|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | -- [[Участник:Мирослав Немиров|Мирослав Немиров]] 10:06, 26 мая 2007 (MSD)
| |
| | | |
− | '''Рок-клубы'''
| |
− |
| |
− | Значительное культурное явление в жизни СССР 1980-х годов.
| |
− |
| |
− | Имелось оно и в Тюмени, причем сменяя друг друга рок-клубов было то ли пять, то ли шесть.
| |
− |
| |
− | Вот история первого из них.
| |
− |
| |
− | 1.
| |
− | В первой половине 1980-х гг. в г. Тюмени проживал некий человек по фамилии М.Немиров, то есть автор этих строк, то есть я.
| |
− |
| |
− | Он учился в университете, на филологическом факультете.
| |
− |
| |
− | Помимо этого, он сильно порой любил выпить вина "Вечерний звон" в компании друзей; для людей, не знакомых с характером тогдашних суровых дней поясняю: " Вечерний Звон" — это было такое сухое красное вино болгарского производства, которое стоило 1 рубль 80 коп., и которое было самым популярным напитком тогдашних молодых людей, учившихся в высших учебных заведениях города Тюмени.
| |
− |
| |
− | «Вечерний Звон», и еще – «Огненный Танец».
| |
− |
| |
− | Проблема состояла в следующем: в городе Тюмени очень уж холодно.
| |
− |
| |
− | Зима здесь длится, согласно учебнику географии тюменской области ни много ни мало, а 169 дней из 365, составляющих год. На улице ох, не повыпиваешь — необходимо отапливаемое и защищенное от ветра помещение.
| |
− |
| |
− | А вот с этим-то делом в городе Тюмени всегда была ох и супер же напряженка!
| |
− |
| |
− | Но М.Немиров нашел выход.
| |
− |
| |
− | Он воспользовался тем, что в указанный период времени в городе Тюмени наличествовала советская власть (см.) и диктатура КПСС (см.).
| |
− |
| |
− | Дело вот в чем: она была очень глупая, эта власть, ее было очень легко дурить!
| |
− |
| |
− | Например, советская власть и КПСС почему-то очень сильно любили всякие секции, кружки и художественную самодеятельность всех видов и разновидностей.
| |
− |
| |
− | Представителю этой власти на местах, если на вверенной ему в пользование территории имелись такие секции и кружки, ему за это советская власть всегда давала премию (см.), Переходящее красное знамя (см.), благодарность с занесением (см.) и прочие номенклатурные привилегии (см.).
| |
− | Вот этим-то и воспользовался М.Немиров.
| |
− |
| |
− | Он приходит к такому представителю этой власти в Тюменском государственном университете. Фамилия представителя — Туров.
| |
− | — А не организовать ли нам в университете рок-клуб ? — предлагает М.Немиров сему представителю.
| |
− | — Рок-клуб? — удивляется представитель. — А что это?
| |
− | — Ну, — объясняет М.Немиров, — Есть такая современная молодежная музыка, народные песни американских негров, протестующих против империализма, военщины и куклуксклана, вот мы их будем слушать и обсуждать.
| |
− |
| |
− | Представитель ужасно обрадовывается.
| |
− | Тут же он выделяет под это дело помещение в общежитии на Мельникайте 93а, а также повелевает выдать из запасов профсоюза магнитофон «Орбита» и усилитель «Бриг» с колонками, после чего добавляет:
| |
− |
| |
− | — Ну, ставку руководителя мы тебе выбить пока вряд ли сможем, пока посидишь на полставке.
| |
− |
| |
− | Это ввергает М.Немирова в состояние уж полного обалдения: мало того, что дают теплое помещение под притон, так еще и деньги на водку!
| |
− |
| |
− | Правда, решено было изменить название:
| |
− | — Мистицизмом каким-то отдает — рок, понимаешь ли, фатум. Могут не понять! — объясняет Туров. И названо это было Клубом Любителей Песен Протеста Против Американского Империализма и Милитаризма.
| |
− |
| |
− | В ночь с 1 на 2 марта 1985-го года на конспиративном заседании в [[Ленинская баня|Ленинской бане]] сие объединение любителей успешно было обявлено существующим.
| |
− |
| |
− | Осуществлено это объявление было путем расклеивания на следующий день по стенам университета (в Аглицком клубе, аудиториях и проч.) и на окрестных заборах отпечатанных на пишущей машинке листовок, в которых от имени «Фронта Рок-н-ролльного Сопротивления имени Чака Берри» объявлялось во-первых, об открытии Рок-клуба и, во-вторых, о том что с сего числа вся остальная музыка, кроме приложенного списка, объявляется несуществующей.
