Введение в Боуиведение: 3. Оккультизм в профиль — различия между версиями

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: Значит, по порядку проходивших через мои сибирские руки пластинок Боуи. Альбом Low вместе с "Heroes" и Lodger ...)
 
Строка 54: Строка 54:
  
 
<center>
 
<center>
Я ближе к Золотой Заре,
+
:Я ближе к Золотой Заре,
 
+
:Погруженный в униформу образов Кроули
Погруженный в униформу образов Кроули
+
:Я живу в немом кино,
 
+
:Являя священное царство призрачной реальности Гимлера
Я живу в немом кино,
+
 
+
Являя священное царство призрачной реальности Гимлера
+
 
</center>
 
</center>
  
Строка 68: Строка 65:
  
 
<center>
 
<center>
Не верь в себя
+
:Не верь в себя
 
+
:Не обманывай верой
Не обманывай верой
+
:Знание наступает со смертью.
 
+
Знание наступает со смертью.
+
 
</center>
 
</center>
  
Строка 89: Строка 84:
  
 
<center>
 
<center>
Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
+
:Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
 
+
:Слушай
Слушай
+
:Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
 
+
:Смотри
 
+
:Ты восхитительная натура
Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
+
:Но у тебя проблемы о-о-о-о
 
+
:Я к тебе никогда не прикоснусь
Смотри
+
 
+
Ты восхитительная натура
+
 
+
Но у тебя проблемы о-о-о-о
+
 
+
Я к тебе никогда не прикоснусь
+
 
</center>
 
</center>
  
Строка 110: Строка 98:
  
 
<center>
 
<center>
Думаешь ли ты иногда
+
:Думаешь ли ты иногда
 +
:о звуке и видении? [...]
  
о звуке и видении? [...]
+
:Я буду сидеть, ожидая дара звука и видения
 
+
:И я буду петь, ожидая дара звука и видения
 
+
:Уплывая в одиночество мимо самого себя
Я буду сидеть, ожидая дара звука и видения
+
 
+
И я буду петь, ожидая дара звука и видения
+
 
+
Уплывая в одиночество мимо самого себя
+
 
</center>
 
</center>
  
Строка 127: Строка 111:
  
 
<center>
 
<center>
Иногда тебе так одиноко
+
:Иногда тебе так одиноко
 
+
:Иногда некуда податься
Иногда некуда податься
+
:Я пожил везде по миру
 
+
:Я уехал отовсюду
Я пожил везде по миру
+
 
+
Я уехал отовсюду
+
 
+
 
+
Будь моей
+
 
+
Раздели мою жизнь
+
 
+
Останься со мной
+
 
+
Будь моей женой
+
  
 +
:Будь моей
 +
:Раздели мою жизнь
 +
:Останься со мной
 +
:Будь моей женой
  
Иногда тебе так одиноко
+
:Иногда тебе так одиноко
 
</center>
 
</center>
  
Строка 157: Строка 133:
  
 
<center>
 
<center>
Mmmm-mm-mm-ommm
+
:Mmmm-mm-mm-ommm
+
:Sula vie dilejo  
Sula vie dilejo  
+
:Mmmm-mm-mm-ommm
 +
:Sula vie milejo
 +
:Mmm-omm
  
Mmmm-mm-mm-ommm  
+
:Cheli venco deho
 +
:Cheli venco deho
 +
:Malio
 +
:Mmmm-mm-mm-ommm
  
Sula vie milejo
+
:Helibo seyoman
+
:Cheli venco raero
Mmm-omm
+
:Malio
 
+
:Malio
 
+
Cheli venco deho
+
 
+
Cheli venco deho
+
 
+
Malio
+
 
+
Mmmm-mm-mm-ommm
+
 
+
 
+
Helibo seyoman
+
 
+
Cheli venco raero
+
 
+
Malio
+
 
+
Malio
+
 
</center>
 
</center>
  
Строка 238: Строка 202:
  
 
3.
 
