Менделеева — различия между версиями

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Удалено содержимое страницы)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Менделеева, Любовь'''
 
  
И Дух и Невеста говорят: прииди
 
 
''Апокалипсис''
 
 
<poem>Верю в Солнце Завета,
 
Вижу хори вдали.
 
Жду вселенского света
 
От весенней земли.
 
 
Все дышавшее ложью
 
Отшатнулось, дрожа.
 
Предо мной - к бездорожью
 
Золотая межа.
 
 
Заповеданных лилий
 
Прохожу я леса.
 
Полны ангельских крылий
 
Надо мной небеса.
 
 
Непостижного света
 
Задрожали струи.
 
Верю в Солнце Завета,
 
Вижу очи Твои.
 
 
22 февраля 1901
 
 
Или:
 
 
Я их хранил в приделе Иоанна.
 
Недвижный страж, - хранил огонь лампад.
 
 
И вот - Она, и к ней - моя Осанна -
 
Венец трудов - превыше всех наград.
 
 
И вот зажглись лучом вечерним своды,
 
Она дала мне Царственный Ответ.
 
 
Я здесь один хранил и теплил свечи.
 
Один - пророк - дрожал в дыму кадил.
 
 
И в Оный День - один участник Встречи - 
 
Я этих Встреч ни с кем не разделил.
 
 
8 ноября 1902
 
 
 
Или:
 
 
Вхожу я в темные храмы,
 
Совершаю бедный обряд.
 
Там жду я Прекрасной Дамы
 
В мерцании красных лампад.
 
 
В тени у высокой колонны
 
Дрожу от скрипа дверей.
 
А в лицо мне глядит, озаренный
 
Только образ, лишь сон о Ней.
 
 
О, я привык к этим ризам
 
Величавой Вечной Жены!
 
Высоко бегут по карнизам
 
Улыбки, сказки и сны.
 
 
О святая, как ласковы свечи,
 
Как отрадны твои черты!
 
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
 
Но я верю: Милая - Ты.</poem>
 
 
25 октября 1902
 
 
Александр [[Блок]], «Стихи о Прекрасной Даме».
 
 
Их целая книга, этих стихов, обращены они к Менделеевой Л., являвшейся, несомненно, главной красоткой пресловутого "Серебряного века", той, которая...
 
 
687 стихов он сочинил в честь нее!
 
 
А там вот как, насколько я смог понять, обстояло дело.
 
 
Огрубляя, конечно, вульгаризируя и искажая, но тем самым и выделяя суть из тумана недомолвок, намеков итд.
 
 
'''2.'''
 
 
Так вот: А.Блоку исполнилось 20 лет, и ему пришло время полюбить девушку.
 
 
А он был юноша начитанный - Соловьев, София, Премудрость, Вечная женственность, что-то там про Третий Завет и т.д., - и девушку-то полюбил (причем не сильно-то и разыскивая, полюбил первую, которая подвернулась, девушку с соседней дачи, Любу Менделееву, дочь профессора химии) - поэтому не просто полюбил, а как-то так сумел прийти к выводу, что она-то и есть та самая София-Премудрость, Вечная Женственность и т.д.; Соловьева я не читал, но насколько понял из смутных бредней Белого и прочих авторов тех времен, се есть, короче - еще одно, женское, лицо Божественной Троицы.
 
 
Или, то есть - не кто иной, как Иисус Христос в женском обличии.
 
 
Раньше, дескать, об этом нельзя было знать людям, что во Втором Пришествии Христос будет иметь женский облик, но вот - сроки исполнились, и Соловьев об этом сказал, а потом сроки еще более исполнились, и оно явилось, это женское воплощение Христа, и живет на соседней даче.
 
 
'''3.'''
 
И на нем даже можно жениться.
 
 
И даже - должно жениться, ибо Новый, Третий Завет соединит в себе дух и плоть, и чего раньше было нельзя - теперь стало можно, и даже нужно, и даже обязательно, и притом не просто так, а - для Спасения Мира.
 
 
Ибо Время - настало!
 
