Хроника фантастики 1950-е

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Хроника фантастики, в основном американской.

Хроника фантастики 1920-е

Хроника фантастики 1930-е

Хроника фантастики 1940-е

1950е.

Отсюда: http://www.magicdragon.com/UltimateSF/timeline1960.html

Перевод - автогугл + мной приглажено.

Главные книги десятилетия

1950

Айзек Азимов: "Камешек в небе", Pebble in the Sky

1950

Айзек Азимов: "Я, Робот" I, Robot" (New York: Gnome Press)

9 историй о роботах, основанных на придуманных Азимовым "3 законах робототехники". И роботы в фантастика никогда не будут прежними.

1950
Джеймс Блиш: "Вернись домой, землянин", Earthman, Come Home

мн: Первая часть будущего сериала «Города в полёте»

1950
Рэй Брэдбери: "Марсианские Хроники", The Martian Chronicles (Garden City NY: Doubleday)

Одна из наиболее известных современных научно-фантастических книг; блестящий поэтического языка и эмоций нюанс в колонизации Марса

1950 Л. Спрэг де Кэмп: " The Hand of Zei "

1950 A.Б. Гатри, "Путь Запада", The Way West

Пулитцеровской премия.

Не SF, здесь для контекста

1950 Генри Каттнер (и негласно К.Л. Мур): "Ярость", Fury (Нью-Йорк: Гроссет и Дунлап)

27 век. Человеческой ссыльных в куполов Венера под океанами пытаться заранее и решить поверхности, во власти-борьба между бессмертным элита и регулярные людей

human exiles in domes beneath Venus oceans try to advance and settle the surface, in power-struggle between immortal elite and regular humans

1950 Эдмонд Гамильтон: "Город в конце мира", City at World's End

1950
Роберт А. Хайнлайн: "Фермер в небе", Farmer in the Sky (Нью-Йорк: Скрибнер)

Проблемы сельского хозяйства на спутнике Юпитера Ганимеде

В 2001 получила ретроспективную Хъюго-премию за лучший роман 1950 года.

1950
Роберт А. Хайнлайн: "Человек, который продал Луну", The Man Who Sold the Moon (Чикаго: Shasta)

6 рассказов из серии «История будущего».

Заглавный рассказ в 2001 получил ретроспективную Хъюго за лучшую повесть 1950.

1950 Фриц Лейбер: "Собирайся, тьма!" (Нью-Йорк: Пеллегрини и Кудахи)

наука под видом религии; сражения; теократическая дистопия

1950 Джудит Меррилл: "Тень над Хитом" (Garden City NY: Doubleday)

Ядерная война против США с точки зрения домохозяйки

1950
Теодор Стэрджон "Мечты кристаллов", The Dreaming Jewels

1950 А. Е. Ван Вогт: "Путешествие космического «Бигля"

1950 А.Э. Ван-Вогт: "The Wizard of Linn"

1951
1951
Рэй Брэдбери: "451 градус по Фаренгейту".

Классический роман об антиинтеллектуальном репрессивном будущем и о диссидентах, которые пытаются защищать культуру путем тайного механического запоминания основных произведения литературы.

1951
Рэй Брэдбери: "Человек в картинках", The Illustrated Man" (Garden City NY: Doubleday)

Сборник уже публиковавшихся рассказов.

Заглавный рассказ экранизирован.

1951 Л. Спрэг де Кэмп: "Rogue Queen" (Garden City NY: Doubleday)

Часть "Viagens Intrplanetarias" Серия, satirizing романтический конвенций бросив людей в насекомых касты общества королевы и БЛА

Part of "Viagens Intrplanetarias" series, satirizing romantic conventions by throwing humans into insect caste society of queens and drones

1951 Артур Кларк: "Прелюдия к космосу", Prelude to Space (New York: World Editions)

оптимистическая твёрдая SF о полёте на Луну.

Впервые в НФ описаны спутники связи (а придумал их Кларк в 1945)

1951
Артур Кларк: "Пески Марса" (Лондон: Сидгвик и Джексон)

optmistic твёрдая SF о марсианской колонии

1951 Хол Клемент: "Ледяной мир", Iceworld

Hard SF о "холодной планете и её изучении

1951 Филип Хосе Фармер: "Любовники", The Lovers, беспрецедентное разрушение традиционных НФ-табу касательно сексуальности

1951 Уильям Фолкнер, "Requiem for a Nun"

[не SF, здесь для контекста]

1951 Остин Холл и Хомер Эон Флинт: "Слепое пятно", The Blind Spot (Филадельфия: Prime Press)

Перепечатка из журнала "Аргоси" журнала (1921)

Роман-первопроходец историй про путешествия между альтернативными вселенными

Заметное влияние оккультизма.

1951 Роберт Фрост. «Полное собрание стихотворений», Complete Poems"

[not SF, but here for context]

1951 Грэм Грин, "Конец дела", The End of the Affair

[not SF, but here for context]

1951
Роберт А. Хайнлайн: "Зеленые холмы Земли", The Green Hills of Earth (Чикаго: Shasta)

Двухтомник «Истории будущего»;

В честь героя титульного рассказа, слепого космический барда Райслинг, названа "Rhysling Awards" Science Fiction Поэзии Ассоциации.

1951
Роберт А. Хайнлайн: "Кукловоды", The Puppet Masters" (Garden City NY: Doubleday)

Алиены подчиняют сознание людей и заставляют служить себе.

Есть фильм.

1951
Джеймс Джонс. "Отсюда в вечность", From Here to Eternity

[not SF, but here for context]

1951 Никос Казантакис. "Греческая страсть", The Greek Passion

[not SF, but here for context]

1951 Николас Монсеррат, "Жестокое море", The Cruel Sea

[not SF, but here for context]

1951 Конрад Рихтер, "Город", The Town

Пулитцеровская премия

[not SF, but here for context]

1951 Дж. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи», The Catcher in the Rye"</div>

[not SF, but here for context]

1951 Карл Сандберг, "Полное собрание стихотворений", "Complete Poems"

[not SF, but here for context]

1951 Клиффорд Саймак: "Вновь и вновь" Time and Again" (New York: Simon & Schuster)

1951 Джон Ван Друтен, "Я - камера", I Am a Camera"

[not SF, but here for context]

1951
А. Е. Ван Вогт: "Оружейные магазины Ишера", The Weapon Shops of Isher

1951 Герман Воук. "The Caine Mutiny"

Пулитцеровская премия

[not SF, but here for context]

1951 Филип Уайли: "Исчезновение"

1951
Джон Уиндэм: "День Триффидов", The Day of the Triffids" (London: Michael Joseph; Garden City NY: Doubleday)

Есть очень хороший фильм.

Первоначально печаталось с продолжением в журнале "Колльерс" (не фантастическом)

1952
1952
Айзек Азимов: "Течения космоса", The Currents of Space, (Garden City NY: Doubleday)

Второй роман из трилогии о Галактической империи периода расцвета (первый – «Камешек в небе», 1950)

1952 Сэмюэл Беккет, "В ожидании Годо"

[not SF, but here for context]

1952
Альфред Бестер: "The Demolished Man", в русском переводе – «Человек без лица». Журнальная публикация.

1952 Эверетт Франклин Блейлер и Фаддей Евгений Дикти [редакторы]: "Лучшие научно-фантастические рассказы: 1952", The Best Science-Fiction Stories: 1952 (New York: Frederick Fell)

Четвёртый ежегодный сборник. 18 рассказов

1952 Джеймс Блиш: "Джек из Орлов", Jack of Eagles (Нью-Йорк: Гринберг)

скрывается находит счастье через extrasensory силу

1952 Ли Брэкетт: "Звездолюди", The Starmen (Нью-Йорк: Gnome Press)

космическая опера о человеке, который обнаруживает, что он в действительности является продуктом генетической инженерии алиенов

1952 Джон У. Кэмпбелл: "Astounding Science Fiction Антология" (Нью-Йорк: Саймон и Шустер)

22 рассказа + 1 статья демонстрируют лучшее из величайшего журнала того времени

1952 Трумэн Капоте, "Стеклянная Арфа", The Glass Harp

[not SF, but here for context]

1952 Артур Кларк: "Острова в небе", Islands in the Sky (Филадельфия: Джон C. Уинстон),

подросток победитель викторины получает двухнедельный тур на космическую станцию и облёт Луны

1952 Грофф Конклин [редактор]: "Захватчики Земли", Invaders of Earth , (New York: Vanguard)

Тематическая антология из 22 рассказов конца 1940х и начала 1950х об алиенах на Земле историй

1952 Ральф Эллисон, «Человек-невидимка», "The Invisible Man"

[not SF, but here for context]

1952 Эдна Фербер, "Giant"

1952
Эрнест Хемингуэй, "Старик и море", The Old Man and the Sea

лауреат 1953 Пулитцеровской премии за роман

[not SF, but here for context]

1952 Сирил Джадд [псевдоним С.Корнблатта + Джудит Меррил]: Gunner Cade

1952 Сирил М. Корнблут: "Взлет", Takeoff

1952 Дорис Лессинг, "Martha Quest"

[not SF, but here for context]

1952 Джудит Меррилл: "Beyond Human Ken" (Нью-Йорк: Random House)

антология из 21 рассказа, отобранных лучшим женщиной-издателем

1952 Марианна Мур, "Избранные стихотворения"

Пулитцеровская премия

[not SF, but here for context]

1952
Фредерик Пол и С.М. Корнблут: "Торговцы космосом", Space Merchants

(Журнальный вариант).