| |
− |
| |
− | В список входило штук тридцать названий, от «Аквариума» и «Б-52» до «Ю Би 40» и «Язу»; подписали приказ Рок-Председатель М. Немиров и члены Рок-Политбюро [[Шаповалов]] Ю., Крылов Ю., Неумоев Р., Птичка Гузель, Махнутин А., Чижов А., Тучин А., Ляхов А., Пахомов К..
| |
− |
| |
− | Действие постановления начиналось немедленно со дня опубликования.
| |
− |
| |
− | Так что с самого своего первого дня деятельность клуба любителей музыки протеста американских негров приняла чрезвычайно своеобразный характер.
| |
− |
| |
− | Можно указать также, что это был второй из известных автору случай изготовления и распространения в городе Тюмени несанкционированных властями листовок и прокламаций, причем в достаточно большом – штук 30 – количестве. О первом таком случае см. сообщ. Леннон, Джон.
| |
− |
| |
− | 2.
| |
− | Какого-то не скажу точно мая того же 1985-го года имеет место следующее событие: М.Немиров выходя из "Пельменной" которая возле университета, сталкивается лицом к лицу с некиим Аркадием Кузнецовым, учеником 9 класса средней школы номер 25.
| |
− |
| |
− | Дело в следующем: за примерно около полугода до описываемого, осенью 1984 года, М.Немиров, будучи студентом-филологом, проходил педагогическую практику как раз в школе номер 25, и преподавал русский язык и литературу как раз среди прочих указанному Кузнецову А.; а поскольку заставлять подростков изучать образ чего-то там в чём-то там ему было уж очень скучно, он их заставлял изучать образ пива в песне группы "Кино" "Мои друзья идут по жизни маршем".
| |
− |
| |
− | — А что, Мирослав Маратович, — робко спрашивает юноша бородатого, немытого и всклокоченного М.Немирова, — Правда ли, что у вас в университете какой-то рок-клуб завелся?
| |
− |
| |
− | М.Немиров с головой погружен в думы о крайне сложной и безумной своей личной жизни; таблетки от сумасшествия "сонапакс", которые выписываете ему [[Дворников]], он употребляет пригоршнями, как революционные матросы в 1917-м году семечки подсолнухов; помогают они мало: безумие бытия прогрессирует по экспоненте, принимая характер тотальной и перманентной катастрофы. Так что ему ох, не до воспитания юношества.
| |
− |
| |
− | — Ну, — единственное, что отвечает он.
| |
− |
| |
− | — А как бы это... Можно, мы с другом к вам придем? — интересуется Кузнецов А.
| |
− |
| |
− | Тут М.Немиров производит следующее: он лезет в карман и последовательно вынимает оттуда: грязные носки — трусы — зубную щетку — початую бутылку красного сухого вина "Огненный танец", заткнутую скрученной в комок бумажкой, — кучу всяких бумажек, на которых что-то понаписано (см. сообщ. [[Бумажечки]]) — [[стакан]] граненый — несколько окурков папирос "Беломор" разной длины.
| |
− |
| |
− | Затем не меньшее количество разных предметов он вынимает и из другого кармана, в их числе спички.
| |
− |
| |
− | Выбрав из окурков тот, что подлинней, М.Немиров сует его в рот, прикуривает, после чего отвечает:
| |
− |
| |
− | — Приходи.
| |
− |
| |
− | Он объясняет, куда приходить.
| |
− |
| |
− | Объяснив, он удаляется.
| |
− |
| |
− | История о содержимом карманов М.Немирова надолго становится историей, которую А.Кузнецов охотно вспоминает и рассказывает при всяком удобном случае.
| |
− |
| |
− | 4.
| |
− | В тот же день А.Кузнецов с приятелем В.Медведевым приходят на заседание Клуба любителей песен протеста.
| |
− |
| |
− | Помещением, отведенным под местопребывание клуба, является большая комната на пятом этаже университетского общежития, что на улице Мельникайте, перед гастрономом "Радуга" — во двор.
| |
− |
| |
− | Это комната размером наверно метров так 60.
| |
− | Первоначально это была комната, предназначавшаяся для самостоятельных занятий студентов. Например, у некоего студента Х завтра экзамен, а у него в комнате — День рождения.
| |
− | Предполагается, что тогда он и идет в эту вот комнату — в ней столы стоят рядами, стулья — и занимается.
| |
− | Вот она и была отдана любителям протеста под их надобности.
