Хайнлайн
Хайнлайн, Роберт
Классик американской фантастики.
Вот о нём био + полный список сочинений.
Компиляция составлена по материалам с:
Фантлаб.ру -
+
Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Хайнлайн,_Роберт_Энсон
+
Андрей Балабуха. Адмирал звездных морей.
+
TIMELINE
This is a CHRONOLOGY of the History of Science and Science Fiction, and the Cosmic/Human
Universe it represents, a virtual encyclopedia oriented towards seeing who wrote what when, and how the field evolved from year to year, decade to decade, and century to century.
http://www.magicdragon.com/UltimateSF/timeline.html
…
Поехали.
Воспитание Хайнлайн получил: строгое, как это принято в домах методистов: праздность считалась грехом, безусловно, запрещалось употребление алкоголя, нельзя было танцевать, играть в карты (хотя для карточных фокусов колоду Роберту все-таки купили); пуританским, естественно, было и отношение к сексу.
Правда, со временем многие из этих правил Хайнлайн стал нарушать -- не только герои его книг, но и сам он, повзрослев, мог и выпить, и сыграть партию в покер, танцевать же попросту полюбил.
Но ведь это внешние проявления. А вот заложенная тогда, в детстве, внутренняя моральная основа осталась на всю жизнь."В отличие от гражданских институтов и университетов, куда желающие просто посылают по почте заявления, здесь нужно заручиться рекомендацией кого-либо из конгрессменов или сенаторов (каждый из них имеет право ежегодно рекомендовать одного человека; правом рекомендовать семь кандидатов наделен лишь президент).
Но и рекомендация -- вовсе не пропуск в академию, а лишь право быть допущенным ко вступительным экзаменамХотя с 1902 года курсантов академии именовали гардемаринами, но в быту старое словечко, освященное более чем полувековой традицией, еще жило; более того, два десятилетия спустя оно возродится в романе Хайнлайна "Космический кадет" (1948), пронизанном чуть ностальгическими воспоминаниями сорокалетнего писателя о курсантских временах в Аннаполисе...
Он стал чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе.
Окончил он двадцатым из выпуска в двести сорок три человека.
Теперь он мог с гордостью носить на груди значок, а на пальце -- золотое с синим кольце выпускника Аннаполиса."Закончив академию в 1929 и прослужив пять лет на эсминцах «Юта» и «Ропер», а затем на первом американском авианосце «Лексингтон» в качестве офицера-артиллериста, он вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулёз. (фантлаб и вика)
Эптон Синклер был тогда уже классиком американской литературы, движение его было социалистическим.
1938
В ноябре 1938 он сам баллотировался в Калифорнийскую ассамблею от республиканской партии, но был побежден, сломался, женился и продолжил жить на свою маленькую морскую пенсию.
Жену его звали Леслин МакДональд. Впсоледствии Хайнлайн никогда не рассказывал ни о Леслин, ни о более позднем разводе."В 1954 году он писал:
«Множество американцев заявляют, что МакКарти создал царствование террора. Вы этим испуганы? Я — нет, хотя я имею в моем прошлом много политической деятельности, которая была гораздо левей позиций сенатора МакКарти»."1939: первый рассказ
Они предложили полные ставки (половина цента за слово, до $50) любому предварительно неиздававшемуся автору, чья история отбиралась для печати.
Хайнлайн написал в апреле 1939 за четыре дня рассказ «Линия жизни» и представил на рассмотрение не в TWS, который, как он думал, будет завален рукописями, а к Джону Кемпбеллу в «Astounding Science Fiction».
Кемпбелл сразу купил рассказ, заплатив по одному центу за слово, за $70. И опубликовал в августовском номере Эстаундинг."Впрочем, по тем временам так оно и было. В Аннаполисе Хайнлайн получал, например, пятьсот долларов в год...
