Пацаны конкретные

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

-- Василий 14:05, 12 мая 2007 (MSD)

Пацаны конкретные (они же гопники)

1. Многим кажется, что молодые хулигански настроенные люди из пролетарских кварталов есть обычное достояние любого советского и постсоветского города - типа народ. Опять же термин - "гопники" довольно старый, к заре советского времени восходящий, и практически уже вошедший в культурное наследие. На самом деле это не так. В каждом городе и каждом месте, как оказывается, роль подобной молодёжи разная, место в локальном социуме они занимают всякий раз своё, и под вроде хрестоматийными "гопниками" тоже разные вещи понимаются.

2. Я поведу речь о пацанах конкретных Тюмень и Тобольск, так как не могу Тюмень изолировано рассматривать - будучи уроженцем тюменского пригорода в домонгольском этого слова понимании, я любой тюменский опыт воспринимаю через призму тобольского.

3. Первое, на что стоит обратить внимание - это отсутствие до некоторых пор в Тобольская губерния и потом Тюменская область больших масс пролетариев (то есть городских рабочих), пролетарских районов, культуры городской бедноты и пр. и пр. То есть агрессивно настроенной рабочей молодёжи в Тюмень (а уж тем более в Тобольск) исперва в больших количествах взяться было неоткуда. А агрессивно настроенные крестьяне, мещане, дети чиновников и поповские сынки - это всё-таки несколько другое явление. На момент революции с точки зрения диктатуры пролетариата Тобольск считался абсолютно безнадёжным, Тюмень более сочувствующей - в основном благодаря рабочим, связанным с железной дорогой, но это не исключало преобладания в ней враждебного (купеческо-мещанского) элемента. Так что когда речь заходит о "Таганке и ночах, полных огня", а также "Где мои 17 лет - на Большом Каретном...", то стоит понимать, что это в основном о Москва, а никак не о Тюмень и прочих провинциальных городах Советский Союз 40-50-х годов.

4. Отсюда естественный вывод - культура городской рабочей молодёжи есть в Тюмень и пригородах явление привнесённое. Это вполне естественно - в 1944 году Тюмень, став областной столицей, не могла оставаться слободкой, населённой антисоветски настроенными бугаями. Её следовало сделать приличным советским городом - в центре жёлтое здание обкома с колоннами с памятником Ленин перед ним, а по краям - районы, населённые сухонькими наглыми хулиганами, которые может и погрешают время от время перед социалистической законностью, но это наши, советские хулиганы - патриоты советской страны, которые к старости может перевоспитаются, а может просто станут неопасными:

"А наступит старость - совсем благодать,
Радость для рабоче-крестьянской души.
Пенсию в подъезд выходи получать,
Да лежи на койке, да яйца чеши."
Алексей Хрынов

Для этого в Тюмень надо было построить завод, а лучше два и привезти на него рабочих - Урал рядом.

5. План этот был выполнен и перевыполнен. В год смерти Сталин в Тюменская область нашли газ, а через семь лет толковое месторождение нефти. И в столице области понадобился не один завод и даже не два (судостроительный - чтобы возить на нефтяной север по рекам разные грузы, машиностроительный, моторный, электромеханический и аккумуляторный - чтобы снабжать нефтяной север различными урчащими полезными агрегатами, нефтемаш - это уже машины предметно для нефтегазовой промышленности, станкостроительный, медоборудования, пластмасс и химико-фармацевтический - до кучи, заводы которым просто полагалось быть в каждом городе для инфраструктуры (деревообрабатывающий, например) - не считаем). И носители культуры рабочих окраин поехали в Тюмень не только с горно-заводского урала, но и из Башкирия и Татарстан, и Пермь и недавние переселенцы с Целина, а потом и вообще со всей страны.

6. Стоит заметить, что в эту чистую пролетарскую массу влилось много прижимистых крестьян с Украина и из Белоруссия и вообще очень много разных странных людей, которые только сначала бежали в Тюмень и область с голодухи (загадка 60-х: "Можно ли из Москва в Сибирь провезти верблюда? Можно, если на Урал не съедят."), а потом стали приезжать за превышающим социалистические потребности достатком. Это очень хорошо подтверждает социальная обстановка нынешних городов Среднее Приобье - пацанов конкретных в чистом кристаллизованном виде (отчаянные, неприкаянные и честные поборники общинной суровой справедливости) там не видать, зато много рвачей, циничных искателей наживы и вчерашних пролетариев - ныне зажиточных мелких буржуа. Безусловно, таковые оседали и в Тюмени|, но вышеописанный кристаллизованный вид рабочей молодёжи здесь встречается в незамутнённом виде. В чём же дело?

