Амфибрахий — различия между версиями
Строка 1: | Строка 1: | ||
<center>'''Амфибрахий'''</center> | <center>'''Амфибрахий'''</center> | ||
− | К.Вишневский: «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги. | + | К.Вишневский: «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – [[трехсложный размер]], где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги. |
Схема А.: | Схема А.: | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
- “Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы”. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С. Тураева.) | - “Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы”. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С. Тураева.) | ||
− | 2. | + | 2. В [[20 век]]е А. расцвел и стал одним из главнейших размеров. |
− | + | Если [[19 век]] был веком в первую очередь [[ямб]]а (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением [[Тютчев]]а, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них [[дольник]]ов – см. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | Если 19 | + | |
А из трехсложников – амфибрахия. | А из трехсложников – амфибрахия. | ||
− | Андрей [[Белый]], например, одно из самых знаменитых | + | Андрей [[Белый]], например, одно из самых знаменитых и типичных его стихотворений: |
<poem>Довольно: не жди, не надейся, | <poem>Довольно: не жди, не надейся, | ||
Строка 77: | Строка 69: | ||
Россия, Россия моя! </poem> | Россия, Россия моя! </poem> | ||
− | (трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье» | + | (трехстопный А.; июль [[1908]]; «Отчаянье», из книги «Пепел», из цикла «Россия»). |
− | (Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот | + | (Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот [[эстето]]в и [[декадент]]ов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли». |
− | [[Неонародничество]]: и [[Блок]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев]] с Есениным, а тут и [[Иллиодор]] с | + | [[Неонародничество]]: и [[Блок]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев]] с Есениным, а тут и [[Иллиодор]] с [[Распутин]]ым, да все это пополам с хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с [[Рерих]]ом, с Блаватской и[[ Штайнер]]ом; каша ох и заварилась – подробности см. [[Блок]], [[Есенин]]. |
− | А еще лучше - чит. «Хлыст» Е. | + | А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.[[Эткинд]]а. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно). |
− | + | 3. А вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]: | |
− | + | ||
− | А вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]: | + | |
<poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу | <poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу | ||
Строка 114: | Строка 104: | ||
(1978) | (1978) | ||
− | + | 4. Также нужно порыться и в остальных, да не до того. | |
− | + | 5. Тут меня, возможно, могут с [[цифрам]]и в руках опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | Тут меня могут с | + | |
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, и в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки. | Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, и в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки. | ||
Строка 126: | Строка 112: | ||
Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю. | Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю. | ||
− | 6. | + | 6. Вот пример вышесказанному. |
− | + | Яростной весной 1988 года мы, то есть я, автор этих строк, + [[Шаповалов]] Ю., + [[Богомяков]] В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «[[Восток]]», где, по слухам, выбросили азербайджанский [[коньяк]] «[[Три Бочки]]». Денег у нас – бочек на 18 как минимум. | |
− | + | ||
− | Яростной весной 1988 года мы | + | |
− | + | ||
− | Денег у нас – бочек на 18 как минимум. | + | |
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих. | – Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих. | ||
Строка 138: | Строка 120: | ||
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой. | – Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой. | ||
− | – Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае | + | – Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «[[круть]]» и «[[нештяк]]», а чаще и вообще «[[блять на хуй]]». – Торжественный и парадный это факт, но там такая [[парадность]], знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку. |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | Вот за это я его и люблю. | |
− | Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - - | + | 7. Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в [[дольник]]. Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - - |
− | И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки [[свинг]], а при этом еще и – [[естественность]]: неравномерность и [[рваность]], свойственная именно бытовой речи. | + | И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки [[свинг]], а при этом еще и – [[естественность]]: [[неравномерность]] и [[рваность]], свойственная именно бытовой речи. |
− | При сохранении (восклицательные | + | При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного и т.д. [[слог]]а. |
8. Пример из меня самого: | 8. Пример из меня самого: | ||
Строка 169: | Строка 147: | ||
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...</poem> | Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...</poem> | ||
− | Надым, июль 1988 г. | + | [[Надым]], [[июль]] [[1988]] г. |
− | Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со | + | Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со [[спондей]]ем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идёт [[вибрация]] вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным [[размер]]ам; кому интересно, пусть расчисляет сам. |
[[Категория:Всё о Поэзии]] [[Категория:Бумажечки для Перми]] | [[Категория:Всё о Поэзии]] [[Категория:Бумажечки для Перми]] |
Текущая версия на 10:07, 30 ноября 2009
К.Вишневский: «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги.
Схема А.:
( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! ….
и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих.
( - : безударный слог; ! : ударный)
В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др.
Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.:
Герои, скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.
(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)
А также трехстопный:
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
(А.Фет)
- “Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы”. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С. Тураева.)
2. В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.
Если 19 век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.
А из трехсложников – амфибрахия.
Андрей Белый, например, одно из самых знаменитых и типичных его стихотворений:
Довольно: не жди, не надейся,
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!
Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: –
Туда, на равнине горбатой, -
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков,
Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись из сети бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, –
Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!
(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье», из книги «Пепел», из цикла «Россия»).
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».
Неонародничество: и Блок туда же, и тогда же появившийся, например, Городецкий, а тут как раз и Клюев с Есениным, а тут и Иллиодор с Распутиным, да все это пополам с хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером; каша ох и заварилась – подробности см. Блок, Есенин.
А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.Эткинда. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно).
3. А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:
Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы,
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников: им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.
Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.
(1978)
4. Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
5. Тут меня, возможно, могут с цифрами в руках опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, и в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.
Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
6. Вот пример вышесказанному.
Яростной весной 1988 года мы, то есть я, автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский коньяк «Три Бочки». Денег у нас – бочек на 18 как минимум.
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блять на хуй». – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.
Вот за это я его и люблю.
7. Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в дольник. Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки свинг, а при этом еще и – естественность: неравномерность и рваность, свойственная именно бытовой речи.
При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного и т.д. слога.
8. Пример из меня самого:
Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик!
Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу!
Какие кружавчики сверху колючие! звездочки, дырочки!, –
Какую, зараза, сулят упоенье и негу!
Как это здорово все-таки, что, дорогая, чулки на тебе – они в клеточку;
От этого я становлюсь весь хороший такой, задумчивый;
И белое лето меня наполняет по самое темечко,
И настоящее аж растворяется в будущем,
И белое лето – пустое, огромное, медленное, –
Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска,
Как – еще можно сравнить – было Грегору здорово Менделю
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со спондейем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идёт вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть расчисляет сам.