 
Друзья-мистики Сашу Блоку в этом убеждении всячески поддерживали.
 
 
В этом они и взялись и Любу убеждать: сама она еще, дескать, не понимает, кто она на самом деле есть, но вот они объяснят, и тогда...
 
 
'''4.'''
 
Поверила ли в это сама Люба?
 
 
Трудно сказать.
 
 
Вероятно, не очень поверила, - судя по тому, что о ней известно, она была девушка неумная, но практическая - но такое массовое поклонение ей, конечно, льстило и, конечно, убеждало ее, что насчет Иисуса Христа они, может, и перегнули, но что действительно она существо не простое, а особое - в это, без сомнения, поверила.
 
 
'''5.'''
 
Не может всего такого быть?
 
 
Чтобы вот так, ни с того ни с сего молодой человек пришел к выводу, что соседская девушка есть самый настоящий Иисус Христос, да еще такой, на котором можно жениться и все прочее?
 
 
И чтобы в это поверил не только один сумасшедший юноша, но и целая компания людей, и стали это осуществлять и проч. и проч.?
 
 
Наше время показало, что еще как может!
 
 
Эпопея начала 1990-х с Марией Цвигун, например, которой объяснили, что она Дэви Мария Христос, это все воспроизвела с еще более точной полнотой.
 
 
'''6.'''
 
- И как - не страшно ли Саше Блоку было Христа в постель волочить? - спрашивала, читая это, Птичка моя Мучача.
 
 
- Страшно, конечно! Он и не волок. Проституток посещал в больших количествах, а родной жене несколько лет только читал стихи и все такое прочее. Любовь Дмитриевна была крайне недовольна. Что и привело к массе всяких последствий и, в конечно итоге, окончательно снесло крышу и Блоку, и А.Белому, и которым помельче - С.Соловьеву там, Эллису...
 
 
Особенно когда все-таки выяснилось, что Люба Менделеева все-таки не Иисус Христос, а просто тетенька...
 
 
'''7.'''
 
Неужели они прямо так вот действительно во все это верили - Блок, Белый, Соловьев, Эллис и проч. и проч.?
 
 
Да как сказать... Я думаю, сразу и не верили, но и все-таки - верили.
 
 
Двоемыслие, описанное Оруэллом, - способность одновременно верить и в А, и в не-А, способность - вот главное - уметь себя заставить поверить в то, что нужно, - его ведь вовсе не большевики придумали. Оно ...
 
 
Собственно, это постоянное состояние человека,  всегда и во все времена.
 
 
Например, всякий человек знает, что он неизбежно и скоро смертен, - однако всегда и везде умудряется убедить себя этого как бы не знать, и...
 
 
'''8.'''
 
Если кто, прочитав вышепроцитированные и прочие стихи А.Блока, решит, что Л.Менделеева была субтильная декадентская фифа, он сильно ошибется.
 
 
Она была как раз образцовая русская девушка, румяная, с косой, статная, и даже мощная.
 
 
Именно такие исключительно и нравились Блоку - см. например, сообщение Дельмас, Лидия.
 
 
'''9.'''
 
Вот, например, как это было с Белым - из В.Ходасевичева очерка о нем.
 
 
"В 1904 г. Белый познакомился с молодым поэтом, которому суждено было стать одним из драгоценнейших русских поэтов. (То есть, с Блоком - М.Н.)
 
 
Их личные и литературные судьбы остались связанными навсегда.
 
 
В своих воспоминаниях Белый изобразил историю этой связи в двух версиях, взаимно исключающих друг друга и одинаково несправедливых.
 
 
Будущему биографу обоих поэтов придется затратить немало труда на выяснение истины.
 
 
Поэт приехал в Москву с молодой женой, уже известной некоторым московским мистикам, друзьям Белого, и уже окруженной их восторженным поклонением, в котором придавленный эротизм бурлил под соблазнительным и отчасти лицемерным покровом мистического служения Прекрасной Даме.
 