С тех пор он, по собственным словам, "никогда больше не искал честного заработка".1939
повести и рассказы:
1939 Неудачник / Misfit
1939
Тогда же, в 1939, Х. написал и первый свой роман - «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов».
Роман оказался неудачным и был опубликован только в 2003 году, через 15 лет после смерти Хайнлайна.
1940
жизнь:
В него входили Эдмонд Гамильтон и Энтони Бучер, сам Хайнлайн, Генри Каттнер и Клив Картмилл; впоследствии Бучер увековечил это общество в своем романе "Ракета к Моргу".
Уже в эти первые роды литературной деятельности Хайнлайн выработал свою систему работы: что бы ни случилось, он писал по четыре страницы текста -- изо дня в день, с того момента, как созрел замысел, и ею тех пор, пока не заканчивал рассказ или роман.
Потом он правил текст -- правил жестоко, иногда сокращая на треть и даже больше.повести и рассказы:
1940, январь, Эстуандинг
1940 , февраль, Эстаундинг
- скорее роман, чем повесть.
1940, сентябрь, Эстаундинг
1940
1940 Успешная операция / Successful Operation [= Heil!] [под псевдонимом «Lyle Monroe»]
1940
1940
Хайнлайн повесил у себя в кабинете схему этой истории, каждый из узлов которой становился сюжетом очередного произведения.
Позже Кэмпбелл опубликовал эту схему в "Поразительной научной фантастике"; к немалому огорчению любителей НФ, многие рассказы, обозначенные на схеме, так никогда и не были написаны...
Но и без них картина "Истории будущего" оказалась достаточно впечатляющей."1940
1941
жизнь:
Именно тогда было положено начало золотому веку американской НФ.
Творцами этого Золотого века были фантасты, сгруппировавшиеся вокруг Кемпбелла и его журнала, -- Альфред Ван Вогт, Лайон Спрэг де Камп, Теодор Старджон, Пол Андерсон, Лестер дель Рей, Айзек Азимов. И конечно Роберт Энсон Хайнлайн."…
Правда, в отличие от предыдущего периода, символом которого был Хьюго Гернсбек, кемпбелловский клан в НФ интересовали не столько научные предсказания, фантастические изобретения или открытия сами по себе, сколько их социальные последствия.
Однако фантастическая идея пока еще чуждалась условности, она была конкретна и продуманна -- порой буквально на уровне инженерного расчета.
Хайнлайн стал в этой области законодателем мод ("В три феноменальных года он полностью преобразил наше понимание того, как следует писать фантастику, и эта трансформация оказалась необратимой", -- признавался Роберт Силверберг) благодаря тому, что в старые гернсбековские мехи влил новое вино -- свой, хайнлайновский стиль.
Язык его книг был результатом мастерского смешения сленга, сочной народной афористичности, вынесенной им еще из детства, из Батлера, с берегов Миссури (недаром его любимым писателем всю жизнь оставался Марк Твен), и того технарского жаргона, который называют "инженеритом".
А его герои из чудаковатых, а то и вовсе сумасшедших яйцеголовых ученых и картонных опереточных злодеев превратились в людей действия, но действия мыслящего, в тех, кто одинаково легко управляется с винтовкой и логарифмической линейкой.
И, наконец, изображенное им будущее, благодаря продуманности социальной модели и деталировок, с одной стороны, и живости языка, с другой, оказалось на удивление достоверным, реальным и представимым."…
"Понадобилось совсем немного времени, чтобы поток рассказов Хайнлайна сделал ясным: вся фантастика может быть разделена на две части: первая -- Хайнлайн, вторая -- все остальное",
"Его роль в нашей области, -- утверждал Роберт Сильверберг, -- подобна роли Хемингуэя в реалистической литературе. Потрясающий технический новатор, преобразователь и творец форм, Хайнлайн показал, какой может и должна быть фантастика.
Никто из пишущих художественную литературу после 1927 года или около того не может не принимать во внимание теории и практики Хемингуэя, не рискуя при этом показаться архаичным и до невозможности наивным.
