Богомяков

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Алексей Михайлов, --Мирослав Немиров 08:36, 29 марта 2007 (MSD)

Богомяков Владимир, человек-профессор

Здесь место непростое, Леонид.
Здесь каждый видел то, как куст горит.
Здесь тусклый плод становится вдруг страшен.
Здесь место непростое, Леонид.
Здесь твой беззвучный сон вдруг шепотом украшен.
А у виска здесь звездочка горит.
Здесь место непростое, Леонид.
И кто же шепчет в зеркале овальном?
Ты спишь в моем дому изгнанником печальным.
И неразгаданны чуть слышные слова.
Здесь место непростое, Леонид.
Здесь червь в земле, а в воздухе сова.
Здесь тусклый плод становится вдруг страшен.
И странная твоя седая голова
Уставила в меня роскошный глаз.
О, не смотри, здесь место непростое, Леонид.
Здесь даже шепчут в зеркале овальном.
И неразгаданы чуть слышные слова.
Здесь червь в земле, а в воздухе - сова.
О не смотри, здесь место непростое.
В пространство выхожу нагое и пустое.
Начало ноября.

Стихотворение принадлежит перу Владимира Богомякова, сибирского поэта-самородка, жителя города Тюмени, одного из наиболее выдающихся представителей той части тюменского населения, для обозначения которых принято использовать термин «тюменщик».

Кроме того, В. Богомяков еще и мыслитель, простой и религиозный, автор трудов на эти темы, доктор философских наук, завкафедрой политологии ТГУ (см. Тюменский Государственный Университет), отец многих сыновей, обладатель большой бороды, и плюс к тому человек, вот уже с 1994 года полностью - и безо всякого постороннего вмешательства - отказавшийся от употребления алкоголя.

Кроме того, в 1970-е - 1980-е - выдающийся знаток всех тайных, секретных, герметических и эзотерических учений: уфологии, экстрасенсорики, оккультизма и т.д., а также - в 1980-х - один из самых первых первопроходцев нарождавшегося тогда кооперативного движения.

Содержание

Биографические сведения:

Годом рождения Богомякова В. является, видимо, 1955-й. Сведения о занятиях Б. до мая 1988-го года скудны и обрывочны. Известно, например, что в конце 1970-х он закончил истфак Тюменского университета, затем обучался в аспирантуре в Новосибирске, написал диссертацию на тему «Социальные проблемы новых городов Тюменского Крайнего Севера», за что получил звание кандидата философских наук). Но что происходило меж серединой 1970-х и концом 1980-х- ? Поэтому сразу переходим к лету 1988-го, когда происходит знакомство Б. с основными деятелями тогдашнего сибирского «нового искусства», представленного в основном панк-рок-музыкой: Р. Неумоев, Е. Летов, Ю.Шаповалов и Я. Дягилева , и проч. и проч. и проч.

Эти деятели проводят так называемый «Первый всесоюзный фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки», явившегося для сибирского панк-рока примерно тем, чем был Вудсток для американских радикалов 1960-х. В. Богомяков случайно попадает на один из концертов его (случайно приведенный случайно же попавшим на концерт Гофлиным А.), приходит в полный восторг, в результате чего и осуществляется указанное знакомство.

Лет в это время Б. около 35-ти. Также нужно сообщить - нечестно было бы это утаивать - что папа В. Богомякова в это время является вот уже более 10 лет Первым секретарем Тюменского обкома КПСС, то есть очень большим начальником, даже в масштабе всего СССР - членом ЦК и т.д. Начинается дружба, происходящая и поныне.

Переходим к историям.

Вот несколько историй о Б., добровольно и собственноручно поведанных в мае 1996 года человеком по имени Алексей Михайлов:

1.1

По окончании знаменитого Первого леворадикального, всесоюзного и альтернативного панк-фестиваля в ДК "Нефтяник", иногородние участники его надолго зависли в Тюмени. Трудно им было уехать — уж больно было хорошо и душевно. Мне тогда удалось вписать Янку Дягилеву и еще какой-то народ в трехкомнатную квартиру в Заречном микрорайоне, что на намывных песках. Х Хозяин ее, Сережа Тишкин, очень милый человек, единственный в Тюмени обладатель полных собраний альбомов культовых хиппических групп 1960-х и 1970-х годов "Ван дер Грааф Генератор" и "Кинг Кримсон", был в отъезде, что давало возможность осуществлять в его жилище всевозможные взаимодействия, состав участников которых калейдоскопически менялся, но атмосфера праздника сохранялась. А рядом, метрах в четырехстах от Тишкинского дома, начиналось знаменитое Зареченское цыганское гетто, тогда — единственная в Тюмени круглосуточная точка по распространению спиртных напитков — ну, правда, по цене 30 рублей за бутылку. В нынешнем масштабе цен — ну, это если бы она стоила этак тысяч 200 — или 40 долларов. Туда-то мы и наведывались каждую заполночь.

И вот однажды мы садимся в очередной раз в машину (я за руль, Богомяков В. со Струковым А. сзади), дабы в очередной раз преодолеть эти 400 метров и вернуться опять не с пустыми руками. И вот уже вписываемся в последний поворот — и тут нашим изумленным, как говорится взорам, предстает милицейская засада, да еще и с рафиком типа "скорая помощь" для проверки проезжавших на наличие алкоголя в крови. До них — метров 50. Моя быстрота принятия решений, как известно, является непревзойденной: в доли секунды я обоими ногами по тормозам, руками руль туда-сюда, вот машина уже развернута с визгом - и коксу! Однако настигают они нас, орут в матюгальник, бьют прикладами по ребрам, ставят полураком с руками на бампер и ногами как можно шире... впрочем, нет. Тогда еще времена были вегетарианские, и дело происходит так: отбирают ключи, запихивают в рафик, учиняют допрос. Плакали мои права, думаю я (нужно ли пояснять, что сел я в ту ночь за руль будучи в нетрезвом состоянии).

Это сейчас просто — дал денег, и можешь, подобно БГ,

двигаться дальше,

но я же повествую о временах лютой социалистической законности. И вот: Артурку — Струкова А., иначе сказать —протоколируют (почему-то начали именно с него), мы с Богой — то есть с Богомяковым В. — удрученно сидим, ждем своей очереди.

Тут-то меня и осеняет. Я отзываю майора в сторону и со всей строгостью его спрашиваю: — А вы, вообще, товарищ, отдаете себе отчет, к о г о вы задержали? — Кого-кого — трех пьянчуг, — говорит майор, но в голосе его нет прежней уверенности. — А что это вы, собственно, имеете в виду ?

Я многозначительно поднимаю вверх палец: — А то, что человек, сидящий на заднем сиденье вашего драного рафика, — ни кто иной, как... — и я называю имя, а главное, отчество и фамилию этого человека.

Майор потрясен, но желает убедиться. Спотыкаясь — утомлен и взволнован, сами понимаете! — бегу опять в рафик, "блин, — думаю про себя, — ну ведь наверняка у Боги нет с собой паспорта, не в Москве ведь."

Но по счастью, документ у Вовыча есть: только что он получил удостоверение какого-то председателя — Центра Содействия Общественной Инициативе, что ли. И — будьте нате! Вот печать, вот фотокарточка, а вот и главное — Ф.И.О. крупными буквами. Бога попытался сопротивляться: неудобно это... нехорошо... — А мои права? — напомнил я ему. — А народ, который нас у Тишкина ждет, погибая от жажды?

Последний аргумент подействовал, Бога со вздохом отдал мне заветные корочки.

После чего все стало происходить как положено: вежливый сержант усадил нас в мой собственный жигуль на заднее сиденье, сам сел за руль и доставил нас прямехонько к Тишкинскому подъезду. На прощание он беззлобно погрозил нам пальцем, сел в эскортировавшую нас "канареечку" с мигалками, и они, вопия во мраке, умчались обратно в свою засаду. Переживший унизительную процедуру допроса Артурка, тяжелое уныние которого сменилось эйфорическим возбуждением, дерзко прокричал им вслед "Фак ю!", а затем проворчал: — Эх, зря ты их отпустил, Вовыч! Пусть бы сначала машину помыли.

Минут через десять Богомяков В. со Струковым А. вновь отправились к цыганам, пешочком. И вернулись, естественно, не с пустыми руками. Разгружаясь, Артурка загадочно спросил: — Алексей, угадай, мы — кто? — Ну? — Лед под ногами майора!

