Нью-Йорк: Scribner's)

"Грубо адаптировано в детском телевизионном шоу "Том Корбетт: Космический Кадет"


повести и рассказы:

1948

Темные ямы Луны / The Black Pits of Luna [= Черные ямы Луны]

1948

Присаживайтесь, джентльмены! / Gentlemen, Be Seated! [= Вынужденная отсидка]

1948 Испытание космосом / Ordeal in Space [= Боязнь высоты; Страх высоты; Испытание высотой] эссе:

1948 Flight into the Future

1949

романы:

1949

Красная планета / Red Planet

(Нью-Йорк: Скрибнер)

Марсианских колонистов обижает и третирует земное колониальное начальство; колонисты устраивают Революцию и отделяются от Земли. Одними из тех, кто её затевает - учащиеся интерната на Марсе.


"Редактор потребовал внести изменения. Его смутило, что подростки ловко обращаются с оружием и кроме того, слишком экзотично выглядел механизм размножения марсиан (у которых было три пола, совпадающих со стадиями развития)."


повести и рассказы:

1949 Наш прекрасный город / Our Fair City

1949

На Луне ничего не случается / Nothing Ever Happens on the Moon

1949 Poor Daddy

1949 Бездна / Gulf [= Скачок в вечность]

1949

Долгая вахта / The Long Watch [= Rebellion on the Moon]


1949

Далила и космический монтажник / Delilah and the Space Rigger

Проблемы организации быта рабочих на строительстве орбитальной станции

эссе:

1949 Baedecker of the Solar System

1950

романы:

1950

Фермер в небе / Farmer in the Sky [= Satellite Scout; Небесный фермер]

Нью-Йорк: Скрибнер.

Проблемы сельского хозяйства на спутнике Юпитера Ганимеде

В 2001 получила ретроспективную Хъюго-премию за лучший роман 1950 года. </div>


Вика:

Хайнлайн был убеждённым мальтузианцем, ибо считал, что давление населения на окружающую среду диктует поведение социума. Особенно ярко это проявилось в романах «Красная планета» и «Небесный фермер» (1950)."


Ну, в Небесном Фермере как раз проблемы демографического давления только декларируется. Но сильным образом, да.


повести и рассказы:

1950

Человек, который продал Луну / The Man Who Sold the Moon [= Человек, продавший Луну]

1950 Клифф и калории / Cliff and the Calories

1950 Destination Moon

Сценарий кинофильма?

эссе:

1950 [Article about writing] 1950 Shooting «Destination Moon» 1950 The Historical Novel of the Future

сборники:

1950 Уолдо и магия / Waldo and Magic, Inc.

1950 Человек, который продал Луну / The Man Who Sold the Moon

6 рассказов из серии «История будущего».

Заглавный рассказ в 2001 получил ретроспективную Хъюго за лучшую повесть 1950.

1951

романы:

1951 Среди планет / Between Planets [= Planets in Combat; Между планетами]

романы:

1951

Кукловоды / The Puppet Masters [= Повелители марионеток; Хозяева марионеток]


"Многие современные любители НФ уже не помнят, что Хайнлайн стал автором множества клише, без которой немыслим фантастический жанр, но революционные в своё время. Например, роман «Кукловоды» (1942, напечатан в 1951) породил идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в тела людей."


сборники:

1951 Зеленые холмы Земли / The Green Hills of Earth

1952

романы:

1952 Космическое семейство Стоун / The Rolling Stones [= Tramp Space Ship; Space Family Stone; Беспокойные Стоуны]

повести и рассказы:

1952 Год окончания игры / The Year of the Jackpot [= Год невезения; Год, когда был сорван банк; Год резонанса]

эссе:

1952 Ray Guns and Rocket Ships 1952 Introduction to Tomorrow, the Stars 1952 Ящик Пандоры / Pandora's Box [= Куда идем? / Where To? Life in 2000 A.D.]

антологии:

1952 Tomorrow, the Stars // Соавторы: Фредерик Пол, Джудит Меррил

1953

жизнь:

"В 1953—1954 годах чета Хайнлайнов предприняла первое своё кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»). Книга с описанием их путешествия, «Бродяга», была издана уже посел смерти Хайнлайна, в 1990-е."