И никто после 1941 года не написал первоклассной фантастики без понимания теоретического и практического вклада Хайнлайна".жизнь:
(Также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов. Это рекорд.)
романы:
1941, январь, Эстаундинг с продолжением:
под псевдонимом Ансон Мак-Доналд
- книж вариант - 1949
романы: 1941 , июль, Эстаундинг: Дети Мафусаила / Methuselah's Children
повести и рассказы:
1941 май, Эстаундинг :
1941, май, Эстаундинг: Никудышное решение / Solution Unsatisfactory [под псевдонимом «Anson MacDonald»]
1941, ноябрь, "Super Science Сториз" - Утраченное наследие / Lost Legacy [= Lost Legion]
1941
1941
1941 Вне всяких сомнений / Beyond Doubt // Соавтор: Элма Венц [под псевдонимом «Lyle Monroe»]
1941 Они / They
1941
1941 Иноздесь / Elsewhere [= Elsewhen; Однажды; Где-нибудь, когда-нибудь; Когда-то там; Иное время] [под псевдонимом «Caleb Saunders»]
1941 По собственным следам / By His Bootstraps [= The Time Gate; По пятам; По замкнутому кругу] [под псевдонимом «Anson MacDonald»]
1941 Здравый смысл / Common Sence
1942
романы: 1942, апрель, Эстаундинг. Там, за гранью / Beyond This Horizont
повести и рассказы:
1942 My Object All Sublime [под псевдонимом «Lyle Monroe»]
1942 Аквариум с золотыми рыбками / Goldfish Bowl [= Аквариум для золотых рыбок; Стеклянный шар с золотой рыбкой; Аквариум] [под псевдонимом «Anson MacDonald»]
1942 Pied Piper [под псевдонимом «Lyle Monroe»]
1942
В 1950 году переработан в роман
"Уолдо: гений на орбите" / Waldo: Genius in Orbit;
1942 Неприятная профессия Джонатана Хога / The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag [= Неприятная профессия Джонатана Хоуга; Странная история мистера Джонатана Хога] [под псевдонимом «John Riverside»]
1943
жизнь:
Война.
Хайнлайн пытался вступить во флот, но по здоровью был отвергнут. И, вместе с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе.
"А почему бы не собрать воедино несколько фантастов -- из тех, кто имеет техническое образование, естественно, -- и посмотреть, что смогут сделать на практике эти изобретатели лучей смерти, роботов и звездолетов".
В итоге в стенах Экспериментальной станции морской авиации в Филадельфии собрались три писателя: офицер ВВС Спрэг де Камп и гражданские специалисты Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Кстати, в качестве гостей (не почетных -- деловых) там за время войны побывали Джек Уильямсон и Артур Кларк, служивший в королевских ВВС...
Они занимались борьбой с обледенением самолетов на больших высотах, разработкой аппаратуры слепой посадки и компенсирующих гермокостюмов, прообразов и прототипов будущих космических скафандров.
Замечу, что идею одного из них Хайнлайн позаимствовал из фантастического рассказа Эдмонда Гамильтона "Саргассы в космосе" (1931), а другой, разработанный Спрэгом де Кампом, несколько лет спустя был использован при съемках фантастического фильма по роману Хайнлайна "Место назначения -- Луна".
Но, естественно, литература в военные годы отступила на второй план.1944
Жизнь:
К тому времени он уже понял, что первый брак (в середине тридцатых годов он женился на Лесли Макдональд, чему обязан, кстати, своим происхождением один из его псевдонимов -- Энсон Макдональд) при всем желании не назовешь удачным.
И дело было не только в несходстве характеров и интересов. Хуже другое: Лесли пила, и Хайнлайн ничего не мог с этим поделать.
Методистское воспитание заставляло его тянуть с разводом до последнего, но на десятом году их совместной жизни Лесли спилась окончательно, и брак все-таки распался."1947
жизнь:
Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна.
Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти).Но это был не обычный консерватизм, это было радикальное либертарианство.
Бережной:
"именно Хайнлайн стал ключевой фигурой в организации Либертарианского общества США, которое, отталкиваясь от концепций в значительной степени романтических, приобрело, тем не менее, определенный политический вес в 80-х годах... "
…
Вполне похоже на его подругу дней суровых.
романы:
1947 Ракетный корабль «Галилей» / Rocket Ship Galileo [= Ракетный корабль «Галилео»]
Это был прорыв, на НФ-сообщество это подействовало чрезвычайно (см. в сообщ. Азимов), вслед за Х. такой же контракт заключил Азимов с Даблдей, затем и другие издательства подтянулись – и в течение пятидесятых журнальный период американской фантастики закончился. Журналы остались, их роль была по-прежнему не мала, но они уже не были единственным светом в окошке и авторов и любителей фантастики.
Да, важно ещё, что ни Скрибнерс, ни Даблдей не были специализированно фантастическими издательствами. Это были крупные книгогиганты, которые издавали всё самое разное. Это было важно: сайфай таким образом выходила из гетто."Восемь книг в этой серии были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери.
Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр — готов путешествовать» и «Астронавт Джонс»."…
повести и рассказы:
1947
1947
1947
1947 Что вытворяют с зеркалами / They Do It With Mirrors [под псевдонимом «Simon York»]
1947
1947 Джерри — человек / Jerry Was a Man [= Jerry Is a Man]
1947 Вода предназначается для купания / Water Is for Washing
эссе:
1947 Back of the Moon
1947 On the Writing of Speculative Fiction 1948
романы:
1948
(Нью-Йорк: Scribner's)
повести и рассказы:
1948
1948
1948 Испытание космосом / Ordeal in Space [= Боязнь высоты; Страх высоты; Испытание высотой]
эссе:
1948 Flight into the Future
1949
романы:
1949
(Нью-Йорк: Скрибнер)
повести и рассказы:
1949 Наш прекрасный город / Our Fair City
1949
1949 Poor Daddy
1949 Бездна / Gulf [= Скачок в вечность]
1949
1949
Проблемы организации быта рабочих на строительстве орбитальной станции
эссе:
1949 Baedecker of the Solar System
1950
романы:
1950
Нью-Йорк: Скрибнер.
Проблемы сельского хозяйства на спутнике Юпитера Ганимеде
В 2001 получила ретроспективную Хъюго-премию за лучший роман 1950 года.
Вика:
повести и рассказы:
1950
1950 Клифф и калории / Cliff and the Calories
1950 Destination Moon
Сценарий кинофильма?
эссе:
1950 [Article about writing] 1950 Shooting «Destination Moon» 1950 The Historical Novel of the Future
сборники:
1950 Уолдо и магия / Waldo and Magic, Inc.
1950 Человек, который продал Луну / The Man Who Sold the Moon
6 рассказов из серии «История будущего».
Заглавный рассказ в 2001 получил ретроспективную Хъюго за лучшую повесть 1950.
1951
романы:
1951 Среди планет / Between Planets [= Planets in Combat; Между планетами]
романы:
1951
сборники:
1951 Зеленые холмы Земли / The Green Hills of Earth
1952
романы:
1952 Космическое семейство Стоун / The Rolling Stones [= Tramp Space Ship; Space Family Stone; Беспокойные Стоуны]
повести и рассказы:
1952 Год окончания игры / The Year of the Jackpot [= Год невезения; Год, когда был сорван банк; Год резонанса]
эссе:
1952 Ray Guns and Rocket Ships 1952 Introduction to Tomorrow, the Stars 1952 Ящик Пандоры / Pandora's Box [= Куда идем? / Where To? Life in 2000 A.D.]