Примечание от Мирослава Немирова: "лед под ногами майора" — цитата из песни Е. Летова, первого, антикоммунистического периода его творчества; в ней поется о том, что коммунистический тоталитаризм нас беспощадно мучит и пытает, но мы будем гордо стоять, смеясь ему в лицо, и являясь тем льдом, на котором поскользнутся майоры. Роберт Рождественский, короче, только с матерными словами.

1.2

Вот вторая история тех же мест, тех же времен. Дело происходит там же, на квартире Тишкина, но чуть позже предыдущего случая. Основной контингент иногородних все-таки, наконец, разъехался по градам и весям, осталась одна Янка Дягилева со своей Федяйкой, игравшей при ней роль безмолвного оруженосца и денщика.

С Янкой после фестиваля случилась депрессия, и она часами отмокала в ванне, всячески проклинала свою тусовочную автостопную жизнь и писала стихи. Отмороженная Федяйка тихо наблюдала за этим из угла. Эту парочку и навещали регулярно тюменщики, в том числе и я сам, А.Михайлов с описываемым В.Богомяковым, принося продукты питания и сигареты. Об этом даже стих появился:

Володя Богомяков —
Всем панкам добрый папа!

Тогда уже вовсю наличествовали проблемы с сахаром, но мне удалось раздобыть трехлитровую банку меда. С ним пили растворимый кофе, тоже, по тем временам, предмет безумной роскоши.

Случалось пивать и иные напитки — Цыгане, как это уже описано, были отнюдь не за горами.

В один из дней такого употребления как раз и вернулся хозяин квартиры, фамилия его, как уже сообщалось, Тишкин. Дополнительно могу сообщить о нем, что человек он легкий и гостеприимный. Квартира у него большая, и еще более большая оттого, что мебель в ней практически отсутствует, и, таким образом, возвращение хозяина отнюдь не являлось поводом для прекращения жизни и деятельности. Напротив! Ему все происходящее пришлось чрезвычайно по душе, и он начинает радостно со всем эти сосуществовать. И это длится: люди сидят на полу человек по шесть по восемь. Употребляют "цыганскую горькую", содержательно общаются. В.Богомяков меж тем начинает, сидя на полу по-турецки, покачиваться и подремывать. — Володе больше не наливать! — улыбается Тишкин. Окружающие поддерживают его улыбку, праздник общение продолжается, водка льется, беседа журчит, В.Богомяков дремлет.

И тут он вдруг просыпается от некоего внутреннего толчка, и тут начинает происходить то, что прежде мне, Алексею Михайлову, довелось видеть однажды в Третьем ущелья под Пицундой. Мне удалось найти там гриб поддубовик. Аккуратно срезав его ножом, я его перевернул — не червив ли? — и обалдел: свежий срез начал сереть, потом стал красным, потом зеленым, и, короче, за несколько секунд на нем сменились все известные мне цвета радуги. Вот нечто именно такое же вдруг стало происходить с В.Богомяковым: первое, что появилось на его лице, когда его взгляд упал на Тишкина, было растерянностью, которая сменилась недоумением, затем возмущением и, наконец, свирепой яростью.

— Кто это такой? — спрашивает В.Богомяков, свирепо тыча в Тишкина пальцем. — Да ты что, Вовыч, это же Серега Тишкин, хороший человек, хозяин квартиры, — со смехом объясняют ему.

Но замечательный человек и человек, прославленный редчайшей кротостью и смиренностью, вдруг становится невменяем и непреклонен. — Какой еще, на хуй, Тишкин! — взревел В. Богомяков. — Пускай он уйдет! — При этом уже казавшийся совсем уже неподъемным от разговоров и всего прочего В.Богомяков неожиданно легко вскочил на ноги и стал пытаться пнуть хозяина, а тот вжался в стенку и только испуганно моргал круглыми глазами.

Короче, неудобно с Тишкиным получилось. - так заканчивает свое повествование А. Михайлов, а я, автор многих разных строк М.Немиров, подведу под эту историю мораль. Суть ее: в очередной раз призываю я читателя поразиться разнообразию и невероятности бытия, благодаря которой даже столь общеизвестная истина о наличии в В.Богомякове свойств, называемых А.Михайловым на своем кришнаитском жаргоне, "ишвары доброжелательности и аватары человеколюбия", - все-таки и это оказывается не совсем всегда таково.

1.3

Еще одна история все того же прославленного лета 1988 года, лета сибирского Вудстока, флава-пава и писа-лава. Она опять рассказана А.Михайловым, дело происходит еще чуть позже, примерно в июле.

- Вечеряли мы как-то с Шапою (Шаповалов Ю.— м.м.) и Богой у меня на Мельникайте, — сообщает А.Михайлов, — разбавляя водку индийским ананасовым соком и слушая "Супертрэмп", от которого Шапа плевался, но терпел (других пластинок в доме не было), и вот в процессе этого время препровождения, в ночи кромешной, нам и было явлено озарение: ясное осознание необходимости срочно осуществить перелет в Крым, где происходил в эти дни какой-то очередной рок-фестиваль, и где находилось огромное количество близких нашим трем сердцам людей, таких как Янка Дягилева со своей Федяйкой, Анка Максименкова, Артур Фруктов, Гузель, и проч. Было два часа ночи, но определенные преимущества происхождения В.Богомякова тогда были еще в силе, и он тут же, прямо по телефону, небрежно заказал три билета на самолет Тюмень - Симферополь.

Начало светать. Выходим, берем такси. Билеты уже с нетерпением ждут нас где-то в тайниках депутатского зала. Тут происходит следующее: на подъезде к аэропорту Рощино начинает помирать Ю.Шаповалов, просто конкретно желая переместиться в мир иной, видимо, чтобы лететь там, в звезды врезываясь.

По неподдельной Богиной обеспокоенности вижу, что дело нешуточное. При этом утверждается, что единственное, что может Шаповалова Ю. спасти (за исключением, конечно, немедленной госпитализации), - это некоторая порция водки — немедленно, плюс еще примерно четыре таких же, чтобы держать ее в запасе, чтобы Шапа осознавал, что в случае чего — есть. И мы выложили Шаповалова Ю. на скамеечку и бросились искать. А времена были — вообще нигде ничего, буквально - буквально! - ни за какие деньги.

Впрочем, если читатель предположит, что дальнейшее будет посвящено тому, как Шапа умирал, а мы его спасли - он ошибется. Эта история совсем не о том. Ибо то, как мы его спасли, это только предыстория, которую, более того, я уж даже и не помню, как оно осуществилось. Но то, что это осуществилось, не подлежит сомнению, это вытекает из того, что Шаповалов Ю. остался, несомненно, жив, и вот он уже благостный и веселый (еще четыре порции в запасе!) озорничает со стюардессами и шутит с ними шутки; всякий, обладающий хотя бы начатками дедуктивного мышления, легко сделает из предыдущей полуфразы вывод, что мы уже находимся на высоте 10 300 м над уровнем моря и со скоростью 850 километров в час перемещаемся с милого севера в еще более милую сторону южную.

И вот мы прилетаем, и мы помещаемся в троллейбус, и вот мы уже скользим в нем вниз, к морю, в Алушту. Спать хочется — до не могу. Где и как искать наших — непонятно. — Поспим-ка пока на бережку, — предлагает В.Богомяков, и это разумно, да не тут-то было: экономические преобразования уже начались, и берег уже стал платный. А денег нам — жалко. Поэтому мы зайцами спрыгиваем на пляжную гальку с огромной высоты бетонного ограждения, стремительно раздеваемся, осуществляем заплыв и, притворившись курортниками, вот уже тихо спим среди разгоряченных курортных тел.

А потом начались поиски тюменско-омско-новосибирской тусовки. Как же ее найти на многокилометровом, кишащем людскими массами, южном берегу Крымского полуострова? Изобретательный Шапа придумал, как. Вот как: мы сели на берегу этого непрерывного потока бытия, и Шапа стал придирчиво всматриваться в проходящих. Увидев девушек с "неформальной", с его точки зрения, внешностью, он бросался к ним, делал пальцами "козу" и непринужденно их приветствовал: — Привет, жабы. Панк нот дэд?

Шибболет не срабатывал: девушки преимущественно обижались и прибавляли шаг; только одна остановилась, да и то лишь затем, чтобы узнать, на каком языке Шапа к ней обращается.

