Глуповатость

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Глуповатоcть

Пушкин в одном из писем - кажется Вяземскому - выдвинул тезис о том, что «поэзия должна быть глуповата». С тех вот пор уж почти 200 лет идет дискуссия: что же это он имел в виду?

Ходасевич, например, целую статью посвятил этому вопросу:

"В чем же дело, однако? Неужели поэзия - «религии сестра земная» - не только может, но и должна быть глуповата? Неужели сам Пушкин думал, что

лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется -

И поэт станет говорить г л у п о в а т о с т и?

И как мог сам он отдать всю жизнь делу, для него заведомо глуповатому? Или он лгал, притворялся? И если лгал, то когда: тогда ли, когда писал о глуповатой поэзии, или когда писал «Пророка»? Как примирить все это? Или же попросту Пушкин в своем афоризме сболтнул, не подумав: сам, ради красного словца, сказал глуповатое, если не вовсе глупое, - и притом как раз о предмете, в котором он почитается великим авторитетом?"

Ходасевич приходит к выводу, что под «глуповатостью» нужно понимать отказ в поэзии от норм здравого смысла:

"В мире поэзии автор, а вслед за ним и читатель, вынуждены отчасти отказаться от некоторых мыслительных навыков, отчасти изменить их: в условиях поэтического бытия они оказываются неприменимы. Так, критерий достоверности отпадает вовсе и заменяется критерием правдоподобности (и то с известными оговорками). Затем постепенно и в разной мере начинают терять цену многие житейские представления, в сумме известные под именем здравого смысла. Оказывается, что мудрость поэзии возникает из каких-то иных, часто противоречащих «здравому смыслу» понятий, суждений и допущений. Вот это-то лежащее в основе поэзии отвлечение от житейского здравого смысла, это расхождение со здравым смыслом (на языке обывателя входящее как часть в так называемое «воображение поэта») и есть та глуповатость, о которой говорит Пушкин. В действительности это, конечно, не глуповатость, не понижение умственного уровня, но перенесение его в иную плоскость и соответственно перемена «точки зрения»."

По-моему, все это, конечно, весьма мудрено, но, я думаю, неправильно.

Точнее, это и правильно, но не до конца.

А на самом деле, я думаю, под глуповатостью имеется в виду способность утверждать очевиднейшие и общеизвестнейшие факты как некое откровение, только сейчас вот обнаруженное. Что зимой - холодно, что летом - тепло, и т.д. Способность это вдруг со страшной силой неожиданно обнаружить и пережить - ну а затем не стыдиться с жаром и пылом делиться этим с людьми. Способность всерьёз упиваться самыми банальными банальностями, иначе говоря.

2. Пригов, например, в своих лучших проявлениях:

Крылатым воскресеньем В крылатый месяц май Крылатым там каким-то Крылатым чем-то там

Я вышел из подъезда Из дома своего Где я провел всю зиму И со своей семьей

Я вышел и заплакал На корточки присел И мне не стало мочи И жить не захотел

Вот я терпел всю зиму Был худ, но духом бел А тут такое счастье - И жить не захотел

или:

О как давно все это было Как я в матросочке своей Скакал младенцем меж людей И сверху солнышко светило

А щас прохожих за рукав Хватаю: Помните ли, гады Как я в матросочке нарядной Скакал! Ведь было же! Ведь правда!

Не помнят

Или:

Вода из крана вытекает Чиста, прозрачна и густа И прочих качеств боле ста Из этого что вытекает? –

А вытекает: надо жить И сарафаны шить из ситца И так не хочется, скажи За убеждения садиться

А надо

И тому подобное.

3. Ну и я сам пытаюсь по мере сил:

Зимой - темно, а летом - светло. Зимой, чтобы выйти из дома, различных предметов как минимум шесть Нужно надеть: кальсоны, свитер, ботинки, шарф, шапку, пальто, А вот летом - идешь как есть. Вывод: зимой очень плохо все, дико, противно, холодно и западло, А летом, напротив, отлично все и замечательно есть.

Вот таковы наблюдения автора этих строк Над явленьями бытия. Вот он каков, братцы, снова конкретный предметный урок Нам преподносит который, когда наблюдательность есть в ней, по-э-зи-я,

Потому, что, братан, оглянись и увидь: все ведь именно так! Ты глаза-то разуй, да подумай хоть каплю, братан! И ты сразу увидишь: лишь только кто если болван и дурак Отрицать это станет - или злонамеренный кто хитрован-шаралатан. То есть, типа баран.

То есть, наглый кто глист!

То есть гадский и блядский кто просто коммунофашист!

4. М.Гаспаров:

"Философская лирика - игра в мысль, демонстрация личного переживания общих мест: ср. ПАРТИЙНОСТЬ, где тоже не свое подается как свое." («Записки и выписки», с. 180).

Гаспаров, вроде бы, осуждает. А по-моему это вот - способность к личному переживанию общих мест - это вот и есть та самая глуповатость по Пушкину, которая, действительно, в поэзии необходима.

5. Еще Гаспаров:

"«Молодые люди всегда одарены, это вроде возрастной болезни» - Брехт; «Пушкин нам кажется старше себя, а Лермонтов моложе, потому что он глупее, глупость очень молодит."

Как раз, как раз. Потому и одарены (молодые): потому что пока молодой - еще довольно глупый, вот и есть задор ломиться в открытые двери.

Собственно, это одна из польз поэзии: что она - именно потому что глуповата - как бы является тем самым как бы консервированной молодостью: ее употребляя, молодеешь.*

Со временем ума прибавляется, начинаешь понимать, что, в общем, все тысячу раз сказано и высказано, и остаётся только либо совсем замолчать, либо

Впасть, как в ересь, В неслыханную простоту, -

о которой см. сообщ. Бормотание художественное (http://www.russ.ru//krug/20010831n.html)

6.

(Вообще, все это верно не только для отдельного человека, но и для культур в целом: каждая начинает с молодости и глуповатости, ей же - глуповатостью в форме бормотания - и кончает).

_______________

  • Также потому люди и водку пьют: чтобы поглупеть - и тем самым приобрести задору и всего в этом духе.

То есть – помолодеть! То есть, поэзия и водка есть две вещи одного толка, я много лет об этом твержу.

Ссылки

- Письмо А.С.Пушкина П.А.Вяземскому от 24 мая 1826 года из Михайловского в Москву в 10-ти томном собрании сочинений А.С.П. на Русской виртуальной библиотеке. (http://www.rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1377_194.htm)

- Комментарии к письму Пушкина на rvb.ru (http://www.rvb.ru/pushkin/02comm/1377_194.htm)

- Стихотворение П.Вяземского "К мнимой счастливице" на сайте «Стихия - лучшая поэзия», о котором Пушкиным и сказаны обсуждаемые слова (http://www.litera.ru/stixiya/authors/vyazemskij/mne-grustno-na.html)