мн: Мир будущего, которым тиранически правит реклама и маркетинг; государств нет, люди являются гражданами транснациональных корпораций, ведущих меж собою постоянную беспощадную войну.

Очень впечатляющая вешь.

1952 Сарбан [псевдоним Джона Уолла]: «Звук его горна» "The Sound of His Horn"

1952 Джордж Бернард Шоу, "Дон Жуан в аду", Don Juan in Hell

[Фантазия]

1952
Клиффорд Саймак: "Город", City

(Нью-Йорк: Gnome Press)

Победитель 1953 года Международной премии «Фантазия»

1952 Джон Стейнбек, "Восток Эдема", East of Eden"

[not SF, but here for context]

1952 Дилан Томас, "Избранные стихи" Collected Poems

[not SF, but here for context]

1952 Уилсон Такер: "Долгая громкая тишина", The Long Loud Silence

ядерный апокалипсис

1952 Джек Вэнс: "Большая планета", Big Planet

позднне вдохновила Роберт Сильверберга на (более финансово успешную) серию "Majipoor"

1952 Веркор [псевдоним Жана Брюллера]: "Вы должны знать их", "You Shall Know Them

1952
Курт Воннегут младший: "Механическое пианино", Player Piano (Нью-Йорк: Скрибнер), в СССР выходило под названием «Утопия 14»

Производство сплошь автоматизировано, производственным трудом занята горстка технократов, остальное население томится от скуки и сознания своей ненужности; луддистский бунт, перестающий в революция; уничтожение автоматов, после чего… ну, прочитаете, узнаете.

1952 Бернард Вулф: "Лимб", Limbo

1953

1953 Роберт Андерсон, "Чай и Симпатия", Tea and Sympathy"

[not SF, but here for context]

1953
Айзек Азимов: "Стальные пещеры" , The Caves of Steel

Один из лучших романов Азимова. Социальные последствия робототехники и межзвездной колонизации. НФ, соединённая с детективом.

1953 Джордж Аксельрод, "The Seven-Year Itch"

[not SF, but here for context]

1953 Сол Беллоу, "The Adventures of Augie March"

[not SF, but here for context]

1953
Альфред Бестер: "The Demolished Man" (Chicago: Shasta), в русском переводе – Человек Без Лица.

Бестер, появившись как бы ниоткуда, блестящей кометой промчался по небу научной научной фантастики небо, получив самую первую Премию Хьюго с этим удивительным, романм о telepathic детективе и преступном гения .

1953 Джеймс Блиш: "Дело совести", A Case of Conscience

Необычный богословско-фантастический роман о сверхразумном ящерообразном существе, прилетевшем на Землю. Церковь пытается решить, обременены ли эти ящеры (размнлжающиеся бесполым путём!) первородным грехом, и является ли их планета ангелической или же сатанинской.

1953
Рэй Брэдбери: "451 градус по Фаренгейту", Farenheit 451" (New York: Ballentine)
1953
Рэй Брэдбери: "Золотые яблоки Солнца", The Golden Apples of the Sun (Garden City NY: Doubleday)

Сборник из 22-рассказов, один из лучших у Брэдбери, лишь чуть-чуть уступающий "Марсианским Хроникам" и "Человеку в картинках"

1953 Фредерик Браун: "Огни в небе – это звезды", The Lights in the Sky are Stars"

1953
Артур Кларк: "Против Прихода Ночи", Against the Fall of Night" (New York: Gnome Press)

миллиардолетней древности город хочет, но боится свободы, мудрости, и звезд (расширенная версия - "Город и Звезды" в 1956)

1953
Артур Кларк: "Конец Детства", Childhood's End (New York: Ballentine)

мн: Конец человечества: на землю прилетают некие сверхмогущественные и добрые при этом алиены (но с рогами и хвостом!) и устанавливают мир и процветание.

Но через некоторое время при содействии этих алиенов в роде человеческом происходит мутация, дети – все – превращаются в нечто совершенно иное, нежели человек, в коллективный космический сверхразум, который и будет жить в космосе – а Земля, с оставшимися немутировавшими взрослыми, превращается в пылающую звезду, чтобы снабжать энергией космических детей.)

(+ Первое из мне известных упоминаний ретрохроноклазмических явлений)

Написано, конечно, как всегда у Кларка, на мой взгляд, вяловато – но впечатляет тем не менее, да.

1953
Холл Клемент. «Экспедиция Тяготение», Mission of Gravity, журнальный вариант.

мн: Классика твёрдой СФ. Путшеествие крохотных разумных насекомых по гигантской планете с чудовищной гравитацией у полюсов и, наоборот, пониженной на экваторе – и какие из этого следуют следствия и коллизии.

Мне – очень нравится. Я люблю в фантастике логику и точность. Да и не только в фанатстике.)

1953 Лестер дель Рей: "Police Your Planet"

1953 Т.С. Элиот, "The Confiential Clerk"

[not SF, but here for context]

1953 Ян Флеминг, "Казино Рояль", Casino Royale

[not SF, but here for context]

1953 Грэм Грин, "The Living Room"

[not SF, but here for context]

1953
Роберт А. Хайнлайн: "Астронавт Джонс", Starman Jones (Нью-Йорк: Скрибнер)

1953 Дэвид Карп: "Один", One

1953 Альфред Кинси. "Сексуальное поведение человеской женщины", "Sexual Behavior in the Human Female"

[not SF, but here for context]

1953 Сирил Корнблат: "Синдик", "The Syndic" (Garden City NY: Doubleday)

1953 Генри Каттнер (и негласно CL Мур): "Мутант", Mutant (Нью-Йорк: Gnome Press),

Собрание рассказов Каттнера и Мур 1940х – 1950х о постепенном появление extrasensory свойств в человечестве.

1953 Фриц Лейбер: "Зеленое тысячелетие", The Green Millennium (New York: Abelard Press)

1953 C. Дэй Льюис, "Итальянский Визит", An Italian Visit

[not SF, but here for context]

1953 Арчибальд Маклиш, "Избранные стихи", "Collected Poems"

Пулитцеровская премия

[not SF, but here for context]

1953 Артур Миллер, "The Crucible"

[not SF, but here for context]

1953 Уорд Мур: "Принеси юбилей", Bring the Jubilee (New York: Farrar, Straus and Young)

Одна из лучших "альтернптивных историй" – мир, где в американской Гражданская войне победил Юг.

1953 Фредерик Пол [редактор]: "Star Science Fiction Stories" (New York: Ballentine)

Изумительная антология из 15 оригинальных (т.е. не публиковавшихся прежде, специально для неё написанных? - мн) рассказов.

Первый из таких "оригинальных антологий", установившая стандарт.

1953
Фредерик Пол и С.М. Корнблут: "Торговцы Космосом" Space Merchants" (New York: Ballentine)

(журнальный вариант - 1952)

1953
Теодор Стэрджон : «Больше, чем человек», More Than Human" (New York: Farrar, Straus and Young)

Победитель 1954 года Международной премии Фантазия

1953
Джон Уиндэм: "Кракен пробуждется", The Kraken Wakes

Алиены с Юпитера вторгаться в самые глубокие части земных океанов.

мн: Так себе вещичка. С днём Триффидов не сравнить.

1954

1954 Кингсли Эмис, "Счастливчик Джим", Lucky Jim

[not SF, but here for context]

1954 Пол Андерсон: "Волна мозга", Brain Wave" (New York: Ballentine)

1954 Айзек Азимов: "Стальные пещеры", The Caves of Steel, (Garden City NY: Doubleday)

Книжное издание.

