Новая волна

Материал из Большая Немировская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Новая волна
I. вика

http://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_волна_(музыка)

Новая волна (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока.

Происхождение и развитие

Сам термин появился в печати 1977 году, — по аналогии с «новой волной» в кино, призванный, таким образом, определить новое направление рок-музыки, начатое панк роком, из которого быстро развились новые жанры: постпанк, синтипоп и т. д. до инди рока и европопа.

Для жанров «новой волны» характерны короткие песни энергичного ритма (наследство панк-рока и рок-н-ролла), зачастую аранжированные с обильным использованием синтезаторов (влияние Kraftwerk) при сохранении жёсткого звучания гитар.

Общим для большинства групп «новой волны» было стремление к новаторству и развитию музыкальных технологий.

Большое влияние на «новую волну» оказала ямайская музыка.

Как следствие, в общую категорию «новой волны» можно отнести совершенно непохожие друг на друга исполнителей: Devo, The Police, Talking Heads, Duran Duran, Public Image Limited, Depeche Mode, The Cure, The Jam, Ultravox, Blondie, The Clash.

Все они оказали определяющее влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х гг., сформировав не только звучание десятилетия, но и его моду.

После периода расцвета

К концу 1980-х гг. большинство групп «новой волны» конца 70-х гг. либо прекратили своё существование, либо разработали своё собственное звучание, порывающее с прежними приёмами.

При этом появились новые коллективы, как правило, из континентальной Европы, которые успешно стали использовать арсенал технологических и мелодических находок «новой волны» (особенно жанра синти-поп и hi energy): Alphaville, Camouflage, A-ha, Mecano и др.

На рубеже столетий, одновременно с возрождением моды 80-х гг., «новая волна» обрела новую популярность, вернее, лишь один из жанров этого направления - электроклэш (группы Ladytron, Client, альбомы Мадонны).

II. и ещё вика:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Рок-музыка

Появление новой волны

Первые ростки стиля, названного «новая волна» (нью-вейв), начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов.

Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты «новой волны» были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам.

2.

История ранней альтернативной музыки связана с легендарным нью-йоркским клубом CBGB.

Именно там впервые в 1974 году уже выступала Патти Смит, в 1975 году выпустившая один из главных альбомов прото-панка и один из первых — новой волны («Horses»).

Помимо этого, творчество Патти Смит послужило основой «женского рока» (альтернативной музыки с женским вокалом).

Другой ключевой группой ранней новой волны стали Television, более приближенные к ритм-энд-блюзу.

Появление панк-рока

Уже в 1975 году в клубе CBGB стали выступать Ramones.

Именно они стали первой настоящей панк-рок группой и одной из самых влиятельных групп альтернативного рока вообще.

Их классические альбомы 70-х годов, особенно первый, состояли из агрессивных трёхаккордных боевиков с вызывающе бессмысленными текстами.

Их неряшливый внешний вид откровенно противоречил общепринятым представлениям о внешности рок-звезды.

Именно с первых релизов Ramones фактически начинается всё течение альтернативного рока в том виде, в каком оно существовало в 70-80-х гг.

2.

Основой панк-рока стала нигилистическая, иногда антиобщественная идеология, выраженная (как правило) в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры; основой такого рода музыки было не виртуозное исполнительское мастерство, а желание самовыражения, драйв и энергетика.

3.

Параллельно с американским панком начинает развиваться английский: группа Damned впервые в Англии выпускает панк-рок сингл, а Sex Pistols формируют идеологию и сущность панк-рока.

Несмотря на музыкальную вторичность, Sex Pistols (во многом благодаря менеджменту Малькольма Макларена) заложили основы панк-идеологии.

В отличие от грязного, но всё же развлекательного рок-н-ролла Ramones песни и поведение Sex Pistols были показательно антисоциальными.

В конечном итоге две панк-иконы — Ramones и Sex Pistols — сформировали основы нового жанра, дав второе дыхание рок-н-роллу.

4.

Следует отметить, что в становлении панк-рока (и, в частности, Ramones) сыграл значительную роль легендарный диджей BBC Джон Пил.

Его деятельность с конца 1960-х до 2000-х в значительной мере способствовала открытию и нарастанию популярности многих видных коллективов панк-рока и альтернативного рока.

Конец десятилетия.
Развитие панк-рока и альтернативы
Панк-рок

В конце 70-х панк активно развивался как в Америке (как культурный феномен), так и в Англии (фактически как общественное явление).