 
Белый тотчас поддался общему настроению, и жена нового друга стала предметом его пристального внимания.
 
 
Этому вниманию мистики покровительствовали и раздували его.
 
 
Потом не нужно было и раздувать - оно превратилось в любовь, которая, в сущности, и дала толчок к разрыву с Ниной Петровской (см.).
 
 
Я не берусь в точности изложить историю этой любви, протекавшей то в Москве, то в Петербурге, то в деревне, до крайности уложенную сложными характерами действующих лиц, своеобразным строем символистского быта и наконец - многообразными событиями литературной, философской и даже общественной жизни, на фоне которой протекала, с которой порой тесно переплеталась и на которые в свою очередь влияла.
 
 
Скажу суммарно: история этой любви сыграла важную роль в литературных отношениях той эпохи, в судьбе многих лиц, непосредственно даже в ней не замешанных, и в конечно счете - во всей истории символизма.
 
 
Многое в ней еще и теперь не ясно.
 
 
Белый рассказывал мне ее неоднократно, но в его рассказах было вдоволь противоречий, недомолвок, вариантов, нервического воображения. Подчеркиваю, что его устные рассказы значительно рознились от печатной версии, изложенной в его воспоминаниях.
 
 
По соображении всех данных, история романа представляется мне в таком виде.
 
 
По-видимому, братские чувства, первоначально предложенные Белым, были приняты дамой благосклонно.
 
 
Когда же Белый, по обыкновению, от братских чувств перешел к чувствам иного оттенка, задача его весьма затруднилась.
 
 
Быть может, она показалась бы вовсе не разрешимой, если бы не его ослепительное обаяние, которому, кажется, нельзя было не поддаться.
 
 
Но в тот самый момент, когда его любовные домогательства были близки к тому, чтобы увенчаться успехом, неизбывная двойственность Белого, как всегда, прорвалась наружу.
 
 
Он имел безумие уверить себя самого, что его неверно и "дурно" поняли, - и то же самое ответил даме, которая, вероятно, немало выстрадала пред тем, как ответить ему согласием.
 
 
Следствие беловского отступления не трудно себе представить.
 
 
Гнев и презрение овладели той, кого он любил.
 
 
И она отплатила ему стократ обиднее и больнее, чем Нина Петровская, которой она было во столько же раз выносливей и тверже.
 
 
Что же Белый?
 
 
Можно сказать с уверенность, что с этого-то момента он и полюбил по-настоящему, всем существом и, по моему глубочайшему убеждению, навсегда.
 
 
Потом еще были в его жизни и любви, и быстрые увлечения, но та любовь сохранилась сквозь все и поверх всего.
 
 
Только эту женщину, одну ее, любил он в самом деле.
 
 
С годами, как водится, боль притупилась, но долго она была жгучей. Белый страдал неслыханно, переходя от униженного смирения к бешенству и гордыне, - кричал, что отвергнуть его любовь есть кощунство.
 
 
Порою страдание подымало его на очень большие высоты духа - порою падал он до того, что, терзаясь ревностью, литературно мстил своему сопернику, действительному или воображаемому.
 
 
<...>
 
 
С середины ноября 1922 года я поселился в двух часах езды от Берлина.
 
 
Белый приезжал на три, на четыре дня, иногда на целую неделю.
 
 
Каким-то чудом работал - чудесна была его работоспособность.
 
 
Случалось ему писать чуть не печатный лист в один день.
 
 
<...>
 
 
Иногда его прорывало - он пил, после чего начинались сумбурные исповеди.
 
 
Слушать его в таких случаях было так утомительно, что нередко я уже и не понимал, что он говорит, и лишь делал вид, будто слушаю.
 
 
Впрочем, и он, по-видимому, не замечал собеседника. В сущности, это были монологи.
 
 
Надо еще заметить, что, окончив рассказ, он иногда тотчас забывал об этом и принимался все рассказывать сызнова.
 
 
Однажды ночью он пять раз повторил мне одну историю.
 
 
После пятого повторения (каждое - минут по сорок) я ушел в свою комнату и упал в обморок.
 
