Кошляков

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Версия от 10:01, 24 ноября 2009; Мирослав Немиров (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Кошляков, Валерий
(2002, лето)

Видный мастер кисти и холста (а также гофрированного рваного картона) наших дней; иначе говоря - один из виднейших представителей современного московского контемпорари арт в его живописно-изобразительном ответвлении; кое-кто (например, такая точка зрения весьма распространена в городе Санкт-Петербурге) считает его и вообще лучшим московским современным художником. Немалая заслуга в этом, если признавать всю правду, как она есть, принадлежит Тер-Оганяну А.С. Если бы не он, вполне мог бы сейчас К. проживать в Ростове-на-Дону, быть членом местного отделения СХ и писать талантливые, но банальные виды донской жизни, развивая традиции Левитана и Коровина. Впрочем, об этом далее.

Сейчас - краткая биография Кошлякова В.Н.

Родился в 1962 г. в г. Сальске Ростовской области. Начало 1980-х: поступает в ростовское-на-дону Художественное училище им. М.Б.Грекова, где в то время уже учится Тер-Оганян, и имеет в нем (Кошляков, не Оганян) репутацию полного идиота: подвиг радиста нарисовал! Большую картину маслом на холсте, где изобразил героическую гибель радиста в степи от взрыва во время боевых действий Великой Отечественной войны. Учащиеся училища были шокированы такой темнотой. - "Футуристов", вроде меня, - рассказывал Оганян, - конечно, было раз, два и обчелся, но все-таки все учащиеся были парни городские, продвинутые, рисовали кто сюрреализм, кто что-нибудь мистическое; войны, если и рисовали (были такие), так звездные; но чтобы войну Великую Отечественную - таких не было. - Нет, ну, конечно, были хитрожопые хитрожопы, которые и "подвиг разведчика" рисовали, и Ленина на броневике, и съезд комсомола, но с теми все было ясно, да и те для себя если что и красили, так опять же сюрреализм. А этот - сам, по доброй воле - и такое! А это он - от невинности. Паренек из города Сальска решил стать художником - ну так нужно писать картины серьезные, большие, на серьезные темы - про войну и т.д. А что же еще рисовать серьезному художнику? Не цветки же? Ходил, можно добавить, Кошляков в это время обутый в футбольные бутсы с шипами. Не чтобы прослыть оригиналом (такое как раз было в его пользу), а - опять же от невинности: а что? хорошие ботинки, крепкие - и недорогие!

Так что тогда Оганян с Кошляковым не подружились. Подружились они уже примерно году в 1986-м, когда К. работал декоратором в театре оперетты, хотел как-нибудь поступить в Союз Художников СССР, а для души писал жанровые картинки из донской жизни: казаки, казачки и все прочее. Тут-то Тер-Оганян и обнаружил в К. несомненный живописный талант и взялся его патронировать. Стал давать советы, наставлять, подсовывать книжки с изображениями произведений Матисса и Пикассо, а то и Малевича и Поллока. Результат: Кашель, под влиянием О., все более и более переходит к "современному искусству" - сначала к чему-то вроде импрессионизма, затем, к 1987-му году, уже и к чему-то типа фовизма а-ля какой-нибудь Дерен (для Ростова-на-Дону тех времен - дикий авангард), и уже и не собирается как-нибудь пристроиться в Союз художников, а - - -

А в 1989-м году Ог. почти силой заставляет Кошлякова переехать вслед за ним в Москву. И поселяет у себя, сначала на Речном вокзале, а затем на Раушской набережной и год содержит, пока Кошляков не начинает зарабатывать сам. И уже году к 1991-му - см. начало сообщения.

Опишем, какие именно произведения приносят К. успех. Это вот что: на огромных картонах (2 на 3 м и еще больше), изготовленных из найденных на помойках ободранных ящиков от телевизоров, холодильников и прочего, бледной, сильно разбавленной белилами темперой он пишет виды Рима, Венеции, всевозможные классические развалины. И затем это - выставляет. - И все? - удивится читатель, привыкший, что в контемпорари арт должен быть трюк и фокус, - просто виды Венеции? Именно так. Кошляков есть чрезвычайно редкий в нынешнем актуальном искусстве автор таких произведений, которые не сводятся к их словесному описанию, а которые нужно именно прийти на выставку - и посмотреть. И посмотреть - живьем, в натуре, а не репродукцию. Ибо репродукция - все-таки не передает силу и (стыдно при людях такое и вслух сказать!) красоту, с которой все это изображено. Впрочем, немного все-таки передают - см. репродукции далее. При этом просьба обращать внимание на проставленные возле репродукций размеры. Это важно: это не картоночки чемоданного формата, а это - - -

