Гомосексуализм

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Гомосексуализм

(бсэ т.17, М., 1930, ст. 593 – 597)

(от греч.homos — одинаковый и латин. Sexus — пол)

Противоестественное половое влечение к лицам собственного пола (в противоположностъ нормальному - гетеросексуальному).

По М. Гиршфельду, ок. 2% людей (чаще мужчины) страдает Г.

Г. встречается у всех рас, во всех классах, у разных профессий; м. пр. гомосексуалистами были многие выдающиеся люди (Сократ, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).

Г. встречается и у животных; так, например, среди коз.

По Фрейду, гомосексуализм является обязательной переходной «фазой» в раннем детстве у всех людей.

Важно знать, что гомосексуальные тенденции не исключают и гетеросексуальных (это так наз. бисексуализм); у нек-рых гомосексуалистов имеется периодическое чередование тех и других тенденций, причем у них могут встречаться очень длительные фазы гетеросексуализма.

Очень широко толкуют явление Г. Фрейд, Шильдер и другие: в дружбе между лицами одного пола, и ревности их друг к другу они готовы видеть проявление гомосексуальных тенденций.

Что касается сексуальных извращений, то таковые при Г. не чаще, чем при гетеросексуализме; у мужчин чаще встречаются мазохистские, у женщин, особенно у тех, кто играет активную роль, садистские наклонности.

Довольно часто Г. сопровождается трансвестизмом (см.).

2. Касаясь природы Г., надо сказать, что в основном существуют 2 противоположных точки зрения — экзогенная и эндогенная (конституциональная).

Согласно первой теории происхождение Г. связано исключительно с внешними факторами — сексуальными впечатлениями детства, дурным примером, соблазнами, порожденными обстоятельствами (жизнь в интернате, на корабле и пр.).

Однако, не отрицая значения указанных обстоятельств, необходимо иметь в виду, что такого рода внешние условия существуют для многих, а Г. наблюдается не больше чем у 2% населения.

Конституциональную точку зрения защищает Магнус Гиршфельд, который расценивает Г. как врожденную аномалию, базируясь при этом па учении Штейнаха о наличии двуполой «пубертатной железы».

По Штейнаху, природа человека в основе своей бисексуальна, пубертатная железа по своей первоначальной природе гермафродитична, дифференцировка пола имеет место лишь в периоде полового созревания, когда благодаря антагонизму гормонов разного рода одни из них погибают: у гомосексуалистов, «благодаря особому стечению обстоятельств», те гормоны, к-рые подлежат в нормальных условиях атрофии, наоборот, побеждают, что и определяет влечение к собственному полу.

Штейнах утверждает, что в яичке гомосекеуалов имеются особые промежуточные клетки, к-рые он назвал F-клетки (F — feminii—женский); клетки эти вызывают атрофию мужского гормона и обладают феминизующим действием.

Концепция Штейнаха подверглась беспощадной критике со стороны Штиве, опровергающего гормональное значение пубертатной железы, F-клетки Штиве нашел и у вполне нормальных в сексуальном отношонии субъектов.

3. Если приведенная здесь трактовка гомосексуализма в духе Штейнаха и подверглась суровой критике, то идею о значении конституционального фактора при Г. в наст, время мало кто оспаривает.

Фрейд связывает происхождение Г. У лиц того и другого пола с различными вариантами первоначальных привязанностей ребенка к наиболее близким людям (к матери, сестрам, отцу) и е образованием таких стойких либидинозных (половых н наиболее широком смысле) механизмов, к-рые налагают отпечаток на всю дальнейшую жизнь (см. Психоанализ).

В пользу конституционной точки зрения говорят в особенности данные наследственности: по М. Гиршфельду, у гомосекеуалов в 8% братья и сестры тоже страдают Г.; общее отягощение (истерия, неврастения) имеется в 70 - 80%.

4. Различают еще и «симптоматический» Г.. например при заболевании прогрессивным параличом, при идиотии и т. п.

Вообще же, надо полагать, что большинство случаев Г. является обусловленным генотипически, условия же среды могут как способствовать проявлению этой аномалии вообще, так, быть может, определять и форму ее (фетишизм и другие).