3.
Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
+
:Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
Слушай
+
:Слушай
 +
:Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
 +
:Смотри
  
Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
+
:Ты восхитительная натура
Смотри
+
:Но у тебя проблемы о-о-о-о
 
+
:Я к тебе никогда не прикоснусь
Ты восхитительная натура
+
Но у тебя проблемы о-о-о-о
+
Я к тебе никогда не прикоснусь
+
  
 
Неудачный разбор.
 
Неудачный разбор.
Строка 321: Строка 284:
 
''gouselle''
 
''gouselle''
  
Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
+
:Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
Слушай
+
:Слушай
 
+
:Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
+
:Смотри
Смотри
+
  
Ты восхитительная натура
+
:Ты восхитительная натура
Но у тебя проблемы о-о-о-о
+
:Но у тебя проблемы о-о-о-о
Я к тебе никогда не прикоснусь
+
:Я к тебе никогда не прикоснусь
  
 
- а мне сразу представилось, что вот молодой человек бил стекло в комнате удевушки, резал себе тем стеклом вены, потом кровью испачкал - нарисовал - ковер. Короче умер и никогда больше к ней не прикоснеться. Или в дурке заперт.
 
- а мне сразу представилось, что вот молодой человек бил стекло в комнате удевушки, резал себе тем стеклом вены, потом кровью испачкал - нарисовал - ковер. Короче умер и никогда больше к ней не прикоснеться. Или в дурке заперт.

Версия 08:25, 12 мая 2007

Значит, по порядку проходивших через мои сибирские руки пластинок Боуи.

Альбом Low вместе с "Heroes" и Lodger принятно включать в так называемую "Берлинскую трилогию" Боуи, в создании которой помимо прочих участвовали Брайан Ино, Тони Висконти, Роберт Фрипп и Игги Поп. "Берлинской" она называется потому, что в 1976 г. после двух лет, проведенных в Америке и грозивших ему окончательным помутнением рассудка, Боуи решил сменить Лос Анжелес на Западный Берлин, кокаин на шнапс, а ритм энд блюз и соул на электронщину и краутрок.

Берлин давно манил Боуи своей уникальной атмосферой, наложившей отпечаток на работы экспрессионистов, Брехта, Рейнхардта, Ланга, город Метрополиса и Калигари. Когда в 1974 г. Крафтверк выпустили Autoban, Боуи слушал его безостановочно. И хотя Крафтверк увлекли Боуи и указали направление, в котором следовало двигаться дальше, музыкально "Берлинская трилогия" отличается от их сугубо техно-синтетического подхода. Боуи использовал живых музыкантов, с помощью которых создал гибрид из ритм-н-блюза и электроники - Low.

Bowie low.jpg

На обложке изображен профиль Боуи в роли Томаса Джерома Ньютона из научно-фантастического фильма Николаса Роуга "Человек, который свалился на Землю", вышедшего в том же 1976 г..

Из-за мрака и предшествовавшего ему параноидального лос-анжелесского этапа в жизни Боуи, отразившегося на альбоме, Low можно перевести как "безнадежный" или "низкий" в смысле низко падший. Однако профиль и название намекают на low profile - скромная роль утихомирившегося Боуи с его пост-кокаиновыми отходняками.

После бурного периода в Америке (о нем еще будет речь в главе про Station to Station) Боуи ушел на "западно-берлинское дно", во всепоглащающую атмосферу перманентной шизофрении города, разделенного бетонной стеной, где никому не было дела до нашумевших где-то за ее пределами его инкарнаций: Зигги Стардаста, Аладдина Сейна, Хэллоуин Джека, Человека, Свалившегося На Землю, или Тощего Бледного Герцога.

С Low связано несколько общепринятых недоразумений.

Первое - это преувеличенное влияние на него почти доведенной до пародии минималистской эстетики Крафтверка. Боуи никогда с ними не сотрудничал и не собирался этого делать. Но зато хотел работать с другой немецкой прото-панковской командой NUE! диаметрально противоположной и более эксперссивной, чем Крафтверк. Он даже впоследствие назвал один из альбомов трилогии в честь одной из их песен "Heroes". Однако склонить к сотрудничеству гитариста НОЙЕ! Мишеля Дингера ему так и не удалось.