1954 Эверетт Франклин Блейлер и Фаддей Евгений Дикти [редакторы]: "Лучшие начно-фантастические рассказы: 1954", The Best Science Fiction Stories: 1954 (Нью-Йорк: Фредерик Fell]

13 рассказов, предисловие Фриц Лейбера,

1954 Брюс Каттон, A Stillness at Appomattox"

Пулитцеровской премии по истории

[not SF, but here for context]

1954
Хал Клемент: "Миссия Тяготение", Mission of Gravity, (Garden City NY: Doubleday)

книга, которая установили новый стандарт для "жесткой SF"

http://wiki.nmrv.ru/skins/common/images/button_bold.png Марк Клифтон и Фрэнк Райли: "Им бы оказаться правыми", They'd Rather Be Right

Хъюго премия за лучший SF роман года.

1954 Уильям Голдинг: "Повелитель мух", Lord of the Flies (Лондон: Фабер и Фабер)

Атомная война, дети пытаются бежать на самолете, самолет падает на остров, там происходит анархия, повторяющая худшие ужасы разгромленной цивилизации.

1954
Роберт А. Хайнлайна: «Звёздный зверь», "Starbeast"

Мальчик, и его ручной инопланетный гигантский зверь.

1954
Олдос Хаксли, "Двери восприятия", The Doors of Perception

Большое эссе о мескалине, чрезвычайно способствовавшее рождению Psychedelic эпохи, и, таким образом, косвенно на "новую волну" 1960-х в научной фантастике.

1954 Мэй Хайман, "No Time For Sergeants"

[not SF, but here for context]

1954 Чарльз Линдберг, "Дух Сент-Луиса", The Spirit of St.Louis

Пулитцеровская премия за биографию

[not SF, but here for context]

1954 Ричард Мэтисон: "Я - Легенда", I Am Legend

1954 Дж.Т. Макинтош: "Один из трёх сотен", "One in Three Hundred" (Garden City NY: Doubleday)

1954 Дж.Т. Макинтош: "Рождение Лидера", Born Leader" (Garden City NY: Doubleday)

1954 Томас Манн, "Феликс Крулль" [not SF, but here for context]

1954 Эдвард Шеперд Мид: Большой восковой шар», The Big Ball of Wax (New York: Simon & Schuster)

1954 Чад Оливер: "Тени на Солнце", Shadows in the Sun" (New York: Ballentine)

Малый город в Техасе является скрытой базой межзвездных алиенов; автор использует свой опыт профессионального антрополога.

1954 Эдгар Пэнгборн: "Зеркало для наблюдателей", A Mirror for Observers" (Garden City NY: Doubleday)

Марсиане тайно выращивают на Земле семена морального просветления; философский анализ того, что означает для человека, быть "хорошим",

Победитель 1954 года Международной Фантазия Award.

1954 Джон Патрик, "The Teahouse of the August Moon"

[not SF, but here for context]

1954
Фредерик Пол и C. Корнблат: "Гладиаторы по Закону", Gladiator-at-Law

1954 Дж. Б. Пристли, «Волшебники», The Magicians"

[not SF, but here for context]

1954 Теодор Рётке, "The Waking: Poems 1933-1953"

Пулитцеровская премия для поэзии

[not SF, but here for context]

1954 Франсуаза Саган, "Прощай, грусть" Bonjour Tristesse

[not SF, but here for context]

1954 Ч. Сноу. "Новые люди", The New Men

[not SF, but here for context]

1954 Дилан Томас, "Under Milkwood" (посмертно)

[not SF, but here for context]

1954
Дж. Толкиен: "Властелин колец", The Lord of the Rings

1954 Дональд Так: "Справочник по Научная фантастика и фэнтези" Handbook of Science Fiction and Fantasy"

(nonfiction)

1954 Уилсон Такер: "Дикий талант", Wild Talent

1954 Гор Видал: "Мессия", Messiah

Культ смерти начинается в Калифорнии и распространяется по всему миру, в этом

Резкая сатира на религию.

1954 Теннеси Уильямс, "Кошка на горячей крыше"

Пулитцеровская премия за драму

[not SF, but here for context]

1955

1955 Пол Андерсон: "Долгий путь домой". The Long Way Home

1955
Айзек Азимов: "Конец вечности", The End of Eternity (Garden City NY: Doubleday)

Знаменитый роман.

Путешествия во времени с целью менять прошлое и будущее. Хронокластические парадоксы итд.

1955 Айзек Азимов: "Путь марсиан и другие истории" The Martian Way and Other Stories (Garden City NY: Doubleday)

4 повести из 3 журналов

1955 Ли Брэкетт: "Долгое Завтра", The Long Tomorrow (Garden City NY: Doubleday)

Постатомные дела.

1955
Джеймс Блиш: "Землянин, вернись домой», Earthman, Come Home (New York: Putnam) (Нью-Йорк: Путнам)

Третья из четырёх книг сериала "Города в полете". Переработка в роман повестей, публиковавшихся в журналах в 1950-1953.

На мой вкус – Немирова М.М. - книга бестолковая, путанная и очень растянутая.

1955 Рэй Брэдбери: "Октябрьская Страна", The October Country (New York: Ballentine)

Собрание фэнтэзи и СФ рассказов

1955 Артур Кларк: "Свет Земли", Earthlight (New York: Ballentine)

Расширение до романа одноименной повести, опубликованной "Thrilling Wonder Stories" (1951)

Твёрдая SF о жизни на Луне в 22 веке

1955 Филип К. Дик: "Солнечная лотерея", Solar Lottery" (New York: Ace)

Первый роман Дика. Ещё вполне обычная фантастика.

Обыкновенные людигероически сражаются с Большим Бизнесом, диктатурой, террористам и преступниками – и побеждают.

Читать стоит в основном ради того, чтобы узнать, с чего Дик начинал.

1955 Джек Финней: "Похители тел", The Body Snatchers

Позже адаптировано для фильма "Вторжение похитителей тел", Invasion of the Body Snatchers

1955
E. Джеймс Ганн: "Мир-крепость", This Fortress World

мн: читал но совершенно не помню.

1955
Роберт А. Хайнлайн: "Туннель в небе", Tunnel in the Sky" (New York: Scribner) (Нью-Йорк: Скрибнер)

1955 Фрэнк Херберт. «Под давлением», Under Pressure – журнальная версия.

1955 Найт Деймон: "Адский тротуар", Hell's Pavement

1955 Сирил Корнблат: "Не в этом августе", Not This August" (Garden City NY: Doubleday)

Россия и Китай покоряют Америку, но Билли Джастин и другие борцы за свободу побеждают.

1955 Чарлз Эрик Мэйн: "Временной лайнер", Timeliner" (London: Hodder & Stoughton)

Путешественник во времени совершает убийство.

Расширение рассказа "Highway i", первоначально опубликованного а "Authentic" magazine (1953), затем переделанного в пьесу, ну а потом – в роман.

1955 Гарольд Мид: "Светлый Феникс", The Bright Phoenix (London: Michael Joseph)

Мир после атомной катастрофы, неудачные попытки его воссоединить

1955 Эрик Фрэнк Рассел: "Call Him Dead"

1955 Теодор Стэрджон: "Путь домой", 1955 Theodore Sturgeon: "A Way Home" (New York: Funk & Wagnalls)

11 его рассказов, собранных здесь, - вся правда про человеческое сердце, которое в конфликте с самим собой

1955 Джек Уильямсон и Джеймс Ганн: "Звездный мост", Star Bridge

1955
Джон Уиндэм: "Хризалиды", The Chrysalids

Послеядерный мир, дети-мутанты – телепаты.

Сильная вещь.

1956

1956 "Иногда, никогда" "Sometime, Never" (London: Eyre & Spottiswoode)

Сборник из трёх фантастических романов Уильяма Голдинга, Мервина Пика, и Джона Уиндэма

1956
Айзек Азимов: "Обнажённое Солнце", The Naked Sun

Продолжение "Стальных пещер" – и их обратный вариант: если в Стальных Пещерах – тесная перенаселённая бедная Земля – тут её антагонист – космонитская планета Аврора с небольшим населением супербогачей, у каждого – целая армия обслуживающих роботов, тысячи и десятки тысяч.

Социально приветствуется максимальная изоляция друг от друга, многие от рождения до смерти не видят живого человека кроме как во время телеконференций.

Размножаются путём искусственного осеменения.

