Цветаева

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Цветаева Марина

2006 02

0. БСЭ 1 издание

«Цветаева, Марина Ивановна (род. В 1892), русская поэтесса.

Первая книга стихов вышла в 1910.

Представительница деклассированной богемы, Ц. культивирует романические темы любви. преданности, героизма и особенно тему поэта, как существа, стоящего неизмеримо выше обычных людей.

Октябрьскую революцию встретила враждебно, с 1922 – в эмиграции, где написала ряд поэм, заключающих в себе враждебные выпады против коммунизма.

В последние годы Ц. дошла до воспевания семьи Романовых, а её манера стихосложения выродилась в голый ритмический формализм.»

- БСЭ, т. 60, М., ОГИЗ, 1934, ст. 323

1.

Ну вот я.

Был я молодой и юный, поступил я в 1980 году в Тюменский Университет, стал с большой силой восторга изучать всех, какие только были в университетской библиотеки авторов стихотворений 20 века модернистской направленности, от А.Белого и там, скажем Пастернака до Евтушенки с Вознесенским.

Ага.

Знал я, конечно, что есть такая Марина Цветаева – охуительнейший автор, её Пастернак очень любил. И вообще. Но книжки Цветаевой – не было в университетской библиотеке – в каталоге была, а практически – фиг: потеряли. Украли, конечно, скорее.

Но в конце первого курса – в начале лета 1981 – один знакомый дал мне на 4 дня почитать только что вышедший двухтомник Цветаевой, белый такой.

И вот: первый день я охуевал, какая крутота, вторый день тоже охуевал, на третий уже так-сяк, а на четвёртый совсем Цветаеву разлюбил. И с тех пор её практически не читал.

Потом, уже в современный период жизни, в начале нулевых, увидел в магазине книжку Ц. и купил; полистал – убедился, что остаюсь при том же мнении, что и в 1981 году.

2.

Объясняю.

Хэви металл!

Вопли, стоны, непрерывная истерика – один в один Ронни Джеймс Дио.

Два – ну пять стихов на этом принципе построенных – впечатляют, да (как и у дюпапола пять-семь песен с Инрока и Файерболла), но всю жизнь такое фабриковать - - -

Технически вся Цветаева построена на беспощадной эксплуатации двух приёмов – анжамбана и эллипсиса, опять же – в пяти-семи стихах это бы и ладно, но на десятый раз это уже не срабатывает.

Анжамбан и элипсис – сильные, конечно, приёмы, но хищническая их эксплуатация очень быстро приводит к тому, что они затупляются и перестают работать.

И уже не восхищают, а раздражают.

3.

К тому же, слишком легко это – создавать драйв анжамбанам и элипсисом: механически легко.

Три четверти стихов Цветаевой программа-робот могла бы написать – загони в неё правила построения анжамбана и элипсиса, потом давай любой прозаический текст – она его автоматически переработает в цветаевское стихотворение.

4.

Кроме того – страшную вещь скажу – во всём этом очень много фальши.

Именно фальшь ужасно режет слух и глаз.

Подделка.

Потому что Ц. не естественным образом пребывала в этой непрерывной истерике – как Маяковский в «Облаке в штанах», например – а искусственно культивировала её в себе. Целенаправленно её разжигала.

Как говорю же, хэви металл, где певец вопит и убивается не потому, что так уж сильно переживает, а потому что жанр такой – положено вопить и делать вид, что убиваешься.

Вот и Цветаева – заставляла себя убиваться.

Это очень несимпатично.

5.

Пастернак кстати, такой же.

В стихах 1917 – 1918 годов – «Сестра моя жизнь» и «Темы и вариации» экзальтация была естественного происхождения – а всю остальную жизнь он её искусственно в себе разжигал.

Только не романтическую экзальтацию, а сентименталистскую.

Отчего весь Пастернаке после 1920 года весьма довольно сильно часто вызывает неприязнь.

И Маяковский, да.

6.

Ахматова и Цветаева, кстати.

Ахматова, по-моему, на самом деле вообще никого и ничего никогда не любила, кроме своей роли в истории.

История А. – это история бешенного тщеславия, пронесённого через всё и вся – и победившего-таки.

А вот Цветаева – эта действительно любила – мужа, дочь, сына, поэзию итд итп.

За что и поплатилась.

Собственно, история Цветаевой – это трагедия в чистом виде – когда к неизбежной гибели приводят не пороки, а именно лучшие качества и свойства.

7.

Хотя – написал это – и засомневался.

С тем же успехом можно написать, что Цветаева не столько мужа и детей любила, сколько свою любовь к ним - и своё трагическое исполнение супружеского и материнского долга.

Охохо.

8.

Вообще, Цветаева по большей части являет собой примерно вот такое зрелище:


http://www.ljplus.ru/img4/n/m/nm_8/cvetaeva-02-13-1-cvetaeva.jpg

Да, героическая женщина, да, берёт рекордный вес.

Но правильно ли это и хорошо – очень сильно не уверен.

9.

Вот не помню чей был очень хороший стих в ответ на цветаевскую «Попытка ревности»:

С женщиною без шестых Чувств – живётся? Без истерик!

10.

Ну, конечно, кое-что всё же нравится.

Например:

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всё - равны, мне всё - равно,
И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...

3 мая 1934

Или:

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

О черная гора,
Затмившая - весь свет!
Пора - пора - пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить.
С волками площадей

Отказываюсь - выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть -
Вниз - по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.

15 марта - 11 мая 1939

11. ссылки

Практически полное собрание стихов (без поэм) - http://www.ipmce.su/~igor/tsvetaeva.html#l1356