Впрочем, концептуальный момент во всем этом тоже есть, и весьма сильный. Персонажность. Кто таков человек, который это делает? Это советский дикий человек, который, пребывая в убогости и нищете, на каком нашел материале (картонные разодранные ящики), какими нашел красками - темпера, экономии ради сильно разбавленная белилами, - изображает видение - мечту! - мечту об иной, прекрасной жизни! - и мечту не просто, а мечту художника, Италию! - но получается совсем не так, как хочется: разбавленная краска течет (вся картина в потеках), картон - рваный, гофр там и сям торчит наружу, как ты его ни записывай, да и Италия эта, если подумать, - собственно, посмотреть - на самом-то деле тоже одни руины. То есть, на руинах одной великой Империи ее одичавший сын пишет свою мечту, которая оказывается - руины другой великой Империи. Такового персонажа придумал В.Кошляков, от лица его он это все и пишет. Но при этом всего сильней - что он его не придумал! (см. сообщ. Ирония в "Оганяне"). Потому что на самом деле - он сам как раз и есть такой персонаж! Потому что он действительно дикий паренек из Сальска, который пишет действительно то, что ему нравится, - и то, что общепризнанно является Классикой и Всем Высоким, Прекрасным и Возвышенным - и не его вина, что это оказывается тоже руинами. Таков, примерно, смысл - или лучше еще использовать термин "мессидж" - живописи Кошлякова В. Которая, кроме того, еще просто очень хорошая живопись - что нынче бо-о-ольшая редкость.

2. Некоторые анекдоты из жизни В.Кошлякова:

2.1 - Что это у тебя? Дай посмотреть! - говорит Кошляков, видя большую толстую книгу у Оганяна в руках. Взял, листнул. Разочарованно возвратил: -А, буквы!

Но это было давно. Перебравшись в Москву, Валерий Николаевич обнаружил: нынче быть одним глазом и рукой мало, нынче художник должен быть еще и теоретиком. И буквы стал все-таки читать, и вникать, и сейчас я никак не удивлюсь, если Кошляков и про дискурс к месту ввернет, а может, и Фуко процитирует.

2.2 - Вот "Итоги" - хороший ведь журнал! Про искусство пишут, и в общем - правильно, - все понимают. Но зачем в начале - половина каждого номера! - какая-то ерунда, про Ельцина, Зюганова, Чубайса. Понятно, раньше заставляли про политику писать. Неужели и сейчас заставляют? - говорил В.Кошляков. И очень был удивлен, когда ему объяснили, что подавляющее большинство людей, покупающих "Итоги", покупают их именно из-за первой половины - про Ельцина, Зюганова, Чубайса. А то, ради чего покупает журнал Кошляков - это на самом деле так, довесок.

2.3 В.Н. Кошляков - большой любитель помоечек. Выходя на прогулку, он возвращается с мешками понасобранного на помойках самого разного хлама: тряпочек, картиночек, каких-нибудь вазочек, венских стульев и т.д. и т.п. - пригодится! И, действительно, пригождается - теми или иными способами он использует все это в разных объектах, инсталляциях и т.д. На помойках он и картон собирает для своих произведений.

И вот. Один раз в галерее Гельмана был ремонт. Гельман дал указания рабочим - как что красить, откуда куда тянуть проводку, куда выносить мусор, - и ушел. А Кошляков как раз пошел к нему. И на подходе к галерее - помойка. - Иду, смотрю, - рассказывал Кашель, - сколько картона кто-то выкинул! Подошел поближе - да это же мои картины! Оставленные Гельманом без присмотра рабочие сочли их просто испачканным картоном - и вынесли на помойку.

2.4 В конце восьмидесятых водка стоила очень дорого. Тем более - относительно доходов деятелей ростовской богемы, которые были людьми пьющими, но малоимущими. То есть, на водку денег никогда не хватало. На начать пить еще кое-как удавалось наскрести, а вот на продолжить - отнюдь. И тогда отправлялись к Кошлякову, у которого деньги были - всегда. Не потому, что у него были какие-нибудь особые доходы, а потому что он к деньгам относился серьезно, умел соотносить свои возможности со своими потребностями, и вот как-то получалось, что деньги, оказавшись у него в руках, не - - -, а расходовались равномерно и планомерно. И как за последнюю соломинку, ростовские художественные алкоголики и хватались за кошелек Кошелькова: - Валерий Николаевич, давай срочно 6 рублей. Сначала фраза заканчивалась словами "до понедельника" или еще каким-нибудь выражением в этом духе; постепенно это отпало: ни в какой понедельник денег, конечно, не появлялось, а если порой и появлялись, то тратились они, конечно, не на раздачу долгов. Валерий Николаевич сокрушенно вздыхал, но всегда просимые деньги давал. Для проформы ему объясняли: "В "Солнышке" "Ала-башлы" выбросили, пойдем? Там уже все наши!" - Да нет, вы уж сами там... - смущался Кошляков. - Я тут лучше пока чего-нибудь покрашу.

3. А вот анекдоты о В.Н.Кошлякове пера (клавиатуры) Максима Белозора, из его книги "Волшебная страна":

3.1 Художник Валерий Кошляков - человек очень простодушный. Однажды Авдей Степанович Тер-Оганян познакомил его с известной ростовской инакомыслящей Мариной П., нынче одной из ведущих журналистов радио "Свобода". Через несколько дней она встречает Авдея Степановича и выговаривает ему: "Кого ты ко мне привел? Мне было так неудобно!" Оказывается, пришел Валерий Николаевич в гости, сидит, чай пьет. А вокруг все: Сахаров, Сахаров! Валерий Николаевич и спрашивает: "А кто такой Сахаров?" Все на него посмотрели, покашляли, но, однако, объяснили. И опять: Солженицын, Солженицын! Валерий Николаевич смутился было, потом чаю выпил и спрашивает: "А кто такой Солженицын?"

