Африка III. Экономический очерк

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Африка III. Экономический очерк.

БСЭ т.4, м. 1930, ст. 113 - 131.

1. Захват А. европейцами.

Капиталистические государства стали уделять А. большое внимание сравнительно недавно.

Долгое время ее богатствами пользовались лишь поскольку удавалось захватить что-либо, не проникая далеко в глубь страны.

Из собственной А., т. е. из областей к Ю. от Сахары, первоначально вывозили лишь рабов для плантаций в тропических странах, слоновую кость, страусовые перья и немного золота.

Внутренние части материка не были научно исследованы и по традиции представлялись в весьма неприглядном виде: невыносимая жара, пески или непроходимые леса, несудоходные реки, людоеды и полное отсутствие ценных колониальных товаров.

Однако неведомый мир манил путешественников, а за путешественником пошёл купец.

Постепенно стали открываться широкие перспективы добычи из А. видов сырья, особенно важных для современной промышленности, - хлопка, каучука, масличных растений, шерсти, меди, железа, угля и разнообразных пищевых и вкусовых продуктов.

Нужно было только надлежащим образом наладить экс-плоатауию природных богатств и транспорт для их вывоза.

Африканские земли, прежде мало интересовавшие европейцев, стали быстро расхватываться ими, особенно с с 80-х гг. 19 века.

Империалистская война знаменует собою конец раздела А. и начало ее «передела».

Из площади в 30 млн. км2 с населением в 144 млн. во владении пока ещё самостоятельных государств – Абиссинии и Либерии - остается всего 1 220 000 км2 (4% всей площади А.) с населением 11,8 млн. (8,2 % всего ее населения).

Если к самостоятельным государствам отнести также Египет (номинально независимый, но фактически представляющий колонию Англии), тогда на долю самостоятельных государств придется только 7,3% площади и 17% населения А.

Вся остальная Африка находится в руках европейских государств, причем господствующее положение на В. и Ю. занимают англичане, на С. -3. - французы.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-1.jpg

Статистические данные, относящиеся к площади африканск. государств и колоний, вообще еще не могут считаться вполне точными.

В частности колебания данных, относящихся к Абиссинии (от 540 тыс. до миллиона и более км2), зависят от включения в общую площадь ее в разных случаях тех или других вассальных и полувассальных княжеств.

2. Роль А. в мировых сношениях.

К эксплоатации А. европейцы приступили еще так недавно, и железных дорог, необходимых для выкачивания из страны ее богатств, построено еще так мало, что А. пока не могла дать особенно много мировой торговле.

По англ. статист, данным 1911, участие А. в мировой торговле выразилось лишь в 3,3% по вывозу, в 3,6% по ввозу и в 7% в смысле мировых морских сношений; между тем ее площадь составляет 20% населенной площади земного шара, а население - 8% его населения.

С тех пор соотношения мало изменились.

В 1923 весь ввоз в Африку составлял 2 105 млн. руб., вывоз – 2 133 млн., тогда как ввоз в Англию в том же году был равен 9 850 млн. р., вывоз из нее – 8 000 млн. р.

По сравнению с английским, ввоз в А. составлял 20%, а вывоз - 25%, тогда как население А. в 3 раза превышает население Англии (метрополии), а площадь - более чем в 120 раз.

Помимо иных причин незначит. участие А. в мировой торговле объясняется ее положением относительно главных мировых путей: они направляются не через материк, а мимо него.

Даже Суэцкий канал, столь ожививший торговлю европейского Средиземья, не оказал того же влияния на торговлю с А.

Опорными пунктами европейских сношений с гаванями юж. А. и Юж. Америки всегда служат острова Мадейра, Канарские и Зеленого Мыса, но не противолежащие пустынные берега африк. материка.

Единственной областью Африки, рано вошедшей в тесные отношения с Европой, было ее Средиземноморское побережье.

Сношения с Южной Америкой, несмотря на близость Бразилии, ограничивались лишь поставкой в Бразилию рабов в эпоху работорговли.

Напротив, на В. Африки давно уже образовались очень оживленные связи по морю с юж.-азиатскими странами; плавание на парусных судах облегчалось здесь правильностью в смене направления муссонных ветров.

Берега А. не особенно удобны для сношений, ибо мало изрезаны, но благодаря постоянству ветров, с помощью незначительных искусственных сооружений удалось создать ряд достаточно пригодных стоянок для судов на ровном берегу (порт Елизаветы в Капской колонии).

3. Естественные подступы. Судоходные реки.

Подступов внутрь страны, открываемых судоходн. реками, в А. очень немного.

Естественным препятствием служит строение материка, слагающееся из ряда идущих уступами плоскогорий; эта ступенчатость строения приводит к порожистости рек.

Тем большее значение приобретают те немногие подступы по долинам рек, какие существуют в А.

В большом четырехугольнике, составляющем ее сев. часть, их три: долины рек Нила, Сенегала и нижнего Нигера с левым притоком его Бенуе.

В южном треугольнике - впадина нижнего Замбези, продолжающаяся на север по долине роки Шире до озера Ньясса, и - при условии некоторых искусственных сооружений - р. Конго.

Сенегал судоходен на протяжении 800 км вверх от устья, нижний Нигер и Бенуе - на 1.000 км до Гаруа.

Отсюда всего 120 км до судоходных притоков озера Чад.

3.2 Нил не представляет непрерывного судоходного пути от устья до истоков: среднее течение его от Ассуана и вверх до Хартума прерывается 6 рядами катарактов (порогов).

Судоходная часть от устья до Ассуана имеет 1.300 км.

Она очень важна для Египта, но не служит путем для проникновения в глубь А.

Значение ее ослабляется тем, что Нил течет параллельно морскому берегу, всего в 250 км от него.

Верхнее течение Нила, судоходно на протяжении 1 500 км от Хартума до Реджафа.