Произошёл главный культурный перелом — панк-рок превратил рок из музыки, которую могли играть лишь избранные, в музыку, которую могли играть все.

Естественно, большинство появлявшихся панк-рок-групп не представляли ни малейшего интереса, однако среди множества пластинок было и немало крупных удач, своеобразных и качественных работ.

2.

Помимо Ramones, в сфере неагрессивного увеселительного панк-рока выделялась британская группа Buzzcocks.

Buzzcocks сплетали агрессивный гитарный саунд и мелодичный вокал, а в некоторых песнях заложили основы пост-панка.

3.

Другой влиятельной британской панк-группой стали The Clash.

С самого начала карьеры они отличались меньшим нигилизмом, но ярче выраженным социальным протестом; к 1979 году группа отошла от канонов традиционного панка, создав свои самые интересные работы на стыке с новой волной.

4.

Среди других важнейших британских панк-групп — Damned, первые альбомы которых являются одним из образцов агрессивного и прямолинейного панк-рока, и Vibrators, выпустившие в 1977 году один из сильнейших панк-альбомов года и ориентированные на поп-панк с ярко выраженной мелодической составляющей.

5.

Одной из самых агрессивных панк-групп Британии 70-х стали Crass.

6.

В своём роде уникальным стало движение мод ревайвл, участники которого на основе панк-рока с сильным влиянием рок-н-ролла пытались возродить эстетику The Who и The Kinks.

Главная группа направления — Jam.

7.

Происходило зарождение агрессивного направления Oi! — скоростного, бескомпромиссного панк-рока на основе «кричалок» футбольных болельщиков.

Уже в 1977—1979 году ранний Oi! играли Sham 69 и Skrewdriver.

8.

Параллельно с британским развивался и американский панк-рок.

The Dead Boys первыми использовали в своей музыке агрессию и нигилизм первых британских панков.

Видной американской группой стали Misfits.

Самой знаменитой «чернокожей» панк-группой стали Bad Brains, на музыку которых оказали влияние реггей и ска.

Панк-рок находил себе сторонников и в других странах мира, например, австралийскую группу The Saints.

Новая волна

Параллельно с панком развивалась новая волна, которая также экспериментировала с саундом, однако на основе уже несколько других музыкальных средствах.

Тем не менее, эти две сцены были крайне близки, и само отделение понятия «новая волна» было произведено прежде всего потому, что станции, которые не хотели ставить агрессивный панк, при этом могли бы крутить более мелодичную музыку вроде Blondie.

Среди наиболее значительных групп направления — Blondie и The Pretenders, игравшие мелодичную музыку с женским вокалом, The Police, на музыку которых оказали влияние даб и реггей.

Лидер The Police Стинг после распада группы стал популярным исполнителем поп-рока.

На основе музыкальных средств новой волны играли мелодичную музыку, иногда даже с элементами арт-рока, The Cars и The Go-Go's.

Одними из основателей стиля пауэр-поп (зародившегося ещё в 60-е годы) стали The Knack с песней «My Sharona».

2.

Особым явлением в среде новой волны стал так называемый арт-панк — авангардная музыка, в которой смешалось влияние панк-рока, арт-рока и интеллектуального глэма.

На этот поджанр оказала немалое влияние Патти Смит.

Среди важнейших групп направления — Talking Heads, в чьей музыке можно заметить элементы фанка, арт-рока и даже этнической музыки.

С Talking Heads долгое время сотрудничал знаменитый мультиинструменталист Брайан Ино, ранее игравший с Дэвидом Боуи, Roxy Music, King Crimson. Другие важные группы — Pere Ubu, Devo.

3.

Особняком среди групп арт-панка стояли Suicide, игравшие экспериментальный в мелодическом и музыкальном отношении электронный панк-рок с влиянием Игги Попа.

Среди других экспериментаторов, скрещивавших рок с электронной музыкой — The Rockets, Telex, Гэри Ньюман.

Появление постпанка

На основе, во-первых, достижений прото-панка (в первую очередь Velvet Underground), во-вторых, ранней новой волны почти одновременно с распространением панка стал формироваться новый жанр — постпанк.

Саунд пост-панка коренным образом отличался от панк-рока — песни были построены на холодной пульсирующей работе ритм-секции, тревожных, мрачных, с отчаянной, прорывающейся наружу эмоциональностью мелодиях.