3.2 Когда стало известно, что Мирослав Маратович Немиров собирается жениться на Юлиньке Глезаровой, все говорили: идиот! Один Валерий Николаевич сказал: - Ну а как же? Как же он не будет жениться? Он же там жил, питался...

3.3 Валерию Николаевичу мама из города Сальска часто присылала сало, крупы, чеснок и другие сельские продукты. И он всех угощал. Как-то пришли к нему в мастерскую барышни. Валерий Николаевич налил им чаю, нарезал сала и говорит: - Угощайтесь, девчонки, кушайте! Вот, чеснок берите, очень помогает от глистов!

3.4 Однажды Авдей Степанович Тер-Оганян и Валерий Николаевич Кошляков ехали в метро. Авдей Степанович купил газету, сел в вагоне, собрался читать. Кошляков вообще не особенно читатель, а в метро сроду не читает. А тут вдруг вынимает из портфеля книгу. Авдей Степанович удивился: что за книга? Посмотрел. Книга называлась "Гайморит".

3.5 У Валерия Николаевича Кошлякова в Ростовском театре музыкальной комедии была мастерская под самой крышей. Туда к нему приходили друзья. В то время в театре шел спектакль, в котором актрисе по сюжету нужно было моментально переодеваться. В гримерную она не успевала, а забегала за кулисы, сбрасывала с себя одежду и надевала другое платье. Валерий Николаевич знал наизусть все спектакли. Когда начиналась определенная музыкальная фраза, Валерий Николаевич прислушивался, говорил: "Бежим!", и все, кто у него находился, бежали и лезли на колосники. Оттуда было отлично видно переодевающуюся актрису. Она раздевалась полностью, почему-то даже снимала трусы.

3.6 У Авдея Степановича Тер-Оганяна на полке лежал воздушный шарик. Такой американский, тощий и длинный, похожий на сосиску. Я приставил его к одному месту и помахал. Авдей Степанович очень обрадовался: - Вот реакция нормального человека! А то вчера Кошляков приставил его к носу: смотри, говорит, какой смешной нос!

3.7 Авдей Степанович Тер-Оганян пожаловался Валерию Николаевичу на то, что тетка на улице назвала его дедулей. Кошляков ответил: - Это ничего, старик. Меня на улице часто за деда принимают. Лет обоим тогда было едва за 30.

4. опять мои, М.Немирова сообщения:

Последние лет уж 8 К. живет по большей части в Германии, в Москве бывая наездами в год на месяц-другой. В Германии ему очень не нравится. Даже кроткого, законопослушного, практически непьющего, совершенно не склонного к бытовому безумству Кашля полицейщина германской жизни душит как - - -. (Впрочем, и французской - вообще европейской.) Но в России для художника типа Кошлякова места нет - абсолютно. Хорошо каким-нибудь акционистам: показал раз в год жопу - остальное время числишься известным мастером концептуального искусства, ходишь на вернисажи, порой и грант какой-нибудь от какого-нибудь Сороса перепадет. Кошлякову же для работы нужна большая мастерская - картины три на пять метров в комнате в коммуналке не нарисуешь, - нужны покупатели, которые покупали бы эти картины - и опять же, это не комнатного формата картиночки, а произведения, требующие для себя соответственных помещений - музеев или жилищ уж совсем сумасшедших богачей. А музеи наши - - -, а богачи, конечно, есть, и помещениями подходящих размеров они обладают, но чтобы покупать для украшения этих помещений гигантские картины, написанные на рваном картоне, - до этого общественное сознание российских богачей еще не доросло. Так что - - -.

5. А вот некоторые истории о Кошлякове В.Н., добровольно сообщенные моей Птичкой:

5.1 Когда товарищество художников "Искусство или Смерть!" перебиралось в Москву, все они привезли много картин - каждый по полсотне или сотне картин. Валерий Николаевич привез одних этюдов - 500 штук. Некоторые этюды были записаны с двух сторон - с оргалитом были проблемы, поэтому К. ради экономии писал и с той, и с другой стороны. Так же К. использовал холсты - напишет с одной стороны, потом перетянет на другую сторону и опять напишет - писать хотелось, а материалов не было. А у Оганяна многие картины были написаны на старых пеленках его детей.

5.2 Первой выставкой, которую повезли за границу вместе с Кошляковым, был "Зверинец" - мраморный пол, фонтан, пантеры, леопарды, павлины, тигры, пальмы - все невероятно красиво. Звери были нарисованы (как и все остальное) на картоне, вырезаны по контуру и расставлены на мраморном (из картона) полу - типа как гигантская детская книжка-раскладушка, когда из бумаги вырастают дворцы, принцессы, замки... Все Валеру поздравляли - первый выезд как-никак, только Кошляков был совсем не радостный. Причина его кручины состояла в том, что все звери сзади подпирались палочками - простыми деревяшками, найденными на помоечках. И вот - кураторы выставки запретили Кошлякову вести с собой эти палочки - это же лишний вес. Валера кручинился - где я за границей такие хорошие палочки найду? Это здесь я вышел и нашел, а там - я и где помоечки там, не знаю. В аэропорту таможенники, проверяя Кошляковский багаж, были шокированы - в его чемодане лежали две рубашки и куча палочек и дощечек - неструганных, серых, грязноватых - это Валера все-таки взял самые стратегически важные палочки с собой.