Отсюда около восьми дней пешеходного пути до суданского порта Нимуле, откуда начинается движение пароходов, обслуживающих озера: Альберт, Киога и Виктория.

Значение сношений по последнему озеру в огромной степени возросло после его соединения с морским берегом посредством Угандской ж. д.

3.3 Из речных систем А. для внутренних сношений наибольшее значение имеет система реки Конго.

Система эта имеет до 12 000 км судоходных путей, из них 3 100 км доступны для судов вместимостью до 150 т, а 1 845 км для судов до 500 т водоизмещения.

Конго в нескольких местах пересекается порогами, почему не представляет одной сплошной судоходной линии, но распадается на ряд отдельных участков, соединенных между собой жел. дор. (в обход порожистых частей реки).

1-й участок - нижнее Конго - протяжением всего 150 км, тянется от устья до порта Матади.

От Матади до Стенли-Пул (Леопольдвилль) тянется на протяжении 400 км несудоходный порожистый участок с обходной ж. д.

От Стенли-Пул до Водопадов Стенли идет длинная (1 710 км) судоходная дуга Среднего Конго с рядом больших, тоже судоходных притоков.

В верхнем течении, выше Водопадов Стенли, Конго называется Луалабой; река эта судоходна на протяжении 940 км: от Понтьервиля до Кинду и от Конголо до Букама (в Катанге).

3.4 Для того, чтобы сделать реки А. судоходными, необходимо произвести улучшение их русла, часто достигаемое не требующими больших затрат сооружениями, без которых не обходятся и европейские реки.

После выполнения их значение африканских рек как путей сообщения значительно возрастет.

3.5 Реки, как источники энергии и плодородия.

Значительно большее значение имеют реки А. как источники энергии и плодородия.

Запасы энергии, заключающиеся в порожистых реках А., исчисляются многими миллионами лошадиных сил.

По величине этих запасов А. занимает первое место в мире, но по использованию их - последнее.

По данным «АТЛАС оф Ю.Эс.Эй. Электрик Пауэр Индастри» за 1924, пригодная для эксплоатации водная энергия распределяется по частям света следующим образом:

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-2.jpg

Наибольшей мощностью водной энергии в Африке обладает Бельгийское Конго (до 100 млн. л. с), затем идут в убывающем порядке:

Французское Конго (около 40 млн. л. с),

Камерун (до 13 млн. л. с),

Нигерия (до 10 млн. л. с),

Мадагаскар (до 5 млн. л. с),

Южно-Африканский союз (около 2 млн. с. л.) и др.

Одна из крупнейших африканских гидроэлектрических станций будет устроена при водопаде Виктория на реке Замбези.

Частичное использование его уже началось; берлинская Всеобщая компания электричества - А. Е. Г. – доставила машин для оборудования на 35 млн. зол. руб.; станция рассчитана на 250 тыс. л. с, энергия будет использована для горной и горно-заводской промышленности Родезии.

3.6 Водные источники чрезвычайно важны для искусственного орошения; в А. в нем нуждаются огромные пространства - до 50% общей ее площади, тогда как в Европе оно необходимо лишь для 6% ее поверхности.

Наиболее пригодным для этой цели оказывается устройство плотин с водоемами, ироде знаменитой плотины на Ниле у Асуана (см.), дающей возможность орошать 30 000 км2 (3 млн. га).

Вместо с водой эта плотина задерживает и ил, и таким обр. дельта Нила не увеличивается больше.

В Алжире при помощи запруд и других сооружений орошено 200.000 га.

Ряд запруд для искусственного орошения существует также и на юге Африки.

4. Сухопутные сообщения.

Вследствие затруднительности речных сообщений, особенное значение приобретают в А. сухопутные.

В тех обширных областях А., где еще нет железных дорог, транспорт товаров производится на вьючных животных, в телегах, запряженных волами, и на людях.

4.1 Из животных, обслуживающих транспорт в Африке, важнейшим является верблюд.

Область его распространения - вся сев. А. до сев. частей Судана, а на В., в земле Сомали, верблюд распространен до экватора.

Очень распространена перевозка на верблюдах также в сухих областях южной А.

Вьючный верблюд делает от 25 до 50 км в день, перенося тяжести от 150 до 200 кг.

4.2 Мало приспособлена к климату Африки лошадь.

Она не выживает не только в чисто тропических областях, но и в тех внетропических частях африк. Ю., где за более теплыми месяцами следуют дождливые.

А это как раз области, наиболее богатые вывозными продуктами.

Значительно шире распространены ослы и мулы.

Серьезно ставится вопрос о приручении зебры, не заболевающей от укусов мухи цеце.

4.3 После верблюда важнейшим транспортным животным является вол, но так как в тропической области и он подвержен заболеваниям, главн. образом от мухи цеце, то район его распространения как тягового скота ограничивается внетропической юж. А.

Для громоздких товаров, вывозимых отсюда, вьючные животные непригодны, так как товары эти упаковываются в крупные тюки.

Их перевозят в повозках, запряженных несколькими парами волов.

По сколько-нибудь сносным дорогам на возу, запряженном 14 - 16 волами, перевозится свыше 3 000 кг.

Путь длиною до 300 км совершается со средней скоростью до 15 - 20 км в день.

При более коротких расстояниях скорость увеличивается.

Железные дороги не устранят, а увеличат применение верблюдов и волов, т. к. только на них может пока совершаться подвоз товаров к ж.-д. станциям.

4.4 Там, где вследствие различных заболеваний скота он неприменим для транспорта, и где нет железных дорог, единственными ререносчиками тяжестей являются негры, переносящие грузы на плечах и головах.

Такой способ транспорта крайне дорог и потому совершенно непригоден для громоздких грузов.

В тропических областях, где передвигались только караваны носильщиков, полоса вывоза ограничивалась раньше береговым районом; из внутренних областей могли вывозиться только ценные грузы, как слоновая кость, страусовые перья, золото.

Проведение железных дорог в таких районах быстро подняло вывоз, приобщив к нему и внутренние области.