Обливаясь потом, мы потащились по-над морем, куда глаза глядят. Тут-то на нас и наткнулся какой-то из незначительных молодых тюменщиков, который, ликуя, и препроводил нас в лагерь, где произошла трогательная встреча и даже слияние сердец новоприбывших с аборигенами. Алая — обгорелая — Янка даже сплясала чунгачангу.

И началась отменная жизнь: днем — посещение концертов (не помню ничего, кроме сильно порадовавшего меня Мамонова со своими "Звуками Му" ; в сумерках — пение песен (от когда я впервые услышал в Янкином исполнении "Все идет по плану", по-моему мнению — верховный хит всех времен и народов); ночью — ведение философических бесед, свесив ноги с пирсов под лучами теплых звезд; но посвящено данное сообщение все-таки не этому. Это все — предыстория к нему. А вот, собственно, и сама история. История про чаек.

Начинается она с того, что в один из дней некоторое количество людей, равное четырем, отправляется на пароходике из Алушты в Ялту. Людьми этими являются Струков А., Максименкова А., Богомяков В., и сообщитель данного сообщения я, Михаилов Алексей. Мы сидим на корме, овеваемые вежливым черноморским ветерком, и находимся в прекрасном расположении духа. За кораблем в гигантских количествах следуют чайки, гигантские, словно кордильерские кондоры. Тут вдруг Артурка, в этот период жизни испытывавший отчего-то постоянный голод и поэтому всегда носивший с собой еду, этаким Кио извлекает из-за пазухи надкусанную буханку черного хлеба, но, вместо того, чтобы есть его самому, начинает отламывать куски и бросать его чайкам. Естественно, присоединяемся к нему и мы.

О, это был знатный аттракцион! Все пассажиры сгрудились на корме, а чайки охотно демонстрировали им свои сиддхи (еще одно слово на кришнаитском жаргоне — прим. составителя) — как собаки, ловили они куски хлеба на лету. Ни одна крошка не упала в море.

Назад мы возвращались, когда уже смеркалось. Запаслись хлебом, заняли места на корме, приготовились к повторному переживанию восторга. Вот появились две чайки. Поболтавшись немного над нами, они развернулись и улетели в открытое море. Все остальное время пути мы молча курили "Приму", жевали это самый хлеб, который даже нечем было запить. А потом еще и пошел дождь.

Спали мы в те дни, на смотровой площадке маяка, то ли, или водонапорной башни. Было нас человек 15, естественно, половину ночи мы вели разговоры о том о сем, один В.Богомяков был задумчив и молчалив. Но вот разговоры потихоньку иссякли, уже закончилось и ворочание с боку на бок, кто-то уже и захрапел. Стало совсем тихо, только прибой задумчиво шелестел своими камушками. Тут вот среди этого молчания безымянного естества и раздался огорченный вздох Владимира Богомякова и его возглас: — А чайки на обратном пути — какое все-таки были говно!

Хорошо, что мы в тот момент все лежали. А то попадали бы.

Также см. об этом периоде жизни тюменских людей сообщ. А.Струкова Алушта. — прим. сост.

1.4

И еще одна история тех же мест тех же времен — золотого лета 1988.

Застаю я однажды на Вовычевой кухне такую сцену: они сидят с Наташкой (тогда она еще вроде была его женой, а может — так зашла), и беседуют. Наташка (см. Богомякова Н.) с энтузиазмом рассказывает, что она решила посвятить себя вокалу и сейчас репетирует с ансамблем при каком-то ДК, сейчас уж и не помню при каком, и поет отличные песни. — Да хуйню какую-нибудь поешь, наверное, — сомневается Вовыч (дело происходит как раз вскоре после знаменитого Фестиваля). — Что ты! — обижается Наталья и рассказывает дальше.

Бога угрюмо ее слушает, уронив голову на грудь. Наташка говорит, говорит и все больше распаляется, Вовыч терпеливо внимает, но лицо его приобретает мученическое выражение. — Давай я спою одну песню, — предлагает Наталья, — вдруг тебе понравится. Не думай, мы не эстраду какую-нибудь поем, мы… — Наташа, — назидательно говорит Вовыч, — да ты что угодно пой, но, — он поднимает палец, — ты дай драйв!

Смешным здесь является то, — это уже добавляю я, второй автор данного сообщения, М.Немиров, — что В.Богомяков в течение предыдущих 35 лет своей жизни вел образ жизни человека, чрезвычайно далекого от рок-музыки вообще, а от подпольного панк-рока тем более. И вот вдруг он попадает на панк-рок-фестиваль, и знакомится с деятелями этого панк-рока, и вспыхивает горячайшей любовью к этому всему, и вот он уже требует от искусства не чего-либо еще, а - чтобы оно давало драйв. Такова была сила нового альтернативного искусства.

Нужно сказать, на Богомякова В. это все произвело чрезвычайно благотворное влияние. Писавший некогда в юности стихи (прямо скажем, совсем никудышние), а затем бросивший это дело за полным тогда в городе Тюмени отсутствии к чему-либо такому хоть у кого хоть какого-либо интереса, он, вдохновленный вдруг открывшейся ему новой и совсем другой жизнью, вдруг — в 35 лет! — взялся писать их снова, и оказался чрезвычайно очень даже неслабым поэтом — об этом далее.

То есть, это пошли сообщения уже мои, М.Немирова, автора этих строк.

И я их продолжаю.

2.

Указанное лето 1988. Одним из главных центров тогдашней культурно-богемной жизни города Тюмени является улица Мельничная, квартира кандидата искусствоведческих наук по имени Марина Чистякова, некоторое время спустя становящейся Мариной Богомяковой и матерью еще одного из его сыновей. В.Богомяков, разведенный с бывшей женой Натальей, именно там и проживает в описываемый период бытия.

Жара и лето, белые ночи с их призрачным безумием; деятели рок-музыки и вообще новой на тот момент культуры; дружба; водка. В одну из белых ночей этой дружбы вдруг в дверь стучат. - Здорово, сосед! - восклицает стоящий на пороге мужичонка. - Я сосед, тут по соседству живу, - объясняет он, - смотрю: у вас тут весело! Возьмите и меня к себе! - Хм, - без воодушевления отвечают ему. - Да у нас уж кончилось веселье-то. Все выпили, уже расходимся. - А у меня с собой есть! - и мужичонка вынимает руки, которые прежде держал за спиной, и в руках у него - две бутылки водки.

Естественно, его впускают. Дружба разгорается с новой силой. Мужичонка в процессе разгара дружбы, однако, на удивление активно начинает интересоваться присутствующими: - А вы кто? А вы? Где работаете? Место постоянного проживания? Какие несете общественные нагрузки? - дружба приобретает весьма неправильный характер: сидящие за столом угрюмо молчат, мужичонка цветет и царит, бодро умудряясь задавать сразу всем присутствующим одновременно вопросы паспортно-анкетного характера.

Тут В.Богомяков и произносит следующую фразу, глядя на мужичонку лицом, имеющим выражение осознания понимания: - Слышь, мужик, - обращается он к нему, - да ты ведь в Госбезопасности работаешь! - Вовсе нет! - нимало не смутясь, тут же отвечает мужичонка. - Я на автобазе работаю, у меня и документы с собой, - говорит он и, действительно, тут же ловким жестом вынимает из кармана какую-то книжечку и быстро раскрывает ее перед каждым из присутствующих, после чего еще более ловко ее в карман прячет.

И вечер продолжается. В течении которого Владимир Богомяков пьет водку, а после снова обращается к мужичонке: - Слышь, как тебя, - говорит он ему тихохонько, - тебе разве в ГБ не рассказали, почему они мной интересуется? - А дело в том, что я - телепат, - объясняет В. Богомяков. - Мне стоит вот так руки ко лбу приложить - ладонями наружу - и я могу понимать, о чем думает человек, который напротив меня, чего он хочет, и так далее. Конечно, не дословно считывать, но в общих чертах - элементарно! Вот они за мной на всякий случай и следят, - сообщает В. Богомяков мужичонке.

Тем временем и эта, принесенная мужичонкой, водка кончается. Собрав деньги, присутствующие гурьбой отправляются за продолжением. Возвращаясь, они видят следующую картину: они видят очень пьяного Владимира Богомякова, время от времени вяло пытающегося приложить руки ко лбу растопыренными ладонями вперед; во-вторых, они видят не менее пьяного указанного человека, тут же хватающего В. Богомякова за эти самые руки и яростно отдирающего их от богомяковского же лба.

