Амфибрахий — различия между версиями

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
 
<center>'''Амфибрахий'''</center>
 
<center>'''Амфибрахий'''</center>
  
К.Вишневский:  «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги.
+
К.Вишневский:  «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – [[трехсложный размер]], где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги.
  
 
Схема А.:
 
Схема А.:
Строка 31: Строка 31:
 
- “Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы”. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев,  К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией  С. Тураева.)
 
- “Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы”. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев,  К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией  С. Тураева.)
  
2.
+
2. В [[20 век]]е А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.
  
Или, иначе сказать, такой, где  в строке ударным являтся 2й, 5й, 8й итд слоги
+
Если [[19 век]] был веком в первую очередь [[ямб]]а (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением [[Тютчев]]а, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них [[дольник]]ов – см.  
 
+
- 2 - // - 4 - // - 8 - // итд.
+
 
+
3.
+
 
+
В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.
+
 
+
Если 19век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.  
+
  
 
А из трехсложников – амфибрахия.
 
А из трехсложников – амфибрахия.
  
Андрей [[Белый]], например, одно из самых знаменитых и типичных - его стихотворений:
+
Андрей [[Белый]], например, одно из самых знаменитых и типичных его стихотворений:
  
 
<poem>Довольно: не жди, не надейся,  
 
<poem>Довольно: не жди, не надейся,  
Строка 77: Строка 69:
 
Россия, Россия моя! </poem>  
 
Россия, Россия моя! </poem>  
  
(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье»; из книги «Пепел», из цикла «Россия»).
+
(трехстопный А.; июль [[1908]]; «Отчаянье», из книги «Пепел», из цикла «Россия»).
  
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».  
+
(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот [[эстето]]в и [[декадент]]ов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».  
  
[[Неонародничество]]: и [[Блок]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев]] с Есениным, а тут и [[Иллиодор]] с Гришкой Распутиным,  да все это пополам с  хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером;  каша ох интересная заварилась – подробности см. [[Блок]], [[Есенин]].  
+
[[Неонародничество]]: и [[Блок]] туда же, и тогда же появившийся, например, [[Городецкий]], а тут как раз и [[Клюев]] с Есениным, а тут и [[Иллиодор]] с [[Распутин]]ым,  да все это пополам с  хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с [[Рерих]]ом, с Блаватской и[[ Штайнер]]ом;  каша ох и заварилась – подробности см. [[Блок]], [[Есенин]].  
  
А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.Эткинда. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно).
+
А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.[[Эткинд]]а. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно).
  
4.
+
3. А вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]:  
 
+
А вот вариант А. уже конца 20 века. [[Кушнер]]:  
+
  
 
<poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу
 
<poem>Быть классиком – значит стоять на шкафу
Строка 114: Строка 104:
 
(1978)
 
(1978)
  
5.
+
4. Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
  
Также нужно порыться и в остальных, да не до того.
+
5. Тут меня, возможно, могут с [[цифрам]]и в руках опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
 
+
6.
+
 
+
Тут меня могут с цифрами опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.
+
  
 
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, и в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.  
 
Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, и в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.  
Строка 126: Строка 112:
 
Потому что, в общем, это  лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
 
Потому что, в общем, это  лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.
  
6.
+
6. Вот пример вышесказанному.
  
Вот пример вышесказанному.
+
Яростной весной 1988 года мы, то есть я,  автор этих строк, + [[Шаповалов]] Ю., + [[Богомяков]] В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «[[Восток]]», где, по слухам, выбросили азербайджанский [[коньяк]] «[[Три Бочки]]». Денег у нас – бочек на 18 как минимум.  
 
+
Яростной весной 1988 года мы автор этих строк, + [[Шаповалов]] Ю., + [[Богомяков]] В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «[[Восток]]», где, по слухам, выбросили азербайджанский кохъяк «[[Три Бочки]]».
+
 
+
Денег у нас – бочек на 18 как минимум.  
+
  
 
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
 
– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.
Строка 138: Строка 120:
 
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.
 
– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.
  
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен,  что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. Обычно ему приходится общаться с товарищами  при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блядь на хуй». – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.
+
– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен,  что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. Обычно ему приходится общаться с товарищами  при помощи слов в лучшем случае «[[круть]]» и «[[нештяк]]», а чаще и вообще «[[блять на хуй]]». – Торжественный и парадный это факт, но там такая [[парадность]], знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.
 
+
Вот за это я его и люблю
+
 
+
7.
+
  
Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в [[дольник]].  
+
Вот за это я его и люблю.
  
Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
+
7. Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в [[дольник]]. Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -
  
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки [[свинг]], а при этом еще и – [[естественность]]: неравномерность и [[рваность]], свойственная именно бытовой речи.  
+
И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки [[свинг]], а при этом еще и – [[естественность]]: [[неравномерность]] и [[рваность]], свойственная именно бытовой речи.  
  
При сохранении (восклицательные зннаки) торжественного, парадного, возвышенного  и т.д. слога.
+
При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного  и т.д. [[слог]]а.
  
 
8. Пример из меня самого:
 
8. Пример из меня самого:
Строка 169: Строка 147:
 
Жизнь между грядок гороховых  так вот всю и пробарахтаться...</poem>
 
Жизнь между грядок гороховых  так вот всю и пробарахтаться...</poem>
  
Надым, июль 1988 г.
+
[[Надым]], [[июль]] [[1988]] г.
  
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со спондеем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идет вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть расчисляет сам.
+
Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со [[спондей]]ем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идёт [[вибрация]] вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным [[размер]]ам; кому интересно, пусть расчисляет сам.
  
 
[[Категория:Всё о Поэзии]] [[Категория:Бумажечки для Перми]]
 
[[Категория:Всё о Поэзии]] [[Категория:Бумажечки для Перми]]

Текущая версия на 10:07, 30 ноября 2009

Амфибрахий

К.Вишневский: «(от греч. амфибрахис – с двух сторон краткий) – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2, 5 , 8, 11 и т.д. слоги.

Схема А.:

( _ ! _ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _!_ ) ( _! ….

и любое (но обычно не больше четырех) количество безударных слогов после последнего ударения, составляющих клаузулу и в счет размера не входящих.

( - : безударный слог; ! : ударный)

В 18 веке употреблялся крайне редко. В широкую практику введен В.Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, А. Фет, А.К. Толстой и др.

Наиболее распространенная форма – четырехстопный А.:

Герои, скитальцы морей, альбатросы,
Застольные гости громовых пиров,
Орлиное племя. Матросы, матросы,
Вам песнь огневая рубиновых слов.

(В.Кириллов, «Матросам, 1918 »)

А также трехстопный:

Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.

(А.Фет)

- “Краткий словарь литературоведческих терминов”, “предназначен для учащихся старших классов средней школы”. (В кн. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С. В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. Под общ. редакцией С. Тураева.)

2. В 20 веке А. расцвел и стал одним из главнейших размеров.

Если 19 век был веком в первую очередь ямба (ну, кроме Некрасова с Надсоном, которые обильно вводили трехсложники, но которых не за это любили (вообще не за стихи), и за исключением Тютчева, которого почти и не знали), то 20-й стал именно веком трехсложных размеров – как их самих, так и получающихся из них дольников – см.

А из трехсложников – амфибрахия.

Андрей Белый, например, одно из самых знаменитых и типичных его стихотворений:

Довольно: не жди, не надейся,
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: –

Туда, на равнине горбатой, -
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись из сети бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, –

Туда, – где смертей и болезней
Лихая прошла колея, –
исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!

(трехстопный А.; июль 1908; «Отчаянье», из книги «Пепел», из цикла «Россия»).

(Одно из стихотворений, «ознаменовавших», как тогда писали, «поворот эстетов и декадентов к вопросам общественности и проблемам тяжелой народной доли».