1956
Альфред Бестер: "Тигр! Тигр!", "Tiger! Tiger!" (London: Sidgwick & Jackson

Переработанная американская версия вышла гол спустя под названием "Звезды – мой пункт назначения "

мн: Стиль – пиротехнический, ага. Но сюжет мне показался совершенно дурацким и бестолковым. Толком и не помню уже, что там происходило.

1956 Джеймс Блиш: "Звёды будут наши", They Shall Have Stars (Лондон: Фабер и Фабер)

часть тетралогии "Города в полете"

В этой книге" Spindizzy Drive "ещё только разрабатываются и уточняются

1956 Кристофер Джон [Кристофер Сэм Йоуд]: "Смерть Травы" The Death of Grass" (London: Michael Joseph)

Кукуруза, пшеница и рис и уничтожены экологической катастрофой. На Земле воцаряется ужос.

В США снят фильм под названием "No Blade of Grass"

1956
Артур Кларк: "Город и звезды" "The City and the Stars" (New York: Harcourt Brace)

Расширенная версия романа 1953 года «Против наступления тьмы»

1956 Хант Коллинз [Эван Хантер, он же Эд Макбейн]: "Завтрашний мир", Tomorrow's World" (New York: Avalon)

Расширенние "Malice in Wonderland", печатавшегося в "Если" (1954). .

Наркотические культы пытаются свергнуть правительство США.

Предсказал панк-сцену и наркотерроризм.

Также опубликован под названием "Завтра и Завтра "(1956) "Tomorrow and Tomorrow" (New York: Pyramid Books, 1956)

1956 Лестер дель Рей: "Нервы" Nerves" (New York: Ballentine)

Книжное издание романа 1942 года о катастрофе на ядерной энергостанции

Технически неправильный, но примечательный тем, что, в общем, предсказал Три Майл Айленд и Чернобыль.

1956 Филип К. Дик: "Мир, сделанный Джонсом", The World Jones Made" (New York: Ace)

Неопределенность Гейзенберга применительно к предсказаниям.

Герой может видеть будущее – но его предсказания вызвают изменения общества - и тем самым изменяется и это будущее

1956 Рекс Гордон [Стэнли Беннетт Хоу]: "No Man Friday" (London: Heinemann)

Первая экспедиция на Марс гибнет, лишь один человек выживает.

В США выходила под названием "Первые на Марсе".

1956
Роберт А. Хайнлайн: "Дверь в лето", The Door into Summer

мн: Постъядерная Америка будущего – середины 1980-х. Путешествия во времени туда и обратно.

1956
Роберт А. Хайнлайн: "Двойная звезда", Double Star, (Garden City NY: Doubleday)

мн: Актёра нанимают временно поработать двойником видного политика – поскольку тот обязательно должен присутствовать на Межпланетной конференции – а у него есть немедленные важные дела, требующие от него сотатьс дома.

Ага.

Но внезапно политик умирает – и актёру приходится полностью занять его место – ибо политик был сверхважный столп и никак нельзя давать врагам Земли с Марса, Венеры и внтуренней пятой колонны такой козырь, как - - -; приходится актёру изучать тонскости межпланетной политики – итд итп.

Премия Хъюго за лучший роман.

1956
Роберт А. Хайнлайн: "Время для Звезд"(Сад Город Нью-Йорк: Дубледай), Time for the Stars" (Garden City NY: Doubleday)

мн: Два близнеца-телепата – один летит на звездолёте к звёздам, другой - на Земле. Так осуществляется связь корабля и Земли.

Экспедиция кончается трагически – бОльшая часть звездолётчиков гибнет.

1956 Фрэнк Херберт: "Дракон в море", The Dragon in the Sea" (Garden City NY: Doubleday)

Первый роман автора знаменитой впоследствии Дюны". Также выходил под названиями "Под давлением" и "Подлодка 21 века."

Психологическкое давление, политическое давление, гидравлическое давление; проблемы поводной добычи и транспортировки нефти в ходе Американо-Азиатского геополитического конфликта. Жизненно; детализирвано.

1956 Ричард Мэтисон: "The Man Who Shrank"

Послужило основой для фильма "The Incredible Shrinking Man"

1956 Джудит Меррил [редактор]: "Величайшие НФ и фэнтези рассказы года" S-F: The Year's Greatest Science-Fiction

18 рассказов, предисловие Орсона Уэллса, высокий литературный стандарт

1956 Фредерик Пол: "Рабский корабль"

Культ вьетнамского происхождения почти побеждает на Земле; люди используют генноинженерованных бактерий как рекреационных наркотиков.

1956 Фрэнк М. Робинсон: "Власть", The Power

1957

1957 Пол Андерсон и Гордон Диксон: "Бремя землянина", Earthman's Burden

1957
Айзек Азимов: "Обнажённое Солнце", The Naked Sun" (Garden City NY: Doubleday)

Книжное издание.

1957 Джеймс Блиш: "The Seedling Stars" (New York: Gnome Press)

Собрание рассказов из серии "Pantropy" про биокибернетическую адаптацию людей к чужеродным мирам. Включает блестящий рассказ "Площадь напряженности", Surface Tension

1957
Хол Клемент: "Огенный Цикл", Cycle of Fire

мн: зашимбок!

1957
Артур Кларк: "Большая глубина", The Deep Range" (New York: Harcourt Brace)

Весьма правдоподобный роман о человеческой колонизации морского дна для освоения подводных ресурсов.

1957 Стэнтон Кобленц: "Невидимый мир" Hidden World" (New York: Avalon)

Сатира на человеческие культурные и политические фобии, установившиеся в конфликтующих подземных поселениях; перепечатка журнальной публикации 1930; вновь переиздан в 1975 под названием "В глубине пещер", In Caverns Below

1957 Филип К. Дик: "Глаз в небе"

1957 Филип Хосе Фармер: "Зеленый Одиссей", The Green Odyssey" (New York: Ballentine)

остроумная пародия на жанр мечb-и- колдовство. Действие происходит на Марсе

1957 Джек Финней [Вальтер Финни]: "Третий уровень", The Third Level (New York: Rinehart)

Сборник рассказов, в основном о путешествиях во времени, в прошлое.

Автор более известен романами "Время и вновь", и "Похитители тел"

1957
Роберт Хайнлайн: "Гражданин Галактики", Citizen of the Galaxy

В отсталых краях Галактики царит работорговля, что ужасно. Но с ней борются.

1957 Фред Хойл: "Черное Облако", The Black Cloud" (London: Heinemann; New York: Harper & Row)

Первый роман знаменитого астронома.

Попытка контакта с разумным огромны газовым облаком в межзвездном пространстве.

Интересный анализ социальных последствий Первого контакта,

1957 Фриц Лейбер: "Большое Время", The Big Time.

Замечательный роман о временнЫх войнах путешественников во времени.

1957 Гарри Эдмунд Мартинсон: "Aниара: Человек во времени и пространстве", "Aniara: A Review of Man in Time and Space", (Stolkholm, Sweden: Bonnier)

Поэма из 102 стихотворений о гигантском звездолёте Aniara, пострадавшем от метеоров на пути к Марсу и потерявшемся меж звездами, с бурно развивающейся клаустрофобией его обитателей; положен на музку и стал весьма успешной оперой;

1957 К.Л. Мур: "Doomsday Morning" (Garden City NY: Doubleday)

Роман о близком будущем – бунт против коммуникационных монополий.

1957 Чад Оливер: "Ветры времени", The Winds of Time" (Garden City NY: Doubleday)

Алиены прилетели на Землю 15 тысячелетий назад, погрузились в анабиоз; их нашли и пробуждают

1957 Фред Пол. "Рабский корабль", Slave Ship" (New York: Ballentine)

Фред Пол в этом романе проявил себя единственным американцем, спрогнозировавшим возможность поражения США во Вьетнаме.

1957
Фредерик Пол и C. Корнблат: Проклятие волков, "Wolfbane"

Роман довольно затянутый и нескладный. И утомительный поэтому.

Идея, однако, одной из его частей – что люди на самом деле являются элементами (аккумуляторами), встроенными в гигантские машины, построенные инопланентными захватчиками (на Луне) – поздней использована в, например, «Матрице».

1957 Роберт Рэндалл [Роберт Сильверберг и Рэндалл Гаррет]: "The Dawning Light"

1957 Невил Шут: "На берегу", On the Beach

Чрезвычайно успешный роман о тотальной ядерной войне. Все человечество гибнет полностью и бесповоротно.