Тут меня спрашивают: он это как, для смеха, или он и в самом деле такой, В.Богомяков?

Отвечаю: официальная идейная самоидентификация В.Богомякова в те времена, то, как он сам себя определял и называл, была такова: "я человек, который искренне верит абсолютно во все: в Бога, в инопланетян, в физику и химию, в телепатию, левитацию и Шамбалу - и во все остальное прочее".

По всем этим вопросам он, если спросят, охотно давал справки: что нынче происходит на планете Дронт в созвездии Альдебарана; каково имя четвертой сущности в Пирамиде Лемурийского эгрегора; на какие чакры воздействует группа "Токинг Хэдз" в отличие от группы "Назарет", каков принцип движения НЛО, обосновавшихся в Пермской зоне, что пишет преподобный Серафим Роуз об этих НЛО (сатанизм это в чистом виде, вот что он пишет); но сам лично В.Богомяков, просто так, ни с того ни с сего и от своего собственного имени никогда, в отличие, например, от Струкова А. или Неумоева Р., агитацией и пропагандой всего этого я не видел, чтобы занимался, излагая все вышеперечисленной скорее с интонацией "А есть вот еще и такая точка зрения".

Впрочем, нынче он от всего этого полностью отказался и теперь является ревностным прихожанином Тюменского Знаменского собора, читает в Тюменской духовной семинарии курс политологии и редактирует "Сибирскую Православную газету".

Надеюсь - и насколько я знаю В.Богомякова, почти уверен - он всем этим занимается в прежней присущей ему рассудительной и обстоятельной манере, без кликушества.

2.1

Вот еще одна история периода искренней веры В.Богомякова абсолютно во все. Поздняя осень 1989 года, поздний вечер. Автор этих строк является посетителем жилища Богомякова В. Его впускают (один из детей), его проводят на кухню, на кухне есть кухонный стол, на столе стоят три бутылки водки - невиданная роскошь по тем временам, временам угара антиалкогольной компании.

Закуски на столе, естественно никакой нет, ибо по тем временам лютого безалкоголизма закусывать считалось все равно, что выливать водку в унитаз. Но зато есть на столе большой настольный термометр - настольный, комнатный, для если кому интересно знать, какова нынче в комнате температура воздуха по шкале Цельсия; он будет в дальнейшем играть важную роль в этом повествовании, поэтому я упоминаю его особо. Еще есть Наталья Бывшебогомякова, вид у который гордый и неприступный. Имеется и хозяин дома, Богомяков В., который пьет водку чайными стаканами и - рыдает.

Оказывается, он только что силой взгляда сумел поднять спирт в термометре - то есть температуру - на четыре деления вверх, - а гадина Натаха не желает это подтвердить. - Но ведь ты же видела, я же вот, сейчас, на твоих глазах, - взывает Богомяков В. к бывшей жене.

Гордо и непреклонно та отвечает: - Владимир, ты прекрасно знаешь, что я нисколько не сомневаюсь, что ты способен это сделать, но на грех лжесвидетельствования я не пойду: я верю, что так и было, но сама - не видела: я специально отвернулась, чтобы с таким сатанизмом никаких дел не иметь. (Кстати, в этом она стояла на совершенно официальных церковно-православных позициях: Православная Церковь нисколько не отрицает наличия всех подобных вещей и явлений, но решительно осуждает тех, кто этим занимается).

- Гадина, ну ведь какая гадина! - пия водку стаканами и размазывая слезы обиды по бородатому лицу, объясняет мне В.Богомяков, - видела она, все видела, назло мне врет, что не видела!

Хотите верьте, хотите нет, но длилось это часов шесть: Наталья гордо сидела на стуле, обладая, нужно признать, осанкой и статями какой-нибудь британской герцогини, и гордо опрокидывала рюмочку за рюмочкой, в основном со мной, ибо Бога - см. далее; я сидел, не зная, как быть и понимая, что лучше бы мне уйти, но три бутылки водки... В.Богомяков время от времени сидя задремывал, а потом просыпался и начинал снова взывать к Наталье, уговаривая ее не выделываться, а честно подтвердить то, что она видела своими собственными глазами, просто не могла не видеть, - и т.д.

Не слишком искушенный в тонкостях парапсихологии, автор этих строк предложил разрешить проблему очень просто: пускай В.Богомяков снова поднимет (или опустит) силой мысли спирт в градуснике, а я не гадина Натаха, я человек посторонний, я точно подтвердю, если что. - Да ты что? - взвился Бога - Я тебе что, Лао Цзы какой-нибудь, - чудеса по пятнадцать штук в день на заказ вытворять? У меня второй раз в жизни такое только и получилось - а эта гадина!... - и все начиналось снова.

2.2

Ранняя весна 1991, Москва.

В.Богомяков, А.Струков, А.Гофлин и Д.Попов, приезжают сюда с чемоданами денег, заработанных разъезжанием по самым крайним из Северов нашей Отчизны (достаточно упомянуть, что главная база их в этот период - поселок Мужи Шурышкарского района, находящийся на левом берегу Обской губы, километрах в ста пятидесяти севернее Салехарда и примерно в трехстах километрах выше Полярного круга), читая людям за деньги лекции об истинном устройстве Вселенной (в основном по Д.Андрееву, Аверьянову, Раджнишу и Сан Санычу Дееву) и обучая их методам истинной жизни в этой, правильно понятой Вселенной - технике управления астральными потоками энергий и стихий, способам раскрытия чакр посредством запуска Змеи Кундалини, правилам поведения при встрече с инопланетянами и т.д.

Отработав сезон, они приезжают в Москву отдохнуть и останавливаются у автора этих строк, в указанный период проживающего на улице Петрозаводской, в восьми автобусных остановках от станции метро "Речной Вокзал" (см. одноименное сообщ. в Оганяне).

Ежеутренняя астральная борьба с похмельными муками. Многочасовые пассы трясущимися руками по очереди друг над другом, сопровождающиеся озабоченным бормотанием "Ща-ща, погоди, щас снимем" и приказами "Да ты что так зажался, ты анахату-то расслабь!" Заканчивалось это всегда одним и тем же: констатацией факта, что сегодня чего-то оно в астрале не то, какая-то темная сила перекрывает все каналы, после чего - коллективным движением по направлению к винному магазину с выражениями лиц, вдруг резко начинающими излучать решимость, и бодрость, и все остальное, что описано автором этих строк относительно сего в различных стихотворениях, не буду повторяться.

2.3

Лето 1991, Москва.

Автор этих строк в гостях у юного сотрудника подпольного журнала "Контркультура", панк-пропагандиста и летоволюба. Портреты кумиров, висящие на стене: Летов, Моррисон, Биафра из "Дэд Кеннедиз", прочие малосимпатичные личности, перечислять которых лень, и среди них - здоровенная, 60 на 90, фотография В.Богомякова. - А это кто? - А это один чувак из Тюмени. - И чем же он прославлен? - Да хрен знает, но говорят - крутой.

2.4

- Что у меня за жизнь? - недоумевал В.Богомяков в декабре 1991 года. - То оздоровляюсь изо всех сил, на голове стою месяцами по всем правилам, - В.Богомяков опрокидывал ладонь со сжатыми пальцами вниз, дабы наглядно показать, как он ровно, солдатиком, стоит на голове, - то тут же, сразу, без перехода - рогами в землю! - и снова показывал той же рукой, двумя растопыренными и согнутыми пальцами, как он резко и глубоко втыкается в указанную землю указанными рогами.

Говорил он это в Москве, будучи снова в гостях у автора этих строк, только теперь уже не на Петрозаводской улице на Речной Вокзале, а на Алтуфьевском шоссе (см. Бурова С.), куда я переехал и жил в доме прямо напротив нынешней станции метро Алтуфьево, которой, впрочем, тогда еще не было.

Кроме В.Богомякова, обитали у меня тогда опять и Гофлин А., и Попов Д., и еще в придачу и Гагаринов В., требующий, чтобы его называли Канадец – так ему нравилось. Все они - хотя и каждый сам по себе, не сговариваясь, приехали в Москву встречать Новый год - и встречать мы его начали числа так с 8 декабря. Каждое утро, естественно, начиналось с похода в ближайший, огромный и стеклянно-алюминиевый универсам, больше похожий на самолетный ангар, нежели на продуктовую лавку. Поход осуществлялся с целью покупки известно чего - понятно, что это был тот самый период, когда именно рогами, и именно в землю.