Второе: несмотря на всю кажущуюся "авангардность" и радикальный поворот в сторону электронщины, Low - логическое продолжение предыдущего его альбома Station to Station - те же ритм-н-блюз и соул, только в законченном синтетическом их разрешении. Идеей подобного синтеза и гибрида как раз и был соблазнен Брайан Ино.

Третье недоразумение: Брайан Ино не был продюсером Low и двух остальных альбомов трилогии. Ими были сам Боуи и Тони Висконти, продюсировавший множество его работ, как ранних, так и недавних.

Четвертое: прославленного гитариста-оккультиста Роберта Фриппа на этом альбоме тоже не было. Он появился только на следующем - "Heroes".

Пятое: Low записывался не в Берлине, а на юге Франции в старинном Шато д'Эрувиль, где в августе 1976 г. продолжали бродить приведения Фредерика Шопена и Жорж Санд. Но сводился альбом в Берлине, да.

Радикальным в альбоме было звучание, особенно у барабанов, над которым постарался Тони Висконти. Он был обладателем заветного и редкого по тем временам процессора-гармонайзера, который по его собственным словам "разносил к ебеням материю времени". Через него он все это дело и пропустил. Впоследствие этот его прием широко вошел в обиход звукозаписывающих умельцев.

Сначала сочинялась музыка. Тексты Боуи писал под нее или подстраивал музыку под какую-то придуманную фразу в тексте. Иногда текст состоял не из связанных по смыслу слов, а подходивших по музыкальному размеру. Нужные слова находились позже. Именно поэтому возникли слухи об альтернативных версиях текстов некоторых песен. Никакой альтернативы не было, просто текст был не окончательный.

В сочинении текстов песен Боуи часто пользовался техникой нарезки, когда сочиненный текст разрезается на части, перемешивается, а затем составляется в другом порядке. Или берутся части разных текстов, так же перемешиваются и получается нечто новое с иным смыслом.

Техника нарезки пост-модернистская и в своем стремлении изменить реальность за счет откровения и истинного знания, полученного посредством редакции существующего, - гностическая и оккультная.

Первыми ею воспользовались сюрреалисты в 1920-х. Но более известный ее пропагандист Уильям Берроуз, подсадивший на нее в 1971 г. известного оккультиста Пи-Орриджа, применявшего технику нарезки в прогоне филосфских телег, написании музыки и картин. У нынешнего повсеместно используемого сэмплирования и даба отсюда же ноги растут. Том Йорк следовал примеру дадаиста Тзары, когда записывал с Радиохэдом Kid A, вытаскивая из шляпы порезанные и перемешанные строчки. Или Гребенщиков со своим методом: "я возьму свое там, где я увижу свое, белый растафари, прозрачный цыган, серебряный зверь в поисках тепла".

И у Боуи то же самое. Он нарезку активно внедрял, начиная с "Человека, который продал мир", сподвигнув позднее на нее и Курта Кобейна.

Боуи вообще весь нарезной: из текста, образов, книг, учений, музыки, самого себя. Смысл и знание в этом случае следуют не из отдельно взятой строки или целого текста или явления, но из повторяющихся образов и посланий в контексте всей деятельности творца - т.е. Боуи.

А контекст вот какой.

В 1960-х на Западе расцветает буйным цветом контркультура с рок-музыкой, хиппизмом, феминизмом, гедонизмом и мистицизмом. На обложке битловского "Сержанта Пеппера" среди 70-ти знаменитостей под №2 числится вот этот чувачина:

Aleister crowley1.jpg

Алистер Кроули (1875-1947) - To Mega Therion, Великий Зверь, черный маг, астролог, секс-революционер, наркоман, альпинист, поэт и художник, посвященный самой загадочной и могущественной организации западной магии "Ордена Золотой Зари" и "Ордена Восточных Тамплиеров или Ордена Храма Востока".