антологии:
1952 Tomorrow, the Stars // Соавторы: Фредерик Пол, Джудит Меррил
1953
жизнь:
…
романы:
1953
И правда – отличный.
повести и рассказы:
1953 Лифт на небеса / Sky lift [= Лифт в небеса; Спасательная экспедиция; Небесный лифт, Тяжесть небес]
1953 Операция «Кошмар» / Project Nightmare [= Проект «Кошмар»]
эссе:
1953 Introduction to The Best from Startling Stories
1953
сборники:
1953 Революция в 2100 году / Revolt in 2100 [= Восстание 2100 года]
1953 Предназначение: вечность / Assignment in Eternity
1954
романы:
1954
1955
романы:
1955
1956
романы:
1956
романы:
1956
романы:
1956
эссе:
1956 The Third Millennium Opens [= As I See Tomorrow]
1957
романы:
1957
повести и рассказы:
1957 Угроза с Земли / The Menace From Earth
1957 Человек, который торговал слонами / The Man Who Traveled in Elephants [= The Elephant Circuit; Странник в поисках слонов; Человек, который путешествовал слонами]
1958
романы:
1958
повести и рассказы:
1958 Tenderfoot in Space
эссе:
1958 Who Are the Heirs of Patrick Henry?
1959
романы:
1959
Роман был навеян односторонним решением администрации США прекратить ядерные испытания.
Главной идеей этой книги стало то, что не должно быть никакой «воинской повинности», зато демократические права, особенно избирательное право — должны принадлежать только тем, кто заслужил его военной службой.На этом и прекратилось сотрудничество Х. со Скрибнерс: «Звёздная пехота» была отклонена редакцией как «слишком спорный».
Собственно, Хайнлайн этому даже обрадовался: он мог отказаться, наконец, от амплуа подросткового автора и писать уже не оглядываясь ни на какие рамки и условности.
повести и рассказы:
1959 Все вы зомби... / All You Zombies– [= Все вы — зомби...; Уроборос]
эссе:
1959 Science Fiction: Its Nature, Faults, and Virtues
сборники:
1959 Шесть историй / 6xH [= The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag]
1959 Угроза с Земли / The Menace from Earth
1960
эссе:
1960: Pravda значит «правда» / «Pravda» means «Truth»
- Это Хайнлайны
1961
романы:
1961
1962
повести и рассказы:
1962 Прожектор / Searchlight [= На ощупь]
1963
романы:
1963
1963
1963
эссе:
1963 All Aboard the Gemini [= Appointment in Space] 1964
романы:
1964
эссе:
1964 Science Fiction: The World of «What If?» 1964 The Happy Road to Science Fiction
1966
жизнь: На очередном Уорлдконе фанаты придумывают, что надо, среди прочих номинаций, выбрать также и Лучшую серию всех времён, Best All-Time Series.
Хайнлайнова "История будущего" вошла в число номинантов. Но премию получило "Основание" Азимова.
романы:
1966
повести и рассказы:
1966 Свободные люди / Free Men
сборники:
1966 The Worlds of Robert A. Heinlein
1967
сборники:
1967 История будущего / The Past Through Tomorrow: Robert A. Heinlein's Future History Stories
1969
жизнь:
1970
жизнь:
Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни.
Излечение потребовало более двух лет."Он перенес несколько операций, ему неоднократно приходилось делать переливание крови, а он к тому же обладал редкой группой. Правда, в его романах нет и намека на эти печальные обстоятельства жизни автора -- его герои всегда исполнены силы и оптимизма.
Но однажды, выйдя из госпиталя после очередного курса лечения, он написал монографию, призывающую к созданию местных банков крови.
Призыв был услышан.
А все американские конвенты любителей НФ с тех пор включают специальную программу "Кампания по сдаче крови имени Роберта Хайнлайна"..."