Нужно признать: водка в универсаме в продаже, как ни удивительно, но была (см. сообщ. Антиалкогольная кампания, где объясняется, что именно удивительного в этом ). Во всяком случае, по утрам. Но очередь была тоже, и такая, что е-мое!

Поэтому В.Богомяков поступал так: большой, грузный, бородатый, с важным и серьезным, хоть и опухшим, но явно профессорским лицом, он подходил к началу очереди, прокашливался и объявлял:

- Песня! Стихи - Николая Клепикова, музыка - Владимира Богомякова. Моя! - после чего начинал а-капелла на самодельный, заунывный и удивительно антимузыкальный мотив песню следующего содержания:

Жизень моя,
Ты удалася,
Нитка судьбы
Не порвался;
В кресле сижу,
Зырю картинки,
А на ногах
Кайфны ботинки;
Мимо жена,
Лазит, красотка,
Только чуть-чуть
Хочется водки,

И дальше в таком духе.

И пел он настолько сурово, серьезно, старательно, что люди проникались и разрешали В.Богомякову купить водку без очереди.

2.5

Как-то взялся я почитать стихи В. Богомякова прославленному деятелю искусств и большому ценителю рифмованного слова А. С. Тер-Оганяну.

Если, кучер, вот ты
Не в болоте удавыш,
Если, кучер, вот ты
В киселе не утопыш, -

бодро начал я. Реакция Оганяна была следующей: после этих четырех строк он сперва захохотал безумным хохотом, после чего спросил: - Это что, на удмуртском?

И я думаю, А.С.Тер-Оганян этой фразой нечаянно высказал В.Богомякову комплимент. Поясняю: я думаю В.Богомяков именно этого и добивался: чтобы стихотворение, оставаясь обладающим вполне понимаемым смыслом, звучало бы при этом неким заклинанием, которое, как и положено заклинанию, есть глоссолалия на неизвестном, но древнем диком лесном и варварском языке.

3.

По части поэтики Богомякова В. следует отметить, что он является, в общем, одним из наследников обериутской традиции, ее в основном того его варианта, который разививал Заболоцкий Н. варианта времен поэм начала 1930-х годов. Это хорошая традиция, я ее очень ценю и саму по себе, и, во-вторых, Бога в лучших своих стихотворениях отнюдь не эпигон, а именно продолжатель и развиватель ее - в значительно осовремененном и преобразованном виде.

Подобно Заболоцкому, В.Богомякову свойственен сильный натурфилософский уклон. Потому что он действительно такой! Так, ему ничего не стоит написать, например, совершенно серьезное длинное стихотворение, в котором он гневно обличает такие виды пищи, как картошка, репа, редька, турнепс, помидоры и т.д., обвиняя их в разных грехах. Или - об истинной природе нефти, которая есть на самом деле ведь органическое вещество, то есть тела - трупы душ! - миллиардов существ, сотни миллионов лет становившиеся тем, чем они стали теперь, отчего и столь жарко горят:

К концу двенадцатой недели
Земля Дагмары и Адели
Сквозь сон, сквозь череду мытарств,
Сквозь сто Эфирных государств,
Сквозь день, где в небе чертит знак
Параболический кутак;
К концу двенадцатой недели,
В земле Дагмары и Адели,
Мы, наконец, находим твердь.
Там, все тела свои нахохлив
На берегу стояла Нефть.

И еще куча строк где развивается указанный выше тезис. Не знаю, кому как, а мне - нравится.

4.

Необходимо отметить и - и это тоже нравится мне - сильный местный, тюменский и сибирский колорит: обилие реалий именно здешней, тюменской жизни, топографических объектов, слов, выражений и понятий свойственных именно западносибирскому, а не какому-либо еще образу жизни; автор этих строк, склонный, в общем, к романтизму, склонен и к такой его составляющей, как большое почтение к «местному колориту». У Богомякова В. он наличествует в очень правильном (но не таком, чтобы это превращалось в просто этнографический феномен) количестве. Например:

Вот и осень. Другие чалдоны вернулись. (…)
И в коноплянике голом
Сели играть в цимбергу.

- «Цимберга», как объяснил сам В.Богомяков - это старинная сибирская игра на пиво. Играют одни мужчины. Каждому к залупе привязывают нить. Нити идут под столом, чтобы не видно, как идут нити. Потом выбирают ведущего и ведущий на определенный счет вытаскивает какую-нибудь нить и начинает за нее тянуть, пока кто-нибудь из играющих не соглашается пойти за пивом.

Но, я думаю, это шутка.

5.

Из недостатков поэзии Б. следует указать на то, что он чересчур привержен принципу спонтанности. Сев с утра за стол, открыв большую черную тетрадь, он с ходу в нее прямо набело пишет стихотворение, и более переработкой его и т.д. никогда, насколько мне известно, не занимается. В результате замечательные и офигительные куски перемежаются длиннотами, которые без ущерба для целого следовало бы просто выкинуть.

6.

Еще следовало бы написать об особенностях образной системы В.Богомякова, и о том, как моя Птичка Гузель в свое время издала его «Книгу грусти русско-азиатских песен» (стихи 1988-1991) безумным тиражом 2000 экземпляров, из которых 19 шт. было в течение года продано в книжном магазине «19 Октября», пару десятков экземпляров В.Богомяков увез в Тюмень, а все остальное несколько лет кочевало с нами по в среднем 4 раза в год меняемым квартирам, пока по ошибке не было уничтожено; и о журнале «Знамя», куда попал один из купленных за год в Москве экземпляров книги В.Богомякова и был там внимательно прочитан, и начальник тамошнего отдела поэзии Ольга Юрьевна к большому моему изумлению отозвалась о поэзии Б. с большим почтением, а когда я предположил, что это только из вежливости, она тут же процитировала несколько строк на память; и об особой манере чтения стихов Б., торопливо-бормочущей – и сначала кажущейся дикой, но потом – производящей впечатление (впрочем, самому Б. гораздо более нравится та скандирующе-завывающая манера, в которой читаю стихи я, в том числе и стихи его самого, Богомякова В., но он сам на такое не решается); и еще о мн. другом – но я уже итак вышел в этой статье за все количественнобуквенные лимиты.

Так что - - -

Разве что в заключение сообщу такую историю.

7.

Дал я один раз почитать все-таки сохранившийся у меня последний экземпляр книги стихов В.Богомякова Хасанову М., человеку, являющемся профессиональным филологом, специалистом по русскому футуризму и обериутству и даже автору - опубликованных! - статей и книг по этим вопросам, - он пришел в дикий восторг, и включил тебя, Бога, в десятку не просто ныне живущих поэтов, а всех вообще русских поэтов ХХ века.

(Кроме того, у Хасанова в ней Крученых, Хлебников, Введенский, Хармс, Заболоцкий, Вагинов, кто-то еще, уже не помню, кто, но нет ни Бродского, ни Маяковского, ни Пастернака, ни - кстати, - Олейникова, ни уж тем более меня: этих всех он считает просто попсней. Правда при этом на самое первое место - и как он говорит на порядок выше всех и вне всяких категорий, Хасанов ставит почему-то А.Блока).

Так вот.

8.

Ссылки:

- страничка В.Богомякова на Хой.да.ру (http://xoy.da.ru/teoriya/bogomyakov)

- Тюменский государственный университет, кафедра политологии (http://www.tsu.tmn.ru/departments/history/Polit)

9.

Все предыдущее писалось во второй половине девяностых годов и публиковалось в «Тюменской Энциклопедии». Осенью 2001 эта статья - существенно расширенная и дополненная – была опубликована в руссру. Все лето 2001 мы всячески дружили, совместно давали копоти в моей Гостевой в руссру, совместно трактуя форумы/гостевые как некую особую, специфическую форму литературы со своими законами и достоинствами – и получалось зашибись. Осенью 2001 мы – при финансовой поддержке дамы из Вашингтона по имени В.Ш., познакомились с которой – кстати – виртуально, через всю ту же мою гостевую руссру – затеяли совместный издательский проект: интернет-журнал «Топос». Настоящий журнал: с ежедневным обновлением, с гонорарами авторам… Главным редактором был В.Богомяков – собственно, ради него журнал и создавался: именно его таланты В.Ш. полюбила всей пламенной силой души. Кроме того, Богомяков вел в журнале – два раза в неделю, довольно тяжело! – философско-публистическую колонку под названием «Лаборатория Бытийной Ориентации».