5. Железные дороги.

Эра железнодорожного строительства началась в Африке очень недавно; сперва постройка ж. д. подвигалась вперед медленно, и лишь незадолго «перед империалистской войной Англия и Германия, соперничая в стремлении расширить и углубить экономическую эксплоатацию африканск. материка, перешли к более ускоренному строительству.

В 1890 общее протяжение африк. ж. д. составляло 9 400 км; в 1912 – 43 000 км, в 1924 – 56 230 км, т. е. всего 0,19 км на 100 км2 площади.

Всего больше жел. дор. в англ. владениях - 38.740 км

(в Египте и Судане - 7 180,

в Южно - Африканском союзе и Родезии — 22 575,

в вост. и зап. А. — 8 985).

Затем идут франц. владения - 12 730 км

(Алжир, Тунис и Марокко - 7 900,

зап. А. и Камерун – 3 730,

острова — 1.100).

В Бельгийском Конго - 2.050 км, в португальских владениях - 1.920 км, в итальянских - 590 км и в Абиссинии - 800 км.

Постройка ж. д. в А. связана с большими техническими трудностями, создаваемыми главным обр. особенностями строения материка: ступенчатым налеганием плоскогорий и глубокой сбросовой впадиной, прорезывающей материк по его вост. части.

Дорога из Дурбана (Наталь) внутрь страны на 27-м км подымается на 343 м над уровнем моря, на 62-м км - на 753 м, на 132-м км - на 2 100 м.

По пути из Момбазы до оз. Виктория Угандская жел. дорога спускается в глубокую впадину и затем снова выбирается из нее, преодолевая высоты до 2 1/2 км.

Дорога эта - узкоколейная, и несмотря на это один км ее обошелся в 60 тыс. руб., тогда как один км дороги по пустынному участку из Бербера в Порт-Судан (на Красном море) обошелся всего в 27 тыс. руб.

В гористых частях Алжира 1 км обходится по 80 тыс. и больше.

Дороговизна объясняется большим количеством мостов, тоннелей, зигзагов и спиралей, которые приходится делать на таких участках дороги.

5.1 О настоящей сети ж. д. можно говорить, лишь имея в виду два противоположных конца Африки, оконечность юж. треугольника (Юж.-Африканский союз) и северную полосу (Египет, Алжир и Тунис).

Железнодорожного соединения между Ю. и С. А. пока не существует: в намеченной линии Каир - Капштат пока еще нет срединного участка.

По южному участку этой дороги можно проехать от Капштата до Букама, находящегося на реке Конго.

Путь длится 9 дней.

Через центральную А. можно проехать комбинированным железнодорожным и пароходным путем, на к-рый требуется 12 дней.

Дорога тропами до первой пароходной пристани на Ниле берет около 2 недель и дальнейший путь на пароходе по Нилу и по ж. д. до Каира - около 3 недель.

На всю дорогу в 11 1/2 тыс. км требуется пока около 8 недель.

5.2 Продольная дорога Каир - Капштат может конкурировать с морским путем вдоль А. лишь при условии, если она будет пересечена поперечными дорогами.

Нек-рые из них уже существуют.

В юж. участке это - линии, подходящие к Свакопмунду и бухте Людерица на Атлантическом океане, к Дурбану (Порт-Наталь), Лоренцо-Маркез и Бейра - на Индийском.

В среднем участке это - дорога от Дарессалама на Индийском океане до озера Танганьика (от зап. берега озера Танганьика идет ж. д. до Кинду на реке Конго, и т. о. здесь имеется комбинированное паровозное и пароходное сообщение между берегами Индийского и Атлантического океанов) и Угандская дорога (от Момбазы до оз. Виктория).

В сев. участке имеется дорога от Джибути на Красном море до Адис-Абебы и от Порт-Судана (на Красном же море) до ст. Бербер на участке Каир - Хартум.

Довольно многочисленны короткие линии от побережья Атлантического океана и Гвинейского залива на протяжении от Сенегамбии до Камеруна.

Линии эти важны как подходы к р. Нигеру и внутрь страны.

Но они заканчиваются тупиками: соединения их ни с побережьем Средиземного моря ни с продольной ж. д. на востоке материка пока нет.

5.3 Из проектированных и отчасти уже начатых постройкой жел. дор. особенно важны дороги в белг. и португ. владениях и Транс-сахарская дорога.

В Белг. Конго начата постройкой дорога от Букамы на реке Конго до Илебо на р. Кассаи (притоке р. Конго); она значительно сократит путь к Атлантическому океану, избавив от пути по длинной дуге (2 100 км) р. Конго.

В зап.-афр. португ. владениях наибольшее значение должна приобрести проектированная Бенгуельская дорога от бухты Ло-бито до Чингара.

Против осуществления проекта этой дороги как конкурирующей с дорогами Юж.-Африканского союза долго боролся последний, но в ней заинтересованы теперь акционеры ж.-д. компаний южной А., и ныне препятствий к проведению ее Юж.-Африканский союз не ставит.

Дорога проведена до Бихе, откуда будет достроено 600 км до границы Бельгийского Конго.

Дорога создаст кратчайший подход со стороны Атлантического океана к Катанге с ее огромными медными богатствами.

5.4 Транссахарская дорога, проектируемая французами, позволит преодолеть ту преграду, которую Сахара образует между атласскими странами и собственно А.

Дорога намечается в западной части Сахары, в полосе, идущей градуса на 2 к 3. и на 2 - 3 к В. от первого меридиана (считая от Гринича), в районе подземных рек (к-рыми можно воспользоваться для водоснабжения) и оазисов.

Дорога будет строиться ширококолейной (1,44 м), а не узкоколейной, как большинство дорог экваториальной А.

Общее протяжение - 4.000 км, предстоит соорудить 3.500 км: участок Бешар - Тозе на Нигере 2.800 км и Тозе - Уачадугу (будущий крупный узел зап.-африк. дорог) - 700 км.