Кроули оказал большое влияние на многих рок-музыкантов. Роллинги времен "По Велению Их Сатанинских Величеств". Джимми Пейдж - обладатель кроулеанских артефактов вплоть до купленного им бывшего поместья Кроули у озера Лох-Несс. Кроули - это круто. Кроули - это наше все.

Ну и Боуи не рыжий, не упустил и он случая.

В 1971 г. он поет в "Зыбучем песке" на Hunky Dory:

Я ближе к Золотой Заре,
Погруженный в униформу образов Кроули
Я живу в немом кино,
Являя священное царство призрачной реальности Гимлера

Мистицизм и оккультизм в полный рост. Кооператив Ништяк.

И дальше:

Не верь в себя
Не обманывай верой
Знание наступает со смертью.

В 1995 г. в интервью НМЭ Боуи говорит:

"Я не чувствую себя удобно ни в одной из организованных религий, а я всех их коснулся. Я не нуждаюсь в вере, я не хочу ни во что верить. Я нуждаюсь в знании."

Гностицизм и манихейство в полный рост.

Вот теперь кто правит миром - контркультурщики шестидесятники, ныне мультимиллионеры и миллиардеры: гностики, манихеи и оккультисты, по идее жаждущие кончины этого дряхлого и пагубного мира. И чем скорее умрет, тем лучше. Дугин, правда, утверждает, что они скурвились, уже ни на что не способны, и что действовать надо теперь еще более радикально и революционно, как завещал великий Кроули.

- - - -

Нарезка, черная магия, изгание бесов, переход в обратную сторону каббалистического Древа Жизни все это присутствует на Low. Например в песне "Разбивая стекло". Вот ее полный текст:

Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
Слушай
Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
Смотри
Ты восхитительная натура
Но у тебя проблемы о-о-о-о
Я к тебе никогда не прикоснусь

Это типичный пример нарезки. Какое стекло он разбивал и зачем? Что такое ужасное он на ковре нарисовал? Сам Боуи в интервью объяснял, что на ковре нарисованные им магические знаки для заклинания бесов. Судя по тому, что к натуре он обращается восхитительной, но прикоснуться к ней не может, натура эта, скорее всего, по ту сторону стекла или зеркала - магического кристалла, которое он опять разбил, вызывая нарисованными магическими знаками на ковре эту восхитительную персону.

Призывы "слушай" и "смотри" отсылают к другой песне в этом альбоме "Звук и видение":

Думаешь ли ты иногда
о звуке и видении? [...]
Я буду сидеть, ожидая дара звука и видения
И я буду петь, ожидая дара звука и видения
Уплывая в одиночество мимо самого себя

В "Разбиваясь все в той же машине" протагонист нарезает на большой скорости круги вокруг гаража и раз за разом разбивается. Первоначально был записан куплет, спетый Боуи в вокальной манере Боба Дилана. Но его решили упустить, так как незадолго до этого Дилан претерпел серьезную мотоциклетную аварию, и такое подражание было бы неверно истолковано. Зачем тогда надо было тот куплет вообще удалять? Спел бы в своей вокальной манере, а не в дилановской, да и оставил бы. Скорее всего, песня и замышлялась как раз про Дилана и про всех остальных, угробленных в фигуральной и буквальной контркультурной машине - Болан, Моррисон, Хендрикс, Джоплин и др..

"Будь моей женой"

Иногда тебе так одиноко
Иногда некуда податься
Я пожил везде по миру
Я уехал отовсюду
Будь моей
Раздели мою жизнь
Останься со мной
Будь моей женой
Иногда тебе так одиноко

Похоже на призыв к тогдашней жене Боуи Энджи, с которой у них к тому времени дела окончательно начинают разлаживаться.

Вторая сторона пластинки состоит из бессловесных инструменталов. В некотрых названия говорят сами за себя, а в некоторых улавливаются различные музыкальные аллюзии.

"Новая жизнь в новом городе" - переезд из Америки в Европу. У Гребенщикова в начале 1980-х была вещь под названием "Новая жизнь на новом посту".