"В 1953, при опросе ведущих НФ-авторов того времени, Х. признан наиболее влиятельным современным автором."

романы:

1953

Астронавт Джонс / Starman Jones [= Астронавт Джоунз]
Самый популярный из романов подростковой серии, кстати. И правда – отличный.


повести и рассказы:

1953 Лифт на небеса / Sky lift [= Лифт в небеса; Спасательная экспедиция; Небесный лифт, Тяжесть небес]

1953 Операция «Кошмар» / Project Nightmare [= Проект «Кошмар»]

эссе:

1953 Introduction to The Best from Startling Stories

1953

Повесть о ненаписанных повестях / Concerning Stories Never Written: Poscript


сборники:

1953 Революция в 2100 году / Revolt in 2100 [= Восстание 2100 года]

1953 Предназначение: вечность / Assignment in Eternity

1954

романы:

1954

Звездный зверь / The Star Beast [= Star Lummox; Звездное чудовище]


1955

романы:

1955

Туннель в небе / Tunnel in the Sky [= Туннель в небо; Тоннель в небе]


1956

романы:

1956

Двойник / Double Star [= Двойная звезда; Дублер; Звездный двойник; Мастер перевоплощений]


1956

Время для звезд / Time for the Stars [= Время звезд]


1956

Дверь в лето / The Door into Summer


эссе:

1956 The Third Millennium Opens [= As I See Tomorrow]

1957

романы:


1957

Гражданин Галактики / Citizen of the Galaxy


повести и рассказы:

1957 Угроза с Земли / The Menace From Earth

1957 Человек, который торговал слонами / The Man Who Traveled in Elephants [= The Elephant Circuit; Странник в поисках слонов; Человек, который путешествовал слонами]

1958

романы:

1958

Имею скафандр — готов путешествовать / Have Space Suit — Will Travel [= Будет скафандр, будут и путешествия]


повести и рассказы:

1958 Tenderfoot in Space

эссе:

1958 Who Are the Heirs of Patrick Henry?

1959

романы:

1959

Звездный десант / Starship Troopers [= Starship Soldier; Звездные рейнджеры; Звездная пехота; Космический десант; Солдаты космоса]


"Этот роман стал последним романом для юношества и, одновременно, самым дискуссионным произведением Хайнлайна.

Роман был навеян односторонним решением администрации США прекратить ядерные испытания.

Главной идеей этой книги стало то, что не должно быть никакой «воинской повинности», зато демократические права, особенно избирательное право — должны принадлежать только тем, кто заслужил его военной службой.

На этом и прекратилось сотрудничество Х. со Скрибнерс: «Звёздная пехота» была отклонена редакцией как «слишком спорный».

Собственно, Хайнлайн этому даже обрадовался: он мог отказаться, наконец, от амплуа подросткового автора и писать уже не оглядываясь ни на какие рамки и условности.

"В конце 50-х годов уже был очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна с его амплуа — писателя для тинэйджеров.


повести и рассказы:

1959 Все вы зомби... / All You Zombies– [= Все вы — зомби...; Уроборос]

"поднимает тему изменения пола."

эссе:

1959 Science Fiction: Its Nature, Faults, and Virtues

сборники:

1959 Шесть историй / 6xH [= The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag]

1959 Угроза с Земли / The Menace from Earth

1960

эссе:

1960: Pravda значит «правда» / «Pravda» means «Truth»

"в 1960 году посетили СССР, и Х. изобразил свои наблюдения в серии чрезвычайно некорректных эссе, наподобие «Pravda — значит „Правда“ и „Интурист“ изнутри». Вообще, хотя ранний Хайнлайн и склонялся к социализму, но на всю жизнь остался убеждённым антикоммунистом."