Рядом с Транссахарской ж. д. французами намечаются смычка дорог, атласских стран с египетскими (последние уже соединены с дорогами Сирии) и соединение ж. д. Европы и А. при помощи тоннеля под Гибралтаром.

6. Грузооборот портов.

Проведение ж. д. от гаваней внутрь страны сильно подняло грузооборот этих гаваней.

Работа крупнейших из гаваней (нетто-тоннаж пришедших и ушедших судов) выражалась перед войной следующими числами (в млн. регистровых т):

на Средиземном море:

Александрия - 7,4,

Алжир - 7,3,

Оран - 3,9,

Тунис-Голетта - 3,7,

Порт-Саид - 3,1,

Танжер – 3.

На Атлантическом океане:

Капштат - 4,5,

Фритаун - 2,6,

Монровия – 2.

На Индийском океане:

Дурбан - 5,3,

Лоренцо-Маркез - 4,8,

Бейра - 2,9

и Момбаза - 2,5.

Материал для вывоза доставляют разнообразные природные богатства А.

На первом месте стоят ископаемые, затем идут продукты растительного и наконец животного происхождения.

7. Ископаемые богатства.

7.1 Главным из ископаемых богатств Африки является золото, добываемое по преимуществу в Трансваале среди гранитных холмов так наз. «Ранда».

Это - богатейшие из всех существующих на земле месторождений золота.

Они дают свыше половины мировой его добычи (в 1923—284 тыс. кг из 530 тыс. кг мировой добычи).

Содержание золота в породе не особенно велико, но зато очень равномерно.

Разработка ведется наиболее усовершенствованными машинами; на приисках занято 208 т. рабочих, из них только 18 т. белых.

В среднем за 1921 - 23 золота добывалось на 400 млн. руб., считая по 1 250 руб. за кг.

Другие, гораздо менее значительные месторождения золота находятся в Родезии (20 т. кг в 1923), зап. А. (6,5 т. кг), Бельгийском Конго и на Мадагаскаре.

С начала добычи ископаемых на юге Африки по 31 декабря 1923 золота было добыто на 791 млн. ф. ст. (почти на 7,5 млрд. руб.), алмазов на 228 млн. ф. ст., угля на 61 млн., меди на 23 млн. и олова на 4,8 млн.

Добыча всех ископаемых очень сильно сократилась за 1921 и 1922, но затем снова поднялась в 1923, - кроме алмазов, которы хв 1919 было добыто на 35,4 млн. ф. ст., т. е. почти на ту же сумму, что и золота, - 39,3 млн. ф. ст., а в 1923 всего на 6 млн. против 41,6 млн. выражающих сумму добычи золота.

7.2 Алмазов больше всего добывается в Капленде, затем идут Трансвааль, Оранжевая республика и Бельгийское Конго.

В алмазных копях Юж.-Африк. союза с 1923 работало 38 т. рабочих (из них только 9 т. белых).

Из других драгоценных ископаемых в А. имеются изумруды на побе-режьи Красного моря, различные драгоценные камни на Мадагаскаре, опалы в колонии Кения (вост. А.), серебро в юж. А. и на Мадагаскаре.

7.3 Уголь разрабатывается гл. обр. в южной А. (Трансвааль, Наталь, Родезия, Базутоленд).

Лучший уголь добывается в пров. Наталь, в бассейне близ жел. дор., соединяющей города Денди и Ныокестль.

Нахождение его именно здесь особенно важно, потому что доставка его из Европы обошлась бы крайне дорого, а уголь необходим как для возобновления пароходами своих угольных запасов (в Дурбане), так и для горной промышленности и нарождающейся здесь индустрии.

Уголь имеется также в странах Атласа, где есть кроме того нефть.

7.4 Из цветных металлов А. наиболее богата медью.

Больше всего ее добывается пока в Южно-Африканском союзе и находящейся теперь под его протекторатом юго.-зап. А.; в Южно-Африканском союзе меди добыто в 1923 на 404 тыс. ф. ст., из ю.-з. А. вывезено 49 т. т на 562 т. ф. ст.

В ближайшее время, благодаря проведению жел. дор., на первое место вероятно станет Катанга в Бельгийском Конго, принадлежащая (предположительно) к богатейшим месторождениям меди.

В 1923 здесь было добыто 56,5 тыс. т меди.

Медь есть также на Мадагаскаре и в атласских странах.

7.5 В этих же странах (Алжир, Тунис) добываются железо, цинк и свинец, которые встречаются также в Натале и на Мадагаскаре.

В Атласских горах запасы железа определяются до 75 млн. т чистого железа.

По своим предполагаемым запасам черного металла Африка повидимому следует непосредственно за Европой.

7.6 Оловом особенно богаты Капленд и Трансвааль; оно добывается также и в юго-западн. А. и в Бельгийском Конго.

В южной и вост. А. имеются также залежи асбеста, марганца, молибдена, ванадия, осмия и иридия, никеля, мышьяка, графита, корунда, мрамора и др.

В атласских странах особенно важное значение имеют залежи фосфоритов.

Каменная соль добывается в разных пунктах северной Африки, в Судане, на реке Замбези, в Анголе, Абиссинии и других местах.

Строительный камень в Африке встречается в изобилии.

8. Продукты растительного происхождения.

В недалеком будущем в вывозе из А. минеральные богатства вероятно уступят первое место продуктам растительного мира.

Температурные условия А. (почти равномерная теплая температура в течение всего года, крайности жары умеряются в экваториальном и тропическом поясах высотою плоскогорий) очень благоприятны для растительности.

Растения, не требующие особенно высокой температуры, могут разводиться в Африке повсюду (сюда принадлежат хлопчатник, сахарный тростник, кофе, чай; в низинах— рис, бананы).

Равномерность в течение всего года высокой температуры приводит к раннему созреванию плодов и овощей.