И вот: в Гостевой этого «Топоса» я пару раз высказал невосторженные высказывания о колонке В.Богомякова и попытался дать кое-какие советы, как, на мой взгляд, сделать, чтобы было лучше. И – стал немедленно В.Ш. и В.Богомякову заклятым врагом!

Впрочем, история «Топоса» описана и будет со временем опубликована. А заклятый враг я теперь для Богомякова, вероятно – по гроб жизни. Меня уж три месяца нет в их «Топосе», и я его – и «Топос», и всех его участников – нигде никак ни словом не упоминаю – а вот В.Г.Богомяков недели не проходит, чтобы не помянул в «Топосе», какой я негодяй, родинопродавец, пособник разрушителей России – и т.п.

Таково действие на людей крохотной, но все-таки славы (и лести).

Я как-то не очень верил в такое, считал больше художественным вымыслом – оказалось, чистейшая из правд жизни, да еще в сколь концентрированном виде!


- 1 августа 2002, четверг, 22.27.


Эта статья, кстати, В.Ш.-ой тоже была поставлена мне в строку: опорочил светлый образ мыслителя и мудреца, почвенного философа и патриота, описав его - - - Не отказался от такой трактовки и сам В.Богомяков, высказываясь о том, что сочинения Немирова не так просты – это не просто мемуары о нем и о его пьяных друзьях, а это бессовестная и предпринятая исключительно в целях самовосхваления клевета на лучших людей города Тюмени, да и вообще диверсия против всего честного, чистого и святого. Так сносит у людей крышу.

И как быстро! Еще осенью 2001 был совершенно нормальный Бога как Бога – к весне 2002 уже - - -. Эх!

10.

Помирились мы с Богой – летом 2004. Сейчас он активно обитает в ЖЖ – iris-sibirica.

11

А вот некоторые истории, из жизни Богомяковым В.Г., сообщённые сообщенные лично им самим:

11.1

БОГА 24 марта, 2001 - 19:32 (форум РЖ):

В конце 80-х годов я работал у Бака, писал какие-то бесконечные сценарии деловых игр среди представителей малых народов и стало меня уже от них тошнить. А Марина училась в Ленинграде в Академии художеств. И я, как напивался, обязательно садился на поезд и уезжал в западном направлении. Причем получалось это бессознательно. Очнешься - а ты уже в поезде. И сам уже этому не рад, но ничего не поделаешь, поворачивать сил нет. И так происходило раз 6 или 7.

Вот один раз просыпаюсь - еду в плацкартном вагоне. Идет с утра пьяный официант и тащит суп и макароны. Его занесло, он сел с размаху на мою полку и спрашивает :"Супцу?". Я говорю : - Нет ли у вас немного вина? - Отчего же, отвечает, есть, конечно. Принес пузырь, мы его выпили и я до вечера смотрел в окно вагона на природу. К вечеру захотел есть и отправился в вагон-ресторан.

Открывает пьяный официант (другой) и кричит: "Все, пиздец, ты последний!" Закрывает дверь. Потом зачем-то снимает с себя галстук-бабочку и с остервенением швыряет на пол. "Садись туда!" - и показывает мне на столик, где сидят три мрачных субъекта.

Я сажусь. Официант :"Сейчас буду вас угощать!" Ну, думаю, выкатит, наверное, ящик, не меньше. А он принес нам граммов 300 портвейна.

Люди за столом сидели странные. Один говорит :"Зови меня Петро-белорус". Другой спрашивает :" Вы не слышали в Тугулыме кассу взяли?" "Когда?" - говорю. "Десять лет назад".

Унылый получается вечерок, думаю. И тут в дверь молотят руками и ногами : " Откройте, суки! Откройте, мудаки!"

Официант, видя такое дело, открывает. Врывается расхристанный мужичонка и ставит на стол бутылку питьевого спирта: " Всем пить!" Оказалось у него мать умерла и он с Севера на похороны не успел.

И вот пьем мы спирт, а официант упрашивает: "Не пейте. Вы же ослепнете!" - Да с чего же мы ослепнем, спирт нормальный, разлит на ликеро-водочном заводе... А у официанта уже слезы на глазах от жалости к нам. И вдруг - "А, хер с вами!" Наливает себе почти стакан и - хлоп!

И смотрю я на все на это и думаю: да что же это такое происходит. Увидишь такое в фильме и подумаешь с раздражением, ну вот режиссер накрутил какой-то чепухи... Это фарс что ли какой-то или театр абсурда... Такое ведь и не придумаешь, настолько происходящее нелепо. Творится нечто совершенно небывалое и понимаешь, что такое возможно только в России...

11.2

БОГА 22 мая, 2001 - 05:08 (форум РЖ):

У меня салат оливье прочно ассоциируется с вокзальными ресторанами. Один раз не помню в каком году Артур Струков меня провожал из Москвы и мы ели на вокзале в ресторане салат оливье и пили даже какой-то странный коньяк. Выпить не успели и осталось полбутылки - Артур мне дал их с собой и еще оливки в кулечке. Залезать на верхнюю полку и давиться там коньяком я не стал - решил поступить по-христиански : думаю, будет кому-то с похмелья плохо и я его коньяком угощу. И такой человек вскоре нашелся - очень ему было плохо...

С чувством исполненного долга лег спать, но в ночи будит меня этот человек, а с ним еще какой-то солдат. Пошли, говорят, пить. У них несколько бутылок водки откуда-то. Причем наливают стакан до краев. - Вы что ж, говорю, волки - хотя бы по половине наливали... - А кого, говорят, стесняться ? Так очень быстро мы напились и не помню как лег я спать. А утром просыпаюсь - оказывается человеку этому ночью надо было выходить, а проводники не могли его разбудить и сдали милиции. Неудобно получилось!

Мучимый стыдом слез с полки - гляжу напротив меня симпатичнейший благообразный дед. Зовет меня завтракать. А у самого - огурцы, помидоры и несколько маленьких бутылочек водки, называемых шкалики или чекушки. Причем замечаю я в этом деде нечто религиозное - очень он невозмутим и все ему нравится. Эх, говорит, поезд-то как быстро едет! Красота! Это ж надо, говорит, помидоры какие вкусные. А ты знаешь, говорит, какая у меня прекрасная собака - я с ней за грибами хожу.

Разговорились дальше - оказалось недавно вышел он из тюрьмы (за второе убийство ).

А ты говоришь - оливье....

====

mitrichu Был у меня такой знакомый. Витя зовут. Пять или шесть ходок было у него в 1982 году. Сосед был по дому, где мы жили в процессе экспедиции от кафедры почвоведения. Много познал я через него мудрости.

11.3 – опять с форума РЖ:

sofronyi 22 мая, 2001 - 00:46: Эх, грузил весь день на кладбИще доски, в компании с небезызвестным А. Тер-Григоряном (этническим аналогом А.С.) Признаться, отменно пьян (примерно 160 грамм "Истока").

БОГА 22 мая, 2001 - 05:08: Работа на кладбИще сопряжена с риском алкоголизма.

Как-то в поезде познакомился я с работником воронежского кладбища, который ехал в какой-то город лечиться от алкоголизма по методу Шичко. Он дал мне попробовать очень интересный напиток - вот, говорит, отгадай, из чего самогон. Мне почудились то ли орехи, то ли еще что-то этакое. А оказалось самогон-то из свеклы!

Ночью этот работник кладбища резко раздумал лечиться от алкоголизма и вышел на каком-то полустанке."

12.

Вот ещё немного рассуждений о поэзии Богомякова В.:

12.1.

Бога 12 марта, 2001 - 03:51:

И что, скажите, делать здесь поборнику Христовой веры?
Вот огнь в горах.И червь в огне.И запах серы.
Трехноги люди здесь, рогаты и люди туловом скоты
Из речки Кун берут агаты, сапфиры дикой красоты.
Здесь люди есть во лбу с очами.
Три тысячи царьков ночами
Осуществляют под звездой Лувияарь
Йогическое взбалтывание брюшных внутренностей
Возле золотой палаты на четырех золотых столбах.
Сгибают язык,
Так, чтобы его кончик касался верхнего неба.
Созерцают на кончике носа деву с розовым лицом.
Достигают однополярности, обнимая в одно
Прошедшее и настоящее.
А люди-улитки, не имея ни кафы,
Засыпают наглухаря
Посреди песчаного моря,
Которое не может перейти человек.

