Майк

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Майк

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-81.jpg

Точнее, Михаил Науменко, по прозвищу Майк.

Герой ленинградского рока начала 1980-х годов, в том же начале - и в середине - тех же 1980-х оказывал чрезвычайное влияние на умонастроения тюменских умов, подробности см. Гребенщиков Б.

И нужно сказать, Майк при этом гораздо больше поражал тюменские умы, чем "Аквариум".

2. Вообще, как куда ни посмотришь, все таинственно и удивительно.

Почему, например, в 1980-83 - удивительный выброс советского рока - и Гребень, и Майк, и Свин, и Цой, и "Странные игры", и в Москве - "ДК", "Центр", а уже в 1984 - хоп - и все в общем окончилось, и осталась только проза жизни и унылое повторение самих себя во все более и более унылых и бледных копиях?

(Ну, Цой дотянул до 1985-го - "Это не любовь" - может быть, лучшая его пластинка.)

Почему так?

Поневоле поверишь в астрологию!

3. Но это в сторону.

Возвращаемся к Майку

Майк - да!

Ленивый гнусавый голос, как бы и не поющий, а как бы и не в склад и не в лад рассказываюший-выкрикивающий истории из своей жизни:

Которой день
Пьем с утра!
А что делать на даче, когда такая жара

......

Который день
Пьём всю ночь;
День и ночь, день и ночь – ещё одни сутки прочь!

и т.д.

И все это - под забойную панкуху. (В концертном - монофоническом! - альбоме "Блюз де Моску", лучшем альбоме Майка - собственно, единственном, который и следует слушать, несмотря на ужасное качество записи, Майковские блюзы и рок-н-роллы превратились в самую натуральную панкуху.)

И все это было про нас.

Про нашу безумную и позорную частную жизнь:

Ты - дрянь! (Лишь это слово способно обидеть).
Я не хочу тебя любить, но не могу ненавидеть! -

и:

И так прошло все лето,
И осень так прошла, -

и:

Двадцать лет - как бред,
Двадцать бед - один ответ,
Хочется курить, но не осталось папирос,

-

и:

Когда я знал тебя совсем другой! -

и проч.

2. Дискутировали об интерпретациях.

Например:

Я боюсь спать, наверно я трус, -

Почему?

Шаповалов Ю., в то время, в 21 год, уже настоящий клинический алкоголик, утверждал, что это совершенно точное, хоть в учебники вставляй, описание состояния человека, находящегося в разгаре запоя, когда пьешь уже не для удали и веселья, а только постоянно через каждые полчаса пропускаешь по стопарику - чтобы жить.

И когда уже несколько ночей не можешь уснуть: именно потому, что страшно: а вдруг заснешь - и тут вот и кердык?

Я, тогда (и аж лет до 33-х) об ужасах похмелья совершенно не ведавший, но терзаемый страстями иного рода, связанными с наличием в мире некоторых существ женского пола, отстаивал иную интерпретацию смысла этой фразы.

Трактуя ее в том смысле, что боюсь, мол, спать из-за того, что опять ты, паскуда, проникнешь в мои сны, и - - -

Итд.

3. Истории.

3.1.

1985, зима, город Нижневартовск Тюменской области. Птичка моя Гузель - впрочем, тогда еще не моя - сидит у себя в комнате родительского дома, принадлежащий ей магнитофон поет песни рассматриваемого Майка.

На кухне матерь Птички беседует с пришедшей в гости ее сестрой, а Гузели теткой, которая в это время не кто-нибудь там, а работница райкома КПСС.

В гузелином магнитофоне Майк уныло изобличает свою подругу, сообщая ей, что она - дрянь!

Тут вот дверь в Гузелину комнату распахивается, и на пороге ее возникает вышеупомянутая тетка, возмущенная до глубины души:

- Ты это что же такое слушаешь! Это кого он называют дрянью - советскую женщину-труженицу?!!

3.2.

А вот история, как все та же Гузель брала у Майка интервью в Питере осенью 1987 года.

Сева Грач, человек, считавшийся тогда Майковым импресарио, привез ее на какое-то предприятие, который Майк сторожил ради заработка и еще из-за того, что советская власть требовала от всех, находящихся под ее властью, чтобы они состояли на хоть какой-нибудь ей службе.

Она приходит туда, приведенная Грачом: проходная, за ней комнатка сторожа, в которой все как положено - стол, стулья, диван, сумрачный мужик в замасленной фуфайке, валенках, шарфе и треухе.

Обнаруживается: этот угрюмый мужик и есть пресловутый Майк.

- Простыл, - поясняет он сиплым голосом.

- А вот мы тебя подлечим! - радостно сообщает ему Грач и вынимает бутылку портвейна, а Майк вынимает в ответ стаканы.

Они наливают, выпивают.

После чего Сева начинает представлять Гузель: вот, подпольная журналистка из Сибири, хочет о тебе написать... - а Птичка моя тем временем чувствует, что у нее совсем зашумело в голове, и она уже не в состоянии брать интервью.

И она говорит:

- А вот я вижу, у вас диван - можно, я чуть-чуть вздремну?