7. Здесь на помощь приходит пример пригорода - Тобольск, который предстаёт таким же заповедным хранилищем культуры пацанской как и Тюмень, чуть ли даже не опережая последнюю, при том, что советская индустриализация коснулась его значительно позже, а волна переселенцев накрыла город лищь с середины 70-х годов. Главным предприятием города стал нефтехимический комбинат, который всё советское время был рассадником всевозможных льгот и заграничных буржуазных штучек, выдаваемых рабочим в довесок к зарплате - то есть посчитать его гнездом пацанской отчаянности сложно. И в общем, всё просто - культура городских окраин в Тобольск старше индустриализации - она восходит к тем же 50-60-м годам, что и первые признаки внимания советской власти к социальному облику Тюмень, только связана не с заводами, а с исправительно-трудовыми учреждениями.

8. Здесь надо заметить, что специализация на тюрьмах и ссылках есть историческая специализация Тобольск. Первые ссыльные тут появились почти сразу после основания города, а ещё сто лет назад тобольский губернский агроном Скалозубов рисовал картограммы размещения ссыльных по уездам и волостям Тобольская губерния. Единственное, что до определённого момента ссылка в Тобольске| была элитной - панслависткий энтузиаст Крижанич, Аввакум ещё в статусе уважаемого диссидента, а не государственного преступника, оклеветанный Мазепа гетман Самойлович, декабристы опять же - представители самой что ни на есть петербургской элиты... Потом с утратой Тобольск столичного в Сибирь статуса и распространением новых модерновых представлений о пенитенциарной системе появились уже массы арестантов и более мелких ссыльнопоселенцев - но всё больше политических. Через построенную в Тобольск при Александр Николаевич арестантскую тюрьму прошли по этапу такие граждане как ДостоевскийОмск) и Короленко (кажется куда-то дальше). Последним этапом элитной ссылки было пребывание в городе царской семьи, ну и в 20-е годы в Тобольск на административных должностях и во всяких культурных учреждениях была масса ссыльных представителей левых партий. Потом это всё закончилось.

9. Потом снова началось. Как минимум с 50-х в городе было три исправительных учреждения. В старой александровской тюрьме (сейчас известна как тюремный замок) было устроено заведение камерного содержания - таких по стране было не больше десятка. На Панин бугор функционировала колония для малолетних преступников исключительно осуждённых по статьям убийство и изнасилование со всей западная Сибирь и всего Северный Казахстан. Плюс взрослая колония общего режима. В Тюмень - минимум две колонии (двойка и четвёрка). Многие из людей, прошедших через эти учреждения, оседают в Тобольск и Тюмень с перевесом в пользу последней, однако в Тобольск наблюдается особая концентрация носителей уголовно-пролетарского мировоззрения - в виду меньшего количества обычных жителей. (В 90-х годах нам синхронно две учительницы - английского языка и географии рассказывали истории из того времени, когда они молоденькие учительницы после Тюменский пединститут работали - одна в 13-й школе, другая - в той самой колонии на Панин бугор; у одной ученик ездил по школе на мотоцикле, а его сотоварищи стабильно отправлялись в ученики к другой учительнице, у той же все новенькие учителя проходили испытание - на её уроке, в частности, кидали ножи, которые пролетев в опасной близости от лица втыкались в классную доску). В итоге, основной контингент направляемых в 70-х годах на комсомольскую стройку в |Тобольск выпускников советских ВУЗов - это люди с юридическим образованием.

10. Здесь я выдвину версию. По-моему, вот эти все граждане и их дети, и уже и маленькие внуки и стали той ударной силой - культурным меньшинством, которое заразило своим мировоззрением и мироощущением толпы приезжих голодных рабочих с Урал, прижимистых крестьян с Украина, ещё более прижимистых татар из Башкирия и [пока без эпитета] крестьян из деревень Тюменская область. Ибо, что мы наблюдаем? Тут начать придётся с 90-х годов, а что наблюдалось на сей счёт в 80-х надо спросить Немирова.

Мы наблюдаем небывалый взлёт самосознания конкретной молодёжи и её особый статус в городской жизни Тюмень и Тобольск - в виду этого подобная молодёжь - это не маргиналы городской жизни, какие-то отморозки с окраин, а самый что ни на есть мэйнстрим. То есть молодёжная мода - это те самые хрестоматийные трико, кепки, джинсовые куртки, причём кепки большие, трико широкие до уровня шароваров, к ним огромные белые кроссовки полагаются - то есть это уже не одежда, это форма и боевая раскраска и всё это несмотря на усилия телевидения продолжается по сей день и час. К молодёжной моде прилагается специальный вычурный ритуальный тип поведения (видели [1]? - жалкие лохи по сравнению с Тюменскими товарищами), дети опять же с пятого класса по понятиям разговаривают - и это везде, всюду и повсеместно...

11. Подтемы нуждающиеся в развитии - расширение описания пацанов конкрентных, -случаи из жизни, -дальнейшее обоснование особой их роли в городской жизни, -неформалы тюменские и реакция на них пацанов конкретных, война 97-года -ситуация 80-х годов