КОММЕНТАРИЙ К СТИХОТВОРЕНИЮ " И ЧТО СКАЖИТЕ ДЕЛАТЬ ЗДЕСЬ ПОКЛОННИКУ ХРИСТОВОЙ ВЕРЫ"

Это стихотворение о купце Афанасии Никитине , как он приехал в Индию. Он был православный христианин и с ужасом видит факиризм, йогу, бесовские чудеса. Сам он остался стоек в вере, а его спутник поддался йоговскому соблазну. Никитин ему говорит: "На хер тебе это нужно? Ты же русский мужик ". А тот ему отвечает: "Я когда носом подышу, то в меня приходит такая сила - кажется могу всех, как бумажки разорвать. А еще от йоги снятся замечательные цветные сны. А еще иногда получается нечто вроде телепатии." Никитин тогда и говорит: "Ну вот угадай, о чем я сейчас думаю?". Тот не ответил. Приехали домой, товарищ Никитина продолжал стоять на голове, но стал какой-то вялый, днем часто засыпал, а потом и вообще помер невесть отчего.

12.2.

Бога 13 марта, 2001 - 03:23:

БЕСЕДА О ВОЗДУХЕ

Леонид: Есть в воздухе много, Иван, там незримых червей.
Незримых пиявок и гадких колбасок без глаз.
Невидимых нам пауков, что глядят из-под черных бровей.
Поэтому и бурундук на рассвете кричит, задыхаясь.
Кургузый сибирский енот, зажмурившись лапу сосет.
Иркутск, так он больше не встретит нефритовым, парня кольцом.
И я, Водолей полумертвый, сижу с нездоровым лицом.
И небко, что тушь.
Иван : Ах, ртом я воздух набирал.
Ах, задом воздух выпускал.
Вино девяти брожений в мой город привез узбек.
Лежу я в бездельи.
Смотрю я в межмирье.
И хочется телу на юг.
А воздух и в Африке воздух.
Стихи невесомы, воздушны.
В тетрадочках милых моих все лебеди ,Леня, летят.
Приносят заваренный чай и ивушку хочется щупать.
На ложе железном лежать.
На гуслях-тимпанах играть
И в странах далеких любить.

КОММЕНТАРИЙ К СТИХОТВОРЕНИЮ "БЕСЕДА О ВОЗДУХЕ". Здесь представлены две жизненные позиции. Леонид, он мнителен, - то микробы в воздухе, то энергетика, видите ли, ему не та. А Иван простой парень - дышит и радуется. Не думает, что там микробы или что другое.

12.3.

Немиров 13 марта, 2001 - 15:56:

Бога! Стихи хорошие, слегка марсианские. В смысле, слегка как будто о марсианской жизни написаны, в которой вроде все как у нас, но -- -- -- Параллельное пространство, короче говоря. Сегодня же их перепишу и отошлю Кандинскому.

То есть, у тебя стихи получаются примерно такие, как если бы марсианин вздумал описывать нашу жизнь -- но при этом постоянно сбивался бы на свои, марсианские реалии, понятия, ценности и проч. в сравнениях, уподоблениях, оценках. Хорошо ли это? По-моему, в данном случае, -- хорошо.

13.

Вот я как-то попросил Владимира Геннадьевича составить десятку, на его вкус, поэтов 20 века. Ответ:

БОГА 5 мая, 2001 - 20:48:

Русские поэты 20 века (можно без объяснений?).

1 Хлебников 2 Блок 3 Маяковский 4 Мандельштам 5 Нарбут 6 Бродский 7 Пастернак 8 Есенин 9 Бунин 10 Гумилев 11 Седакова 12 Г. Иванов 13 Хармс 14 Жданов 15 Тиняков 16 Пригов 17 Глазков 18 Сапгир 19 Сатуновский 20 Холин

Елки, Введенского забыл... Короче, глупое это занятие. Лучше про кулинарию писать. Вот где настоящая поэзия.

14.

С начала 21 века вот какие В.Г. стал отличные стихи сочинять, состоящие из одних, типа, заявок:

Бога 17 мая, 2001 - 12:04: ПРО ЧТО ЕЩЕ МОЖНО БЫ СОЧИНИТЬ СТИХИ.

1) Про дружбу мальчика-водки и мальчика-селедки.

2) Про котика и кошечку (до бесконечности).

3) Про то как карлики захватили общежитие работников связи.

Бога 19 мая, 2001 - 11:34: О ЧЕМ МОЖНО НАПИСАТЬ СТИХИ.

1) О том как старушка только и вспомнила о своей жизни, что однажды намочила ноги под дождем.

2) О том как кукушка спилась и стала перемежать кукованье злобной матерной бранью.

3) О том как Шапа однажды закусывал водку сырыми яйцами и заболел сальмонеллезом. "

Бога 20 мая, 2001 - 22:18:

КАКИЕ СТИХИ МОЖНО БЫЛО БЫ НАПИСАТЬ.

1) О тех местах, куда я никогда не смогу приехать.

2) Как мальчик в деревне копал червей для рыбалки и неожиданно заболел скоротечной слоновостью мошонки.

3) Как ночью мне почудилось, что под подушкой у меня сидит соколенок.

4) Как Канадец захотел чего-нибудь у Немирова украсть и за неимением чего-то стоящего украл колоду порнографических карт.

БОГА 21 мая, 2001 - 22:18: КАКИЕ СТИХИ МОЖНО БЫЛО БЫ НАПИСАТЬ.

1) О том как один человек собирал одуванчики, готовил варенье, а потом выкинул его на помойку.

2) О том как "внешний человек" изнасиловал " внутреннего человека", его судили за изнасилование, посадили и внутренний остался один непонятно внутри чего.

3) О том как вечерами у костра пляшут онтологические пигмеи.

БОГА 24 мая, 2001 - 22:20: КАКИЕ СТИХИ МОЖНО БЫЛО БЫ СОЧИНИТЬ.

1) Про то, что Витя Черевичкин - это был голубь, притворившийся человеком.

2) Про иерархическое устройство мира земляных червей.

3) Про то, что водка - это не вещество, но существо.

Бога 26 мая, 2001 - 22:01: ПРО ЧТО ЕЩЕ МОЖНО БЫ СОЧИНИТЬ СТИХИ.

1) Про дружбу мальчика-водки и мальчика-селедки.

2) Про котика и кошечку (до бесконечности).

3) Про то как карлики захватили общежитие работников связи.

Бога 27 мая, 2001 - 07:09: О ЧЕМ МОЖНО НАПИСАТЬ СТИХИ.

1) О том как старушка только и вспомнила о своей жизни, что однажды намочила ноги под дождем.

2) О том как кукушка спилась и стала перемежать кукованье злобной матерной бранью.

3) О том как Шапа однажды закусывал водку сырыми яйцами и заболел сальмонеллезом. "

- Мне – Немирову М.М. – очень нравится.

15.

Огромное количество своих стихов В.Богомяковым было опубликовано на формумах – сначала на форуме «Всё о Поэзии» в РЖ, потом на Топосе. Там они публиковлаись прямо в момент сочинения – и форум эту работу сочинителя отображал:

Бога 28 октября, 2001 - 05:22:

Позади он слышит ропот:
"Нас на бабу променял!
И, гад, коммерческий свой опыт
При обмене применял."

Бога 28 октября, 2001 - 05:38:

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
Но уже несет пельмешки
Ему толстая маман.

Бога 28 октября, 2001 - 05:44:

И он ловкою рукою
Обнял персианки стан.
А второй своей рукою
Пепси-колу льет в стакан.
Третьей же своей рукою
Резво режет колбасу.
А четвертою рукою
Хлопнул муху на носу.

Бога 28 октября, 2001 - 07:32:

Пятой же своей рукою
Держит пачку папирос.
А шестой своей рукою
Семь душистых свежих роз.
А седьмой своей рукою
Гладит кошку по ушам.
А восьмой своей рукою
Просто машет малышам.

16.