Первинки овощей и плодов дают Европе как северо-запад Африки, так и ее юг, откуда виноград поступает в Европу раньше, чем из какого-либо другого места Южного полушария.

Менее благоприятно географическое распределение осадков - от 100 до 1 200 и даже до 2000 мм в год.

Крайне неравномерно распределены осадки и во времени: так, в Дпрессаламе, при средней годовой 1 120 мм, по отдельным годам наблюдаются колебания от 490 до 1 440 мм.

Где количество осадков ниже 400 мм в год, там, при африканской жаре начинается  область   сухих  степей.

Обычные формы земледелия немыслимы в областях с годичным слоем осадков, меньшим 500 мм, но «сухое земледелие» возможно уже даже при 300 мм осадков в год.

8.2 Плодородные и достаточно орошаемые земли занимают площадь в полтора раза больше Европы, но использована лишь незначительная их часть гл. обр. туземцами, у к-рых преобладают примитивные формы земледелия (мотыжная обработка земли).

Из пищевых растений, разводимых туземцами, главными являются различные виды сорго и бобовые.

Разводятся они почти исключительно для собственного потребления, но в торговле, даже внутренней, не играют сколько-нибудь заметной роли.

Из шести главных хлебов мирового товарооборота в А. больше всего разводятся маис, пшеница, ячмень и рис, но по сравнению с мировым сбором и количество этих хлебов здесь ничтожно.

Сбор 6 главных хлебов и картофеля (в млн. кг) за 1924 составлял:

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-3.jpg

Баланс внешней торговли активен по ржи, ячменю, овсу и маису и пассивен по пшенице, рису и картофелю:

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-4.jpg

При нек-ром, вполне возможном, расширении посевной площади по пшенице и рису тоже мог бы получиться перевес вывоза над ввозом.

В настоящее время наибольший пассив по торговле пшеницей получается в Египте и Юж.-Африк. союзе.

Раньше Египет имел перевес вывоза пшеницы, но сейчас его пшеничные земли отданы почти целиком под хлопок.

8.3 Площадь под рисом, в котором нуждается вся А., тогда как разводится он в немногих местах (всего больше на Мадагаскаре), - могла бы быть значительно расширена.

Его можно было бы производить во всех речных долинах тропических береговых стран: реки разливаются здесь во время летних дождей в период главного роста риса.

Условия, напоминающие южноазиатские, имеются по всему Гвинейскому побережью с его летними дождями.

Вполне пригодны для рисовых полей болотистые равнины, прилегающие к озеру Чад, равнины верховьев Нила и других крупных рек.

8.4 Из вкусовых веществ за последнее время особенно быстро растет разведение какао: в 1897 в А. было получено какаовых бобов 0,7 т,

в 1913 - 512 т.,

в 1923 - 2.672 т.,

в 1924 - 3.171 т. (из 5.124 т. мирового сбора).

Больше всего какао получается теперь в колонии Золотого Берега; производство его быстро растет также в Нигерии.

В производстве какао А. отняла первое место у родины этого растения - Юж. Америки, но наоборот уступила ей свое первенство в производстве кофе, родина которого находится в высокогорных областях вост. А.

8.5 По кофе А; имеет отрицательный баланс: перевес ввоза над вывозом в 1924 составил около 170 тыс. кв; такой же величины достигает и перевес ввоза чая.

Предпочитая чай, англичане в своих колониях не поддерживают разведения кофе.

Исключение представляют лишь те области, где кофе растет особенно хорошо (Земли Кения, Танганьика, Уганда).

Лучший африканский кофе - из Абиссинии (откуда идет свыше половины вывоза кофе), из Анголы и из Либерии (небольшие количества).

8.6 Больше всего чая перед войной производил Юж.-Африканский союз, в частности Земля Наталь: около 790 т. кг в год.

В 1923 на первое место стала Земля Ниасса (ок. 455 т. кг), тогда как Юж.-Африканский союз дал всего 130 т. кг.

Небольшие количества дает остров Маврикия.

Мест, пригодных для культуры чая, очень много.

8.7 Из юж. плодов особенно большое значение могли бы иметь бананы, растущие повсеместно на огромных пространствах, но так как они являются скоропортящимся продуктом, то потребляются только на месте.

В большом количестве вывозятся они лишь с Канарских о-вов (в Лондон).

Еще в меньшем количестве вывозятся (из Алжира, Туниса, Судана) финики, несмотря на огромную область их распространения (все сухие страны сев. А. до Судана и на 3. до Канарских о-вов).

Сравнительно скромным является пока также производство тростникового сахара, которое однако за последнее время сильно растет, особенно в Южно-Африканском союзе.

Производство тростникового сахара в тыс. кв.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-6-sahar.jpg

Вино раньше производилось преимущественно в Капленде, в небольших количествах, но высокого качества.

Теперь вино дает гл. обр. Алжир - дешевые сорта, но в больших количествах.

В 1923 северная А. дала 11 млн. гл вина, юж. А. - всего 0,7 млн. гл (мировое производство - 18 млн. гл).

8.8 Табак в больших количествах разводится туземцами для собственного потребления.

На плантациях, разведенных европейцами, добыто было в 1923 в сев. Африке - 212 тыс. кг, в 1924 - 307 т. кг.

В юж. Африке - 169 т. кг.

По табаководству выдвинулись за последнее время Родезия и область оз. Ниасса.

8.9 Из технических растений особенно важны растения, дающие волокно, растительные масла и эластические соки.

8.10 Из волокнистых на первом месте стоит хлопок.

В больших количествах он производится пока в одном Египте, где под него отведено больше полей, чем под пшеницу (в 1924 под хлопком - 751 т. га, сбор 3 190 т. кг, под пшеницей - 573 т. га, сбор 9 304 т. кг).

Всего в сев. А. в 1924 было собрано 3 590 т. кг хлопка, в южной - 77 т. кг, итого – 3 667 т. кг из общего мирового сбора в 52 850 т. кв.