| |
− |
| |
− | Вышеуказанные юноши, Кузнецов и Медведев поднимаются по лестнице на пятый этаж, трепеща и стукая юными сердцами, стучат в дверь, которая двустворчата, затем толкают ее.
| |
− |
| |
− | Они входят.
| |
− |
| |
− | Вот что они видят: притон!
| |
− |
| |
− | Они видят наиклассичейскейший из притонов, как в кино про американский сухой закон!
| |
− |
| |
− | Они видят стоящий посередине комнаты разложенный диван-кровать, на котором римским сенатором возлежит Мирослав Немиров.
| |
− | Перед диваном они видят журнальный столик, заваленный бумагами и заставленный всем подряд, начиная от пишущей машинки и электрического чайника, и кончая все той же полубутылкой "Огненного Танца".
| |
− |
| |
− | Еще они видят, что вокруг столика стоят кресла, и в них сидят всякие молодые люди, положив на стол ноги и куря — дым висит коромыслом. Еще всякие люди сидят на ковре, который лежит на полу. (Все это изобилие мебели вот откуда: М.Немирова как раз только что выгнали со снимаемой им на Широтной улице квартиры, вот он и переехал жить в рок-клуб, и еще и перевез сюда всю свою мебель.)
| |
− |
| |
− | Прически у молодых людей такие, что просто удивительно, почему они до сих пор на свободе — у некоторых из них даже выбриты виски!
| |
− |
| |
− | Наличествующие здесь девушки одеты так, что возникает мысль, от которой холодный пот бежит по спине: возникает подозрение, что некоторые из них, может быть, вообще без трусов!
| |
− |
| |
− | Все эти люди заняты выпиванием все того же "Огненного танца", второго из сухих красных болгарских вин по цене рубль восемьдесят за бутылку, и различными беседами о разных вещах; никакого внимания пришедшим не уделяет никто.
| |
− |
| |
− | Юноша Аркаша, наконец, решается вклиниться в беседу.
| |
− |
| |
− | Он сообщает: он с товарищем есть любители рок-музыки, и хотят сочинять ее, а потом исполнять.
| |
− |
| |
− | Он сообщает это М.Немирову.
| |
− |
| |
− | М.Немирову ох, ни единым местом не до воспитания юношества.
| |
− |
| |
− | Он с головой погружен в созерцание сидящей напротив него Оли [[Каращук]] и в посылание ей магнетических телепатограмм в порядке невербальной коммуникации.
| |
− |
| |
− | — Ну что ж, сочиняйте, — отвечает он юноше.
| |
− |
| |
− | — А какие? В каком стиле? Вы уж подскажите, как старшие товарищи! — не унимается юноша.
| |
− |
| |
− | — Да играйте в каком хотите! Какая, в конце концов, разница!
| |
− |
| |
− | — Мы вот думаем, нужно такую интеллектуальную музыку играть, ну типа там "Йес", "Генезис" ...
| |
− |
| |
− | — "Генезис"? Ну это уж совсем мудотень! — раздраженно сообщает Немиров.
| |
− |
| |
− | — Мудотень? — поражен юноша таким отзывом о группе, прославленной своей высокохудожественностью. Подумав некоторое время над этой неожиданной мыслью, он идет на новый приступ:
| |
− |
| |
− | — А что не мудотень?
| |
− |
| |
− | — Панкуха, — коротко отвечает М.Немиров.
| |
− |
| |
− | — Панку-у-уха?! — это идея окончательно погружает А.Кузнецова в состояние духа человека, с детства слышавшего везде, где только можно, что Земля — шар, и вдруг узнавшего, что это полная неправда, ибо на самом деле она все-таки — плоская.
| |
− |
| |
− | Обдумав это дело еще некоторое время, он в очередной раз решается оторвать М.Немирова от его занятий.
| |
− |
| |
− | — А, простите, это ... ну ... - поправляя очки, нервно глядя в пол, - у вас ведь есть магнитофон? Нельзя ли ее завести, эту панкуху?
| |
− |
| |
− | Магнитофон!
| |
− |
| |
− | Клубу любителей действительно выписан казенный магнитофон, и даже стереофонический, и даже к нему усилитель "Бриг" мощностью 50 ватт с колонками. Но ведь это нужно ехать за ним в студклуб (см.), находящийся на другом конце города, на улице Перекопской (см.), да тащить его сюда, да...
| |
− |
| |
− | Естественно, руки до этого не доходят вот уже третий месяц. И без магнитофона здесь очень вполне отлично!