 
Пока меня приводили в чувство, Белый ломился в дверь: "Пустите же, я вам хочу рассказать..."
 
 
Из всей совокупности его тогдашних истерик я понял одно: новая боль, теперешняя, пробудила старую, и старая оказалась больней новой.
 
 
Тогда-то мне и пришло в голову то, что впоследствии, по соображению многих обстоятельств, перешло в уверенность: все, что в сердечной жизни Белого происходило после 1906 года, было только его попыткой залечить ту, петербургскую рану".
 
 
'''10'''.
 
Да, короче, повезло нам, конечно, что все эти мистические бреды и туманы были нам, тюменским лохам, практически неизвестны, и мы стилизовали своих барышень под не более чем Настасью Филипповну из "Идиота".
 
 
(В чем ее, кстати, ко своей и, главное, их, беде, бывало, и убеждали.)
 
 
А будь у нас тогда всякие Штайнеры-хуяйнеры, Блаватские и проч. - быть бы им Марией Девой Христос или, вероятней - Кибелой-Астаратой и Вавилонской Блудницей.
 
 
Склонности ко всяким Астартам у тюменских тогдашних обитателей за всю мазуту наличествали.
 
 
Например:
 
 
<poem>О ты, прекрасная, похожая на Сандру,
 
На заграничную певицу, виденную мною
 
Опять сегодня в телевизоре! О ты, коварно
 
(И бессердечно!) поразившая меня собою, -
 
Непритязательному вкусу твоему
 
Хочу сознательно я потрафлять!
 
 
Хочу я говорить: о ты, наичернейшая из роз!
 
Шикарным словами называть тебя желаю
 
                                            "Астарата","травиатта"
 
Наипротяжнейшей из сладострастных я всерьёз
 
Тебя желаю называть опять обратно,
 
 
- Так приходи же погашать мою печаль
 
Посредством всех наличных средств: и рук,и рта, и лона, -
 
Неоднократно это было как во время оно.</poem>
 
 
Надым, июнь 1990
 
 
(Обращено к некоей Стелле, о которой см. в "Тюменской энциклопедии" в соотв. статье.
 
 
"Сандра" - зарубежная певица песен, популярная в СССР в 1980-е годы.)
 
 
'''11.'''
 
Сейчас знаменитый Вербитский примерно такую идеологию пытается протолкнуть.
 
 
Да ничего не выходит: у него Астараты под рукой нет.
 
 
Не Юлю же Фридман ему таковой объявить?
 
 
Смешно-с...
 
 
'''12.'''
 
А вот у нас - была.
 
 
Да не одна!
 
 
Хоть Анна Максименкова, хоть - еще кстати, куда намного более лучшей - Белова Е., хоть та же Стелла, хоть....
 
 
Уфф!
 
 
Пронесло!
 
 
'''13.'''
 
Еще о Л.Менделеевой см:
 
 
'''13.1'''
 
Александр Блок. Стихи о Прекрасной Даме
 
http://www.nesenenko.narod.ru/BOOKS/BLOCK02.html
 
 
'''13.2'''
 
"Дети Дмитрия Ивановича":
 
http://www.ng.ru/style/2001-01-24/16_children.html
 
 
"Бурный роман Менделеева с Анютой Поповой достиг crescendo весной 1881 г., когда они вместе путешествовали по Италии и Франции.
 
 
Люба появилась на свет 29 декабря 1881 г., но, по существу, оказалась незаконнорожденной.
 
 
Только 2 апреля 1882 г. свершилось венчание родителей в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга".
 
 
'''13.3'''
 
Любовь Блок (Менделеева) "И были, и небылицы о Блоке и о себе":
 
http://www.silverage.ru/poets/blok_lub.html
 
 
"Той весной, вижу, когда теперь оглядываюсь, я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной упорно ухаживать.
 
 
Если бы я теперь рассудком отстранилась от прошлого, чужого, то против Бори я почти ничего не могу противопоставить: все мы ему верили, глубоко его уважали и считались с ним, он был свой.
 