5.3 В середине 90-х Кошлякова некая влиятельнейшая художественная компания взялась вывести в мировую художественную элиту. Кашля привезли в Париж, дали ему гигантскую мастерскую, какие угодно материалы - краски, холсты, все что пожелаешь, - богатый пенсион и приготовили контракт. Условия контракта были такие - 12 картин в год, определенного формата, на холстах, никаких картонок и проч., содержание любое, но желательно виды римских развалин. И - все. То есть больше картин рисовать нельзя - будет переизбыток, меньше тоже рисовать нельзя - у них все схвачено, покупатели определены. Кошляков удивился: - Я за месяц 12 картин нарисую! А что потом год делать? - Как что? Гуляй, наслаждайся жизнью, путешествуй... Денег у тебя теперь будет много. Надо ли говорить, что Кошляков той же ночью тайком бежал из Парижа? - Пусть я буду в Москве, в коммуналке, на драных картонках писать, но я буду писать, сколько захочу - и что захочу.

5.4 Году в 1997 он - Кашель - получил заказ от какого-то промышленного гиганта - нарисовать его портрет. Завода. Пейзаж то есть - и завод в нем. За относительно неплохие деньги. В его, Кашля, обычной манере: картон, текущая краска, огромные размеры - но чтобы было - - -. Чтобы, короче, перед иностранцами не стыдно, которые посещают головной офис. Кашель вызвался. Красил он в мастерской на Бауманской. И - очень этого стыдился. И когда кто-либо приходил, Кашель старался быстрей как-нибудь эту работу закрыть, чем-нибудь занавесить - не смотрите, ребята, это так, фигня, халтура - хуля делать, бедность! - А я посмотрел, - говорит Ог., - чего Кашель, дурак, стесняется? Получается – офигительно. Ну, и мысль сама безумная - завод нарисовать в кашлевой манере. И что заказано - это же заебись и правильно, так и должно быть, и Микеланджело и Веронезе заказывали. Гордиться такой работой надо, а не стыдиться! Но Кашель стыдился - и переубедить его Ог не смог.

6. А обещанные репродукции где? - изумляется читатель. Что это такое вообще - статья об искусстве живописи - и без единой картинки? Так вот, сообщаю: неправдочка ваша! Есть картиночки! Картиночки есть, и до фига, и большого размера, и еще впридачу и с пояснениями и комментариями. Только я, чтобы не загромождать ими текст - да они и не поместились бы, они большие, - вынес их на отдельный, специально для таких штук мной (на самом деле, конечно, Моей Птичкой - плюс при помощи М.Вербицкого) изготовленный сайт "Картиночки": http://nemirov.rema.ru.

Для особо глупых, объясняю, как им пользоваться. Зайдя на главную страницу, найти портрет В.Кошлякова (над ним так и написано: Кошляков, Валерий). Щелкнуть по нему. Появится куча маленьких картиночек: микрокартиночек с - - -. Щелкай по каждой - получишь ее в увеличенном виде - и комментарий.

И вообще, заходи почаще на этот сайт: там много всего разного и познавательного.

7. В заключение - как бы официальный послужной список К. Перечень основных его выставок: (Если в скобках написано "Каталог" - значит устроители потратились на то, чтобы к выставке был издан этот самый каталог.)

1988: "Италия имеет форму сапога", Ростов-на-Дону.

1989: Выставка в кооперативном туалете, Ростов-на-Дону.

1991: "Ночь в Венеции", Галерея Гельмана, Москва (Каталог).

1991: "Под небом Италии", Дворец Сакала, Таллин, Эстония.

1992: "Парфенон", галерея в Трехпрудном, Москва.

1992: "Дуэты" (совместно с В.Брайниным), Галерея "Доминус", Москва.

1992: "Живопись и скульптура" (совместно с В.Дубоссарским), Галерея в Пересветове пер., Москва.

1992: "Большой заказ", Галерея La Baze, Париж.

1993: "Живопись и скульптура" (совместно с В.Дубоссарским), Русский музей, Санкт-Петербург.

1993: "Актеры приезжают в город". В рамках российско-голландского проекта "Exchange/Обмен", Москва.

1993: "A Mosca... a Mosca..." Galleria Communale d'Art Moderno, Болонья (каталог).

1994: "Темные аллеи" (совместно с В.Дубоссарским). Якут галерея, Москва.

1994: "Перспективная архитектура", Архитектурная галерея, Москва.

1995: "Фонте Латино". Галерея Бишофф, Штутгарт

1995: "Fuoscoso" (совместно с Ю.Шабельниковым), Галерея Гельмана, Москва.