2.

Первым альбомом жанра считается дебютная пластинка Public Image Ltd. (группы экс-вокалиста Sex Pistols Джона Лайдона).

Примерно тогда же начинала влиятельная группа The Fall, чьи таинственные вокальные партии и монотонная, тягучая музыка стали основой для последующего развития пост-панка.

К пост-панку в тот же период перешла панк-группа Wire, которая была непопулярна в период активной творческой деятельности, однако задним числом существенно повлияла на пост-панк (а также бритпоп и нойз-рок) — в частности, тем, что впервые применила в пост-панке электронику.

Buzzcocks, Damned, Clash повлияли на становление раннего пост-панка; в частности, среди первых пост-панк-групп был сольный проект участников Buzzcocks Magazine.

Важную роль в становлении пост-панка сыграли The Stranglers — уже на ранних работах они пытались использовать в панк-роке клавишные, а позже перешли к мелодичному пост-панку.

Немалая роль в становлении жанра принадлежит Swell Maps.

3.

Однако самой влиятельной и значительной группой пост-панка конца 1970-х стали Joy Division.

Записавшие всего два альбома, они стали одной из основополагающих групп для всего дальнейшего альтернативного рока.

Уникальный трагичный вокал Йена Кёртиса сочетался с холодной ритм-секцией, основные принципы игры которой использовались практически всеми группами 80-х.

Впечатление от депрессивных, меланхоличных, а порой трагических текстов на концертах усиливалось своебразной пластикой Кёртиса.

После самоубийства лидера остальные участники Joy Division организовали электропоп-группу New Order.

Возрождение рокабилли. Сайкобилли

В конце 70-х-начале 80-х произошло возрождение и вторая волна популярности музыки рокабилли.

Начало этого движения связано с именами Роберта Гордона и Дэйва Эдмундса, однако по-настоящему поднять нео-рокабилли на верхние строчки хит-парадов смогли Stray Cats.

Несмотря на то, что по сути их музыка не была панк-роком, влияние панк-рока и новой волны на нео-рокабилли было значительно.

В конце концов, попытки соединить экспрессию панка и мелодику рокабилли нашли выражение в новом поджанре сайкобилли — драйвовом, утяжелённом рокабилли c грязным саундом и текстами, полными чёрного юмора.

Основателями этого направления считаются The Cramps, а главными представителями — The Meteors, King Curt, Quakes, Mental Hospital.

Возрождение ска. Ска-панк

Помимо рокабилли, новое дыхание в конце 70-х получила ямайская музыка ска.

Работы основателей новой волны ска — в первую очередь Madness и The Specials — смешивали традиционные приёмы и танцевальную ритмику ска с музыкальными находками новой волны, энергетикой и зажигательностью панк-рока.

Хотя позже эти группы создавали более поп-ориентированные пластинки, их первые пластинки заложили основы для последующего проникновения элементов ска в рок-музыку.

2.

Вскоре элементы ска стали использовать в своей музыке более жёсткие панк-группы.

Первыми экспериментами такого рода стали заниматься Serious Drinking в 1984 г., а популярным жанр стал становиться с появлением Operation Ivy в 1987 г.

Впрочем, наибольшей популярности панк с элементами ска в музыке и аранжировках достиг в 90-е годы, будучи представленным группами Mighty Mighty Bosstones и хардкор-ориентированными Voodoo Glow Skulls.

Ска-панк оказал сильнейшее влияние на развитие поп-панка 1990-х.

Развитие пост-панка и новой волны

Оттеснив панк-рок в андерграунд, в начале 1980-х на рок-сцене почти полностью доминировал пост-панк.

В конечном итоге этот жанр стал основой для развития крупнейшего направления альтернативного рока, появлиял на развитие электронной музыки и индастриала.

С другой стороны, новая волна 80-х стала больше тяготеть к мейнстриму.

Новая волна 80-х

К началу 1980-х музыка новой волны подвергалась всё более сильному влиянию развивавшейся электронной музыки (Kraftwerk) и породила направления синтипоп и электропоп (Depeche Mode, Duran Duran, Eurythmics, The Buggles, A-Ha), в строгом смысле уже не относящиеся к року.

Лишь немногие группы продолжали играть рок, оперируя средствами новой волны — например, INXS.

Следует отметить, что в 80-х в СССР стала развиваться своя рок-сцена, активно использовавшая элементы новой волны — Кино, Наутилус Помпилиус, Алиса.