В части А., лежащей к С. от экватора, заметные количества дают, кроме Египта, англо-египетский Судан, Нигерия и особенно Уганда, в части к Ю. от экватора - Бельгийское Конго и Танганьика.

В этих тропических странах европейцы начали разводить хлопок лишь в 20 в.; только с этих пор стали пользоваться для его вывоза более дешевым железнодорожным транспортом.

Добыча пока невелика, но быстро возрастает, тогда как в Египте она не дает за последнее время заметного прироста.

Сбор хлопка в тыс. кг.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-5-hlopok.jpg

В вост. А. больше, чем хлопка, собирается пока сизаловой пеньки.

Сев. А. дает небольшие количества льняного волокна (в 1924 - 12 т. кг из 4.840 т. кг мирового сбора).

Значительно больше (тоже на С.) А. дает льняного семени—125 т. кв из 32.930 т. кв мирового сбора.

8.11 Для изготовления растительного масла употребляют семена хлопка и плоды оливкового дерева, растущего гл. обр. в сев. А.; однако важнейшими масличными растениями в А. являются масличная и кокосовая пальмы и земляной орех.

Масличная пальма растет в жарких и влажных равнинах А.; ее сев. граница доходит на З. до 12° с. ш., южная граница идет по 10° ю. ш.

Наряду с туземцами плантации масличной пальмы в обширных размерах разводят также европейцы, однако вывоз пальмового масла пока незначителен.

Невелик и вывоз копры (высушенных орехов кокосовой пальмы).

Кокосовая пальма может разводиться не только на побережьи, но, как показали удачные опыты, также в расстояниях до 1 000 км от берега.

Однако до сих пор она разводится преимущественно на побережье вост. А., особенно в Занзибаре.

Еще менее развит вывоз земляного ореха употребляемого как для выделки масла, так и в качестве грызового ореха в сев. странах, у нас - нередко под названием «китайского ореха» или арахиса.

Главными областями разведения земляного ореха, а также сезама, является вост. А.; главной областью масличной пальмы - побережье Гвинейского залива.

8.12 Из эластических соков, даваемых различными растениями А., выделяются камедь, копал и особенно каучук.

Гумми, или камедь (смола акации) добывается в полосе степей зап. и вост. Судана, в стране Сомали, в небольших количествах в юж. А.

Копал (ископаемые смолы, идущие на лаки) получается с вост. и зап. берега тропической полосы.

Каучук дают различные растения (дикорастущие: ландольфия, киксия, эластика, а также разводимый на плантациях южноамериканский каучук).

Наибольшие заросли дикого каучука находятся во внутренних областях к С. от Гвинейского залива, во внутренней Анголе и особенно в бассейне Конго, где в этом отношении выделяется область к Ю. от экватора между оз. Танганьика и пограничными частями Анголы.

В 1897 из А. вывезено было 130 т. кг каучука, что составляло 1/3 мирового производства; средняя годовая добыча А. за 1909 - 13 поднялась до 177 т. кг, но общемировая добыча составила уже 1 201 т. кг; в 1924 вывоз из А. сократился до 69 т. кг, тогда как мировое производство возросло до 4 326 тыс. (из них 3 936 тыс. дает Азия, где каучук разводится на плантациях в Британской и Голландской Индиях).

8.13 Из второстепенных предметов вывоза, даваемых растительным миром А., нужно назвать еще дубильные вещества (по преимуществу кора мангрового дерева), цветное дерево (магагони и тековое дерево из земель Гвинейского залнва) и траву альфа, вывозимую из степей северной А. для английских писчебумажных фабрик.

9. Богатства животного мира.

Значительно меньше, чем богатства растительного мира, используются богатства животного мира Африки.

Стада диких животных за последнее время чрезвычайно поредели однако и теперь еще охота дает нек-рое количество продуктов для вывоза.

Главными предметами в этой области были издавна с слоновая кость и страусовые перья.

Границы распространения слонов очень сузились, но и теперь еще слоны довольно часто встречается в области Верхнего Конго, особенно в широком лесном поясе экваториальных лесов (от Абиссинии и вост.-африк. плоскогорья до Гвинейского залива).

В 80-х гг. прошлоого века 2/з слоновой кости поступало с вост. побережья, затем первенство перешло к З.: перед империалистской войной слоновой кости вывозилось на 9 млн. р. в год: на 6 млн. с зап. побережья и на 3 млн. с вост.

В продажу идет сухая слоновая кость, а не мягкая кость свежеубитых животных.

Эта кость или подбирается в лесах или берётся их запасов, накоплявшихся туземцами с течение столетий.

Страусовые перья добывались раньше (в 60-х гг. 19 в.) путем охоты за дикими страусами и тогда почти в равнхы количетвах вывозились из сев. и юж. внетропических областей.

Теперь вывозятся гл. обр. перья, выщипываемые у страусов, разводимых в юж. А. (разведение их на С. незначительно).

Количество прирученных страусов быстро росло: с 80 штук в 1865 оно поднялось до 21 750 в 1875, 155 т. в 1891, 238 т. в 1897 и до 300 т. перед империалистской войной, когда они давали пера на 20 - 25 млн. руб. в год.

Однако страусовая промышленность сопряжена с большим риском, так как спрос на страусовые перья подвержен сильным колебаниям.

В 1910 в Соед. Штаты страусовых перьев было вывезено на 14 млн. руб., а через 2 года только на 2,5 млн. руб.

9.2 Разведение мясного и молочного скота находится еще пока в самом начале своего развития, и баланс внешней торговли мясом и молочными продуктами для Африки отрицательный.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-7-vvozvyvoz.jpg

9.3 Крупного рогатого скота можно было бы разводить в А. значительно больше, чем в настоящее время.

Если удастся избавить тропическую Африку от мухи цеце (работы в этом направлении уже начались), то для скотоводства будет создано здесь пространство, втрое превышающее скотоводческую площадь Индии (там в 1923 было свыше 140 млн. голов крупного рогатого скота).