В наследственности гомосекеуалов мы находим нередко шизофреников, среди шизофреников нередко видим гомосекеуалов.

5. У гомосексуалистов часто встречаются различные гетеросексуальные стигмы (см. Гермафродитизм).

Так, напр., у мужчин — женские признаки: растительность, распределение жира по женскому типу, нежная кожа, наличие грудей, женские пропорции скелета, женский таз, высокий голос и пр., у женщин — волосы на лице, мужской таз, низкий голос и пр.; в 95% (по Вейлю) случаев гомосексуализма — диспропорции скелета в сторону евнухоидизма (см.), что указывает на участие эндокринной системы в происхождении гомосексуализма.

Что касается психических особенностей, то одна пятая (по Кронфельду) всех гомосексуалов совершенно нормальны в психическ. Отношении.

Большинство же истеричны, инфантильны, склонны к мечтательству, фантазерству, фиксированию переживаний, внушаемы.

В соответствии с гетеросексуальными соматическими признаками мы видим и психические особенности противоположного пола.

Сюда относятся жесты, движения, мимика, походка, вкус, навыки.

Так, напр.. мужчины уделяют много внимания туалету, носят корсет, пудрятся, завивают волосы, занимаются рукоделием и проч.; один гомосексуал мечтал забеременеть.

Иногда Г. начинает проявляться очень рано, уже в детских играх (мальчики любят играть в куклы и пр.).

6. Отношение гомосекеуалов к своей аномалии иногда безразличное, большинство же страдает от невозможности жить нормальной половой жизнью, чувства половой неполноценности, неуверенности в себе, особенно в сексуальном отношении, чувства непонятости, одиночества, замкнутости.

Ок. 60% гомосекеуалов совершают попытки к самоубийству.

7. Прогноз Г. относительно плохой.

Добиться излечения удается только в незначительной части случаев, и то, главным образом, там, где имеются бисексуальные тевденции.

Самая важная задача — профилактика: правильное сексуальное воспитание, совместное школьное обучение.

В тех случаях, где имеется значительное участие внешних факторов, нек-рый успех дает психотерапия, в частности психоанализ, гипноз, физкультура.

Попытка лечить по Штсйнаху кастрацией и последующей пересадкой половых желез не дала пока определенных результатов.

Возможно, что часть хирургическ. неуспехов надо отнести за счет плохого трансплантата, быстрой рассасываемости его и пр.; в последнее время стали придавать значение и тому обстоятельству, чтобы трансплантант (т. е. субъект, от которого взят трансплантат) и субъект, которому делают пересадку, принадлежали к одной кровяной группе.

Возможно также, что односторонняя, а не полная кастрация тоже является тормазом для успеха.

В отдельных случаях полезно для подкрепления сексуальной слабости применение органотерапевтических препаратов.

8. В связи с указанными особенностями психики гомосексуалистов понятными становятся те коллизии, в к-рые они попадают в разных жизненных столкновениях.

Направление полового интереса в сторону искания особей своего пола заставляет их нарушать так наз. общепринятые нормы поведения.

За границей, да и в дореволюционной России, эти нарушения общепринятых правил поведения преследовались специальными «законами о нравственности».

Помимо того, что это законодательство, направленное против биологического отклонения, является абсурдом само по себе и не дает реальных плодов, оно действует крайне вредно на психику гомосексуалистов.

До сих пор в передовых капиталистических странах далеко еще не закончена борьба в пользу отмены этих лицемерных установлений.

Так, в Германии особенно страстную и небезуспешную борьбу за отмену закона против Г. ведет Магнус Гиршфельд.

Советское законодательство не знает так назыв. преступлений, направленных против нравственности.

Наше законодательство, исходя из принципа защиты общества, предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом полового интереса гомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние (ст. ст. 151, 152 Уголовного кодекса РСФСР).

Уже отсюда становится ясным, что советская оценка особенностей и отличий гомосексуалистов далеко не совпадает с тем, что мы наблюдаем на Западе.

Понимая неправильность развития гомосексуалиста, общество не возлагает и не может возлагать вину за нее на носителя этих особенностей.