1995: "Нонконформисты". Музей Людвигсхафен (каталог).

1996: "Полигимния". Акция (роспись камней на стройке), Галерея Бишофф, Штутгарт.

1996: "Полигимния". Галерея Гельмана, Москва

1996: "В. Кошляков", Галерея Шульц, Берлин.

1997: "Место жительства". Галерея Русского искусства, Женева (Каталог).

1998: "Города - герои". Галерея М.Польский, Чикаго (каталог).

1998: "Храм искусства". Галерея Гельмана. Москва.

1998: "Эрмитаж для домоуправления # 5". Акция. Москва.

1999: "Ритуальное пространство", Архитектурная галерея, Стокгольм.

1999: "Альбом для рисования". Галерея М.Польский, Чикаго (Каталог).

1999: "Под крышей" (совместно с Райнером Герс). Центральный выставочный зал "Манеж", Москва.

2000: "С Юга. К Северу. На Восток". Ивановский художественный музей (Каталог).

2000: "Изба". Инсталляция. Галерея Гельмана. Москва.

2000: "Кабинет": Тверская картинная галерея.

2000: "Полюс холода". Русское современное искусство. Париж (Каталог).

2000: Фестиваль Garrone. Тулуза (Каталог).

2000: "Южнорусская волна". Русский музей, Санкт-Петербург (Каталог).

Но это далеко не все! Вообще, довольно странная выборка. Нет, например, "Украшения Красивого" - 1989; нет упоминания об отличной (и огромной) выставке в МДМ осенью 1990, о не менее замечательной экспозиции Кашля на большой коллективной выставке в Царицыно; выпала куча выставок и акций в Трехпрудном ("Море водки", например, совместно с Тер-Оганяном) - и это только то, что я помню лично. А др.?

Вот то-то же.

Переходите к "Картиночкам".

Картиночки

1. Вот он был каков в 1991 году. Фото из тогдашней "Столицы" - был такой неплохой журнал.

2. Константин. 1992. Гофрокартон, темпера, 250х200

Одно из ранних произведений К., описанных в сообщ. в руссру. Но во-первых, их таких было гораздо больше - десятки! - во вторых - чего-то здесь представлены чего-то как раз не лучшие. Мне как раз многие другие как раз больше нравились. Более беленькие, зелёненькие. Или он их пораспродал?. И времена были такие что и слайдов не осталось хоть сколько-нибудь приличного качества?

3. Голова лошади. 1991 Гофрокартон, темпера, 220х240

Такие, такие были времена! Слайд сделать - стоило денег, которых не было совсем; да и даже за деньги их делали плохие фотографы плохими фотоаппаратами на плохую пленку. Теперь эти слайды можно использовать только как сувениры. А от чрезвычайно многого остались в лучшем случае и вообще одни черно-белые (вернее - серо-серые) фотографии.

4. Венеция. 1991 Гофрокартон, темпера, 250х250

В Венеции Кашель тогда, конечно, еще не был. То есть - это так, Мечта.

5. Фонтан во Флоренции. 1993 Гофрокартон, темпера, 250х320

А это, видимо, уже работа с натуры. Кашель к тому времени уже вовсю вышел на международные просторы.

6. Выборы Цезаря. 1993 Коллаж на мраморе, 490х1500

Т.е., он где-то раздобыл мраморные глыбы, художественно расставил их (еще раз обращаю внимание на размеры : 490 х 1500см - 4,9 м в высоту, 15 м в длину!), нарисовал картину - "Выборы Цезаря покрыл мрамор фотоэмульсией - и - спроецировал свой набросок на мрамор! Работы - пиздец! Интересно где оно теперь? Неужто мрамор разобрали потом, да пустили на облицовку какого-нибудь метро? Или же стоит теперь где-либо в саду у какого-нибудь богача в каком-нибудь Милане?

7. Капитолий. 1995 Гофрокартон, темпера, 300х400

Тоже, наверно, с натуры. Только чего-то - - - Как-то пустовато. Хотя, размеры, конечно, впечатляют.

8. Парфенон. 1995 Гофрокартон, темпера, 300х450

Тоже, наверно, с натуры. И тоже чего-то мне как-то не очень, чтобы - - - Вообще, середина 1990-х - не лучший период в жизни Кошлякова В.Н. Впрочем - в чьей жизни он был лучший период?

9. «Ресторан в Венеции». А это попытка сменить тему. В той же эстетике – но не древние развалины, а что-нибудь современное. Ну вот, например, венецианский ресторан. Попытка, по-моему, - во-всяком случае, если судить по репродукции (оригинала не видать) – не особенно, чтобы особенно. Середина 1990-х! Пора томлений и сомнений!

9. Руанский собор. 1997 Гофрокартон, темпера, 300х200

Постмодернизм в его самом образцовом виде. Ибо этот Руанский собор кто только - и именно в этом ракурсе - не изображал! Наиболее известна серия К.Моне - у него изображений этого собора с одной точки, но в разных атмосферных условиях - штук 30. Ну, вот К. и свой вариант предоставил. И, между прочим - красиво.