| |
− |
| |
− | — Ну, дайте мне пленку, мы дома послушаем... Честное слово, завтра возвратим!
| |
− |
| |
− | Пленку ...
| |
− |
| |
− | Единственная пленка, имеющаяся в клубе любителей — неизвестно откуда взявшаяся кассета с записью пластинки "Регатта де Бланк" группы “Полис”, назвать которую панкухой -- - . (Деньги, регулярно собираемые с членов клуба в качестве взносов на приобретение пленок, пластинок и прочей хреноты, естественно, тут же относятся в рядом лежащий гастроном "Радуга", где на них покупается много разных отличных штук, продающихся в его винном отделе).
| |
− |
| |
− | В итоге Аркаше вручается именно указанная запись "Полис", прижав которую к сердцу унылый юноша бежит домой скорей прильнуть к звукам таинственной "панкухи".
| |
− |
| |
− | 5.
| |
− | Дальнейшее является удивительным: на следующий день Кузнецов А. является в рок-клуб с гитарой и сообщает:
| |
− |
| |
− | — Я вот вчера послушал вашу музыку, и тоже песню сочинил!
| |
− |
| |
− | Деваться некуда, любители протеста приступают к прослушиванию песни.
| |
− |
| |
− | Удивительно, но песня действительно оказывается вполне нормальным панк-роком по своей музыкально-ритмической структуре, а текст таков:
| |
− |
| |
− | :Мама — строитель,
| |
− | :Папа — монтер,
| |
− | :Я — шустрый, как провод,
| |
− | :И очень хитер,
| |
− |
| |
− | и припев:
| |
− |
| |
− | :Ублюдки!
| |
− | :Ублюдки!
| |
− | :Родители — ублюдки!
| |
− | :Правители — ублюдки!
| |
− | :Кругом одни ублюдки!
| |
− |
| |
− | и так далее.
| |
− | Вполне ничем не хуже любых других, натуральная песня протеста.
| |
− |
| |
− | Она удостаивается всяческого одобрения.
| |
− |
| |
− | — Сочиняй дальше! — постановляют любители. — Будешь музыкальным сопровождением! А то, действительно, нехорошо: числимся любителями песен, а сами только винище хлещем. Так и разогнать могут лавочку!
| |
− |
| |
− | Но, оказывается, этого мало.
| |
− |
| |
− | Оказывается, Кузнецова А. не устраивает петь под гитару, он желает исполнять это все на настоящих электрических инструментах, с колонками, усилителями и всем остальным положенным.
| |
− |
| |
− | — Ну, что же, — отвечают ему, — Дело нужное, давай!
| |
− |
| |
− | Оказывается, нет.
| |
− |
| |
− | Оказывается, он хочет, чтобы это мы ему раздобыли аппаратуру и место для репетиций — где мол, мне, бедному школьнику все это искать; то ли дело вы, старшие товарищи!
| |
− |
| |
− | Деваться некуда: назвался груздем. Любители устраивают его репетировать в студклубе на имеющихся там инструментах и аппаратуре.
| |
− |
| |
− | Но оказывается, этого опять мало!
| |
− |
| |
− | — Не могу же я один играть на всем сразу, — нудит настырный юноша и просит старших товарищей подыскать ему музыкантов.
| |
− |
| |
− | И – это тоже делается!
| |
− |
| |
− | Сначала ему в пару подбирается И. Жевтун, а потом – ну, см. сообщ. [[Безруков]] Г.
| |
− |
| |
− | Но и это не все!
| |
− |
| |
− | Вскоре оказывается, что кроме "Ублюдков" и еще пары песен, более у А.Кузнецова никак ничего не сочиняется:
| |
− |
| |
− | — Вы же старшие товарищи, вы образованные, в университете учитесь, сочините мне чего-нибудь, — канючит он со своим обычным видом малолетнего уксуса.
| |
− |
| |
− | — Да ты что, совсем обалдел? — хватается за голову М.Немиров. — У меня, во-первых, слуха нет — абсолютно, во-вторых, я вашу гоп-музыку вообще терпеть не могу!
| |
− |
| |
− | Тем не менее, М.Немирову приходится в итоге сочинять им песни: сочинять тексты — ну, это еще куда ни шло, но сочинять и музыку также!
| |
− |
| |
− | Делается это следующим образом:
| |
− |
| |
− | — Ну, — говорит он гитаристу, — ты играй какое-нибудь "туруру - пим! турум-пимпим!", а ты (это басисту) в это время этак давай "бу-бу-бумс! бумбум-бубумс!", а ты (барабанщику) тоже как-нибудь стучи, только почаще по тарелкам!