Изумленный Майк отвечает, что да, конечно, пожалуйста, и Гузель ложится спать, а Майк с Севой продолжает пить эту, и потом вторую, обсуждая всякие вопросы, а потом Гузель наконец просыпается, спрашивает, сколько времени, и, узнав, что около двенадцати, вскакивает и, с криком, что она же на электричку опоздает, убегает.

Такова история того, как Гузель брала интервью у Майка.

4.

Я лично с Майком знаком не был.

Один раз чуть было не познакомился.

Это была весна 1987-го.

Пили, гуляли по Питеру и решили пойти в гости к Майку - Сева Грач, Свин, я, Гузель.

Пришли.

Тесная коммуналка, Майк, опухший и несвежий, попросил его подождать на крыше - он скоро придет, а сейчас у него неотложные семейные дела.

Поднялись на крышу - крыша была очень хороша: просторный чердак с развешенным бельем, просторные слуховые окна и прекрасная черепичная крыша с трубами, приступочками и переходами на крыши соседних домов.

Гуляли по всем крышам как Карлсоны часа три - Майк так и не смог закончить решение семейных проблем, и мы ушли.

5. Картинки:

5.1

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-2005-04-26-2-bg-i-majk-1978.jpg

1978, Майк и БГ

Где-то у меня была ссылка на отличную статью Гребенщикова о Майке, найду – вставлю.

5.2

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-Copy-of-04-28-01-svin-majk.jpg

1981, Майк и Свин

5.3

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-ya-1983-majk-88-1.jpg

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-ya-1983-majk-88-2.jpg

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-ya-1983-majk-88-4.jpg

Февраль, 1988. Концерт Майка в Тюмени в ДК "Геолог". Слева - Майк, на заднем плане - азартно пляшут тюменские поклонники его творчества, прорвавшиеся на сцену

Это был не один концерт, а дней пять по два концерта в день.

Организовала эти гастроли Птичка Гузель при помощи Горкома комсомола.

Вот что она сообщает об этом.

«Были сложности - не хватало усилителей, - пришлось бегать по всему городу в поисках их.

Нашли.

Не было спиртного - а артистам перед выступлением нужно пропустить по стопарику - человек по имени Чуйков выкатил двадцатипятилитровую бутыль браги (рис + изюм).

Потом возникли проблемы с выплатой денег - комсомольцы вдруг решили, что многовато Майку будет того, что сначала обещали.

Пришлось мне пригрозить, что приведу под окна горкома всех поклонников творчества "Зоопарка" с транспарантами, свистом и камнями, - подействовало.»

Тогда-то многие тюменские личности и познакомились лично с М.Науменко и пили с ним водку.

Но это был уже не тот герой подполья, который - - -; это был больной и усталый человек, уныло зарабатывающий себе на хлеб и на водку имитацией замечательного себя семилетней давности.

Поэтому последовавшая в августе 1991 года смерть Майка от инсульта никого особенно не потрясла: он к тому времени давно уже был не слишком-то и жив.

5.4

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-85.jpg

Майк, конец 1980-х.

6. Также:

Майк http://www.mikenaumenko.ru/

Свин http://carpy.narod.ru/

Странные игры http://www.tva.ru/str_igry/index.htm

ДК http://www.gromko.ru/done/showbook/article3958.html

Центр http://www.centromania.com/

7. 2005 04

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-2005-04-26-3-sladkaya-n.jpg

Обложка майковской "Сладкой Н" - 1980.

http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_5/majk-2005-04-26-4-apraksina-tatyana.jpg

А это прототип ея - та, к которой Майк обращал свои вопли - Татьяна Апраксина.

Всякие Машины Времени, Мифы, Воскресения итд решали глобальные проблемы спасения мира и России - Аквариум и особенно Зоопарк стали петь, как и положено, о любви к девушкам - они-то и оказались молодцы.

Начинающим талантам музыки рок нужно это взять на карандаш.

7.2

(Anonymous)

Ерунда!

stanislawsky

Правильно.

Ведь цель любого искусства - заманить побольше девушек.

polittechno

хорошо, ну а что делать, когда рок любишь, а девушек нет?

nemiroff

Как так - девушек нет? Девушки всегда есть!

zelezkin

А где узнать более подробно о Татьяне Апраскиной, откуда взята информация?

nemiroff

Инфа - из книги А.Кушнира "Сто магнитоальбомов советского рока", ссылку я тут с неделю назад давал (там зип-архив).

Более сведений про Татьяну Апраксину у меня нет.

kaledin

Ha-ha.

U Akvariuma pochti net pro lyubov' k *devushkam*; tam pochti vsegda "ty", bezlichnoe, libo v muzhskom rode.

Chto navodit na mysli. Uzhe togda navodilo.

U Majka opredelenno vse pro devushek, no kak-to isklyuchitel'no v kontekste "ty dryan'".

Chemu uchite molodoe pokolenie?

nemiroff

Не согласен.

У раннего Аквариума - чуть не половина песен - про девушек: в Электричестве, Радио Африке и др.