10. Готика. 1998 Холст, см.техника, 300х200

Сменил материал - уже не картон, а холст. С этим, кстати, много лет у Кошлякова были проблемы: галерейщики, с которыми работал К. постоянно настаивали, чтобы он отказался от картона и перешел как положено на холст. Ибо картон - гораздо трудней продавать. Покупатели сомневались, - что это за искусство, на ободранном холсте? Это действительно серьезно и престижно и стоит денег, вы не шутите? А холст - дело надежное, проверенное, раз на холсте, значит искусство. В конце концов - голод не тетка - пришлось уступить. Техника, впрочем, оставалась та же: белила, потеки. Впрочем, не совсем та же: для красоты - и для пущей адекватности - если присмотреться, можно увидеть, что К. вклеил в тело картины до фига репродукций всевозможной классики. Получилось по моему во-первых - смешно, а во-вторых не скажешь иначе ничего кроме - охуительно. И вклейки в частности, и самое произведение в целом.

11. Русский храм. 1998. Холст, акрил, 300х200

Поменял краску - перешел на акрил. Не стоит на месте! Экспериментирует!

12. Деревянный храм. 1998 Холст, акрил, 300х200

13.1 Полигимния. Москва - Третий Рим. 13.2 Полигимния - Парфенон 13.3 Полигимния – Парфенон 13.4 Полигимния. Мираж

Собственно, это фотомонтаж. Изображения римского коня и Парфенона и т.п. – Кошляков изготовил маленькие, сфотографировал на слайды; спроецировал на соответствующую фотографию видов Москвы; все вместе сфотографировал снова. Симулякр, короче говоря. Означаемое без означающего. Но так не вышло - означаемое пришлось-таки изготовить:

13.5 Трансформаторная будка, украшенная Валерием Кошляковым и сам В.К. 13.6 Трансформаторная будка-2

Как известно - см. Бауманская-13 в Оганяне - К. имел мастерскую в доме на снос. Занятую с ведома местного домоуправления, но, понятно, нелегально. И вот. Для вызывания к себе большего почтения и - - -, Кошляков обязательно дарил работникам домоуправления помимо всяких обязательных материальных подарков, типа кофточек из Парижа, духов из Милана, денежных знаков различных достоинств, также и каталоги всех своих выставок. Подарил и "Полигимнию". Тут-то и - - - Домоуправу очень понравилось Кошляковская идея: - Отлично! Самое то, что надо! У нас сейчас как раз месячник благоустройства и украшательства территории начинается, - вот ты нам все это и нарисуй! Укрась! К. оторопел, но деваться некуда: назвался груздем - полезай в кузов. Пришлось рисовать.

14. Орнамент. Стратегия наполнения. Клейкая лента

А это я не понял. По-моему, ерунда какая-то. Какие-то индейские мотивы - к чему? Зачем? Но вскоре он освоился с этой технологией - клейкой лентой, и - - - См. далее

15. Джоконда. 1999 Ивановский музей, стена, скотч

Размер не указан, но, наверно - - - Из скотча выклеил! Освоил-таки (см. предыдущее) новый материал. Ай молодец!

16. Ритуальное пространство. 1999 Ивановский музей, стена, скотч

Старые мотивы - в принципиально новой технике. Размеры - понятны

17. Гаттамелата. 1999 Ивановский музей, стена, скотч

Этого римского всадника на коне он уже, помню в (1990? 1989?) красками рисовал. Вот - он же в новой технике Что такое «Гаттамелата»? Не знаю.

18. Аппликативный музей. 1999 Фрагмент экспозиции в Ивановском музее. Стена, скотч

Интересно, заплатили ли ивановцы за это все? Это ведь у них осталось на стенах, это с собой не унесешь. Может и заплатили, но сколько может заплатить ивановский музей? 3000 руб. за все? А может, после отъезда Кашля старательно все отскоблили скребками и понаповешали, как и было, свои "Заседания Парткомов" и русские пейзажи.

II. Дополнения 2009

1984 – 1985 (?)

После училища – армия. Погранвойска, турецкая граница. Из армии Кошлякову больше всего запомнились турецкие пограничники, ежедневно на своем берегу реки среди бела дня ебшие осла.

1985 - 1986 (?)

Затем – служба директором картинной галереи в станице Пухляковка. Там жил видный советский писатель Калинин, автор среди прочего романа про Будулая по которому в 1980-е был снят многосерийный телесериал, имевший бешенный успех. И – он еще был коллекционер живописи. Советской вообще – и специально ростовской, донской. Что-то он покупал, что-то – большую часть – ему, как видному советскому писателю видные советские художники дарили – не большие полотна там типа «Ленин на каком-нибудь съезде говорит речь с бронепоезда», а так, этюды, пейзажики… Вот он и устроил галерею в родной станице. У Кошлякова остались самые нелестные воспоминания о писателе Калинине, но особо он не распространялся, не будучи любителем злословить и вспоминать дурное. - А! – говорил он и махал рукой, при воспоминании о Пухлякове - и этим ограничивался. И все было, в общем, примерно понятно. Советский писатель, обласканный властями, автор телесериалов – чего тут добавлять? Сразу ясно, кто таков, каковы его нравы и повадки.