В 1959 Стэнли Крамером по роману снят знаменитый фильм

1957 Джек Вэнс: "Большая планета", Big Planet" (New York: Avalon)

Земной агент по поимке скрывающихся межзвездных преступников застревает на огромной, бедной металлом планете с низким уровнем тяжести;

неповторимый стиль, одна странная субкультура за другой, своего рода мега-Индия;

вдохновило Роберта Сильверберга на его сериал "Majipoor"

(мн: Маджипур у меня есть – начал было читать – фэнтези и тягомотина. Неосилил))

1957 А. Е. Ван Вогт: "Империя атома", Empire of the Atom" (Chicago: Shasta)

Первые 5 рассказов сериала "Боги", дополнение к "Волшебнику Линна"

объединённые позже в роман (1962).

1957
Джон Уиндэм: "Кукушки Мидвича", The Midwich Cuckoos" (London: Michael Joseph)

Снят фильм "Деревня проклятых", The Village of the Damned

Мн: читать – читал, но о чём там – не помню.

1958
1958
Брайан В. Олдисс: "Нон-Стоп", Non-Stop" (London: Faber & Faber)

Многопоколенный звездолёт с обществом, которое одичало в течение полёта столетий и давно забыло, что они летят на корабле. Эта идея была впервые использовал А. E. Ван Вогт ( "Дальний Центавр "), и Роберт Хайнлайн ("Вселенная"), и, недавно, - Джин Вулф.

Олдисс дал новый поворот этой идее.

1958 Пол Андерсон: "We Have Fed Our Sea"

Номинирован на Хъюго

1958
Джеймс Блиш: " Триумф Времени", The Triumph of Time" (New York: Avon)

Окончание сериала "Города в полет"

мн: 4004 AD. Налетавшись по космосу, всех победив, герои романа возвращаются на Землю и мирно хорошо живут – тут один из них, физик, вычисляет, что они сами, вся Земля и вся наша Вселенная - в ближайшее время должна прекратить своё существование. Уничтожиться. В результате беспощадных законов физики и космологии.

Сделать ничего нельзя. Погибнет – всё, полностью, окончательно, бесповоротно.

И – так и происходит. Герои ждут конца – и он приходит.

Очень печальное сочинение.

В Великобритании он был под названием "Столкновение символов", "A Clash of Symbols.".

1958 Джеймс Блиш: "Дело совести", A Case of Conscience" (New York: Ballentine)

Духовные последствия Первого контакта: суперумные динозаврообразные алиены прилетают на Землю, все Мировые религии оказываются перед вопросом – как к ним относиться

Хъюго лауреат за лучший роман SF этого года.

1958 Альгис Будрис: "Кто?", Who?" (New York: Pyramid Books)

Угар "холодной войны". В лаборатории авария, ранен выдающийся физик, русские делают для него металлическое лицо; США опасаются, не вживили ли русские также ему и проводки в мозг с целью вреда Америке.

Номинирован на Хъюго.

1958 Артур Кларк: "Другая сторона небес", "The Other Side of the Sky" (New York: Harcourt Brace)

Сборник из 24 рассказов. Некоторые незначительные, другие – памятные, два или три - вечная классика.

1958 Эдмонд Купер: "Смертоносные образы", Deadly Image" (New York: Ballentine)

После ядерной войны восстают ещё и рабы-андроиды.

Тщательно-тщательно продумано.

Выходил также под названием «Неопределенная полночь», Uncertain Midnight

1958
Роберт А. Хайнлайн: "Будет скафандр – будут и путешествия", Have Spacesuit Will Travel

Мальчик выигрывает скафандр, придумав на конкурсе рекламный слоган для мыла Скайвэй, и тут же попадает в межзвездное приключение, в котором он защищает Землю от сомнительных алиенов в галактическом суде. Образцовая подростковая НФ. Номинирован на Хъюго.

1958 Роберт А. Хайнлайн: "Дети Мафусаила", Methuselah's Children" (Garden City NY: Doubleday)

История Будущего, том 4.

Переработка раннего, начала 1940-х, романа.

Одна группа людей научным способом смогла добиться почти бессмертия; опасаясь, что это приведёт к недовольству людей обычных, они бегут в межзвездные просторы.

Спустя 15 лет появляется продолжение "Достаточно времени для любви", Time Enough For Love" (1973) с тем же героем, Лазарусом Лонгом.

1958 Фриц Лейбер: "Большое Время", The Big Time

Чудеса путешествий во времени – оказывается, в нём во всей Вселенной идёт непрерывная война меж группировками "Змеи" и "Пауки", состоящих как из людей, так и из алиенов.

Лауреат Премия Хьюго-1958, представленный на Лос-Анджелес Solacon.

С 1959 г. Хъюго стали присуждать за работы, опубликованные в предыдущий год, поэтому есть две Премии Хьюго 1958 года за романы.

1958 Ричард Мэтисон: "Тщательное эхо" A Stir of Echoes" (Philadelphia: Lippincott).

1958 Роберт Шекли: "Бессмертие с доставкой", Immortality Delivered" (New York: Avalon)

расширенный вариант - "Корпорация Бессмертие", Immortality, Inc. by Bantam (1959),

односторонние путешествие во времени – корпорация. Предоставляющая Бессмертие делает это так: надо умереть в современности, и тогда воскреснешь в бессмертном виде в 2110 AD

Изложено всё с типичным шеклиевым ехидным юмор.

1958 Роберт Шекли: "Времяубийцы", Time Killer

Номинант на Хьюго

1959

1959 Пол Андерсон: "Девственная Планета", Virgin Planet" (New York: Avalon)

Роман из Психотехнической серии.

Частично публиковался в "Venture"

1959 Айзек Азимов: "Девять Завтра", Nine Tomorrows" (Garden City NY: Doubleday)

9 рассказов и 2 стихотворения. Азимов говорил, что, он, конечно, не поэт, тем не менее написал - в соавторстве – не менее двух томов стихов, и ещё он написал популярные книги о поэтах, таких, как лорд Байрон.

1959 Сол Беллоу, "Хендерсон, Дождевой король", Henderson, the Rain King

[не SF, но здесь для связи]

1959 Альгис Будрис: "Падающий Факел". The Falling Torch (New York: Pyramid Books)

Молодой человек, родившийся на пути к системе Центавра, возвращает на Землю и вступает в борьбу с инопланетными захватчиками.

Драматический, иронический и философский взгляд на то, как иногда аутсайдер может стать отчуждаться иногда становятся незаменимым лидером в истории.

Острый психологический анализ и беззастенчивый анализ военно-политической реальности.

1959 Эдмонд Купер: "Семена Света", Seed of Light" (London: Hutchinson)

Многопоколенный-корабль роман (как у Хайнлайна во "Вселенной", или у Олдисса в "Нон-Стоп), с десятью выжившими с опустошенной Земли - искать нового мира, на который выйти и размножаться.

1959 Гордон Диксон: "Dorsai!"

Многокультурное межзвездное будущее, которое охватывает затем многие романы.

Номинант Хъюго

1959 Аллен Друри. "Консультации и соглашения", Advise and Consent"

Pulitzer Prize

[not SF, but here for context]

1959 Ян Флеминг, "Голдфингер", Goldfinger

1959 Уильям Гибсон, "Чудотворец" The Miracle Worker

(Не тот Гибсон, который придумал киберпанк)

[not SF, but here for context]

1959 Грэм Грин, "The Complaisent Lover"

[not SF, but here for context]

1959 Мосс Харт, "Закон один"

[not SF, but here for context]

1959 Роберт А. Хайнлайн: "Неприятная профессия Ионафана Хоага", The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag" (Hicksville NY: Gnome Press)

Полдесятка Хайнлайновых рассказов. Самые замечательные - "Все вы зомби", All You Zombies, о парадоксах путешествий во времени, и в истории, и прежде всего конечной время поездок, и "Они", They - доказательство правоты солипсизма путём сведения к абсурду.

1959
Роберта А. Хайнлайна: "Звёздная пехота", "Starship Troopers" (New York: Putnam)

Космическая война.

Самый политтиически противоречивый, наряду со "Странником в Странной Стране" роман Хайнлайна.

В 1997 снят выокобюджетный фильм

Хъюго-1959.

1959 Лилиан Хеллман, "Игрушки на чердаке", Toys in the Attic"

[not SF, but here for context]

1959 Мюррей Лейнстер: "Пираты Эрзатца", The Pirates of Ersatz

Хьюго кандидат

1959 Норман Мейлер, "Представление себя", Advertisement for Myself

1959 Джеймс Миченер, "Гавайи", Hawaii

[not SF, but here for context]

1959
Уолтер М. Миллер: "Кантата для Лейбовица"

Теократический роман о будущем после ядерной войны,

1959 Марк Филипс (псевдоним Рэндалла Гаррета): "Эта Милая Маленькая Старая леди", That Sweet Little Old Lady

Хъюго кандидат.