романы: 1970 Не убоюсь я зла / I Will Fear No Evil [= Пройдя долиной смертной тени]
1973
жизнь:
романы: 1973 Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга / Time Enough For Love
повести и рассказы:
1973 Оркестр молчал, и флаги не взлетали / No Bands Playing, No Flags Flying [= No Bands Playing]
эссе:
1973 Guest of Honor Speech, Third World Science Fiction Convention — Denver, 1941 [= Discovery of the Future]
1973 Записные книжки Лазаруса Лонга / The Notebooks Of Lazarus Long [= Дневники Лазаруса Лонга]
1974
жизнь:
эссе:
1974 The Pragmatics of Patriotism [= Channel Markers]
1975
жизнь:
26 апреля 1975 года по единогласному решению первым Великим Мастером стал Роберт Энсон Хайнлайн.
"Не было ни дискуссий, ни сомнений, -- вспоминал впоследствии Айзек Азимов, -- это было столь же естественно, как избрать Джорджа Вашингтона Президентом"."эссе:
1975 A United States Citizen Thinks About Canada
1975 Paul Dirac, Antimatter, and You
1976
жизнь:
Почётный гость на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976).…
В том же году он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей.
Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям."эссе:
1976 Are You a «Rare Blood»?
1979
сборники:
1979 Destination Moon
1980
жизнь:
романы: 1980 Число Зверя / The Number of the Beast
Все эти книги явно связаны между собою, включая особенности персонажей, а также временем и местом действия.
Эта пенталогия стала изложением философии Хайнлайна.
В них много философских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сексуальной жизни и религии.
Многие критики отзывались об этих романах отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго»."…
«Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приключенческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в финале.
Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это — сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики."…
повести и рассказы:
1980 Ее собственная ванная / A Bathroom of Her Own
1980 На склонах Везувия / On the Slopes of Vesuvius
эссе:
1980 «Интурист» изнутри / Inside Intourist
1980 The Last Days of the United States 1980 Larger Than Life: A Memoir in Tribute to Dr. Edward E. Smith
1980 Pie from the Sky
1980 How to Be a Survivor: The Art of Staying Alive in the Atomic Age
1980 Spinoff
1980 The Happy Days Ahead
сборники:
1980 Расширенная Вселенная / Expanded Universe
1982
романы: 1982 Фрайди / Friday [= Пятница, которая убивает; Меня зовут Фрайди]
1984
романы: 1984 Иов, или Осмеяние справедливости / Job: A Comedy of Justice
1985
романы: 1985 Кот, проходящий сквозь стены / The Cat Who Walks Through Walls
эссе:
1985 Preface for Theodore Sturgeon's Godbody
1987
романы: 1987 Уплыть за закат / To Sail Beyond the Sunset
1988
1988 8 мая
"Хайнлайн мирно умер утром 8 мая 1988, от отека легких (emphysema) и сердечной болезни, которая мучила его в течение последних нескольких лет его жизни."В стране, где не издается то, что не покупается, это более чем показательно."
1989
эссе:
1989 This I Believe [= Our Noble, Essential Decency]
1992
повести и рассказы:
1992 The Bulletin Board
эссе:
1992 Guest of Honor Speech — Rio de Janiero Movie Festival, 1969
1992 Guest of Honor Speech at the XXXIVth World Science Fiction Convention — Kansas City, 1976
1992 Guest of Honor Speech at the XIXth World Science Fiction Convention — Seattle, 1961 [= The Future Revisited]
1992 Take Back Your Government!: A Practical Handbook for the Private Citizen Who Wants Democracy to Work
сборники:
1992 Requiem: New Collected Works by Robert A. Heinlein and Tributes to the Grand Master
2003
романы: 2003 For Us, The Living: A Comedy of Customs
2006
романы: 2006 Переменная звезда / Variable Star // Соавтор: Спайдер Робинсон
2008
сборники:
2008 Project Moonbase and Others: The Scripts of Robert A. Heinlein, Volume One
Официальный сайт Роберта Хайнлайна:
www.nitrosyncretic.com/rah