"Варшава" - навеяна польской столицей. Текст в ней тарабарщина якобы на основе песнопений польского детского хора, услышанного Боуи. Может, и так, а по мне так тоже заклинания:

Mmmm-mm-mm-ommm
Sula vie dilejo
Mmmm-mm-mm-ommm
Sula vie milejo
Mmm-omm
Cheli venco deho
Cheli venco deho
Malio
Mmmm-mm-mm-ommm
Helibo seyoman
Cheli venco raero
Malio
Malio

110 голосов, звучащих в "Варшаве" были произведены и записаны Боуи за 20 минут.

"Арт Декада" - арт-деко - мрак Западного Берлина, отрезанного от остального мира.

"Стена плача" - берлинская стена, в чьем окружении еще более безрадостно и заунывно звучит мелодия Саймона и Гарфанкеля "Ярмарка Скарборо".

"Подземные жители" - Восточный Берлин. Саксофоны - воспоминание о былом величии разделенного города.

Оккультист из Ордена Восточных Темплиеров Кениг утверждает, что инструментальные вещи - попытка обойти потайную сефиру Даат, что в Каббале означает "знание" или "слова сквозь глотку", тоннель, ведущий на обратную сторону Древа Жизни во владения демонов. Об этом в следующий раз, когда до Station to Station речь дойдет.

Изначально Боуи, Висконти и Ино настраивались на эксперимент, негативный результат и впустую потраченный месяц времени. Но результат превзошел все ожидания. Разнообразный по музыкальным жанрам, Low считается одним из провозвестников пост-панка, новой волны и индастриала.

Композитор Филип Гласс написал по следам Low и "Heroes" симфонии Low Symphony (1992) и "Heroes" Symphony (1996) соответственно. Ник Лоу в ответ на Low озаглавил одну из своих пластинок Bowi. А Трент Резнор признался, что альбом оказал большое влияние на его найн-инч-нейлзовский The Downward Spiral.


==

nu_2004

Прочёл с интересом. Динамично настолько, что похоже на правду.

za_gonzalez

Боуи противоречивый. Что там у него на самом деле можно трактовать, как угодно. Журналистам он всегда втюхивает то, что от него хотят услышать. Во многих его интервью это ощущается. Особенно в старых, когда по прошествии времени известно чем дело кончилось.

Дугин утверждает, что Боуи член Ордена Восточных Тамплиеров. По речам самих тамплиеров, вроде бы, это не так. Но кто его знает?

xuvetyn96

Да,Берроуз и Гинзберга еще подбивал и подбил на технику нарезок.Читал я его поэззию,полная бессмыслица и чушь,т.е я уже знал что там это практикуется и поэтому на меня не произвели впечатления его стихи.Но если допустить что кто-то это примет за чистую монету то не исключено что он там увидит откровение,главное захотеть.То-же и с рокерами.Вовсе необязательно обладать сочинительским талантом, написал кучу слов перемешал и на выходе-замороченный пост-модернистский текст!Альбомчик запиши кстати.Интерресно,особенно про ту диковинную машинку,что меняет звук.

za_gonzalez

Гармонайзер не в диковинку сейчас, наверное. Но таких барабанов я нигде больше не слышал. Или, может, не обращал внимания.

xuvetyn96

Название какое-то медицинское-Гармонайзер.Вполне подошло-бы для таблеток лечащих женские неполадки.

ivanov1

Человек упавший на землю хороший фильм, мне нравится.

nemiroff

Зашибись! Пиши, а потом книжку издадим. С картинками

2. Надо добавить как, где и когда ты раздобыл пластинку. что при этом думал и ощущал, когда услышал впервые. Мы, например, когда слушали первый раз Лоу - были страшно разочарованы тем, что он звучал ужасно старомодно - типичные унылые и помпезные семидесятые.

3.

Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
Слушай
Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
Смотри
Ты восхитительная натура
Но у тебя проблемы о-о-о-о
Я к тебе никогда не прикоснусь

Неудачный разбор. Это не нарезка - это я ясный, логичный прямолинейный текст. Стело разбивал - оконное или аквариум или ещё что - буйствовал, одним словом. Нарисовал на ковре что? Смказано же - нечто ужасное. Так что - всё чики-чики. Обыкновенные недоговрённсотит - элпсисы, вполне восстагновимые слушателем.

Призывы "слушай" и "смотри" отсылают -

опять же ту мудришь - этими призывами все англоязычне песни переполнены.

4. З.Берлин был тогда столицей европейского, если не мирового контемпорари арта, художников всех сортов, в том числое авангардных муыкантов, в нём было как собак нерезаных; социал-демократы были у власти и всякую культурную деятельность чрезвычайно поощряли: для того, чтобы получить бесплатно студию – мастерскую в смысле, социальное пособие итд достаточно быо просто объявить себя художником, не предъявляя никаких даже этому доказательств в виде картин итд – и не будучи граджанин З.Б. Или ФРГ. Вся богема со всей Европы, от прославленных деятелей искусств, до охолохудожественной шпаны в результате туда съезжалась. Кроме германских социал-демократов, цветение искусств в З.Б. поддерживали также всякие фонлды итипа Карнеги и просто ЦРУ – ибо Зап. Берлин был вывеской благ Запада против убожества социализма. Кроме того, в семидесятые (и особенно в восьмидесятые) был бум художественного рынка, цена на произведения искусства росли в страшном темпе, цена за современную картину немецких Новых Диких в несколько сот тысяч марок никого не удивляла, считаясь совершенно нормальной. (В начале 1990-х эта пирамида рухнула, и сейчас уже цена в несколько десятков тысяч (а не сотен) долларов за современную картину считается очень хорошей .)

za_gonzalez

2. Я ж писал в предыдущем посте про это.

4. Тему Берлина я не расскрыл, конечно. Халатно перефразировал некоторые статьи. Надо доработать. Спасибо.

Дал бы ты мне ссылок по пункту 4. Сам нифига не могу найти. А Боуи о том скромно умалчивает.

nemiroff

Ссылок не знаю. Сведения - их разговоров художников.

za_gonzalez

Судя по всему, художники законспирированные. А Авдей что говорит?

nemiroff

Так ты у него и спроси. Этот кусочек поставь - и попроси прокомментировать.

kreuzer

Alabama Song он в Берлине записал или нет? У меня вечная путаница в датах...

za_gonzalez

Нет, в Лондоне в 1978 г..

iris_sibirica

Очень интересно!

za_gonzalez

Немиров говорит, что надо бы раскрыть страшные оккультные тайны в твоей жизни творчестве. Актуальная тема в любую погоду. http://za-gonzalez.livejournal.com/229180.html?thread=2929212#t2929212

iris_sibirica

Я читал. Что ты! Я и жив-то ещё пока лишь потому, что тайны не раскрыты.

za_gonzalez

Это и есть самая большая тайна.

iris_sibirica

Конечно!!!

toy_marker

Тема Западного Берлина 60-70-х не раскрыта.Старожилы рассказывают о насыщенной культурной жизни и разнообразии духовных поисков в то время.

gouselle

Крошка, я бил снова стекло у тебя в комнате
Слушай
Не смотри на ковер, я нарисовал нечто ужасное на нем
Смотри
Ты восхитительная натура
Но у тебя проблемы о-о-о-о
Я к тебе никогда не прикоснусь

- а мне сразу представилось, что вот молодой человек бил стекло в комнате удевушки, резал себе тем стеклом вены, потом кровью испачкал - нарисовал - ковер. Короче умер и никогда больше к ней не прикоснеться. Или в дурке заперт.

В-общем - Я хочу быть с тобой, я так хочу быть с тобой, что-то там хрупкое стекло, кожаные ремни итд итп

za_gonzalez

Точно, у Кормильцева спер сюжет. А в интервью клялся, что к демонам взывал. Соврал, не дорого взял. А если и не соврал, то демоны, преодолев будущее время и пространство, у Кормильцева сюжет сперли и Боую нашептали.