Этим самым нарушается в значительной мере та стена, которая естественно воздвигается между гомосексуалистом и обществом и заставляет первого глубоко уйти в себя.

Подчеркивая значение истоков, откуда такая аномалия растет, наше общество рядом профилактических и оздоровительных мер создает все необходимые условия к тому, чтобы жизненные столкновения гомосексуалистов были возможно безболезненнее и чтобы отчужденность, свойственная им, рассосалась в новом коллективе.

M. Cepeйский

II. Этнографический очерк.

Гомосексуальная любовь далеко не ограничивается в своем распространении народами высоких культур, но имеет свои центры распространения и среди т. наз. малокультурных народов.

Следует, однако, отличать Г., возникающий исключительно на почве анормального развития организма, от Г., усиливающегося вследствие определенных социальных причин.

Различие между этими двумя формами Г. особенно хорошо видно на африканском этнографическом материале.

В Африке гомосексуальная любовь, встречающаяся почти исключительно среди мужского пола, довольно редка и вызывается либо существованием гинандроморфных индивидов, стремящихся подобрать себе «мужа», либо влиянием европейцев, арабов и индусов, а иногда, как, например, у сан-до (ньям-ньям), многоженством вождей и их приближенных, ведущим к нехватке женщин.

Несомненным центром распространения гомосексуальных отношений является Азия, особенно в ее центральной части, откуда явления гомосексуализма проникают и на окраины континента.

Причины азиатского Г. носят в значительной степени социальный характер, как-то: затворничество женщин, недостаток их, военно - кочевой образ жизни.

Поэтому азиатский Г., как и африканский, ограничивается преимущественно мужчинами.

2. Особняком стоит наиболее интересное явление в гомосексуальной жизни малокультурных народов — так наз. «превращение пола».

Это явление имеет весьма любопытную культурно-географическую зону своего распространения — северовосточную оконечность Азии (чукчи, коряки, камчадалы) и Тихоокеанское побережье Сев. Америки.

«Преврашение пола» обычно связывается с шаманством — «превращенные» шаманы считаются самыми сильными.

При наступлении половой зрелости мужчина, реже женщина, начинает приобретать образ жизни другого пола — носить соответствующее платье, выполнять соответствующие работы и, наконец, соединяется легальными, с обычноправовой точки зрения, брачными узами с лицом своего же пола.

Магико-религиозная фикция создает в то же время представление о «муже» — духе, заместителем к-рого и является земной «муж». 

Интересно отметить, что «превращенные» имеют своеобразные морфологические изменения в своем антропологическом облике.

Природа этого загадочного явления еще недостаточно выяснена.

3. Гомосексуальная любовь в среде малокультурных пародов ограничивается б. ч. мужчинами, что стоит, м. б, в связи с экономическим и социальным значением мужчины в раннем обществе.

4. В эпоху классической древности гомосексуальные отношения получили особое развитие в Греции, возникая там преимущественно в военно-аристократической среде.

В эпоху развития греческ. демократии гомосексуальная любовь попрежнему культивировалась среди аристократии, где военное и моральное воспитание юношества (эфобия), находившееся в руках старших по возрасту руководителей, давало для этого благоприятную почву.

Приниженное положение греч. женщины, мешавшее возникновению дружеских отношений между мужчиной и женщиной, придавало эротическому отношению к юношам своеобразный интеллектуалистический характер, получивший свое раскрытие даже в греч. идеалистической философии (Платон).

С другой стороны, и среди эмансипированных женщин также встречались, м. б., в виде протеста против пренебрежительного отношения мужчин, отдельные попытки культивирования однополой любви (лесбийская поэтесса Сафо, отсюда — лесбийская любовь).

Приблизительно те же корни имел Г. и в Риме, где, однако, гомосексуальные отношения приобрели более одиозный характер, развиваясь, гл. образом, как своего рода «утонченность» в среде римской аристократии, плутократии и при дворе цезарей.

Особняком стоит Г. рабской казармы.

5. Г. в мире ислама является наследием ценгрально-азиатского Г., который получил особенно широкое распространение, вследствие усиленного исламом женского затворничества.

П. Преображенский.