Багрицкий

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Багрицкий, Эдуард

Пыль по ноздрям – лошади ржут.
Акации сыплются на дрова.
Треплется по ветру рыжий джут.
Солнце стоит посреди двора.
Рычаньем и чадом воздух прорыв
Приходит обеденный перерыв.

Домой до вечера. Тишина.
Солнце кипит в каждом кремне.
Но глухо, от сердца, из глубины,
Предчувствие кашля идет ко мне.

И сызнова мир колюч и наг:
Камни – углы, и дома – углы;
Трава до оскомины зелена,
Дороги до скрежета белы.
Надсаживаясь и спеша донельзя
Лезут под солнце ростки и Цельсий.

(Значит: в гортани просохла слизь,
Воздух, прожарясь, стекает вниз,
А снизу, цепляясь по веткам лоз,
Плесенью лезет туберкулез.)

Земля надрывается от жары.
Термометр взорван. И на меня,
Грохоча, осыпаются миры
Каплями ртутного огня.
Обжигают темя, текут ко рту,
И вся дорога, бежит, как ртуть.

и т.д.

Зашибись?

Зашибись.

Так и нужно писать?

Нет, так не нужно.

Обосновать?

Да как-то не знаю, как и обосновывать.

Что тут собственно, обосновывать - все понятно.

Исчерпало это все себя, и теперь…

2.

Ну примерно так можно сказать, что вся эта сверхнапряженность, все эти «буйства вихрей» и «яростные кипения», «взорванные термометры» и «скрежещущие дороги» - все это очень мило, и даже увлекательно, но всерьез это все воспринимать нынче невозможно.

Все такие штуки теперь больше по части хэви металла, нежели «серьезной поэзии».

«Серьезная поэзия», что интересно, сейчас как раз по большей части именно «не серьезна», а гипердраматизм, непрерывный пафос, всхлипы и сплошная трагедь - это нынче как раз из области поп-культуры, причем самых низкосортных ее проявлений - хэви металл, Пугачева с Аллегровой, и т.д.

3.

Любил Б. например, согласно мемуарам С Липкина - Мандельштама. А вот Мандельштам к Багрицкому был холоден.

«Я рассказывал ему, как его любит Багрицкий, можно сказать, боготворит его, а Багрицкий тогда был гораздо популярнее Мандельштама и среди читателей, и в литературных кругах. Но Мандельштама мое сообщение не тронуло.

- У него в мозгу фотографический аппарат, - сказал он. - Выйдет на Можайское шоссе, так непременно увидит Наполеона. Лучшее у него - от Нарбута.»

И дело тут не в том, что М. не признавал вообще всю советскую литературу. Согласно тому же Липкину,

«что-то привлекательное слышалась ему в некоторых строчках Асеева, позднее - Павла Васильева»; «он восторгался Хлебниковым (…), восторгался Маяковским».

А вот Багрицкого, стало быть - - -

4.

Я, честно сказать, не понял, что значит высказывание о фотографическом аппарате в мозгу, из-за которого Багрицкий на Можайском шоссе обязательно видит Наполеона.

Тут или я очень глуп, или - ужасную вещь скажу! - хваленые «образы» Мандельштама, они на самом деле …

Ну, немножко не очень убедительные.

Немножко как-то не проясняющие его мысли и не… а просто лишь бы что-нибудь с чем-нибудь сравнить, а смысл этого сравнения…

5.

А что про Нарбута, это совершенная правда.

Действительно, и ритмика Багрицкого - в значительной мере развитие ритмических конструкций Нарбута, и «густая образность» оттуда же.

Но все-таки Багрицкий - получше.

Потому что Нарбута, при всех его формальных достоинствах, читать совершенно невозможно - скукота и пустопорожнее (но в больших количествах строф) толчение воды в ступе, а Багрицкий все-таки относительно передает сообщение.

6.

Иванова Н. в статье «Точность тайн. Поэт и Мастер» – Знамя 2001.11, сообщает, что

«из дневника современника явствует, что Булгаков и не подозревал не только о смерти, но даже и о существовании поэта Багрицкого.»

http://magazines.russ.ru/znamia/2001/11/ivan.html

7

А вот Бродский - признавал влияние на себя Багрицкого.

И это правда.

Дольники Бродского если и не напрямую восходят к Багрицкому, то продолжают ту же линию.

8.

От кого пахнет чем,
А от кого и духами.
Сидишь так, бывает, опухший, похмельный совсем,
Сидишь, держишь пиво руками,

Сидишь, весь телесных немытых своих
Явлений пахучий исток,
Сидишь, ох, страдаючичи от них,
Пьешь пива невкусный глоток,

Такой сидишь важный, как точно в парной,
Струишь весь потоками пот,
И тут как такое как ой-ой-ой-ой!
прохладное мимо идет!

И с силою страшною, как паровоз,
Бежит по спине мороз,

И мысли различные как ИСЗ*
Давай в голове зэ-зэ-зэ,

И весь бытия ураган и поток
Как прям электрический ток!

Как ебаный блядь кипяток!

  • ИСЗ — искусственный спутник Земли.

Это уже мое (Москва, Калининский проспект, июль 1992) стихотворение с элементами подражания Багрицкому.

В нем это как раз хорошо выражено то, что я выше пытался (не очень убедительно получилось) сформулировать: что сейчас - совершенно невозможно всерьез заниматься экспрессионизмом а-ля Маяковский, Багрицкий и проч.

В качестве шутки - как в этом стихотворении, - можно, а всерьез - - -

9.

То есть, собственно, я это к тому, что ли клоню, что и вообще читать Багрицкого не нужно, ибо - - -?

Ну нет.

Вот уж вовсе нет!

Конечно, читать нужно, и знать, и освоить, и применять кое-что из освоенного, только…

Только понимать, что это – великая и замечательная линия поэзии, но – ошибочная.

Вот примерно то, что я имел в виду.

10.

Еще, согласно Гаспарову – «Записи и Выписки», с. 14 – Багрицкого (и Сельвинского) в письмах хвалил Набоков. (А при этом второсортными писателями считал Элиота и Паунда).

11. Некоторые дополнительные материалы:

11.1 страничка Э.Багрицкого на Стихийя.ру

http://www.litera.ru:8080/stixiya/authors/bagrickij.html

11.2 биография в одесской энциклопедии "Одессика"

http://odessa.club.com.ua/man/m080.html

11.3 Багрицкий в "Библиотеке Еретиков" – собрание всевозможных антиордодоксальнохристианских материалов, от гностицизма до атеизма

http://www.heretics.com/library/poetry/bagrit.htm

11.4 статья о творчестве Б. Револда Банчукова на Центральном Еврейском Ресурсе "7:40"

http://www.sem40.ru/arts/bagr.shtml

11.5 песня на слова Багрицкого о том, как хорошо иногда покурить гашиш

http://arvydas.boom.ru/texty/gashish.htm

11.6 отрывки из книги воспоминаний о Багрицком

http://sm.aport.ru/scripts/template.dll?r=%E1%E0%E3%F0%E8%F6%EA%E8%E9+%FD%E4%F3%E0%F0%E4&id=181041615&Base=&That=std&Rt=4&Site=7&DocNum=1&DocID=3146365&HID=7