Неонародничество: и Блок туда же, и тогда же появившийся, например, Городецкий, а тут как раз и Клюев с Есениным, а тут и Иллиодор с Распутиным, да все это пополам с хлыстовством (тот же «Серебряный голубь»), с Рерихом, с Блаватской и Штайнером; каша ох и заварилась – подробности см. Блок, Есенин.

А еще лучше - чит. «Хлыст» Е.Эткинда. Там про это чрезвычайно подробно и обстоятельно).

3. А вот вариант А. уже конца 20 века. Кушнер:

Быть классиком – значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О Гоголь, во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы,
Не то что раздеться – куска проглотить
Не мог при свидетелях, – скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком – в классе со шкафа смотреть
На школьников: им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева. Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О юноши, пыль на лице, как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.

(1978)

4. Также нужно порыться и в остальных, да не до того.

5. Тут меня, возможно, могут с цифрами в руках опровергнуть: никакой особой роли А. и в 20 веке не имел, это мои персональные выдумки.

Против цифр я ни капли ничего не имею и даже все мечтаю раздобыть книгу Гаспарова М., где эти цифры, и в данном случае согласен: ну, может и да, может и выдумки.

Потому что, в общем, это лично мне А. больше всех размеров нравится и удобен – вот я его и восхваляю.

6. Вот пример вышесказанному.

Яростной весной 1988 года мы, то есть я, автор этих строк, + Шаповалов Ю., + Богомяков В., + другие люди – стремительно перемещаемся из дома Шаповалова Ю. по Центральной площади Тюмени в сторону магазина «Восток», где, по слухам, выбросили азербайджанский коньяк «Три Бочки». Денег у нас – бочек на 18 как минимум.

– Эх! Амфибрахием идем! – восклицает один из идущих.

– Почему амфибрахием? Амфибрахий, сколько мне представляется, размер такой парадный, торжественный, – отвечает другой.

– Ха! – отвечает первый, будучи при этом приятно изумлен, что его собеседник знает не только слово «амфибрахий», но и особенности этого размера. Обычно ему приходится общаться с товарищами при помощи слов в лучшем случае «круть» и «нештяк», а чаще и вообще «блять на хуй». – Торжественный и парадный это факт, но там такая парадность, знаешь, как на парадах Павла 1-го: как бы вприпрыжку.

Вот за это я его и люблю.

7. Наконец, чем особенно люб автору этих строк А. – он лучше всего приспособлен для преобразования в дольник. Достаточно там пропустить, там добавить слог, и - - -

И свойственная А. припрыжечность еще увеличивается, появляется прямо таки свинг, а при этом еще и – естественность: неравномерность и рваность, свойственная именно бытовой речи.

При сохранении (восклицательные знаки) торжественного, парадного, возвышенного и т.д. слога.

8. Пример из меня самого:

Какой у тебя, дорогая, красивый лифчик!
Белый какой! И хрустящий! Подобный, действительно, снегу!
Какие кружавчики сверху колючие! звездочки, дырочки!, –
Какую, зараза, сулят упоенье и негу!

Как это здорово все-таки, что, дорогая, чулки на тебе – они в клеточку;
От этого я становлюсь весь хороший такой, задумчивый;
И белое лето меня наполняет по самое темечко,
И настоящее аж растворяется в будущем,

И белое лето – пустое, огромное, медленное, –
Как автостоп в одиночку из Харькова до Хабаровска,
Как – еще можно сравнить – было Грегору здорово Менделю
Жизнь между грядок гороховых так вот всю и пробарахтаться...

Надым, июль 1988 г.

Первая строка здесь – почти совсем чистый амфибрахий (правда, пятистопный, что уже редкость, и, правда, со спондейем в последней стопе, что также не характерно для классических образцов); ну а дальше идёт вибрация вокруг амфибрахической основы, отклоняясь от нее ко всем подряд трехсложным и даже двухсложным размерам; кому интересно, пусть расчисляет сам.