 
Я же, повторяю, до идиотизма не знала жизнь и ребячливо верила в свою непогрешимость.
 
 
Да по правде сказать, и была же я в то время и семьей Саши, и московскими "блоковцами" захвачена, превознесена без толку и на все лады, мимо моей простой человеческой сущности.
 
 
Моя молодость таила в себе какое-то покоряющее очарование, я это видела, это чуяла; и у более умудренной опытом голова могла закружиться.
 
 
Если я пожимала плечами в ответ на теоретизирования о значении воплощенной во мне женственности, то как могла я удержаться от соблазна испытать власть своих взглядов, своих улыбок на окружающих? "
 
 
'''13.4'''
 
Александр Блок, "Из записных книжек и дневников":
 
http://www.silverage.ru/poets/blok_dnevnik.html
 
 
"1910, 18 февраля.
 
 
Люба довела маму до болезни.
 
 
Люба отогнала от меня людей.
 
 
Люба создала всю эту невыносимую сложность и утомительность отношений, какая теперь есть.
 
 
Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей, в том числе - мою мать, то есть мою совесть.
 
 
Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь.
 
 
Люба, как только она коснется жизни, становится сейчас же таким дурным человеком, как ее отец, мать и братья.
 
 
Хуже, чем дурным человеком - страшным, мрачным, низким, устраивающим каверзы существом, как весь ее поповский род.
 
 
Люба на земле - страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные.
 
 
Но - 1898-1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее".
 
 
'''13.5'''
 
Жорж Нива. "Возвращение в Европу", IV. Опыты русского либертена:
 
http://nivat.free.fr/livres/retour/06.htm
 
 
"Небезынтересно проследить, как в русском литературоведении работала фигура умолчания.
 
 
О том, что Блок болел сифилисом, упоминать было нельзя, об аналогичной болезни Бодлера - пожалуйста, сколько угодно.
 
 
Обстоятельства смерти Блока представляли из себя тайну за семью печатями.
 
 
Tabes dorsalis, гниение спинного мозга (один из симптомов запущенного сифилиса) упомянуто лишь в фантасмагорическом "Петербурге" Андрея Белого - здесь эта болезнь пожирает Сенатора.
 
 
В высшей степени характерна в этом смысле судьба "Воспоминаний" Л.Д.Менделеевой-Блок.
 
 
Страницы, посвященные ее интимным отношениям с Блоком, которые даже после свадьбы оставались платоническими ("астартовыми") вплоть до одной, пронизанной похотью ночи, когда Блок, вернувшись из публичного дома, смог наконец овладеть женой, находились под строжайшим запретом и не могли быть напечатаны.
 
 
Дико даже не противопоставление светской дамы, одухотворенной и вознесенной на мистико-поэтический пьедестал, женщине продажной, на долю которой выпадает физическая близость, - дико упорство советской цензуры, ее обхождение с "Воспоминаниями" в издании блоковских "Писем к жене" (92-й том "Литературного наследства"): куски мемуаров рассеяны по примечаниям, существенные фрагменты опущены. Буржуазная цензура, увековеченная советским книгоизданием..."
 
 
'''13.6'''
 
Белое братство (Великое белое братство, Юсмалос):
 
http://religion.babr.ru/sink/bb.htm
 
 
"Догматика секты основана на убеждении, что небесный бог сочетает мужское и женское начало (соответственно, Иисус Христос и Святой Дух) в едином лице и может сойти на Землю в том или ином виде.
 
 
Марина Цвигун рассматривается как монада-эксплантация Иисуса Христа и Святого Духа в одном человеке".
 
 
'''14. Картинки''':
 
 
http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/mendeleeva-2006-05-09-11-mendeleeva.jpg
 
 
http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/mendeleeva-gal_r14.jpg
 
 
http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/mendeleeva-lyuba.jpg
 
 
[[Категория:О знаменитых красотках]]
 
 
[[Категория:Всё о Поэзии]]
 

Текущая версия на 08:20, 27 апреля 2012