1989 украшение красивого


Работа Эрла Морана, одного из классиков картинок пинап. Начало пятидесятых. Джейн Мэнсфилд он, Моран, сфотографировал – а поскольку он всё же был художник, а не фотограф, то по фотографии он ещё и помазал кое-где краской - превратив её тем самым из произведения искусства фото в произведение искусства живописи. Которые гораздо более уважается народом - и просто гораздо дороже стоит. Он целую серию таких работ с ней изготовил. Ход вполне в духе поп-арта - которого тогда, кстати, ещё и не было в проекте!

В конце 1980-х аналогичную вещь осуществил Кошляков В.Н. Он осуществил выставку "Украшение Красивого". Это вот чего было. Это он, в 1986-89, работая декоратором в Ростовском театре оперетты, в подвале его нашёл чёрно-белые фотопортреты оперетточных ростовских звёзд 1950-х - афишного размера на картоне, изображавшие людей, являющихся носителями лиц, которым в большой степени присуща такая весьма опереточная (собственно, как и положено в оперетте) красота. Помятые, кое-где попорченные водой, где-то даже и продырявленные. Вот из этих портертов и состояла первая выставка в Москве Кошлякова, называвшаяся «Украшение Красивого». - и получилось охуительно красиво. Состояла она в том, что, чтобы эта красота была и еще красивее, Кошляков еще мазнул по этим портретам там и сям дикой розовой краской системы "фрутелла" невероятной степени своей розовости. Вышло, действительно, красиво уж до неприличия. До оторопи. Плохие казённые да ещё и порченнные фотки стали действительно произведением живописного, притом контемпорарного, да ещё и офигительно красивого (что для контемпораррного арта - вообще небывалое дело) искусства. Тырц-тырц

(Потом он много ещё чего наработал в этом духе. Он вообще много наработал - производительность его не знаю, как сейчас, но тогда - была поразительной. - Работа художника очень физически тяжелая – жаловался Кошляков. И это факт – у Репина даже левая рука отсохла – много десятков лет он на весу на отлете держал в ней палитру. Пришлось Репину изобрести специальную палитру, которая крепилась к поясу.)

Сейчас примерно таким занимается Тимур Новиков: берет невозможно красивую ткань – всевозможную блестящую, парчу, атлас - и нашивает на нее до невозможности красивые иконки в глазуновском духе. Но только Новиков снабжает все это еще довольно противной, поунацистской-полупедерастической, идеологией "неоакадемизма", которая впридачу на самом деле – и это особенно противно – является шуткой: подмигиванием зрителю: вы не подумайте, что я дурак и мне такое действительно нравится – я это на самом деле только для смеха! Чтобы посмеяться над дураками, которые все это примут за чистую монету! Ирония, блин. Противно.

Кашель все это делал раньше – и делал лучше – в смысле, что красоты было – больше - и идеология его была интереснее: на фоне всеобщей иронии (см.) это была как бы антиирония: - Да, все это ужасно глупо и достойно осмеяния, но если честно, то – мне именно такое вот и нравится! – таково – если я конечно, правильно понимаю – было послание, вкладываемое Кошляковым в свое произведение.

Ну, а в этой картинке - тут даже и не украшение, а выставленная напрямую, как есть: и так хороша. Реди мейд, короче. Т.е. тут вот что: типичный постомодернизм: образцово исполненный опыт манипуляций с контекстом. К. выставляет картинки "украшенные": - в их ряду помещает "неукрашенную"; - она, именно из-за того, что находится в ряду "украшенных", начинает восприниматься тоже как "украшенная"! Нуль-прием: "теснота стихового ряда", "перенос семантических признаков" и т.д., от Тынянова до Филлмора.

1991

К гузелиному сообщению про инсталляцию со зверями. Вот эта инсталляция. Это подвал с оконцем – и по нему расставлены вырезанные из картона и расписанные Кошляком фигуры зверей, фонтан, выстелены «мраморные» (картонные) полы… Картинка очень плохая, впечатления не передает. А впечатление было - - -! Пример.

Как раз вскоре после этого приехал в гости ко мне Шаповалов Ю. – я его потащил на Трехпрудный к художникам. Пили, беседовали – у Оганяна. Он тогда еще пил, и пил очень даже основательно. - А пойдем я тебе кое-что покажу! - Да ну на - - -, - отвечал утомленный от обилия впечатлений Шапа. - Да пойдем, не пожалеешь! выдающееся произведение современного искусства! - Да ну в баню, - отвечал Шапа, - видел я эти выдающиеся произведения. Опять пробирки, небось, с калом и мочой? (Он уже произведений искусства насмотрелся до полной усрачки и теперь его интересовал исключительно спирт «Ройал», которым нас угощал Тер-Оганян, и который, кроме того, мы и сами предусмотрительно принесли с собой.) Кое-как я его заставил подняться и пойти. Прошли по коридору. Зашли в мастерскую Кашля. Там был полумрак. И - по всей комнате были расставлены эти павлины, фазаны итд, и в полумраке они горели, как усеянные рубинами и диамантами – хотя при этом было видно, что это – плохой картон, плохая краска, жидко разбавленная… Но как-то сделано все это было так, что пылало и сверкало. Впечатлительный Шапа стоял, как обосравшись. - Да, - некоторое время спустя сумел вымолвить он. – Хорошо, что ты заставил меня все-таки посмотреть на это. Это не пробирки, да. Собственно, это вот и есть то, что называется Живопись.