| |
− |
| |
− | Называет все это он в честь одного из своих стихотворений "Инструкцией по Выживанию", и так вот в городе Тюмени и возникает рок-музыка.
| |
− |
| |
− | 6.
| |
− | Рок-клуб, начальство, опомнившись, уже в июле все того же 1985-го года, естественно, разгоняет, однако группа "Инструкция по Выживанию" существует до сих пор, и даже выступает с концертами в Москве, Питере и прочих городах б-СССР.
| |
− |
| |
− | Аркадий Кузнецов играет в ней на басу, а заправляет всем теперь Роман Неумоев по прозвищу Ромыч.
| |
− |
| |
− | Часть II
| |
− |
| |
− | Впрочем, уже осенью того же года возникает 2-й рок-клуб, организованный Ю.Шаповаловым и упоминавшимся Р.Неумоевым, и базировавшийся сначала непосредственно на новой квартире М.Немирова. которую он снимал на ул.[[Котовского]], а затем — в университетском студклубе, который тогда располагался в корпусе исторического факультета на Перекопской улице, и который — рок-клуб, а не исторический корпус — просуществовал до конца апреля 1986, когда был разгромлен уже не кем-либо, а самим КГБ!
| |
− |
| |
− | Что, однако, не помешало летом того же 1986 года возникнуть 3-му рок-клубу, засевшему в ДК "Строитель", возглавлял который все тот же Р.Неумоев; после чего в 1987-88-м годах были и 4-й, и 5-й, и 6-й, которые возглавляли то все тот же Р.Неумоев, то все та же Птичка Гузель, то Д. Попов' (см.), и которые были то там, то здесь, то в ДК "Водник", то в ДК "Геолог", то в клубе Моторного завода, то в угрюмой общаге какого-то из ПТУ.
| |
− |
| |
− | Еще позже, уже в конце 1980-х, доходили слухи и о еще каких-то рок-клубах, которые основывали уже совершенно неизвестные автору этих строк представители нового поколения (неотюменщики – см. [[Классификация тюменщиков]]); и я нисколько не удивлюсь, если узнаю, что и сейчас где-нибудь в здании общественного назначения собирается ежевечерне выпивать водку группа молодых людей, а на двери, за которой они это делают, весит вывеска "рок-клуб".
| |
− |
| |
− | Ибо очень уж в Тюмени холодно.
| |
− |
| |
− | Если содержание предпоследних четырех строк соответствует истине — пускай эти молодые люди пришлют мне почтой сообщения относительно сего — я их опубликую.
| |
− |
| |
− | 26 января 1996, ночь. Слушая по радио "Станция" отличную новую музыку называемую “джангл”: 24 часа в сутки непрерывного барабанного грохота и дергания за самые басовые из струн бас-гитары, сопровождаемые примерно 1 раз в 10 минут каких-нибудь маловразумительным выкриком.
| |
− |
| |
− | Красота! Всю жизнь именно вот чтобы вот такая музыка была, я хотел — пожалуйста: сроки настали, она есть.
| |
− |
| |
− | 2.2 . 2001, сентябрь.
| |
− |
| |
− | В конце 1990-х, например, известно мне, что было в Тюмени как минимум два, причем враждующих, рок-клуба – возглавляемый Ником Рок-н-Роллом «Белый Кот» при ДК «Строитель», и второй, в «Геологе», названия не знаю. Там вождями были «Пиастры Флинта» и Р. Неумоев.
| |
− |
| |
− | Но есть одно важное отличие нынешних рок-клубов от тех, 1980-х.
| |
− |
| |
− | Нынешние – это, в сущности, питейно-посидельные заведения с концертными площадки при них, где играют рок. Пришел - выпил - послушал – иди домой.
| |
− |
| |
− | Те же были – подобно Алкогольному клубу|Алкогольный клуб, подобно московским Фурманному и Трехпрудному, подобно уорхоловской «Фабрике», черт побери, - скорее коммунами: жизнь там кипела круглосуточно, все время что-то репетировалось, обсуждалось, сочинялось, придумывалось, осуществлялись синтезы искусств и взаимоопыления идеями, и туда не просто приходили, а разные люди там какое-то время просто – жили.
| |
− |
| |
− | И я твердо убежден, что в России это вот и есть единственно плодотворная почва для существования искусства.
| |
− |
| |
− | Об этом см. сообщ. [[Обломов]] и его диван.
| |
− |
| |
− | [[Категория:О Тюмени и об ея тюменщиках]]
| |