1959
Фредерик Пол и Сирил М. Корнблат: "Проклятие волков", Wolfbane ((New York: Ballentine)

1959 Мардохай Рошвальд: "Уровень Семь" (Лондон: Hutchison),

Ядерная война как гарантированное полное уничтожение всех и всего

1959 Филип Рот, "Прощай, Колумбус", Goodbye, Columbus

[not SF, but here for context]

1959 Роберт Сильверберг: "Starman's Quest", (Hicksville NY: Gnome Press)

Сюжет, почти идентичный Хайнлайновому роману "Время для звезд" (1956) - пара близнецов, один из которых летит к звёздам, другой остаётся дома.

1959 Джон Апдайк, "Poorhouse Fair"

[not SF, but here for context]

1959
Курт Воннегут-младший: "Сирены Титана", The Sirens of Titan" (New York: Dell)

Алиены с Трафальмадора создают человеческую расу, выращивают её, руководят ею всю историю только – и всё только затем, чтобы мы, люди, наконец, смогли изготовить маленькую деталь для их корабля, из-за поломки которой они в незапамятные времена застряли на Земле.

Хъюго кандидат.

1959 Мэнли Уэйд Уэллман: "Чёрный Разрушитель", The Dark Destroyer" (New York: Avalon)

Человеческое восстание против алиенов-завоевателей "холодной народу", впервые под называнием "Nuisance value" - в "Astounding" (1938)

1959
Иван Ефремов: "Андромеда", Andromeda (Moscow: The Foreign Language Publishing House)

Socialist/Communist space opera of high quality

1960
1960
Брайан Олдисс: "Галактики, как песчинки" Galaxies Like Grains of Sand" (New York: New American Library)

Ерунда, на мой вкус - мн

1960
Пол Андерсон: "Крестовый поход в небеса", The High Crusade

(мн: Группа английских рыцарей в Средневековье готовятся к Крестовому походу – тут прилетает звездолёт алиенов, давай обижать людей лучемётами и бластерами. Рыцари в конном строю бегут его штурмом, захватывают, вся окрестность сбегается в него подивиться, кто-то нечаянно нажимает на кнопку – и они все улетают в космос.

И начинают там летать. Постепенно осваивают космогацию, тактику огневого боя в рассыпном строю, прочие военно-технические и научные премудрости, находят планету злых алиенов, дают им дрозда, поддерживают восстание хороших алиенов против плохих, становясь главной ударной силой хороших – и устанавливают в Галактике здоровый справедливый феодализм.

Весело.)

Неоднократно по роману собирались снимать фильм – но так и не сняли.

Номинант на Хъюго.

1960 Роберт Болт, "Человек на все сезоны", A Man for All Seasons"

[not SF, but here for context]

1960 Альгис Будрис: "Rogue Moon" (Greenwich CT: Fawcett)

Таинственный лабиринт алиенов найден на Луне, исследователи гибнут в нём один за другим

Кандидат на Хъюго.

1960 Марк Клифтон: "Восемь ключей к Эдему", "Eight Keys to Eden" (Garden City NY: Doubleday)

1960 Л. Спрэг де Кэмп: "В этом ли слава", The Glory That Was" (New York: Avalon)

1960 Гордон Диксон: "Dorsai"

1960 Лоуренс Даррелл, "Clea"

[not SF, but here for context]

1960 Филип Хосе Фармер: "Странные отношения", Strange Relations" (New York: Ballentine)

1960
Гарри Гаррисон. "Мир Смерти" (New York: Bantam)

Первый роман трилогии – «Неукротимая планета».

Hugo nominee.

мн: О! О! О! У них пистолеты сами из кобуры в руку прыгают – биомеханика! Достаточно согнуть руку в положение выстрела – и вот пистолет уже у тебя в руке бьётся и разит огнём! «Ты как будто вооружён рукой, сеющей молнии!»

1960 Джон Херси, "The Child Buyer"

[not SF, but here for context]

1960 Харпер Ли, "Убить пересмешника", To Kill a Mockingbird"

Pulitzer Prize

[not SF, but here for context]

1960
Уолтер М. Миллер: "Кантата для Лейбовица"

Премия Хьюго, обязательная книга во многих колледжах, абсолютная классика, которую нельзя упустить.

мн: согласен.

1960 Роберт П. Миллс [редактор]: "Лучшее из фэнтези и научной фантастики, девятая серия", (Garden City NY: Doubleday)

1960 Вэнс Пакард, "Делатели отходов"

[not SF, but here for context]

1960 Уильям Ширер, "Взлет и падение Третьего рейха", The Rise and Fall of the Third Reich"

1960 Аллан Силитоу, "Одиночество бегуна на длинные дистанции", "The Loneliness of the Long Distance Runner"

[not SF, but here for context]

1960 Ч.П. Сноу, "Дело", The Affair"

[not SF, but here for context]

1960
Теодор Старджон: "Венера Плюс X", (New York: Pyramid Books)

мн: Герой попадает в далёкое будущее – там классическая социалистическая Утопия и Идиллия в духе 19 века и в том же стиле написанная: прекрасные здания среди цветущей природы, абсолютное равенство, гармоничная музыка, все ходят парами в белых одеждах, беседуя о высоком, каждый заботится о ближнем, сообща трудятся то в лабораториях, то на природе, постоянно поют прекрасным многоголосым хором, очень много времени уделяют вопросам воспитания, воспитание, конечно, общественное - итд итп. Героя это хотя и раздражает – уж очень всё ханжески, сладенько, гладенько и коллективно, но – не ему, человеку ужасного века войн и ужасов, из которого он был выдернут, их судить.

Ага.

Но тут он вдруг догадывается о правде – да они же все – гомарические сексуалисты!

Он начинает тайно расследовать – и обнаруживает, что не просто гомарические, а до крайности злоебучие! И вся их поганая Гармония держится на беспощадном промывании мозгов, тотальном доносительстве, истреблдении любой индивидуальности, жесточайшей выбраковке неугодных, недостаточно поддающихся склонению к гомарическому сексуализму в том числе, и вообще – сплошный ужас тоталитаризма.

Очень правильная книга: пидорасам – но пассаран! Ятагщетаю.

1960 Джон Апдайк, «Беги кролик, беги», Rabbit Run"

[not SF, but here for context]

1960 Гор Видал, "Лучший мужчина", The Best Man"

[not SF, but here for context]

Другие ключевые даты пятидесятых
1950

1950Бум научно-фантастических журналов, с 25 названий их число достигло 110.

1950 Энтони Бучера и Дж. Фрэнсис Маккомаса "The Magazine of Fantasy" переименован в "The Magazine of Fantasy of Science Fiction"; название часто сокращается до аббревиатуры "F&SF"

Это будет один из двух основных журналов этого десятилетия (вместе с "Galaxy")

Январь 1950 Эдмонд Гамильтон. "Город в конце мира", City at World's End в "Startling Stories"

Март 1950 Л. Рон Хаббард. Сериал "К звездам", To the Stars начинается в "Astounding"

(впоследствии опубликован Ace Books под названием "Возвращение в завтра", Return to Tomorrow)

Апрель 1950
Джеймс Блиш. "Оки", Okie в "Astounding", часть сериала «Города в Полете», Cities In Flight

Май 1950 Л. Рон Хаббард. "Дианетика, эволюции науки" Dianetics, the Evolution of a Science" в "Other Worlds"

Лето 1950 Ричард Мэтисон. "Рождённый от мужчины и женщины", "Born of Man and Woman" in "F&SF". Первая его публикация.

Июль 1950 Кирилл Корнблат в "Малнький чёрный чемоданчик", Little Блэк Баг в "Astounding"

1950: NorWesCon, восьмая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Портленде, Орегон (Мултномах Hotel)

Под председательством Дональд B. Дэя,

Энтони Баучер как Почетный Гость

400 участников

1950Джеймс Блиш. "Bindlestiff" в "Astounding SF"

Как считает Ричард Лупофф, этот рассказ обязательно получил бы премию "Хьюго", если бы эта премия существовала в 1946 году.

Август 1950 Х. Бим Пайпер. "Последний враг", Last Enemy в "Astounding", ещё одна истории о паравремнени.