Однако, для русского рока было характерно влияние традиции бардовской музыки — главенствующей роли текста в песне, в связи с чем в музыкальном отношении русский рок сильно уступал западной музыке.

Эволюция пост-панка

В Англии к началу 1980-х пост-панк стал абсолютно преобладающим направлением рок-музыки и начинал постепенно становиться международным феноменом.

Этому способствовали, во-первых, новые альбомы пост-панк-групп «первой волны», во-вторых, более коммерчески ориентированные новые исполнители жанра (Билли Айдол, Element Of Crime).

В противоположность «мейнстримовому» пост-панку, ряд групп пытался проводить эксперименты со звучанием.

Так, Killing Joke играли на основе пост-панковой ритмики более жёсткую, тяжёлую и эклектичную по сравнению с традиционным пост-панком музыку, сильно повлиявшую на развитие как альтернативного рока, так и ню-метала 90-х (в особенности их эксперименты на стыке с индастриалом).

Одним из самых оригинальных коллективов стали Virgin Prunes, чья декадентская, язвительная форма пост-панка стала в своём роде уникальной.

Экспериментальная группа DNA пыталась соединить пост-панк с авангардным джазом, New Model Army использовали элементы ритм-энд-блюза и фолк рока, The Teardtop Explodes — фанка.

Мрачный, тяжёлый и агрессивный пост-панк играли The Birthday Party, чей стиль послужил одной из основ поджанра «deathrock» (Christian Death, Theatre Of Ice).

Ряд групп, отталкиваясь от идей, заложенных Killing Joke и Wire, играли пост-панк с использованием электронных инструментов: либо лёгкий, приближенный к электропопу (Depeche Mode), либо тяжёлый, на стыке с индастралом (Fad Gadget, Chrome, Clock DVA, из немецкой сцены — D.A.F.).

Готик-рок

Появившийся в начале 80-х поджанр пост-панка готик-рок, по большому счёту, музыкально не предлагал ничего принципиально нового.

Однако на основе этого поджанра сформировалась особая сцена и одна из наиболее популярных на данный момент субкультур — готы.

По сути это был мрачный и атмосферный пост-панк, на становление которого оказали влияние Joy Division и Virgin Prunes.

2.

Одной из влиятельнейших групп пост-панка вообще стали The Cure.

Поначалу играя новую волну, в начале 80-х они создали ряд очень мрачных, тяжёлых и своеобразных работ.

Экзистенциальная музыка и тягучие гармонии сочетались со своеобразным «готическим» имиджем.

Несмотря на периодические эксперименты, до настоящего момента группа продолжает создавать интересные готик-рок-работы.

3.

У истоков жанра стояла и группа Siouxsie And The Banshees.

Певица и лидер группы Souixsie в области имиджа и идеологии значительно повлияла на готику.

4.

Важнейшая роль в формировании готик-саунда принадлежала Bauhaus.

Для них были характерны для них гитарные партии, на которые оказал влияние даб и фанк, монотонная, мрачная, депрессивная музыка с элементами глэм рока и психоделии.

Тексты Bauhaus впервые в жанре стали посвящены мрачным, загробным, вампирским темам, а эпатажная, идущая от глэма манера сценического перформанса повлияла на многие готик-группы (Specimen, Alien Sex Fiend).

5.

Третья ключевая группа жанра, The Sisters Of Mercy, окончательно выкристализовала саунд Bauhaus — он стал предельно холодным, мрачным и медитативным.

Один из составов музыкантов The Sisters Of Mercy (в которых единственным постоянным участником является Эндрю Элдрич) организовал ещё одну известную группу жанра — The Mission.

6.

На периферии готик-сцены находились The Cult — группа, объединявшая готик-рок, металлизированный саунд и элементы психоделии в духе The Doors.

7.

На основе саунда самых тяжёлых готик-рок-групп (Fields Of The Nephilim, Balaam And The Angel) сформировался готик-метал.

No Wave

Как своего рода оппозиция уходившему в мейнстрим «нью-вейву» в Нью-Йорке возникло андерграундное направление no wave, для музыкантов которого, работавших на основе пост-панка и индастриала, были характерны атональные, монотонные композиции с преобладанием текстуры над мелодикой.

Важную роль в no wave играли перформансы.

Среди основных фигур no wave — гитарист Glenn Branca, певица Лидия Ланч.