Сейчас в тропической полосе Африки имеется до 30 млн. голов скота.

Туземцы держат скот не для убоя; пастушеские племена пользуются от своих стад только молоком.

Наиболее богаты крупным рогатым скотом европейские фермы Юж.-Американского союза: в 1923 здесь было 9,3 млн. голов, а вместе с протекторатом юго-зап. А. и Родезией - ок. 12,5 млн.

Здесь начинают возникать европейские предприятия по охлаждению и консервированию мяса, которое может вывозиться из Африки только в замороженном и консервированном виде.

Но пока в этой области делаются только первые шаги.

Местный, характер носит вывоз убойного скота из Сомали в Аден, из вост. А. в Занзибар.

9.4 Мороженое мясо могли бы давать и овечьи стада юж. А., ибо путь отсюда на С. на 5 000 морских миль короче, чем из Австралии.

В 1911 в Юж.-Африканском союзе на 21,8 млн. мериносовых овец приходилось 8,8 млн. мясных, - вполне достаточное количество, чтобы начать холодильное дело для экспорта (в 1923 общее количество овец в Юж.-Африканском союзе было 31 224 тыс., а вместе с протекторатом юго-зап. Африки и Родезией - 33 млн.).

9.5 Для свиноводства, по климатическим условиям, А. мало пригодна.

В 1923 в Юж.-Африканском союзе было всего 868 тыс. свиней, следующее место занимает Мадагаскар - 314 тыс.

Значительно больше, чем пищевых продуктов скотоводства, вывозится из А. сырья животного происхождения - кож и шерсти.

Кожи вывозятся преимущественно из юж. А., значительно меньше из атласских стран (Алжир, Тунис, Марокко) и из тропической А.

Общий вывоз кож дает около 50 млн. р.

Как и кожи, шерсть вывозится по преимуществу из внетропической А.; впрочем в очень небольших количествах она начала вывозиться также и из тропических областей, а именно - из зап. франц. владений и из вост. британских (шерсть ввезенных европейцами животных).

В 1924 из А. вывезено шерсти – 1 025 т. кг из 6 887 т. кг, поступивших на мировой рынок; в том числе из Южно-Африканского союза - 792 т. и из атласских стран - 155 т.

9.6 Коз больше всего в Южно-Африканском союзе.

В 1923 здесь было их 8,2 млн. голов; затем следуют:

Нигерия - 3,9 млн.,

Кения - 3,4 млн.,

Марокко - 2,6 млн.,

Алжир - 2,5 млн.,

французский Судан - 1,7 млн.

и англо-египетский Судан - 1,6 млн.

Недавно в А. ввезены ангорские козы.

Шерсть их, особенно в южной А., играет уже заметную роль в вывозе.

10. Население.

А. отнюдь не бедна населением.

Общая цифра его 0 144 млн., по 4,8 чел. на 1 км2 (в Южной Америке всего 3,0 чел., в Австралии - 0,8 чел.).

На С., за исключением почти ненаселенных пограничных областей Сахары, средняя густота 10 - 15 ч. на 1 км2.

Резкий контраст Сахаре представляет область густейшего в мире сельского населения - Нильская долина, где плотность его достигает 360 чел. на 1км2.

К Ю. от Сахары наиболее густо населена область нижнего Нигера, где на площади в 1 млн. км2 густота населения доходит до 25 чел. на 1 км2 (средняя густота Европейской части СССР).

Хорошо населена еще область реки Конго, но большая часть возвышенной А. тропической полосы имеет совсем редкое население.

На В. в этой полосе лучше других населена Абиссиния (9 чел. на 1 км2) и нагорье к 3. и С. от оз. Виктории.

К Ю. население редеет, и во внетропической юж. А. плотность падает до 2,3 человек на 1 км2.

Здесь также наблюдаются довольно значительные колебания: от 13 чел. в Земле Наталь до 0,2 в юго-зап. Африке.

10.2 Работоспособность населения, особенно его негритянской части, очень велика.

В течение долгого времени европейцы пользовались ею в форме рабовладения, то откровенного, то скрытого.

Не удивительно, что после этого тяжелого опыта негр неохотно идет на службу к европейцу.

На побережьи Индийского океана европейцы стали ввозить на свои фермы и плантации кули из Индии.

Особенно много индусов на острове Маврикия и в Земле Наталь; в последней – 100 000 индусов, и хотя кафров здесь значительно больше (950 000 человек), но лишь немногие из них находятся на службе у европейцев.

Помимо работоспособности, негры отличаются также и большой восприимчивостью; таковы не только народы банту, но также - и в еще большей степени - суданские негры.

Приглядываясь к европейскому хозяйству в А., негры тоже переходят к более рациональным его формам.

В стране Базуто, населенной исключительно неграми (на 1 000 жит. всего 3 - 4 белых), за 7 лет, с 1904 по 1911, число лошадей увеличилось с 65 т. до 88 т., крупного рогатого скота с 213 т. до 437 т.

Среди жителей страны Ниасса, благодаря введению европейцами хлопководства на своих плантациях, производство хлопкового волокна стало распространяться и среди негров.

Значительно быстрее распространяется оно у более культурных суданских негров в Уганде, Нигерии, Того.

Еще в большей степени стремление к усовершенствованию своего хозяйства проявляют народы сев. А., но и здесь, как повсюду в А., необходимый для интенсификации земледелия капитал находится только в руках европейцев.

10.3 Для заселения европейцами А. пригодна в большей степени, чем можно было бы думать на основании ее положения в тропическом поясе: для многих тропических областей А. жара умеряется высотой их положения над ур. океана.

Вполне благоприятны для жизни европейцев север А. до сев. границы Сахары и юг - на З. до 20° ю. ш. и на В. до 17° (за исключением сев. части Калахари и более низких местностей к С. от 29° ю. ш.).

