Геликоптер

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

БСЭ, т. 15, М, 1929, ст. 72 - 73

Геликоптер

(греч. геликс - винтовая линия и птерон - крыло).

Летательный аппарат тяжелее воздуха, к-рый поднимается и висит в воздухе непосредственно вследствие тяги, образуемой большими воздушными (одним или несколькими) винтами на вертикальной оси.

Простейшим примером осуществления принципа Г. может служить известная игрушка (рис. 1), состоящая из небольшого жестяного воздушного винта и поднимающаяся на воздух, если винту сообщить вращательное движение.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/gelikopter-bse-01.jpg

Летательный аппарат, построенный по этому принципу, смог бы подниматься и спускаться вертикально, а также и висеть неподвижно в воздухе.

Эти особенности открывают для Г., в отличие от аэроплана, ряд новых возможностей практического значения: напр., могут сделать ненужными большие посадочные площадки, необходимые для аэроплана, а также обезопасить вынужденный спуск машины (напр., в случае остановки мотора) на неровную местность.

2. Впервые схема такого аппарата предложена Леонардо да Винчи, но практическое ее осуществление встречает большие трудности конструктивного характера.

Из всех построенных в разное время Г. нек-рые поднимались на небольшую высоту и летали, но ни один из них не представлял аппарата, к-рый имел бы какое-нибудь практическое значение и применение.

3. Следующие вопросы являются основными в осуществлении проблемы Г.:

1) подъем аппарата при помощи тяги воздушного винта принципиально вполне возможен, и теоретически число кг, которое можно поднять на 1 л. с. затраченной мощности, растет с увеличением диаметра винта.

Однако, вместе с этим растет и вес всей конструкции; поэтому при настоящем уровне техники б. или м. выгодные соотношения получаются, принимая вес, поднимаемый на 1 л. с, в 5 - 10 кг.

2) Спуск Г., в случае остановки мотора, представляется также принципиально возможным, т. к. несущий воздушный винт при снижении аппарата приводится воздухом во вращение и обладает весьма большим сопротивлением, а следовательно - может играть роль парашюта.

3) Устойчивость и управляемость Г. в воздухе - один из конструктивно наиболее трудных вопросов, не имеющий пока окончательного решения.

4) Весовые соотношения аппарата, как-то: вес самой конструкции, полезная нагрузка, тяга несущего винта до сих пор оказывались мало удовлетворительными; большинство построенных Г. или вовсе не могли подняться или поднимались всего лишь на несколько м и в большинстве случаев обладали весьма плохой устойчивостью.

Одной из причин большого веса конструкции Г. является необходимость давать небольшое число оборотов большим несущим винтам, что вызывает тяжелые передаточные механизмы, а также и целый ряд новых и лишних, по сравнению с аэропланом, но неизбежных для Г., деталей, увеличивающих его вес.

5. Интерес к Г. проявлялся периодически.

Им занимались в прошлом и текущем столетиях, до начала успехов аэроплана.

Развитие аэроплана естественно несколько отвлекло внимание от Г., но в последнее время опять наблюдается повышение интереса к геликоптеру, и в этом направлении на 3. ведутся некоторые работы как исследовательско-лабораторного, так и изобретательского характера.

Предложенные в разное время и разными лицами схемы Г. по основным признакам могут быть разделены на следующие:

1) По числу несущих винтов - на одно-, двух- и многовинтовые Г.

2) По способу воспринятия крутящего момента, старающегося вращать корпус Г. в сторону, обратную вращению винта, - на

а) Г. с уравновешивающими или хвостовыми винтами,

б) Г. с четным числом несущих винтов, из к-рых половина вращаетсн в одну, а другая - в другую сторону, так что реактивный момент поглощается внутри конструкции, и

в) Г. с направляющим аппаратом из наклонных плоскостей, стоящих под несущим винтом.

3) По способу сообщения горизонтальной скорости – на

а) Г. с обычным тянущим винтом (как у аэроплана)

и б) Г., перемещающиеся в горизонтальном направлении за счет наклона основных несущих винтов.

4) По способу управления наклонами аппарата в разные стороны (устойчивость) - на

а) Г. с несколькими винтами с изменяемым шагом или числом оборотов, за счет чего тяга винтов может быть не равна между собою, и аппарат будет наклоняться в желаемую сторону,

и б) Г. с одним винтом и специальным механизмом, осуществляющим разный наклон лопастей одного винта.

5) По способам приведения основного винта во врагащене - на

а) Г. с непосредственной передачей мощности мотора через зубчатки на вал несущего ванта

и б) Г. с несущим винтом, на каждой из лопастей к-рого находится свой мотор с малым тянущим винтом обычного аэропланного типа.

6. На рис. изображены:

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/gelikopter-bse-02.jpg

4-винтовой Г. Эмишена № 2, поднимавшийся на 4 - 5 м и пролетевший расстояние около 700 м;

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/gelikopter-bse-03.jpg

Г. Берлинера № 2, поднимавшийся всего на несколько см и мало устойчивый."

А. Черемухин.

II.

Об авторе статьи Черемухине можно сообщить, что он лётчик, впоследствии (с 1932) профессор МАИ, в пенриод написания этой статьи - с 1926 года - руководитель Геликоптерной группы при ЦАГИ, как раз к лету 1929 спректировавшие и передавшие на изготовление первый советский успешный вертолёт ЦАГИ 1-ЭА.