Сентябрь 1950 Х.Р. Ван Донгена дебют в качестве художника-обложечника в "Super Science Stories"

Октябрь 1950Х.Л. Голд запускает "Galaxy Science Fiction" второй из двух основных журналов этого десятилетия (наряду с "F и SF")</div>

Октябрь 1950 В «Гэлэкси» Грофф Конклин начинает вмести ежемесячную колонку с книжным обзором. И ведёт её до октября 1955. </div>

Октябрь 1950Вилли Лей начинает вести колонку о науке в "Галактике" (аж до 1969)

1951

1951 "Le Rayon Fantastique" начинает работать во Франции, одно из основных французских книгоиздательств для научной фантастики

Jan 1951 L. Ron Hubbard's in "Astounding" further publicizes Dianetics

Январь 1951 Л. Рона Хаббарда "Дианометрия", Dianometry начинает публиковаться в "Astounding" – дальнейшая разработка Дианетики.

мн: Азимов из-за неё разочаровался в редакторе Эстаудинг Кэмпбелле. Которого предже полагал непререкаемым авторитетом.

Январь 1951
Айзек Азимов. Роман «Тиран», Tyrann в трёх частях начинается в "Галактике", в книжной версии - "Звезды, как пыль", The Stars Like Dust
Февраль 1951
Рэй Брэдбери. "Пожарник" в "Галактика", в конечном итоге, в расширенном виде - "451 градус по Фаренгейту"

Март 1951 Лестер дель Рей в "Ветер меж миров", Wind Between the Worlds в "Галактике"

Апрель 1951 Кирилл Корнблат, "The Marching Morons" в "Галактике"

Июнь 1951 Эдгард Пэнгборн. "Яйцо ангела", Angel's Egg в "Галактике"

1951 Рэй Палмер публикует в "Других мирах" сериал в двух частях "Captain A. V. G." (предположительно, самим Палмер и написанный) с подзаголовком "Я летал в Летучей Тарелке".

Это подпитывает растущее безумие насчёт НЛО, и вскоре журнал прекращает печатать прямую фантастику, переименовывает себя в "Летучую Тарелку" и становится рупором уфологии.

1951: Nolacon: Девятая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Новом Орлеане, Луизиана (St.Charles Hotel),

под председательством Гарри B. Мура,

Фриц Лейбер в качестве Почётного гостя,

190 участников.

1951 Джон Д. Макдональд "Общий Знаменатель", Common Denominator в "Galaxy",

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Сентябрь 1951
Роберт А. Хайнлайн. Роман "Кукловоды", The Puppet Masters" начинается в "Galaxy"

мн: Как раз на сверхактуальную тогда тему – прилетели алиены на летучих тарелках – и давай порабощать землян всякими подлыми способами. И первое их правило при этом – всячески отрицать факт своего прилёта и вообще существования – мол, всё это враки и шутки шутников.

Сентябрь 1951 Сэм Мервин уходит из редакторов "Thrilling Wonder Stories"

Редактором становится Самуэль Майнс, Samuel Mines

Октябрь 1951Сэм Мервин также завершит редактирование "Startling"

Октябрь 1951 П. Шайлер Миллер начинает свою влиятельную колонку насчёт обзора книг "The Reference Library" в "Astounding ". Она продолжалась до его смерти в 1974 году

Он, в частности, придумал и ввёл в оборот термин «твёрдая НФ», Hard Science fiction

Октябрь 1951 Хол Клемент. Роман «Ледяной мир», Iceworld начинается в "Astounding"

1952

1952 Книгоиздатель Уинстон запускает серию книг научной фантастики, шесть за сезон

Издаёт их под маркой Holt, Rinehart and Winston

1952 Дональд А. Уоллхейм начинает работать редактором в издательстве Ace (Туз), и стратегизирует запуск линии СФ книг "Ace Doubles"

1952 Иэн Баллентайн покидает Bantam Books и запускает собственную издательскую компанию, насчёт выпускать книг, harдcover и мягкая обложка, в том числе научная фантастика.

Январь 1952
Альфред Бестер. "The Demolished Man" начинается в "Галактике"

Июнь 1952 Фредерик Пол и Сирил Корнблат. «Тяжёлая планета», "Gravy Planet" начинается "Galaxy" Позже опубликован Баллентайном как роман "Торговцы Космосом", "The Space Merchants"

1952: TASFIC, десятая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Чикаго, Иллинойс (Отель Morrison), под председательством Джулиан Мэй,

Уго Гернсбак качестве Почтного гостя

870 участника.

1952 Уильям Тенн «Огненая вода», "Firewater" в "Astounding SF",

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Август 1952 Филип Хосе Фармер. Рассказ «Любовники», "The Lovers" в "Startling Stories"- беспрецедентное для НФ по части полового вопроса.

Ноябрь 1952 Х. Голд продает свой журнал "Галактика Science Fiction" Guinn Publishing Company, которая оставляет ему практически полный контроль над его содержанием и функционированием.

Ноябрь 1952 Уорд Мур. "Начало Юбилея", Begin the Jubilee в "F и SF ".

Альтернативная история. Позднее расширено до романа

Ноябрь 1952 Лестер дель Рей. "Stacked Deck" в "Аmazing"

Декабрь 1952 Клиффорд Саймак. "Кольцо вокруг Солнца", Ring Around the Sun начинается в "Galaxy"

1953

1953 Ballentine Books запускает свою первую книжную серию из 16 книг под названием "Star Science Fiction Stories". Редактор серии – Фред Пол.

1953 Журнальный бум продолжается; Лестер дель Рей насчитывает 36 наименований периодических изданий, выпустивших в 1953 году в общей сложности 174 номера.

1953 Doubleday создаёт Science Fiction Book, - система торговли книгами по дисконтной цене, ранее проверенная на жанр Mystery.

1953 Сэм Московиц начинает первый в мире колледж курс об Сайенс Фикшн, в City College of New York Extension School, используя Исаака Азимова и Роберта Хайнлайна в качестве приглашенных лекторов

Апрель 1953
Хол Клемент. Превосходная "Миссия Гравитация" начинается в "Astounding"

До сих пор оно является парадигмопорождающим касательно "Hard SF".

Апрель 1953 Курт Воннегут-младший. Дебют касательно НФ - "Unready to Wear" в "Galaxy".

1953: Одиннадцатая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Филадельфии, Пенсильвания (Бельвю-Straford Hotel),

под председательством Милтона Ротмана,

Вилли Лей в качестве Почетного гостя

750 участников.

Первое присуждение HUGO НАГРАДЫ производится.

1953 Франция. Начинает выходить НФ-журнал "Fiction" и французская версия «Галактики» ("Galaxie")

1953 Найт Деймон. "Четыре в одном" в "Галактике", Four in One

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Сентябрь 1953 Джеймс Блиш. Богословский роман "Дело совести", A Case of Conscience начинается в "Если"

Октябрь 1953
Айзек Азимов. «Стальные пещеры», The Caves of Steel начинаются в "Галактике"
1954

1954 Франция. НФ-издательство "Присутствие будущего", "Presence du futur" запущено

Январь 1954 Эван Хантер (он же – Эд Макбейн). "Злоба в стране чудес", Malice in Wonderland в "If"

Апрель 1954 Фредерик Пол «Мидасова Чума», The Midas Plague в "Galaxy"

Май 1954
Роберт Хайнлайн. "Звездный Lummox" в "Гэлакси", затем, в книжной версии - "Звездный зверь", The Star Beast

1954: SFCon, Двенадцатая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Сан-Франциско, Калифорния (сэр Фрэнсис Дрейк Hotel),

под председательством Лестера Коула и Гэри Нельсона,

Джон В. Кэмпбелл в качестве почетного гостя,

700 участников.

1954 Теодор Старджон. "Золотая Улитка", The Golden Helix в "Thrilling Wonder",

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Август 1954 Том Годвин. "Холодные уравнения" в "Astounding" –

один из наиболее дискуссионных коротких рассказов НФ всех времен.

Не читал.

1955

1955 Американский журнальный бум начинает схлопываться, прекращается выход Startling" и "Thrilling Wonder Stories"

1955 немецкой научной фантастики журнал "Утопия Журнал", Utopia Magazin запущен

1955 Всемирная конвенция об авторском праве вступает в силу

Март 1955 Джордж О. Смит. "Highways in Hiding" начинается в "Imagination".

Апрель 1955
Уолтер М. Миллер "Кантата для Лейбовица", A Canticle for Leibowitz" начинается в "F&SF"

1955 Clevention, Тринадцатая Всемирной Science Fiction Конвенция, в Кливленд, Огайо (Мангер Hotel),

под председательством Ника и Норин Фаласка,

Айзек Азимов, - Почетный Гость

Сэм Московиц, - Mystery Почётный Гость.