Та картинка, которая изображает Кошляковскую инсталляцию – ну все-таки очень плохая. Поэтому вот другая – с тем же сюжетом и в том же примерно духе. Это Михаил Ларионов, классик русского – а потом французского авангарда 1910 – 1930-х. И тоже – очень хорошая живопись. И тоже – горят и сияют. Но у Кашля – насколько я запомнил – все-таки было и безумнее, и - - -, и горели и сияли – больше. (Самих зверей, кстати, было тоже значительно больше). Впрочем – и восемьдесят лет ведь не просто так прошли.

1990-х конец

К концу 1990-х К. приходит к выводу, что заграничная слава – хорошо, но нужно, чтобы тебя знали и на Родине. И начинает пытаться добиваться, чтобы его выставки были и здесь, в России, и не только в Москве и Питере, а - - - Вот это оказывается чрезвычайно - - - Провинциальные музеи:

1: такой живописи пугаются, и их нужно долго и упорно уговаривать, что это хорошо и правильно

2: у них нет денег на перевозку картин и все прочее.

И. И Кашель тратит время и силы на то, чтобы разъезжать по этим провинциальным музеям, показывать их начальству альбомы и каталоги, и убеждать, убеждать, убеждать, что это нужно у них выступить. Убедить удается одного из десяти. И – договаривается, и – на свои деньги упаковывает, везет картины, развешивает, сторожит… Так он проводил выставку в Иванове, в родном своем городке Сальске, где-то еще…

(Кошляков В.Н. – как, надеюсь, читатель уже понял из предыдущего текста, является чем-то типа ангела из плоти; я бы в такой ситуации – когда нужно кого-то в чем-то убеждать явном и очевидном – да еще провинциального начальника – на третьей бы минуте разговора – нет, не плюнул бы в морду, не такой уж я сумасшедший ебанат – а просто вежливо бы раскланялся, и более - - -.)

Таков В.Н. Кошляков.

2002, Вена


Наливает-то - не что-либо, минералочку.

фото - И.Мухин

2005 03

А.Ковалёва собрание материалов о Кошлякове. http://www.livejournal.com/users/kovalev_org/47736.html?nc=1

Куча рецензий и статей, все хвалебюные – Кашель художник попосвый (в хорошем смысле), нравится всем, как битолзы. Ругательная одна: рисовать не умеет, все "картины" в потёках - даже краску не умеет развести, чтобы не текла. Этот "художник" прославился тем, что в молодости сделал выставку в публичном сортире - там ему и надо было оставаться. Рецензия эта - яблоко.ру. Симптоматично.

А в ещё одной статье сказано, что Кошляков был сначала участником товарищества "Искусство или Смерть!", а потом перешёл в "Осумасшедшевшие Безумцы". Последнее, увы, неправда. Ни Кошелёчек, ни А.С.Тер-Оганян в Безумцах не состоят. Авдюша - принципиально, считая нашу деятельность, - как и всё, чем я когда-либо занимался (кроме стихов) - хуйнёй какой-то; Кошляков же... Был бы он в Москве, - или, ещё лучше, в ЖЖ - я бы его в Безумцы, может бы, и заманил бы. Но он в загранице.

2005

Кошляков что изготовил:


Гельман сообшает:

«Готовимся к файн арт салону, который будет практически одновременно с арт-москвой. Решили на арт-москве более радикальный, а на салоне более "дорогой" стенд сделать. Эта трешка Кошлякова - размером 2.2 на 4 метра.»

Тут ещё что смешно: Кошляков в своё время написал - в этой же манере - огромное количество огромных видов Москвы. А сейчас живёт в Берлине, видов Москвы рисовать не может. А хочется. Ну, вот он нашёл советскую трёшку, и хоть с неё любимую Москву срисовал. В 1996 году они с Оганяном так пейзажи с винных этикеток срисовывали - в свободной импрессионистической манере.

teroganian Хорошь Кошляк, да медлителен, раньше нужно было, 15 лет прошло.

nemiroff Нет, как раз сейчас - самое время. Он же всё руины павших империй изображает - вот, написал ещё один фрагмент ещё одной павшей Империи. Именно время должно было пройти - чтобы этот фрагмент приобрел музейную ценность.

vi_o_vi вгляделась... еще раз... елки-палки... все-таки размер имеет значение...

nemiroff А размер имеет значение, да. Весь эффект абстрактных экспрессионистов - да и поп-арта - в том, что полотна у них гигантские, нечеловеческих размеров. А наши шестидесятники пытались то же самое делать - но в чемоданном формате. Выходил один смех.

vi_o_vi гениально сказано - чемоданный формат! и ведь не смешно...вот незадача...))) а что шестидесятникам было делать, если они и жили в чемоданном формате... куда такие махины втаскивать. а красок и холста расход чумовой - ни денег, ни мастерских. Да и сейчас не краше...