1961

романы:

1961

Чужак в чужой стране / Stranger in a Strange Land [= Чужой в чужой земле; Пришелец в земле чужой; Чужак в стране чужой; Чужак в чужом краю; Чужой в стране чужих]


1962

повести и рассказы:

1962 Прожектор / Searchlight [= На ощупь]

1963

романы:

1963

Пасынки Вселенной / Orphans of the Sky

1963

Дорога доблести / Glory Road [= Дорога славы]

1963

Марсианка Подкейн / Podkayne of Mars [= Podkayne of Mars: Her Life and Times; Марсианка Подкейн. Ее жизнь и ее время]

эссе:

1963 All Aboard the Gemini [= Appointment in Space]

1964

романы:

1964

Свободное владение Фарнхэма / Farnham's Freehold

эссе:

1964 Science Fiction: The World of «What If?» 1964 The Happy Road to Science Fiction

1966

жизнь:

На очередном Уорлдконе фанаты придумывают, что надо, среди прочих номинаций, выбрать также и Лучшую серию всех времён, Best All-Time Series.

Хайнлайнова "История будущего" вошла в число номинантов. Но премию получило "Основание" Азимова.

романы:

1966

Луна — суровая хозяйка / The Moon Is a Harsh Mistress [= Луна жестко стелет; Восставшая Луна]


повести и рассказы:

1966 Свободные люди / Free Men

сборники:

1966 The Worlds of Robert A. Heinlein

1967

сборники:

1967 История будущего / The Past Through Tomorrow: Robert A. Heinlein's Future History Stories

1969

жизнь:

"Звездный час Хайнлайна, по мего собственному мнению: 20 июля 1969 года его пригласили на Си-Би-Эс-Ньюс комментировать первую в истории человечества высадку на другую планету -- посадку "Игла" на Луну и первые шаги Нейла Армстронга по поверхности ночного светила."


1970

жизнь:

"Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти.

Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни.

Излечение потребовало более двух лет."


"С тех самых пор, как ему пришлось выйти в отставку, он часто болел, с годами -- все серьезнее.

Он перенес несколько операций, ему неоднократно приходилось делать переливание крови, а он к тому же обладал редкой группой. Правда, в его романах нет и намека на эти печальные обстоятельства жизни автора -- его герои всегда исполнены силы и оптимизма.

Но однажды, выйдя из госпиталя после очередного курса лечения, он написал монографию, призывающую к созданию местных банков крови.

Призыв был услышан.

А все американские конвенты любителей НФ с тех пор включают специальную программу "Кампания по сдаче крови имени Роберта Хайнлайна"..."


романы:

1970 Не убоюсь я зла / I Will Fear No Evil [= Пройдя долиной смертной тени]

" "«Не убоюсь я зла» (1970, в другом переводе «Пройдя долиной смертной тени») — последний роман Х. этого периода — окрашен заметными сатирическими мотивами и даже элементами антиутопии. Логически к этому роману примыкает другой — «Достаточно времени для любви» (1973)."


1973

жизнь:

"Влиятельный критико-теоретический нф-журнал "Локус" проводит опрос, на тему, кто является "лучшим автором всех времен" – таковым прищнаётся Хайнлайн. (В 1977 году опрос повторяют, и опять Х - № 1.)"

романы: 1973 Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга / Time Enough For Love

""Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что мог работать, в 1973 году Хайнлайн создаёт роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве."


повести и рассказы:

1973 Оркестр молчал, и флаги не взлетали / No Bands Playing, No Flags Flying [= No Bands Playing]

эссе:

1973 Guest of Honor Speech, Third World Science Fiction Convention — Denver, 1941 [= Discovery of the Future]

1973 Записные книжки Лазаруса Лонга / The Notebooks Of Lazarus Long [= Дневники Лазаруса Лонга]

1974

жизнь:

"Вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови."


эссе:

1974 The Pragmatics of Patriotism [= Channel Markers]

1975

жизнь:

"Американская Ассоциация писателей фантастов придумывает новый, шестой разряд "Небьюлы", присуждаемый за общий вклад в НФ, за дело жизни, -- Великий Мастер.

26 апреля 1975 года по единогласному решению первым Великим Мастером стал Роберт Энсон Хайнлайн.

"Не было ни дискуссий, ни сомнений, -- вспоминал впоследствии Айзек Азимов, -- это было столь же естественно, как избрать Джорджа Вашингтона Президентом"."


эссе:

1975 A United States Citizen Thinks About Canada

1975 Paul Dirac, Antimatter, and You

"две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии»."