Там получилась своеобразная форум-поэзия, когда стихи сочинялись в ответ на реплики посетителей, в ходе обсуждения разных вопросов и т.д. То есть, поэзия, непосредственно вырастающая из потока жизни и - - - Например:

Солженицын А.И. 29 марта, 2001 - 17:42:

Дорогой Мирослав, давненько я не был у Вас в гостевой, но Вы же знаете, какое у меня положение с моей лютой второй половиной. Продолжаю информировать Ваше сатирическое перо о некоторых негативных явлениях нашей российской действительности. Вот какой, например, был случай у нас в Рязани недавно. Один человек подключился к международной компьютерной сети "Интернет" и ему сказали, что в Русском журнале можно прочесть кое-какие любопытные факты. Вот он сидит и набирает на клавиатуре русс.ру, а выдра его заглянула ему через плечо, увидела эти буквы и тырц-тырц ему по мордасам: "Подлец, алкаш!" Он: "Почему?". "А потому что ру - это все равно что рю! Это же ты намекаешь, что тебе рюмочку русской хочется!"

Вот какие, Мирослав, бабы - дуры.

С уважением, Ваш бородатый дружок, А.И.Солженицын.

21737. БОГА 1 апреля, 2001 - 05:07:ИСТОРИЯ О РУССКОЙ И ФРАНЦУЗЕ.

Один француз приехал в Россию и так ему здесь понравилось, что остался тут жить, женившись на русской девушке. И рассказал ему некто, что на Русс.ру можно прочитать что-то интересное. И вот сел он за компьютер и читает, что там написано на Русс.ру. А жена ему из другой комнаты кричит: "Мишель, Мишель, ты где?" Тот отвечает: "Я на Русс.ру". А ей послышалось: "Я на Русь сру!" Заходит она - и грязной тряпкой его по мордасам. Получай, русофоб!

21743. БОГА 1 апреля, 2001 - 13:36:ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ О РУССКОЙ И ФРАНЦУЗЕ.

Француз после этого очень обозлился и в самом деле стал склоняться к русофобству, сначала не очень оголтелому - просто переделывал в матерном духе русские и советские песни. Например песню Газманова он переделал так:

В поле, поле, поле,
Свежий ветер пролетел.
Хули мне тот ветер -
На хую его вертел и т. д.

А после дошел уже до прямо-таки оголтелого русофобства.

ОГОЛТЕЛО РУСОФОБСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ФРАНЦУЗА.

Зубы-резцы верхней челюсти
Повергли в сомнение еще пионеров систематики:
У евреев их одна пара, у русских - две пары.
А при рождении даже три.
Правда, по два резца русские дети быстро теряют,
Но дополнительный комплект
В виде тонких четырехгранных стерженьков,
Крепко сидящих позади больших главных резцов (в:верхней челюсти),
Остается.
Давно замечали за русскими
Неприятную склонность к поеданию собственных экскрементов.
Поначалу ученые определяли это явление как порок.
Но внимательные исследования показывают:
Копрофагия - законное и необходимое питание для русских.
Оказалось, что русский глотает не всякие экскременты,
А только утренние и сырые.
Почти не жует их, проглатывая как таблетки.
Открылись занятнейшие свойства пищеварительного тракта.
На первом этапе пищеварения еда проходит через кишечник,
И бактерии, поселившиеся в слепой кишке,
Насыщают ее отходы какими-то необходимыми для жизни веществами.
Затем эти названные цекотрофами отходы,
Богатые бактериальной флорой и витаминами,
Вновь отправляются в путь,
Теперь последний...

Предупреждали его такого не писать, ругали, а французу все не почем. Тогда напинали ему хорошенько под его французскую сраку. Француз затаил обиду, выждал момент и обидчика застрелил. Посадили француза за колючку. Там он весьма хорошо изучил лагерный фольклор: записал множество интересных стихов и песен... А когда вышел, то русофобство свое оставил и стал чисто концептуалистом. И вот какие стал он писать стихи.

ЗАЙЦЕОБРАЗНЫЕ

Зайцы, кролики и пищухи
Долго числились в отряде грызунов.
Люли-люли грызунов.
Но накопились доказательства,
Которые заставили систематиков
Выделить упомянутых зверьков в отдельный отряд.
Люли-люли отряд.
Зайцеобразные обитают на огромных пространствах -
От Аляски до Парагвая.
Люли-люли Парагвая.
От азиатских тундр до тропических лесов Явы.
Люли-люли Явы.
Нет их только на Мадагаскаре,
На многих островах Южной Азии.
Не было в Новой Зеландии и Австралии.
Люли-люли и Австралии.
Ныне их завезли и туда.
Люли-люли и туда.

Ну что ж... Стихи относительно безвредные. Пусть себе пишет, хоть и француз.»

Вот. Тырц-тырц.

17.

А вот, например, что пишут про Богомякова В.Г. разные люди. Вот, например, Инна Булкина (Журнальное чтиво. Выпуск 218, 30 мая 2006) про публикацию в «Новом мире» 2006.06

http://www.russ.ru/publish/119488257

«…в июньском номере Нового Мира .. есть Сергей Эйзенштейн со своим макакием, есть собачки, что бегают по небу, есть кораблик, что плывет по бумаге, есть сентябрьская бутылка и Поющий Камень, об который разбивают пластмассовых пупсов. Это все - Владимир Богомяков, доктор философских наук, профессор. Виктор Перельман в предисловии советует читать эти стихи, если у вас "плохое состояние психики". Он сам так сделал, и буквально через пятое стихотворение вся его депрессия прошла. И стал он бодр и светел!

В самом деле!

Получил поместье за шишиморство и шпионство.
Хорошее место для забав, прогулок, для ромашничества и шампиньонства.
Здесь происходит легкое и сердечное безо всяких уставов.
Грязь уходит из белого тела, из нутра, из костей и суставов.
Если даже в доме что-то повалится, упадет,
Если будет трещать и в углу диковаться,
Если даже со стола все чашки сметет,
Я буду на стуле сидеть и улыбаться..."

Вот.

18.

Ну и в завершение:

Лена П. 22 мая, 2001 - 09:34:

Уважаемый Владимир Геннадьевич, где можно посмотреть на ваши фотографии? Ещё хочу задать вам один вопрос: почему некоторые ваши стихи прямо гениальны, а другие стихи совершенно глупые и какие-то нарочно нелепые? Зачем это? Неужели нельзя, чтобы все были гениальны?

======

nickolas_basile

Не вставляет Богомяков. Как вся обэритуская и постобэриутская дребедень-динь-ди-лень. "Поэзия должны быть глуповата" - это они слишком буквально поняли. Может, и глуповата, но не полной же дурой.

nm_2

Хороший Богомяков. Немножко однообразный - слишком много пишет и всё время примерно одно и то же - но всё равно хороший. А обериутов я очень люблю. У вас вообще вкусы - советского интеллигента семидесятых: Кушнер - предел. Надо развиваться. Я тоже Хармса с Введенским не сразу полюбил. Заболоцкого - сразу как прочёл, в восемнадцать лет - Хармса только уже за 30. Но полюбил. Читал, читал - и вник, и проникся.

nickolas_basile

Да я вообще - как советский интеллигент и живу - на иждивении у гос-ва, да по кухням это гос-во и ругаю. А вообще для меня - Пушкин предел. А кто продолжает эту линию, те для меня и молодцы - Ходасевич, Кушнер, Гандлевский...

nm_2

Тогда ещё Давида Самойлова почитайте - тоже пушкинеанец, и очень хороший.

shapur

Ну че, как все обстоит?

nm_2

Да живой. Хотя с трудом.

shapur

Тан и Айран пробовал?

nm_2

Тан с похмелья очень хорошо. Но нет сил за ним идти.

shapur

Потихоньку-то. Магазин во дворе остался? Помню его, и справа от милиции, о! еще магазиньеро был круглосуточный, последний, перед аркой, по эту сторону, как к вам идти с электрички или остановки, я тайком туда бегал ночью. Эх, времена были. Хоть и не очень, в плане пития, а вспоминается, как- то, по хорошему.

nm_2

Закрылся магазин во дворе - ровно 31 декабря последний день работал, 1 января – уже фиг. Почему - непонятно. Ночных тоже больше нет - запретил Громов. Водки, кстати, в округе вообще нигде нет - у нас же техникум на углу, рядом с милицией, а возле учебных заведений - нельзя. Приходится ходить аж к станции.

shapur

Лютуют гады. Наслушался Кена?

nm_2

И Кэна, и Овала с Панасоником и вообще всякого техно. Плотников, оказывается, правда записал. Только не помню ничего.

shapur

Техно оно и есть техно. Изучать, конечно, интересно...

nm_2

Всё, пошёл за таном. Собрался с духом.

shapur

Правильно.

19.

Ну, и ещё множество у меня есть всяких набросочков про Богомякова В. – со временем и их доведу до ума и опубликую.