380 участников.

1955 Ширли Джексон. "Один обычный день и арахис", One Ordinary Day, With Peanuts в "F и SF",

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Октябрь 1955 Гроффа Конклина колонка книжных обзоров завершается в "Галактика науке (началась в октябре 1950)

Октябрь 1955 Кордвйенер Смит "Игра в Крысу и Дракон" в "Галактике"

Ноябрь 1955 Фрэнк Херберт. "Под давлением", Under Pressure начинается в "Astounding"

1956

1956 Германия. СФ пульповая серия "Луна", Luna запущена

1956 Ганс Стефан Сантессон сменяет Сэма Московица в преподавании первого в мире курса по Science Fiction в колледже (началось – в 1953 в City College of New York Extension School).

Февраль 1956
Роберт А. Хайнлайн. "Двойная звезда", Double Star начинается в "F и SF"

Июнь 1956 Джон У. Кэмпбелл в "Astounding" с псевдо-документальной «Псионической машиной – тип 1», Psionic Machines--Type One о «Машине Иеронимуса» , в которой, якобы, комбинировано применялись электрические и паранормальные силы.

Ввёл в обиход слово "псионика" позже сокращенно "пси"

1956: NewYorCon (Nycon II), Четырнадцатая Всемирная Science Fiction Конвенции, в Нью-Йорке (Билтморе Hotel),

председателем - Дэвид А. Кайл,

Артур Кларк – Почётный Гость.

78 участников.

1956 Пол Андерсон в "Человек, который пришел слишком рано" The Man Who Came Early" в "F&SF"

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Октябрь 1956
Альфред Бестер. "Звезды - Моя Цель", The Stars My Destination начинается в "Галактике" . Также известно под названием «Тигр! Тигр!»
Октябрь 1956
Айзек Азимов. "Обнажённое Солнце", The Naked Sun" начинается в "Astounding", продолжение "Стальных пещер", The Caves of Steel.
Октябрь 1956
Роберт А. Хайнлайн. "Дверь в Лето", The Door Into Summer начинается в "F&SF"

Ноябрь 1956 Фредерик Пол. Повесть "Человек, который съел мир", The Man Who Ate the World в "Galaxy".

1957

1957 Германия. Научно-фантастическая книжная серия "Терра", Terra началась.

1957 Германия. Научной фантастики журнал "Galaxis" – местная версия "Galaxy" - начинает выходить

1957 Тед Дикти начинает свой курс Саайенс Фикшн в University College, University of Chicago

1957 Дональд Бенсен становится редактором Pyramid Books с тем чтобы основное внимание уделять научной фантастике.

1957 Деймон Найт и Лестер дель Рей (которые работали оба-вместе at the Milford Conferences ) основывают "Science Fiction форум" для профессиональных писателей.

Это привело позднее к созданию SFWA: SFWA: Science Fiction Writers of America – что-то вроде Ассоциации НФ писателей.

Февраль 1957 Х. Бим Пайпер "Omnilingual" в "Astounding"

Март 1957 Том Годвин. "Слишком быстро умереть", "Too Soon to Die in "Venture"

затем расширено до романа "Космоческая тюрьма", Space Prison, опубликованном Пирамидой

Апрель 1957 Кейт Вильгельм. "Звездолёт длиной в милю" в "Astounding"

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Апрель 1957 Пол Андерсон. "Зовите меня Джо", Call Me Joe в "Astounding"

Июнь 1957 Филип Хосе Фармер. "Ночь света", Night of Light" в "F&SF"

Июнь 1957 Крупнейший американский журнальный дистрибутор, American News Company, останавливает операции в результате чего многие садятся на мель, не имея возможности добраться до станций метро, вокзалов, а также некоторых других торговых точек.

Многие журналы так и не смогли распродать свои отпечатанные уже тиражи.

1957: Лонкон 1, Пятнадцатая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Лондоне, Англия (King's Court Hotel),

под председательством Теда Карнелла,

Джон У. Кэмпбелл Младший в качестве почетного гостя

268 участника.

5 октября 1957Советский Союз выводит на орбиту "Спутник 1", первый искусственный спутник. Реальная космическая программы начинается. Это способствует переоценке фантастике со стороны широкой общественности.

Октябрь 1957
Фредерик Пол и Сирил Корнблат. "Проклятие волков", Wolfbane начинается в "Галактике"
1958

1958 Организовано НАСА; США посылает первую ракету на Луну, которая не долетает до неё, но передаёт данные с высоты 79 000 миль от Земли

1958 Европейский Общий рынок начинается

1958 Германия. Вальтер Эрнстинг начинает издание серии книг "Терра-Sonderband".

Он начинает с перепечаток из журнала "Утопия", основанного за 5 лет перед этим.

1958 Франция. Журнал переводной научной фантастики в переводе, "Satellite" начинает выходить.

1958 Эшбах продает свой Каталог (то есть, изданные им книги ) Мертину Гринбергу, который распространяет эти книги наряду с другими из Каталога Gnome.

Февраль 1958 Пол Андерсон. "The Man Who Counts" начинается в "Astounding", - первое появление Николаса ван Рейна, впоследствии героя многих романов Андерсен.

Позднее вышло в Ace, как "Война крылатых людей", War of the Wing Men

Май 1958
Хал Клемент. "Близко к критическому", Close to Critical начинается в "Astounding"

1958: Solacon, Шестнадцатая Всемирная Science Fiction Конвенция, частично - в Лос-Анджелес, штат Калифорния, частично – в Калифорнии же, в городке South Gate (Alexandria Hotel).

Председательство - Анна С. Моффатт,

Ричард Мэтисон Почетный гость,

322 участника.

1958 Сирил М. Корнблат "Two Dooms" в "Venture",

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Октябрь 1958 F. Mюррей Иако с псевдо-документальной "Divining Rod, Standard Equipment" в "Astounding"(Murray F. Yaco)

Октябрь 1958
Клиффорд Саймак. «Большой двор» "The Big Front Yard" в "Astounding"
1959

1959 Scribner's расторгает контракт с Робертом Хайнлайном, который написал для них десятки успешных книг, Хайнлайн переходит к он переключается G. P. Putnam & Sons

мн: из-за «Звёздной пехоты». Скрибнерс не захотели работать с воспевателем милитаризма и военщины.

Май 1959 Гордон Диксон. "Dorsai!" начинается в "Astounding"

1959: Detention, Семнадцатая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Детройт, штат Мичиган (Pick-Форт Shelby Hotel),

под председательством Роджера Симса и Фреда Профета,

Пол Андерсон - Почётный Гость,

Джон Берри, как Фань Гость

371 участник.

1959 Альфред Бестер "Пи Человек" в "F и SF", The Pi Man

Ричард Лупофф утверждает, что это должно было бы выиграл Уго премии за лучшее краткая история

Декабрь 1959 Джон У. Кэмпбелл. Псевдо-документальное "The Dean Drive" в "Astounding", об, якобы, открытом способ преобразования вращательного движения в прямолинейное, которое толкает спейсошип, пренебрегая законами Ньютона, не говоря уж об Эйнштейне.

мн: Торсионные поля, короче – вот они откуда пошли.

1960

1960 "Astounding" постепенно изменяет свое название на "Аналог"

1960 Количество журналов научной фантастики в Америке продолжает сокращаться: из 13 названий и 131 номера в 1959 году до 9 названий с 67 номеров в 1960 году (Лестер дель Рей)

1960 Цепь НФ журналов издательства The Columbia ("Future", "Science Fiction", "Original Science Fiction") разрушается и погибает

Январь 1960
Гарри Гаррисон. "Мир Смерти", Deathworld начинается в "Astounding".

1960: Pittcon, Восемнадцатая Всемирная Science Fiction Конвенция, в Питтсбурге, штат Пенсильвания, (Penn-гостиница Шератон),

под председательством Дирке Арчера,

Джеймс Блиш - почетный гость,

568 участника.

Хьюго за лучший рассказ: победители и номинанты:

Победитель: Пол Андерсон. "Самое долгое плавание", The Longest Voyage

Полин Эшвелл. "The Lost Kafoozalum" (Аналог)

Теодор Старджон. "Нужда" (Need)

1960 Филип Хосе Фармер. "Открой мне, сестра", Open to Me, My Sister

Июль 1960
Пол Андерсон. Замечательный "Крестовый поход в небеса" начинается в "Аналоге"

Декабрь 1960 Альгис Будрис. Короткий роман "Rogue Moon" in "F&SF", впоследствии, в книжном варианте, существенно расширен