1976

жизнь:

Почётный гость на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976). </div>

"Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования.

В том же году он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей.

Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям."

эссе:

1976 Are You a «Rare Blood»?

1979

сборники:

1979 Destination Moon

1980

жизнь:

""Проблемы со здоровьем преследовали писателя семь лет. Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, так что он успел опубликовать ещё пять романов."

романы:

1980 Число Зверя / The Number of the Beast


""Новый этап начался с публикации романа «Число Зверя», и ещё четырёх романов, включая «Уплыть за закат» (1987).

Все эти книги явно связаны между собою, включая особенности персонажей, а также временем и местом действия.

Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна.

В них много философских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии.

Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго»."



""Сюжеты поздних романов не являются однотипными.

«Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале.

Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это — сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики."


"По стилю «Число Зверя» можно причислить к своеобразной разновидности «магического реализма». Критики полагают, что поздние романы Хайнлайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объединяются под общим заглавием «Мир — как миф» (от лозунга пантеистического солипсизма — экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»)."


повести и рассказы:

1980 Ее собственная ванная / A Bathroom of Her Own

1980 На склонах Везувия / On the Slopes of Vesuvius

эссе:

1980 «Интурист» изнутри / Inside Intourist

1980 The Last Days of the United States 1980 Larger Than Life: A Memoir in Tribute to Dr. Edward E. Smith

1980 Pie from the Sky

1980 How to Be a Survivor: The Art of Staying Alive in the Atomic Age 1980 Spinoff

1980 The Happy Days Ahead

сборники:

1980 Расширенная Вселенная / Expanded Universe

1982

романы: 1982 Фрайди / Friday [= Пятница, которая убивает; Меня зовут Фрайди]

1984

романы:

1984 Иов, или Осмеяние справедливости / Job: A Comedy of Justice

""Самая загадочная книга этого периода, сатира против фундаменталистского христианства."


1985

романы:

1985 Кот, проходящий сквозь стены / The Cat Who Walks Through Walls

эссе:

1985 Preface for Theodore Sturgeon's Godbody

1987

романы:

1987 Уплыть за закат / To Sail Beyond the Sunset

""Был издан при Рональде Рейгане издательством, которое специализировалось на пропаганде крайне правых взглядов."
1988
1988 8 мая


"Хайнлайн мирно умер утром 8 мая 1988, от отека легких (emphysema) и сердечной болезни, которая мучила его в течение последних нескольких лет его жизни." </div>


"К моменту его смерти из пятидесяти четырех его книг сорок четыре находились на разных стадиях очередного переиздания. В стране, где не издается то, что не покупается, это более чем показательно."
"Боб Хайнлайн был не просто известным писателем-фантастом, -- утверждал Фредерик Пол. -- В течение десятилетий он определял современную НФ".


"Как Моисей, он вывел научную фантастику в страну обетованную", -- подытожил деятельность Хайнлайна писатель, критик и преподаватель НФ Джеймс Ганн."


1989

эссе:

1989 This I Believe [= Our Noble, Essential Decency]

"Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003 году) в 1989 году издала сборник «Ворчание из могилы», являющийся собранием переписки Хайнлайна с его издателями."
1992

повести и рассказы:

1992 The Bulletin Board

эссе:

1992 Guest of Honor Speech — Rio de Janiero Movie Festival, 1969

1992 Guest of Honor Speech at the XXXIVth World Science Fiction Convention — Kansas City, 1976 1992 Guest of Honor Speech at the XIXth World Science Fiction Convention — Seattle, 1961 [= The Future Revisited]

1992 Take Back Your Government!: A Practical Handbook for the Private Citizen Who Wants Democracy to Work

сборники:

1992 Requiem: New Collected Works by Robert A. Heinlein and Tributes to the Grand Master

2003

романы:

2003 For Us, The Living: A Comedy of Customs

2006

романы:

2006 Переменная звезда / Variable Star // Соавтор: Спайдер Робинсон

2008

сборники:

2008 Project Moonbase and Others: The Scripts of Robert A. Heinlein, Volume One

Официальный сайт Роберта Хайнлайна:

www.nitrosyncretic.com/rah