Под тропиками для европейцев вполне годятся местности к Ю.-З. и В. от озера Виктория и возвышенности Абиссинии.

Менее благоприятны, но все еще пригодны для заселения европейцами возвышенности к Ю.-В. и С. от озера Ниасса, более высокие части южной Бенгуелы и некоторые другие.

Наиболее опасны для заселения - области распространения разновидности мухи цеце, укус к-рой влечет за собою сонную болезнь.

Главный очаг заболевания - область Конго, откуда болезнь распространилась в запади. А. (Гамбия).

Меньшие очаги - на широте Бенгуелы.

На В. - гл. обр. в Уланге.

Производятся (безуспешные) попытки борьбы с источниками болезни, жестоко поражающей не только белое, но и черное население.

11. Ремесло.

Туземцы проявляют способности не только к земледелию и скотоводству, но и к ремеслам.

Уже у южноафриканских народов банту обращают на себя внимание меховые изделия, резьба из слоновой кости, изделия из железа; еще изящнее работа у суданских негров и в Абиссинии (плетение и тканье, кожевенные и кузнечные изделия, золотые чеканные изделия), в особенности – у арабов.

Соприкосновение с европейцами не поднимает местного производства, а губит его.

Туристы покупают местные изделия в небольшом количестве, в качестве «редкости» и курьезов, тогда как фабричный европейский товар вытесняет их из внутренней торговли и, понижая их цену, ухудшает их качество.

Единственной областью, откуда вывозятся сколько-нибудь значительные количества ремесленных изделий, является С. Африки, однако и здесь они не представляют особенно важной статьи экспорта.

В Египте он целиком зависит от возможности сбыта местных изделий туристам (на лето ремесленники и купцы закрывают поэтому свою торговлю).

В Египте в 1907 в ремесле и индустрии было занято 376т.ч., в сельском хозяйстве – 2 315 тыс.чел.

Выделка бумажных и шерстяных изделий производится здесь лишь для местного потребления и в очень незначительных размерах.

Шерстяные ткани вывозит Тунис (3 % общего вывоза в 1911), сапожный товар - Марокко (1,6% вывоза).

12. Крупная промышленность.

Из всех африканских стран промышленность больше всего развита в Южноафриканском союзе.

В 1922/23 здесь было 7 тыс. промышленных предприятий со 172 тыс. рабочих (из них белых 61,3 тыс.).

Стоимость продукции - 74,5 млн. ф. ст., из них

пищевая промышленность - 23,8 млн.,

металлическая и машнностр. - 13,2 млн.,

химическая - 5,5,

полиграфическое производство - 3,8,

текстиль и одежда - 2,9,

кожевенное производство - 2,5,

экипажное - 1,6 и т. д.

Необходимо отметить значительность и упорство конфликтов в этой стране молодого промышленного развития.

13. Городское население и торговля.

При отсутствии крупной индустрии и резком преобладании с.-х. занятий среди туземцев огромный процент населения А. приходится конечно на долю сельского населения.

Но белые живут в значительном количестве в городах, а где белых много, там и общий процент городского населения больше, чем можно было бы ожидать по существующему типу народного хозяйства.

В 1921 в Южноафриканском союзе было 6 930 тыс. населения, из них белых 1 520 тыс., или 22%.

В 13 городах союза, с населением свыше 35 тыс. каждый, жило 1 071 тыс. ч., или свыше 15% всего населения (почти тот же % городского населения, что в СССР), из них белых 532 тыс., или 35% всего белого населения союза.

13.2 В городах северной А. процент городского населения тоже бОльший, чем можно было бы ожидать по состоянию промышленности и торговли.

В Нильской долине в 1907 в городах с населением свыше 20 000 жило 14%, между тем как в индустрии, торговле и транспорте занято было всего 6 %.

13.3 У негров нет настоящих городов в нашем смысле слова, но есть крупные поселения иногда с сотней тысяч человек.

Большею частью - особенно на Ю. у народов банту - это временные скопления в местах пребывания важнейших вождей.

Особенно крупны и более постоянны эти скопления у суданских негров, но и здесь в результате борьбы вождей разрушаются одни столицы, возникают другие.

Иногда совершается перемещение городов в связи с перемещением направления торговых путей (прежде караванных путей, теперь - вследствие проникновения в глубь страны железных дорог).

13.4 Внешняя торговля Африки за 1923 (1922) год.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-8-vneshntorg.jpg

13.5 В хозяйственной жизни страны важную роль играют две группы городов: старых на севере и молодых на юге.

На севере это крупные города:

Алжир (206 т.),

Оран (146 т.),

Константина (78 т.),

Каир (790 т.),

Александрия (445 т.);

на юге –

гавани Капштат (207 т.),

Дурбан (146 т.)

и внутренние города:

Иоганнесбург (288 т.),

Претория (74 т.).

В городах С. преобладает малосостоятельное население с незначительной покупательной способностью, в городах Ю. белое население обладает настолько значительными средствами, что емкость рынка этих городов на единицу населения выше, чем в городах Англии и Германии.

Европейцы покупают здесь металлические изделия, стекло и фарфор, мебель, машины, пишевые продукты.

Туземцы спрашивают главным образом бумажные изделия.

Согласно исследованиям Дове, по покупательной способности население А. в довоенное время могло быть разделено на 3 полосы:

1) область народов банту с населением в 45 млн. и ввозом в 1911 на 100 млн. рублей,

2) сев. А. (за исключением Алжира), островной мир А. и Уганда с сопредельными частями Абиссинии, с 77 млн. населения, ввоз в 1911 - 720 млн. рублей,

3) Алжир и юж. внетропическая Африка с населением в 14 млн., ввоз 625 млн. руб.

Ввоз на душу населения: в первой области на 2 р. 20 к., во 2-й - на 9 р. 20 к., в 3-й - почти на 45 рублей.

14.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/afrika-9-vneshntorg2.jpg

Л. Синицкий